Научная статья на тему 'Методы участия государства в обеспечении устойчивого развития регионов'

Методы участия государства в обеспечении устойчивого развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
регионы / различие / региональная политика / проблема / формирование / структура / модели / regions / difference / regional policy / problem / formation / structure / models.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапиев Азамат Заурбиевич

Статья посвящена методам участия государства в обеспечении устойчивости регионального воспроизводства. Реализация региональной политики рождает противоречия разного плана, например, для наращивания экономического роста необходимо размещать производство в экономически развитых районах. Однако это порождает еще большее неравенство районов по уровню развития, и стремление выравнивать эти уровни приведет к вкладыванию средств в остальные отсталые районы, что снизит темпы экономического роста страны. В нынешних условиях общеэкономической неопределенности, необходимо выделить наиболее актуальную составную часть государственной региональной политики. Подобный подход, позволит нам сконцентрировать ограниченные ресурсы на наиболее важных участках, а также определится с созданием эффективной системы мероприятий в области государственного регулирования развития регионов и межрегиональных отношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные методы участия государства в обеспечении устойчивого развития регионов. Для стратегического управления регионом необходимо установление прямых и косвенных взаимосвязей между этими многочисленными процессами. Это подразумевает определение механизма их проявления. Решение этой задачи имеет весьма актуальное значение. В статье отмечены тенденции развития отношений на различных уровнях, в том числе и региональном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сапиев Азамат Заурбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STATE PARTICIPATION IN ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONS

The article is devoted to methods of state participation in ensuring the sustainability of regional reproduction. The implementation of the regional policy gives rise to different kind of contradictions, for example, to increase economic growth it is necessary to place production in economically developed areas. However, this creates even greater inequality of the regions in terms of development, and the desire to equalize these levels will lead to investment in other backward regions, which will reduce the state economic growth rate. In the current conditions of general economic uncertainty, it is necessary to highlight the most relevant component of state regional policy. Such an approach will allow us to concentrate limited resources on the most important areas, as well as determine the creation of an effective system of measures in the field of state regulation of regional development and interregional relations in the Russian Federation. Various methods of state participation in ensuring the sustainable development of regions have been considered. For strategic management of the region, it is necessary to establish direct and indirect relationships between these many processes. This implies determining the mechanism of their manifestation. The solution to this problem is very relevant. The article notes the development of relations at various levels, including regional ones.

Текст научной работы на тему «Методы участия государства в обеспечении устойчивого развития регионов»

КвК 2072-0920 КвК 2072-0920

УДК 332.1

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 2019. 3(49) ТЧОУУЕ ТЕНЫОЬОСП (МАЖОР). 2019. 3(49)

Б01: 10.24411/2072-0920-2019-10313

Сапиев А.З.

МЕТОДЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Сапиев Азамат Заурбиевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции

ФГЪОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Россия Тел.: 8 (928) 468 23 53

Статья посвящена методам участия государства в обеспечении устойчивости регионального воспроизводства. Реализация региональной политики рождает противоречия разного плана, например, для наращивания экономического роста необходимо размещать производство в экономически развитых районах. Однако это порождает еще большее неравенство районов по уровню развития, и стремление выравнивать эти уровни приведет к вкладыванию средств в остальные отсталые районы, что снизит темпы экономического роста страны. В нынешних условиях общеэкономической неопределенности, необходимо выделить наиболее актуальную составную часть государственной региональной политики. Подобный подход, позволит нам сконцентрировать ограниченные ресурсы на наиболее важных участках, а также определится с созданием эффективной системы мероприятий в области государственного регулирования развития регионов и межрегиональных отношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные методы участия государства в обеспечении устойчивого развития регионов. Для стратегического управления регионом необходимо установление прямых и косвенных взаимосвязей между этими многочисленными процессами. Это подразумевает определение механизма их проявления. Решение этой задачи имеет весьма актуальное значение. В статье отмечены тенденции развития отношений на различных уровнях, в том числе и региональном.

Ключевые слова: регионы, различие, региональная политика, проблема, формирование, структура, модели.

Для цитирования: Сапиев А.З. Методы участия государства в обеспечении устойчивого развития регионов // Новые технологии. 2019. Вып. 3(49). С. 148-155. Б01: 10.24411/2072-0920-2019-30113.

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)

Sapiev A.Z.

METHODS OF STATE PARTICIPATION IN ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONS

Sapiev Azamat Zaurbievich, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Information Security and Applied Informatics, Faculty of Information Systems in Economics and Law

FSBEI HE "Maikop State Technological University", Russia Tel.: 8 (928) 468 23 53.

The article is devoted to methods of state participation in ensuring the sustaina-bility of regional reproduction. The implementation of the regional policy gives rise to different kind of contradictions, for example, to increase economic growth it is necessary to place production in economically developed areas. However, this creates even greater inequality of the regions in terms of development, and the desire to equalize these levels will lead to investment in other backward regions, which will reduce the state economic growth rate. In the current conditions of general economic uncertainty, it is necessary to highlight the most relevant component of state regional policy.

Such an approach will allow us to concentrate limited resources on the most important areas, as well as determine the creation of an effective system of measures in the field of state regulation of regional development and interregional relations in the Russian Federation. Various methods of state participation in ensuring the sustainable development of regions have been considered. For strategic management of the region, it is necessary to establish direct and indirect relationships between these many processes. This implies determining the mechanism of their manifestation. The solution to this problem is very relevant. The article notes the development of relations at various levels, including regional ones.

Keywords: regions, difference, regional policy, problem, formation, structure, models.

For citation: Sapiev A.Z. Methods of state participation in ensuring sustainable development of regions // Novye tehnologii (Majkop). 2019. Iss. 3(49). P. 148-155. (InRuss., English abstract). DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10313.

Пропорции регионального воспроизводства носят объективный характер и порождены сочетанием многочисленных процессов, которые протекают на территории региона. Установление прямых и косвенных взаимосвязей между ними и механизмом их проявления составляет основу стратегического регулирования регионом. Реализация региональной политики рождает противоречия

149

ISSN 2072-0920

NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)

разного плана, например, для наращивания экономического роста необходимо размещать производство в экономически развитых районах. Однако это порождает еще большее неравенство районов по уровню развития, и стремление выравнивать эти уровни приведет к вкладыванию средств в остальные отсталые районы, что снизит темпы экономического роста страны. В нынешних условиях общеэкономической неопределенности, необходимо выделить наиболее актуальную составную часть государственной региональной политики. Подобный подход, позволит нам сконцентрировать ограниченные ресурсы на наиболее важных участках, а также определится с созданием эффективной системы мероприятий в области государственного регулирования развития регионов и межрегиональных отношений в Российской Федерации [4].

Решение задачи комплексного развития региона предполагает формирование таких соотношений и пропорций между отдельными элементами социально-экономического комплекса, которые бы создавали условия для эффективного включения рассматриваемого региона в территориальное разделение труда и решения региональных проблем, обеспечивающих последовательное продвижение в социальной сфере (см. рисунок 1).

* Инновации

* Управление рисками

* Экспансия

Занятость населения Повышение квалификации Бизнес-этика

Соблюдение прав человека Инвестиции в некоммерческие организации

Эффективное использование ресурсов Производство согласно принципам устойчивого развития ¡¿правление жизненным циклом дуктов

Пригодный для за окружающую

1\ ЖИЛЬЯ мир феДУ • Сохранение чистого воздуха и

воды

• «Нулевые» отходы ^^^ Экологическое правосудие

' Здравоохранение

* Контроль над изменением климата

* Сохранение биоразнообразия

Рис. 1. Составные части устойчивого развития

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)

Интеграция регионального воспроизводственного процесса через расположенные на данной территории предпринимательские структуры, осуществляется через региональные воспроизводственные циклы, обеспечивающие воспроизводство продукции, услуг и других условий, которые составляют базу для функционирования всех субъектов региональной экономики.

Можно отметить следующие тенденции в развитии распределительных отношений на региональном уровне [1].

Первая тенденция - повышение роли местного бюджета в региональном распределительном процессе.

Вторая тенденция - расширение распределительных и перераспределительных процессов между субъектами региональной экономики.

Третья тенденция - усиление экономического воздействия региональных органов управления на процессы распределения чистой продукции через создание специальных фондов.

Проблемы регионального развития не могут быть решены просто и легко общими денежными трансфертами между центром и регионами. Процесс регионального роста и определяющих его факторов направлений конвергенции или дивергенции в хозяйственной деятельности различных региональных экономик является достаточно сложным процессом. Понимание сложности этого процесса является верным предвестником понимания того, как необходимо проводить региональную политику.

Переходные модели регионального роста и измерение результатов этого процесса сконцентрированы на макроэкономических агрегированных показателях, хотя неоклассическая модель роста, служившая источником для ранних попыток объяснения различий регионального роста, является образцом в форме микроэкономической производственной функции. Прежде всего данное предположение можно объяснить тем, что эта производственная функция может представлять целую экономику региона. Поэтому многие построения моделей процессов регионального роста начинались с подхода к производственной функции, используя региональные затраты на рабочую силу и капитал как стартовую точку.

Последующие за неоклассическим взглядом рассуждения по объяснению различий регионального роста сводились к моделям агрегированного регионального спроса как главный определяющий фактор. Таким образом, асимметричные нарушения по регионам с различными экономическими структурами привели бы к широким вариациям в циклической деятельности, тогда как, в соответствии с

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)

неоклассической точкой зрения, можно было бы предположить, что подразумеваемые различия в предельной производительности между регионами привели бы к возможному процессу саморегуляции через миграцию факторов, стремящихся к более высоким поощрениям.

Модели, основывающиеся на спросе, подразумевали процесс накопительной причинной обусловленности, через который регионы могли бы равномерно отделяться друг от друга, результируясь в долгосрочном неравновесии между центром и периферией.

Хотя центр и периферию часто рассматривают с точки зрения чисто географических аспектов, они также имеют и экономические очертания. Экономика центра характеризуется более современными высокопродуктивными отраслями, в которых более быстрые темпы роста ведут к значительному уровню инвестиций, что само по себе гарантирует растущие преимущества в производительности. В то же время, периферия становится экономически зависимой от центра, прежде всего, из-за более высоких объемов промышленного производства, хотя можно предположить, что постепенные инновации, распространяемые по экономике, любые нововведения в экономике периферии, приведут к более высокому спросу на отрасли центра.

Обычно асимметричные нарушения связаны с различиями экономических структур. Теория экономической интеграции постулирует, что чем более неоднородны регионы по своим структурам, тем вероятнее, что между ними произойдут асимметричные нарушения. Поэтому, предполагая, что различия экономических структур, станут главным определяющим фактором, рассматривают степени эффективности регионов. Однако было бы ошибочным заключение, что модель роста экономики региона зависит от региональной структуры, хотя существует очевидное влияние последних на то, как экономика реагирует и приспосабливается к асимметричным нарушениям спроса. Через различия в региональных структурах можно объяснить лишь степень отличия эффективности различных регионов. Однако часто становится более важными межрегиональные различия в степени эффективности компаний внутри определенной отрасли. Одни регионы более легко приспосабливаются к изменениям, чем другие. Такая способность к адаптации во многих случаях объясняется более высокой степенью технологической прогрессивности или гибкостью рабочей силы. Простая экономическая модель должна принимать во внимание более сложные организационные и социологические факторы, которые зависят от таких параметров, как размер компании, форма собственности, степень конкуренции внутри региона, а

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)

также степень ограниченности конкуренции между регионами, то есть факторов, которые доминируют в современных моделях регионального экономического развития и роста [2].

Гипотеза, выдвинутая в моделях роста, состоит в том, что относительная степень отсталости помогает определить темпы роста по формуле: чем выше отсталость, тем быстрее темпы роста.

Долгосрочно ориентированными целями регионального развития являют-

ся[1]:

• формирование перспективных направлений хозяйственной специализации регионов и обеспечение их конкурентоспособности;

• расширение источников финансирования социально-экономического развития;

• обеспечение положительной динамики доходов субъекта федерации;

• достижение стандартов уровня и качества потребления населения, обеспечивающих его социально-расширенное воспроизводство;

• повышение уровня экономической активности;

• совершенствование механизмов социальной защиты.

В рамках среднесрочной перспективы основными целями региональной политики выступают:

• осуществление институциональных преобразований, направленных на формирование рыночной среды;

• стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности;

• реформирование институтов инфраструктуры и их комплексное развитие;

• экономически обоснованное развитие системы размещения производительных сил;

• приоритетное развитие отраслей, сбалансированных по критерию соответствия природно-экологическому и ресурсному потенциалу.

Наиболее распространенными формами региональной экономической политики остаются социальное обеспечение работников отраслей, традиционно размещенных в регионе; решение вопросов по регулированию и размещению производства в регионе, участие властей в инициативах по возрождению традиционных отраслей экономики [3].

Социальное обеспечение региональной политики имеет два направления:

1. Индивидуальную адресную социальную помощь тем слоям населения, которые пострадали от упадка традиционных для региона видов производственной деятельности.

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)

2. Поддержание и расширение социально-бытовой инфраструктуры.

Местные власти могут осуществлять регулирование размещения производства введением либо ограничительных, либо поощрительных мер экономической деятельности.

На региональные органы управления возлагаются задачи создания среды существования и эффективного функционирования организаций и предприятий экономики, а также социальной сферы.

В их ведении также находятся вопросы сохранения условий жизнедеятельности людей, роста их благосостояния. Это предполагает нормативную, методическую, информационную, организационную поддержку органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в созданной среде должны обеспечить конкретное выполнение сформулированных ранее задач. Данные направления предполагают работу по следующим направлениям:

1. В свете методического обеспечения: разработка в регионе концепций и программ развития экономики и социальной сферы региона (с выделением территориальных приоритетов), уточнение программ для конкретных образований;

2. В свете нормативного обеспечения: организация бюджетного процесса и межбюджетных отношений в регионе, а также разработка принципов и нормативных актов в части социальной защиты низкодоходных слоев населения;

3. В свете информационного обеспечения: обработка статистических показателей социально-экономического развития региона (включая сбор и хранение).

Возможности регионального управления можно реализовать в достаточно широком кругу организационных форм. Это организации и предприятия, бюджетные учреждения, а также организации смешанных форм с контрольным пакетом акций у администрации региона.

Литература:

1. Хутыз З.А. Трансформация управления социально-экономическим развитием на макро- и мезоуровнях: время перемен // Новые технологии. 2014. Вып. 2. С. 126-133.

2. Зарубин В.П., Захарченко Е.А. Методические подходы к оценке устойчивого развития отрасли экономики региона // Экономика России в контексте общемировых хозяйственных процессов: материалы национальной научно-практической конференции / науч. ред. О.Г. Вандина (5 ноября 2016 г.). Армавир: АГПУ, 2016. С. 91-95.

ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)

3. Чефранов С.Г., Сапиев А.З. Идентификация и управление сложными объектами: математические модели, информационные технологии и комплексы программ: учебное пособие. Майкоп: МГТУ, 2015. 123 с.

4. Зарубин В.И., Чефранов С.Г., Мартыненко Е.В. Организация мониторинга в управлении модернизацией региональной экономики: учебное пособие. Майкоп: Магарин О.Г., 2015. 107 с.

Literature:

1. Khutyz Z.A. Transformation of socio-economic development management at macro and meso levels: a time of change //New Technologies. 2014. Issue. 2, P. 126-133.

2. Zarubin V.I., Zakharchenko E.A. Methodological approaches to assessing the sustainable development of the regional economy // Russian economy in the context of global economic processes: materials of the National scientific and practical conference / scientific ed. by O.G. Vandin (November 5, 2016). Armavir: ASPU, 2016. P. 91-95.

3. Chefranov S.G., Sapiev A.Z. Identification and management of complex objects: mathematical models, information technology and software systems: a training manual. Maikop: MSTU, 2015. 123 p.

4. Zarubin V.I., Chefranov S.G., Martynenko E.V. Organization of monitoring in the management of regional economy modernization: a training manual. Maikop: Maga-rinO.G, 2015. 107 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.