Научная статья на тему 'Методы учета и управления затратами предприятия'

Методы учета и управления затратами предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
889
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА / НЕДОСТАТКИ МЕТОДА / СЕБЕСТОИМОСТЬ / METHOD OF CONTROL OVER EXPENSES / ADVANTAGES OF A METHOD / METHOD SHORTCOMINGS / PRIME COST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нунян Ольга Александровна, Толстолесова Людмила Анатольевна

Статья посвящена обзору методов учета и управления затратами. Для каждого метода выделены преимущества и недостатки с точки зрения использования в системе управленческого учета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF THE ACCOUNT AND MANAGEMENT OF ENTERPRISE EXPENSES

Article is devoted to the review of methods of the account and management of expenses. For each method advantages and shortcomings from the point of view of use in system of management accounting are marked out.

Текст научной работы на тему «Методы учета и управления затратами предприятия»

МЕТОДЫ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Нунян Ольга Александровна

магистрант, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

E-mail: 3051981@rambler.ru Толстолесова Людмила Анатольевна

д-р экон. наук, профессор, Тюменский государственный университет, РФ,

г. Тюмень E-mail: latl 611 @yandex. ru

METHODS OF THE ACCOUNT AND MANAGEMENT OF ENTERPRISE

EXPENSES

Nunyan Olga

undergraduate, Tyumen state university, Russia Tyumen

Tolstolesova Lyudmila

doctor of Economics, professor, Tyumen state university,Russia Tyumen

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена обзору методов учета и управления затратами. Для каждого метода выделены преимущества и недостатки с точки зрения использования в системе управленческого учета

ABSTRACT

Article is devoted to the review of methods of the account and management of expenses. For each method advantages and shortcomings from the point of view of use in system of management accounting are marked out.

Ключевые слова: метод управления затратами; преимущества метода; недостатки метода; себестоимость.

Keywords: method of control over expenses; advantages of a method; method shortcomings; prime cost.

Первоочередной задачей современного предприятия является получение прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным фактором, влияющим на эффективность деятельности компании, является управление затратами.

Проблемы, связанные с методологией и организацией управленческого учета и исчислением себестоимости, разрабатывались многими зарубежными и отечественными учеными, такими как: Р. Каплан, Х. Андерсон, М.Р. Метьюс, Т.П. Карпова, М.Ф. Бычков, А.Д. Шеремет и другие.

Так, в начале XX века в США американскими экономистами Г. Эмерсоном, Д.Ч. Гаррисоном, Т. Дауни и другими учеными, был разработан метод неоправданных затрат — «Стандарт-кост» (StandardCosts).

Данная система основана на предварительном нормировании затрат, после чего все фактические затраты соотносятся со стандартами, а выявленные отклонения между произведенными фактически затратами и стандартами распределяются по видам причин. Неоспоримое достоинство системы «Стандарт-кост» состоит в оперативности выявления негативных тенденций в процессе формирования затрат и прибыли организации.

По мнению В.Э. Керимова [14], недостатки системы «стандарт-кост» состоят в трудоемкости определения стандартов на базе технологической документации производства, а также в затруднении определения остатков готовой продукции на складе и незавершенного производства при изменении цен на рынке и при инфляции. Кроме того, достаточно сложно за короткий период деятельности предприятия, разработать стандарты на каждый заказ при их большом количестве и разнообразии.

В отечественной практике существует практически аналогичный метод учета затрат — нормативный. Данная методика не связана с реализацией продукции, а сосредоточена на процессе производства, что создает препятствие при определении продажных цен продукции.

В процессе развития систем управления затратами и прибылью, учеными Р.Д. Мак-Илхаттаном, Р.А. Хауэллом и С.Р. Соуси, был разработан метод «Точно во времени» (SisteminTime). Он основывался на объединении системы «Стандарт-кост» и модели учета затрат по центрам ответственности.

Основываясь на преимуществах и недостатках существующих ранее методов учета затрат, в 1936 г. Д. Гаррисон создал систему Direct-Costing-

Sistem (систему учета прямых затрат). Данная система возникла на основе четкого разграничения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, переменные и постоянные, производственные и периодические.

В настоящее время система «Директ-костинг» претерпела некоторые изменения. Теперь затраты группируются в зависимости от объемов производства, то есть делятся на переменные и постоянные, причем, планирование и учет себестоимости происходит только в части переменных затрат, а разница между стоимостью реализованной продукции и суммой переменных затрат признается маржинальным доходом. При этом методе постоянные затраты не включаются в себестоимость продукции, уменьшая прибыль предприятия, а маржинальный доход является базой процесса оперативного управления ценами и ценообразованием.

Недостатки и преимущества данной системы активно обсуждаются в среде ученых-экономистов и многие сходятся во мнении, что уровень эффективности управленческих решений в целях увеличения прибыли повышается при освобождении себестоимости от постоянных затрат. Такая точка зрения находит свое отражение в трудах М.А. Вахрушиной, В.Б. Ивашкевича, В.Э. Керимова, С.А. Рассказовой-Николаевой [20], Л.В. Усатовой [23] и других.

В наше время производственные компании стремятся к ведению деятельности, которая была бы основана на выпуске высококачественной и конкурентоспособной продукции при минимизации затрат на ее производство.

Данной стратегии соответствует японская система Just-in-Time (JIT) -«точно в срок», которая появилась в середине 1970-х гг. в компании «Тойота». Этот метод базируется на минимизации объема товарно-материальных запасов, путем снабжения производственных цехов малыми партиями при отсутствии незавершенного производства. Это приводит к тому, что часть затрат предприятия из разряда косвенных переходит в разряд прямых.

При применении данного метода учета затрат становится возможным выявление проблем, связанных с качеством продукции, и быстрое реагирование на эти проблемы. Но необходимо учитывать, что при данном методе

управленческие ориентиры в большей степени касаются сферы снабжения, так как сбои в этой системе повлекут снижение результативности и эффективности деятельности организации.

Необоснованные управленческие решения, принятые по искаженных данным по себестоимости продукции привели к появлению метода учета затрат по работам ABC (ActivityBasedCosting).

В процессе применения данного метода сложные рабочие операции раскладываются на простейшие с учетом расходования ресурсов.Все виды работ по способу их участия в выпуске продукции подразделяются на штучную работу, пакетную и продуктовую, а для затрат, которые невозможно отнести на конкретный вид продукции, предусмотрена статья — общехозяйственные работы.Распределение стоимости общехозяйственных работ производится путем применения различных методик.

Многие специалисты считают, что с помощью метода АВС себестоимость и рентабельность каждого вида продукциипроизводится более качественно. Отсюда вытекает более точное определение позиций предприятия на рынке, его привлекательность и оптимальность выбранной им бизнес-стратегии. Отрицательными сторонами данного метода являются его сложность и затратность.

Для современной макро- и микроэкономики необходимы совершенно новые методы управления, основанные на концепции снижения затрат. Система «Таргет-костинг», появившаяся, в Японии в 1960-х годах и является такой инновацией.

Приприменении данного метода себестоимость изделия рассчитывается исходя из предварительно установленной цены реализации (ожидаемой рыночной цены продукта) по формуле: Цена - Прибыль = Себестоимость. Затем проектируется и изготавливается такое изделие, которое соответствует полученной по формуле себестоимости.

При таком подходе учитываются все нюансы, участвующие в формировании себестоимости. Часто, в стремлении к целевой

себестоимостинаходятся новые, нестандартные решения, а значит, в рамках, определенных затратами, весь производственный процесс попадает в разряд инновационных проектов. Для максимального уменьшения разницы между сметной и целевой себестоимостью в процессе проектирования изделия анализируется влияние каждой статьи расходов на себестоимость конкретного вида продукции, и выявляются пути обоснованной минимизации этих статей.

Как часть «таргет-костинга», реализуемого на этапе проектирования нового продукта, может выступать система методов управления затратами «кайзен-костинг», также направленная на достижение целевой себестоимости, но уже на этапе производства. Данная система основана на непрерывности оперативного контроля над уровнем затрат.

Обобщая информацию о «таргет-костинге» и «кайзен-костинге» можно сказать, что предприятия, применяющие данные системы управления затратами, имеют преимущества в условиях жесткой конкуренции, однако существенно зависят от человеческого фактора.

Кроме приведенных выше систем управления, хозяйствующими субъектами применяются такие высокоэффективные методы, как Benchmarking, LifeCycleCosting (LCC), ФСА.

Суть метода Benchmarking состоит в том, что показатели предприятия сравниваются с лучшими показателями конкурентов, определяются отставания по ключевым позициям при выпуске продукции в сравнении с лучшими аналогами, доступными на рынке, выявляются причины этих отставаний и изыскиваются возможностидля повышения качества продукции. Но следует помнить, что применение этого метода невозможно без наличия сравнительных баз, составление которых будет проблематичным в современных условиях жесткой конкуренции.

Данный метод можно разделить на три подвида: Best Practice, Bestin Class и Best of Best.

При методе Best Practice в стремлении к достижению наилучшей практики работы, эффективность деятельности предприятия сравнивается с мировыми лидерами производства.

Bestin Class состоит в сравнении эффективности деятельности организации с ведущими конкурентами в конкретном виде деятельности.

Самым сложным, в плане добычи информации и составления сравнительной базы данных, является метод Best of Best, который основан на сравнении отдельных внутренних процессов с показателями лучших фирм.

Определение стоимости полного жизненного цикла изделия, начиная с его проектирования и заканчивая снятием с производства, представляет собой концепцию управления затратами жизненного цикла (Life Cycle Costing - LCC).

В рамках данной концепции прогнозирование основных рабочих операций и произведенных в связи с ними затрат играют важную роль в системе стратегического управленческого учета.

Кроме того, своевременное определение стадии жизненного цикла продукта на основе качественного анализа состава затрат и других результативных показателей деятельности организации, может помочь в выявлении рисков дальнейшего стратегического развития организации.

Принцип данного метода состоит в прогнозировании и управлении затратами на производство продукции еще при ее проектировании.

В процессе управления затратами предприятиями нередко используется функционально-стоимостный анализ (ФСА). Этот метод основан на сохранениикачественных показателей и показателей назначения продукции, путем повышения эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, параллельно минимизируя затраты на производство и выпуск продукции.

Например, для целей экономического обоснования затрат по функциям объекта в рамках данного метода может проводиться анализ затрат на основе потребительской стоимости определенного вида продукции.

По нашему мнению, данный метод является наиболее экономически эффективным, так как в результате его применения, предприятие сможет достигнуть главной цели своей деятельности, а именно добиться сокращения затрат до их функционально необходимых размеров, одновременно повысив качество и потребительские свойства продукции.

Для наглядности, информацию о преимуществах и недостатках вышеописанных методов управления затратами, представим в табл. 1.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика используемых методов управления _ затратами предприятия_

Метод управления затратами Преимущества метода Недостатки метода

1 .»Стандарт-кост» (StandardCosts) оперативность выявления негативных тенденций в процессе формирования затрат и прибыли организации. 1. трудоемкость определения стандартов на базе технологической документации производства; 2. затруднение определения остатков готовой продукции на складе и незавершенного производства при изменении цен на рынке и при инфляции.

2. «Директ-костинг» (Direct-Costing- Sistem) 1 .простота нормирования, планирования, учета и контроля затрат; 2.высокий уровень контроля и регулирования себестоимости и отдельных статей затрат; 3. отсутствие сложных расчетов распределения постоянных затрат по видам продукции; 4. при изменении условий рынка и позиций конкурентов, производство можно быстро 1 .сложность точного распределения затрат на переменные и постоянные; 2.сложность в формировании полной себестоимости готовой продукции или незавершенного производства; 3. сложность системы ценообразования, в связи с необходимостью дополнительных расчетов по распределению постоянных расходов.

переориентировать; 5. гибкость и оперативность принятия управленческих решений в сфере формирования затрат, себестоимости и прибыли.

3. Система Just-in-Time (JIT) — «точно в срок» 1 .минимизация объема товарно-материальных запасов и затрат на их содержание; 2.сокращение производственно-финансового цикла организации, т. е. повышение оборачиваемости ресурсов; 3.высокое качество продукции при пониженном уровне производственных потерь; 4.точность формирования себестоимости; 5.простота системы производственного учета затрат. ориентированность на мелкосерийное или единичное производство

4. Метод учета затрат по работам — ABC (ActivityBasedCosting) 1 .возможность контроля над затратами в местах их возникновения; 2. оптимизация уровня и порядка распределения накладных расходов; 3 .точность определения себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции. 1 .сложность системы; 2.повышенный размер затрат на создание и эксплуатацию системы.

5. Системы «таргет- возможность 1 .сложность системы;

костинг» и «кайзен-костинг» успешного существования в условиях жесткой конкуренции. 2.зависимостьотчеловеческого фактора.

6. Метод сравнения с лучшими показателями конкурентов (Benchmarking) наличие широких перспектив в сфере инновационной деятельности организации, для выхода в лидеры 1. отсутствие полноты картины деятельности предприятия, в связи с узкой направленностью (сравниваются только ключевые позиции); 2. сложность в создании и ведении сравнительных баз данных.

7. Концепция управления затратами жизненного цикла (LifeCycleCosting -LCC) 1 .возможность точного прогнозирования основных рабочих операций и соответствующих им затрат; 2.точность определениястадии жизненного цикла продукта, возможностей и рисков дальнейшего стратегического развития организации. 1.сложность системы; 2.зависимость от человеческого фактора.

8.Функционально-стоимостный анализ (ФСА) 1 .возможность контроля над затратами в местах их возникновения; 2.высокий уровень достоверности показателей себестоимости и рентабельности по видам продукции; 3. оптимизация процесса ценообразования; 4.гибкость и оперативностьпринятия управленческих решений; 5. оперативность 1 .сложность системы; 2.зависимость от человеческого фактора.

выявления и предотвращения негативных тенденций в процессе формирования себестоимости и

__прибыли организации.__

Рассмотрев все разнообразие методов учета затрат, можно сказать, что опираясь на преимущества и недостатки каждого из них, современные предприятия имеют возможность достижения целей стратегического управленческого учета, применяя либо одну из систем управления, либо модель управления, сформировавшуюся в результате интеграции двух и более методов. При этом выбор должен быть обоснованным.

Список литературы:

1. Абдукаримов И.Т., Абдукаримова Л.Г. Оценка и анализ производственных затрат и их роль в эффективном управлении предпринимательской деятельностью // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. № 4.

2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-Л, 2011. — 570 с.

3. Владымцев Н.В., Денисова А.С. Формирование системы бюджетирования компании: внутренний регламент и иерархия центров финансовой ответственности // Экономический анализ: теория и практика. — 2008. — № 6. — С. 47—50.

4. Волошин Д.А. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод // Аудиторские ведомости. 2007. № 12.

5. Волошин Д.А. Стратегический управленческий учет // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 16.

6. Воронов Ю.П. Бенчмаркинг в конкурентной разведке // Технологии разведки для бизнеса. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.it2b.ru/it2b2.view3.page209.html

7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. 2-е изд. доп. Таганрог. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.aup.ru/books/m89.

8. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Магистр, 2010. — 526 с.

9. Зубарева Е.В. Оперативный учет и контроль как составляющие процесса бюджетирования строительных организаций // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 12. — С. 42—49.

10. Иванов И.Н., Фукова Д.Ю. Конкурентный анализ. Бенчмаркинг // Экономический анализ: теория и практика, 2009. № 22.

11. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011. — 576 с.

12. Каверина О.Д. Управленческий учет. М.: Финансы и статистика, 2003. — 350 с.

13. Катков Ю.Н., Никитина С.В. «Таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в оптимизации затрат и калькулировании себестоимости продукции АПК // Бухучет в сельском хозяйстве. 2011. № 8.

14. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник. М.: ИТК «Дашков и К», 2005. — 484 с.

15. Лапуста М.Г. Конкурентный анализ отрасли и ключевые факторы успеха. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.elitarium.ru/2007/05/24/konkurentnyjj_analiz_otrasli.html.

16. Любушкин А.А. Исторические аспекты развития технологий и инструментов управленческого учета в торговых организациях // Все для бухгалтера. 2009. № 12.

17. Маняева В.А. ABC-метод — информационная система стратегического управленческого учета расходов по видам деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 2.

18. Маняева В.А. Финансовая структура управления расходами организации для достижения стратегических целей // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 10.

19. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. Едиториал УРСС, 2003. — 304 с.

20. Рассказова-Николаева С.А. Директ-костинг: правдивая себестоимость // Экономика и жизнь (Экономика бизнеса). 2008. № 50.

21. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011. — 882 с.

22. Смирнова Н. Таргет-костинг позволяет управлять себестоимостью // Консультант. 2006. № 7.

23. Усатова Л.В. Организация современного управленческого учета на промышленном предприятии с применением зарубежных методик учета затрат // Управленческий учет. 2008. № 7.

24. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. — 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.