Научная статья на тему 'МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ РИСКОМ ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ РИСКОМ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛОНЕНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СТРАХОВАНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОСТРАХОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева Е. В., Фролова О. Ю., Шапагатов С. Р.

Статья посвящена проблеме управления финансовыми рисками на предприятии. В статье рассматриваются такие методы управления финансовыми рисками как: уклонение, диверсификация, страхование, распределение, самострахование и хеджирование, рассматриваются положительные и отрицательные стороны каждого из данных методов.The article is devoted to the problem of managing financial risks in the enterprise. This article discusses these methods of financial risk management as: avoidance, diversification, insurance, distribution, self-insurance and hedging, are considered positive and negative aspects of each of these methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ РИСКОМ ПРЕДПРИЯТИЯ»

— С. 67-70.

2. Лаврушин О.И. Банки и банковские операции. М.:КНОРУС, 2012. 106 с.

3. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция (тезисы) // Деньги и кредит. 2014. №1. С. 44-47.

Игнатьева Е.В. студент 4 курса Фролова О.Ю. студент 4 курса Шапагатов С.Р. студент 2 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ РИСКОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления финансовыми рисками на предприятии. В статье рассматриваются такие методы управления финансовыми рисками как: уклонение, диверсификация, страхование, распределение, самострахование и хеджирование, рассматриваются положительные и отрицательные стороны каждого из данных методов.

Ключевые слова: уклонение, диверсификация, страхование, распределение, самострахование, хеджирование, финансовый риск.

Annotation. The article is devoted to the problem of managing financial risks in the enterprise. This article discusses these methods of financial risk management as: avoidance, diversification, insurance, distribution, self-insurance and hedging, are considered positive and negative aspects of each of these methods.

Keywords: avoidance, diversification, insurance, distribution, self-insurance, hedging financial risks.

Максимальное снижение потерь - это основная цель управления финансовым риском. Оцениваются не только сами потери (как правило, в денежном выражении), но также и шаги по их минимизации. Управление рисками можно осуществлять при помощи уклонения, диверсификации, страхования, распределения, самострахования и хеджирования.

Уклонение от риска - это отказ от совершения рисковой операции. Данный метод является самым кардинальным, т.к. для коммерческого предприятия уклонение от риска означает в большинстве случаев отказ от получения прибыли. При использовании этого метода разрабатываются следующие мероприятия, полностью исключающие данный вид финансового риска:

1) отказ от совершения финансовых операций с высоким уровнем

риска;

2) отказ от использования большого объема заемного капитала;

3) отказ от использования оборотных активов низколиквидных

форм;

4) отказ от краткосрочных финансовых вложений временно свободных денежных средств [1].

Уклонение от риска также включает в себя поглощение и лимитирование. Поглощением называется признание ущерба и отказ от его страхования.

К этому методу прибегают только в том случае, если сумма предполагаемого ущерба настолько мала, что ей можно пренебречь.

Лимитированием называется определение конкретной суммы предела (лимита). Оно находит применение при продаже товаров в кредит, определении сумм займов или вложений капитала.

Лимит устанавливается предприятием в соответствии со стратегией его деятельности.

Видами лимитов являются: структурный лимит, лимит контрагентов, лимит открытой позиции, лимит на исполнителя и контролера сделки, лимит ликвидности.

При совершении операций, осуществляющихся в зоне критического или катастрофического риска, используется механизм лимитирования концентрации финансовых рисков. Данный механизм осуществляется при помощи установления в организации внутренних финансовых нормативов.

Диверсификацией называется распределение капитала предприятия между различными объектами вложения, не связанными друг с другом. Это наименее затратный метод управления финансовым риском.

Диверсификация применяется в следующих формах:

1) по видам финансовой деятельности. Это означает получение дохода при помощи альтернативных возможностей;

2) с использованием валютного портфеля организации. Выбор нескольких видов валют для использования их во внешнеэкономических операциях;

3) с использованием депозитного портфеля. Временно свободные денежные средства предприятия размещаются одновременно в нескольких банках в достаточно большом количестве;

4) с использованием кредитного портфеля. Уменьшение кредитного риска организации при наличии достаточно большого разнообразия покупателей ее продукции;

5) имеющегося портфеля ценных бумаг. Снижает несистематический риск портфеля без изменения уровня его доходности;

6) программы реального инвестирования. Снижение общего инвестиционного риска при помощи включения в данную программу разных инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью [2].

Механизм диверсификации помогает снизить негативные последствия отдельных финансовых рисков. Однако, диверсификация бессильна при

систематических рисках: инфляционных, налоговых.

Сущностью страхования является создание резерва (страхового фонда), где для каждого страхователя устанавливается такой уровень отчислений, который является гораздо меньшим, чем ожидаемые убытки. Суть страхования в передаче конкретного риска страховой компании за определенную плату. Ситуация будет считаться выигрышной, если не возникнет непредвиденных ситуаций.

Характеристики страхования: целевое назначение создаваемого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений; возвратность средств.

Страхование можно осуществлять двумя способами: обратиться к страховой фирме или распределить потери между группой предпринимателей, подверженных однотипному риску.

Распределение рисков - это их частичная передача партнерам по различным финансовым операциям.

Партнерам передается только та часть финансовых рисков организации, по нейтрализации негативных последствий которой у них существует больше возможностей и они обладают наиболее эффективными механизмами внутренней страховой защиты.

Широко распространены такие направления распределения рисков:

1) распределение риска между участниками проекта;

2) распределение риска между предприятием и поставщиками сырья и материалов;

3) распределение риска между участниками лизинговой операции;

4) распределение риска между участниками факторинговой (форфейтинговой) операции.

Самострахование основано на резервировании организацией части финансовых ресурсов, чтобы избежать негативных финансовых последствий тех операций, где данные риски не связаны с действиями контрагентов. Основные формы самострахования:

1) формирование резервного (страхового) фонда организации;

2) формирование целевых резервных фондов;

3) формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия;

4) нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде.

Хеджирование - это метод по снижению возможных потерь вложений из-за рыночного риска (а также кредитного риска). Это форма страхования от предполагаемых потерь при помощи заключения сделки по уравновешиванию.

Для хеджирования необходимо отвлечение дополнительных средств [3]. Существуют две операции хеджирования: на повышение и на понижение. При первом варианте имеется в виду биржевая операция с

покупкой срочных контрактов и опционов. Хедж на повышение используется, если нужна страховка от предполагаемого повышения цен в будущем.

Второй вариант хеджирования предполагает биржевую операцию по продаже срочного контракта.

Продажа срочного контракта или опциона страхует хеджера от возможного снижения цен в будущем.

Риск связан с выбором определенных альтернатив и расчетом вероятности их результата. Знание всех факторов риска, определение их взаимосвязи и взаимного влияния играют первостепенную роль в анализе принятия оптимального решения.

Использованные источники:

1. Бердникова Л. Ф. Финансовый анализ: понятие и основные методы [Текст] / Л. Ф. Бердникова, С. П. Альдебенева // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 330-338.

2. Тюрина В. Ю. Сравнение отечественных методик проведения финансового анализа организации [Текст] / В. Ю. Тюрина, Э. Р. Альмухаметова // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 477-481.

3. Коваленко О. Г. Система управления денежными потоками предприятия [Текст] / О. Г. Коваленко // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 295-297.

Ильина М.С. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Аннотация: Статья посвящена особенностям ораторского искусства. Актуальность темы обусловлена тем, что владение навыками ораторского искусства является важнейшим компонентом успеха личности в любой сфере профессиональной деятельности и наиболее действенным инструментом в формировании её мировоззрения.

Ключевые слова: оратор, речь, риторика, ораторское искусство.

Для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать». Речь - это лучший паспорт человека. Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга [1, с. 4]. Поэтому сегодня в мире резко возрос интерес к риторике. Во многих зарубежных странах риторика является обязательным предметом практически во всех учебных программах, поскольку прагматичное стремление современного человека к жизненному успеху, карьерному росту, профессиональной компетентности немыслимо без умения говорить аргументировано, грамотно, убедительно и красиво.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.