Научная статья на тему 'Методы стратегического планирования'

Методы стратегического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1791
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОД / СТАДИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ПОРТФОЛИО-КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спирина А. М.

В статье представлен анализ методов, используемых в стратегическом планировании, результаты которого сгруппированы по стадиям стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы стратегического планирования»

Новый университет. 2011. № 7.

ISSN 2221-7347

УДК 338.26.015

А. М. Спирина

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В статье представлен анализ методов, используемых в стратегическом планировании, результаты которого сгруппированы по стадиям стратегического планирования.

Ключевые слова: стратегическое планирование, метод, стадии стратегического планирования, портфолио-концепция.

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает стратегическое планирование, без которого система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование.

Разработка всех видов управленческих решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы методов. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования.

В литературе «метод» (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности [1].

С философской точки зрения под методом понимают - способность достижения цели; определенным образом упорядоченная деятельность [2].

Под методом стратегического планирования будем понимать упорядоченную совокупность приемов, способов достижения стратегических целей, используемых для решения и обоснования конкретных стратегических задач.

Для задач стратегического планирования, по мнению Л. П. Владимировой, более адекватны следующие перечисленные ниже методы, отличительной чертой которых является нежёсткая форма выражения количественных параметров, очерчивающих желаемый контур, «архитектуру» предприятия в будущем и главные зоны ее действия, от которых в первую очередь зависит рыночный успех [3, с. 155-158].

Программно-целевой метод стратегического планирования основывается на составлении документа, содержащего перечень приоритетных целей и задач с одной стороны, и средств для их решений, в том числе ресурсно-временных с другой.

Индикативный метод предполагает установление рекомендуемых параметров развития системы, допускающих отклонения в ту или иную сторону. Это, например, рекомендуемые соотношения, пропорции, индексы и прочие относительные величины в некоем диапазоне своих колебаний (от « » до « »).

Балансовый метод заключается в составлении или разработке сбалансированных между собой разделов общего плана (доходной и расходной частей) или отдельных

© Спирина А. М., 2011.

54

ISSN 2221-7347

Экономика и право

видов ресурсов. Общеизвестна методика В. Леонтьева по составлению межотраслевых балансов, ее подходы и принципы, в частности, матричный, можно выборочно использовать и для стратегического планирования.

Метод сценариев широко используется в социологии, экологии и макроэкономике, но он может быть весьма полезен и при планировании стратегического поведения предприятий. Каждый сценарий развития социальноэкономических событий оценивается с точки зрения вероятности для выработки альтернативных стратегий.

Для целей стратегического анализа и прогноза, выбора объекта стратегического планирования, обоснования миссии и постановки целей, выявления стратегических проблем и угроз, экономической оценки стратегического направления, можно выделить ряд следующих методов: портфолио-анализ, матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ), ABC-анализ, обычно применяющийся в случае использования метода сценариев и др.

Портфолио-анализ в основном служит для анализа распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков.

По мнению Жан-Жак Ламбен, методическим приемом портфолио-концепции является построение двухмерных матриц, с помощью которых отдельные подразделения сравниваются между собой по определенным критериям: занимаемая доля рынка, темпы роста прибыли, объем продаж, стадия жизненного цикла, Отличия различных методик заключаются в разных наборах критериев, но в любом случае это двухмерные матрицы, осями которых являются с одной стороны - факторы внешней среды (ограниченно управляемые факторы) и с другой стороны - факторы внутренней среды предприятия (управляемые факторы) [4, с. 419].

В начале семидесятых годов Бостонская консалтинговая группа разработала первую портфолио-концепцию: «скорость роста рынка - рыночная доля», устанавливающая связь между долей рынка и темпом роста. В дальнейшем Мак-Кинси преобразовал портфолио-концепцию, разработав более сложный вариант БКГ, девяти полевую матрицу, в которой в виде осей учитываются дополнительные показатели привлекательности рынка и конкурентоспособности.

По мнению B. C. Ефремова техника портфолио [5, с. 84] также используется в таких матрицах, как:

ADL/LC - Артура Д. Литла (АДЛ) - выбор стратегии для каждого подразделения может осуществляться в зависимости от жизненного цикла сектора и конкурентной позиции предприятия на рынке:

Shell/DPM (DPM - Direct Policy Matrix - матрица направленной политики) в этой матрице по сравнению GE Мак-Кинси сделан еще больший упор на количественные показатели бизнеса.

Стадии портфолио заключаются в том, чтобы выбрать объект стратегического планирования, оценить его рыночную привлекательность и конкурентоспособность; определить позицию подразделения в матрице. Для этого необходимо всю деятельность предприятия разграничить на отдельные стратегические хозяйствующие единицы с целью анализа ресурсов предприятия и разработки стратегии. Возможно следующее деление:

- по продуктам (идентичное соотношение цены и качества, удовлетворение одинаковых покупательских потребностей, одинаковая долговечность, принципы оформления);

55

Новый университет. 2011. № 7.

ISSN 2221-7347

- по рынкам (одинаковые целевые группы покупателей/потребителей, одинаковые каналы сбыта, равные положения конкурентов, отсутствие входных и выходных барьеров на рынок;

- по производственным характеристикам (процесс производства, мощность предприятия и оборудования, наличие узких мест, интенсивность исследований, общий потенциал опыта, интенсивность маркетинговых мероприятий).

Для анализа и моделирования стратегических процессов может использоваться методология ТОП, которая в свою очередь базируется на трех методах:

- тестирование управленческих процессов;

- оценка качества управленческих процессов;

- проектирование управленческих процессов (на основе программных продуктов).

Также можно отметить, что методологической основой многих методов

стратегического планирования являются такие концепции, как концепция жизненного цикла (товара, предприятия), комплексного управления качеством (стандарт ИСО-9000 и другие).

Помимо выше названных, выделяют косвенные методы стратегического планирования, они создают условия для осуществления рассматриваемого процесса. Например, методика Нортона и Каплана (BSC). Суть ее состоит в отборе ключевых параметров для планирования, их контроле и учете в процессе реализации стратегий [6, с. 248]. Как считают сами авторы концепции BSC, ее использование требует творческого отношения. Это выражается в том, что четких рекомендаций относительно того, как строить схему стратегии или выбирать лидирующие индикаторы состояния, в самой концепции BSC не содержится.

Считаем необходимым для стадий стратегического планирования выделить соответствующие методы, которые могут использоваться в стратегическом планировании (таблица 1).

Таблица 1

Методы, используемые в стратегическом планировании по стадиям

Стадии стратегического планирования Используемые методы

Прогнозирование рыночной среды, а также составления прогнозных сценариев - метод сценариев; - матрица БКГ; - балансовый метод; - матрица Мак-Кинси; - матрица управляющих политик.

Проектирование и имитационное моделирование в стратегическом планировании - функционально-стоимостной анализ; - метод выделения ключевых компетенций; - метод анализа иерархий; - метод «дерева-решений»; - метод (подход) Байса; - ТОП-анализ; - матрица А.Д. Литла.

Сборе и обработка плановой информации - методы социологического изучения; - экспертный метод; -метод структуризации; -метод системного анализа

Определении миссии и целей - метод сценарии развития; - метод «Дельфи»; - метод экспертных оценок; - экстраполяции тенденций; - анализ временных рядов; - мозговой штурм; - дерево целей.

56

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Продолжение таблицы 1

Стадии стратегического планирования Используемые методы

Анализ ситуаций во внешней - программно-целевой метод;

и внутренней среде - индикативный метод; - портфулио-анализ; - структурный анализ; - SWOT-анализ; - анализ ключевых факторов успеха; - анализ «поля сил» по Ансоффу; - STEP- анализ.

Анализ стратегических позиций и выбор стратегии - матрица Ансоффа «продукт/рынок»; - матрица DCG - «роста/доли рынка»; - модель GE/McKinsey - «привлекательность рынка -конкурентоспособность»; - модель Shell/DPM - «отраслевая привлекательность»; - модель Hofer/Schendel - анализ эволюции рынка; - модель ADL/LC - анализ жизненного цикла

Оценка стратегии - метод «дерева проблем»; - методика сбалансированных показателей (BSC); - PIMS-анализ;

- метод «шансы - риски».

Каждый из указанных методов имеет свои преимущества и недостатки, определенную ограниченность в применении и прочую специфику. Чаще всего наиболее эффективным является сочетание нескольких методов.

Библиографический список

1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - М., 1990. - 1632 с.

2. Филосовский словарь. - М., 1996 - 880 с.

3. Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л. П. Владимирова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. - 400 с.

4. Ламбен, Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок: пер. с англ. / Жан-Жак Ламбен; под ред. В. Б. Колчанова. - СПб. : Питер, 2004. - 800 с.

5. Ефремов, B. C. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования: учеб. пособие.-М.: Финпресс, 1998. - 192 с.

6. Дойль, П. Маркетинг, ориентированный на стоимость: Маркетинговые стратегии для обеспечения роста компании и увеличения ее акционерной стоимости. - СПб.: Питер, 2001. -480 с.

Статья поступила в редакцию 29.08.2011.

СПИРИНА Алевтина Михайловна - ассистент кафедры «Экономика и право» МГУТУ им К. Г. Разумовского (филиал в г. Мелеузе).

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.