Научная статья на тему 'Методы стратегического менеджмента в управлении инвестиционной деятельностью предприятия'

Методы стратегического менеджмента в управлении инвестиционной деятельностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1494
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Нина Васильевна, Березуев Олег Викторович

Исследуется возможность применения методов и инструментов стратегического менеджмента в сфере управления инвестиционной деятельностью предприятия. Систематизированы методы и инструменты стратегического менеджмента в соответствии с этапами разработки инвестиционной стратегии. Дана характеристика основных стадий жизненного цикла предприятия с точки зрения инвестиционного менеджмента. Рассмотрены технологии построения «дерева инвестиционных целей предприятия», инвестиционный SWOT-анализ, инвестиционный GAP-анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of using of the methods of strategic management in investment management is analyzed in this article. Methods of strategic management are systematized according to steps of investment strategy development. Instruments of investment management on the different stages of company life cycle are recognized.

Текст научной работы на тему «Методы стратегического менеджмента в управлении инвестиционной деятельностью предприятия»

УДК 330.322

О.В. Березуев, Н.В. Казакова

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Исследуется возможность применения методов и инструментов стратегического менеджмента в сфере управления инвестиционной деятельностью предприятия. Систематизированы методы и инструменты стратегического менеджмента в соответствии с этапами разработки инвестиционной стратегии. Дана характеристика основных стадий жизненного цикла предприятия с точки зрения инвестиционного менеджмента. Рассмотрены технологии построения «дерева инвестиционных целей предприятия», инвестиционный SWOT-анализ, инвестиционный GAP-анализ.

O.V. Berezuev, N.V. Kazakova

STRATEGIC MANAGEMENT METHODS IN INVESTMENT MANAGEMENT

The possibility of using of the methods of strategic management in investment management is analyzed in this article. Methods of strategic management are systematized according to steps of investment strategy development. Instruments of investment management on the different stages of company life cycle are recognized.

Трансформационные изменения, происходящие в российской экономике, требуют соответствующих изменений в основных процессах функционирования предприятия, в том числе в инвестиционных. При этом применение научного инструментария и методологии стратегического менеджмента позволяет повысить качество управления инвестиционными процессами на предприятии, заранее спланировать возможные изменения во внутренней и внешней среде и вовремя адаптироваться к ним в соответствии с основными целями развития.

При реализации инвестиционного процесса предприятию требуется методологическая база, которая бы позволила наиболее эффективно проходить каждый этап инвестиционного процесса. В настоящее время в научной литературе доминирует точка зрения, что направления инвестиционной деятельности предприятия должны определяться в результате анализа таких показателей, как чистая приведенная стоимость (NPV), рентабельность инвестиций (PI), внутренняя норма доходности (IRR), и рядом других показателей, характеризующих экономическую эффективность инвестиционных проектов. Но, по нашему мнению, данные показатели эффективны при оценке ряда альтернативных инвестиционных проектов, но никак не могут служить основой для выстраивания комплексной системы управления инвестиционной деятельностью организации. Для этой цели могут быть успешно применены (при соответствующей адаптации) традиционные инструменты стратегического менеджмента.

Авторы, проанализировав существующий инструментарий стратегического менеджмента, выделили ряд методов, которые наиболее полно соответствуют целям управления инвестиционной деятельностью предприятия. Данный инструментарий сгруппирован по этапам процесса управления инвестиционной деятельностью и представлен на рис. 1.

Определение стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия

! - Оп редел ен ие жиз нен ного цикл а орга низа ци и ¡-Технология построения ; «дерева инвестиционных целей»

Разработка стратегических Разработка стратегии ~\

направлении инвестиционной формирования инвестиционных

деятельности ресурсов

і 1 ї і § • -Анализ систем управления инвестиционной деятельностью предприятия

Ё!: -Финансовый анализ

У I -Инвестиционный SWOT-анализ

і

^ Оценка альтернатив и 'Ч' выбор инвестиционной стратегии

Элементы матричного анализа GAP-aHa.ii из

Расчет экономической эффективности по существующим альтернативам

Внедрение и осуществление разработанной стратегии

Ї

Контроль реализации инвестиционной стратегии

-Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard)

-Бюджетирование

-Управление по целям (МВО)

-Проектирование организационных структур -Управление изменениями

Л

п

к

ш

о

к

га

х

I-

«

а

ю

О

Рис. 1. Инструментарий стратегического менеджмента на различных этапах инвестиционного процесса

При определении этапов стратегического процесса, были проанализированы работы ряда отечественных ученых ([1], [2] и др.), в результате чего авторы данной статьи выделили следующие основополагающие стадии инвестиционного процесса предприятия:

1. Определение стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия;

2. Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности;

3. Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов;

4. Оценка альтернатив и выбор инвестиционной стратегии;

5. Внедрение и осуществление разработанной стратегии;

6. Контроль реализации инвестиционной стратегии.

Из всего многообразия имеющихся в стратегическом менеджменте инструментов и методик авторы, в силу ограниченности в объеме данной статьи, выделили наиболее интересные и эффективные инструменты и методы:

- методология определения жизненного цикла предприятия;

- технология построения «дерева инвестиционных целей»;

- инвестиционный SWOT-анализ;

- инвестиционный ОЛР-анализ.

На этапе «Определение стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия» наиболее значимыми являются методология определения жизненного цикла предприятия и технология построения «дерева инвестиционных целей».

Предстоящие стадии жизненного цикла предприятия оказывают большое влияние при разработке инвестиционной стратегии, которая определяет основные направления инвестиционной деятельности и стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Большинство зарубежных и отечественных исследователей выделяют 4 стадии жизненного цикла предприятия: рождение, рост, зрелость, спад. Существуют также расширенные концепции данной теории, включающие стадии: рождение, детство, юность, ранняя зрелость, окончательная зрелость, старение, возрождение. Но из-за схожести управления инвестиционной деятельностью на некоторых стадиях (к примеру, на стадиях «рождение» и «детство», «юность» и «ранняя зрелость»), авторы считают целесообразным сконцентрировать внимание на исследовании основных четырех стадиях жизненного цикла.

Особенности инвестиционной деятельности предприятий, находящихся на различных стадиях жизненного цикла, заключаются в различных уровнях инвестиционных потребностей (а, соответственно, и различных темпах прироста общего объема финансовых ресурсов); различных возможностях привлечения заемного капитала; уровне диверсификации финансовых операций; уровне финансового риска. Авторы данной работы провели исследование по определению основных характеристик каждой стадии жизненного цикла, определили основные направления инвестиционной деятельности на каждой из них, выявили основные источники финансирования инвестиций на каждом этапе.

На стадии зарождения требуются большие инвестиции, поскольку компания создает свои конкурентные преимущества. Основные инвестиционные усилия будут направлены на НИОКР, сбыт, сервис, а также вложения в создание и улучшение материальной базы предприятия для сокращения издержек производства. Если компания вложила средства в создание конкурентных преимуществ, она займет сильную конкурентную позицию.

Так как предприятие вновь создано и не имеет прибыли, то источником денежных средств здесь должны стать заемные (банковские кредиты, лизинг, ссуды, льготные государственные кредиты и др.) или привлеченные средства (формирование и расширение уставного капитала и пр.).

В большинстве случаев единственно возможной инвестиционной стратегией на данной стадии является прогрессивная инвестиционная стратегия, предполагающая вложение инвестиционных средств в освоение новой продукции и продвижение ее на

рынок.

Стадия роста характеризуется быстрым ростом объемов продаж и прибыли, поэтому предприятию требуются значительные вложения в маркетинг для поддержания своего успеха. По мере замедления роста компаниям нужны ресурсы на расширение рынка за счет доли слабых компаний. Характер инвестиций здесь зависит от общей стратегии фирм, но в основном имеет экстенсивный характер (экстенсивная инвестиционная стратегия).

По мере возникновения и увеличения прибыли предприятия она становится одним из главных источников инвестиционных ресурсов. Также сохраняют свое значение банковские кредиты, ссуды различных видов и инвестиционный лизинг.

На стадии зрелости объем продаж достигает предельно высокого уровня, после чего наступает замедление роста и затем полная остановка, прибыли достигают предельно высокого уровня и остаются на этом уровне или начинают немного снижаться, в то время как движение наличности становится или остается позитивным. На данной стадии в зависимости от основной цели возможны три альтернативные инвестиционные стратегии:

консервативная (поддержание имеющихся мощностей); интенсивная (интенсификация и модернизация производства); прогрессивная (освоение новой продукции и технологий).

При выборе консервативной инвестиционной стратегии источниками денежных средств на стадии зрелости могут выступать средства амортизационного фонда и прибыль предприятия. Для осуществления интенсивной и прогрессивной инвестиционных стратегий потребуется привлечение всего многообразия существующих источников финансовых ресурсов: увеличение размера уставного капитала (или акционирование), банковский кредит, инвестиционный лизинг, государственное финансирование или льготное кредитование. Положительным моментом является то, что доступ к инвестиционным ресурсам на данной стадии, в силу устойчивого положения предприятия, является максимальным.

Стадия спада характеризуется падением спроса на продукцию предприятия, сужением ассортимента товаров, снижением прибыли. В большинстве случаев на данной стадии возможна лишь консервативная инвестиционная стратегия, т. к. доступ к необходимым ресурсам затруднен бесперспективностью дальнейшей хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому в большинстве случаев на данном этапе источники инвестиций ограничиваются средствами собственника предприятия (иногда -государственной поддержкой).

После определения текущей стадии жизненного цикла предприятия следует перейти к определению системы инвестиционных целей, наиболее эффективной технологией при этом выступает технология построения «дерева инвестиционных целей», основывающаяся на системном подходе к объекту исследования и проектирования. Построенное «дерево целей» служит основой для разработки инвестиционной стратегии, кроме того, оно может выступать в качестве каркаса при проектировании организационной структуры предприятия.

Соответственно общей концепции построения «дерева целей», построение «дерева инвестиционных целей» должно осуществляться по следующим правилам: 1) на каждом уровне «дерева инвестиционных целей» совокупность подцелей должна быть достаточной для описания вышестоящей инвестиционной цели; 2) расчленение инвестиционной цели на подцели на каждом уровне ведётся только по одному признаку декомпозиции: 3) каждая выделяемая подцель должна относиться к организационно-обособленному субъекту деятельности - исполнителю, подразделению или подсистеме.

Согласно этим правилам, в качестве одного из возможных вариантов «дерева инвестиционных целей» авторы предлагают схему, представленную на рис. 2.

На данной схеме отображено место «дерева инвестиционных целей» в общей системе целей, исходя из миссии и общих целей предприятия. В соответствии с принципом редукции главная инвестиционная цель делится на три менее значимые, но в совокупности достаточные для описания главной цели, при этом разделение целей на данном этапе ведется только по одному признаку декомпозиции - по объектам инвестирования (финансовые, реальные и портфельные инвестиции). Также принято во внимание, что каждому уровню целей должна соответствовать своя подсистема управления.

После этапа стратегического позиционирования предприятия следует перейти к разработке направлений инвестиционной деятельности и источников формирования инвестиционных ресурсов. Одним из наиболее полезных инструментов на данной стадии может выступать инвестиционный SWOT-анализ.

SWOT-анализ относится к одному из наиболее известных и широко применяемых методов разработки стратегии организации, который позволяет выбрать тот или иной тип известной (в данном случае инвестиционной) стратегии деятельности предприятия.

Технология проведения SWOT-анализа для целей стратегического менеджмента хорошо изучена и описана в соответствующей научной литературе, поэтому в данной работе мы ограничимся лишь выделением основных отличительных моментов

инвестиционного SWOT-анализа.

При проведении

инвестиционного SWOT-анализа основное внимание уделяется финансовому состоянию

предприятия, при этом выделяются положительные и отрицательные стороны этой деятельности, а также прогнозируются возможности и угрозы инвестиционной среды. Должно быть учтено, что сильные стороны предприятия и возможности внешней среды способны компенсировать внутренние недостатки и минимизировать при этом угрозы и риски внешней среды.

Одним из наиболее интересных инструментов на этапе оценки альтернатив и окончательном выборе стратегии является GAP-анализ, который при использовании в инвестиционном менеджменте может дать положительные результаты. Цель GAP-анализа заключается в выявлении несоответствия (разрыва - GAP) между нынешними тенденциями развития предприятия и его потенциалом. На основании данных, полученных в ходе GAP-анализа, принимается решение о выборе оптимальной инвестиционной стратегии, наиболее полно соответствующей поставленной инвестиционной цели и имеющимся возможностям внутренней и внешней среды. Возможности для устранения выявленного разрыва обычно ограничиваются несколькими видами альтернативных стратегий.

Для наглядности

представления данного инструмента следует построить графическую модель инвестиционного GAP-анализа (рис. 3).

При построении указанного графика используются две важнейшие инвестиционные

переменные - период развития предприятия (T) и ожидаемая инвестиционная отдача (S). Суть построения графика заключается в том, чтобы спроецировать нынешнюю тенденцию развития в будущее, а также найти способы оптимизации этой тенденции.

Миссия i предприятия i

Общие цели |

Глав ная Главная | Главная

цель маркетинга инвеста ¡& №. Ф

Рис. 2. «Дерево инвестиционных целей» в общей системе целей предприятия

Показатель ТО характеризует нынешний период развития организации, а линия а -тенденцию стратегического развития организации, исходя из результатов анализа деятельности предприятия в предыдущие периоды. Линия а стремится к инвестиционному эффекту £0, стратегическому периоду Т1, то есть к тому сроку, когда реализация стратегической инвестиционной программы должна быть завершена.

Занять ведущие места на конкурентном рынке возможно лишь при проведении активной инвестиционной политики. Линии с, ё, е, / на графике соответствуют одной из возможных инвестиционных стратегий, определенных при рассмотрении стратегий предприятия на различных стадиях жизненного цикла: консервативная стратегия,

направленная на поддержание имеющихся мощностей (линия с); экстенсивная, ориентирующаяся на расширение существующего производства (линия ё); интенсивная -интенсификация и модернизация производства (линия е); прогрессивная, ориентирующаяся на выпуск новой продукции (линия /).

Как уже было отмечено, каждая из указанных инвестиционных стратегий предпочтительна на определенных стадиях жизненного цикла предприятия, соответствует определенным целям, имеет свои особенности при разработке основных направлений инвестиционной деятельности и формирования инвестиционных ресурсов.

Таким образом, мы можем констатировать, что большая часть накопленного инструментария стратегического управления может быть успешно адаптирована и использована в сфере инвестиционного менеджмента. При этом компетентность финансового менеджера, занимающегося стратегическим управлением на предприятии, должна охватывать такие области, как стратегическое управление, маркетинг, управление инновациями и производством, в сочетании с глубокими знаниями основ финансовой деятельности предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент: учеб. курс / И. А. Бланк. Киев: Эльга, 2001. 448 с.

2. Бясов К. Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации / К.Т. Бясов // Финансовый менеджмент. 2003. № 4. С. 65-74.

Казакова Нина Васильевна -

доктор экономических наук,

профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве»

Саратовского государственного технического университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Березуев Олег Викторович -

аспирант кафедры «Экономика и управление в строительстве»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 19.10.06, принята к опубликованию 21.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.