Научная статья на тему 'Особенности стратегического менеджмента на российских малых и средних предприятиях'

Особенности стратегического менеджмента на российских малых и средних предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1108
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голов Петр Валерьевич

Проведен анализ особенностей инструментов стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях. По результатам исследований предложены рекомендации по использованию и применимости инструментов стратегического менеджмента на российских малых и средних предприятияхI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the clause the analysis of features of tools of strategic management on small and medium scale enterprises is carried out. By results of researches recommendations about use and applicability of tools of strategic management on russian small and medium scale enterprises are offered

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического менеджмента на российских малых и средних предприятиях»

УДК 332.1

П.В. Голов

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА РОССИЙСКИХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 % ВНП. В большинстве стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю предприятий составляют малые и средние предприятия. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75-80 % новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Следовательно, малый и средний бизнес представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, на 1 января 2009 г. на территории РФ действовало 1347,7 тыс. малых и 17 971 средних предприятий [4]. Наивно полагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в российских условиях он может быть лишь связующим звеном, обеспечивающим бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ,

способных вывести страну из финансового кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, т. е. расширяет социальную базу проводимых реформ. В условиях постоянно развивающегося рынка, растущей культуры потребления и обостряющейся конкуренции развитие стратегического менеджмента, грамотная маркетинговая политика и постоянный анализ рынка становятся обязательными элементами борьбы за потребителя

На первый взгляд, может показаться, что общая непредсказуемость российской экономики, а также подверженность бизнеса кризисным явлениям делает невозможным долгосрочное стратегическое планирование. В действительности же, напротив, особенности современной рыночной экономики - усиливающаяся глобализация, интенсивная конкуренция, сокращение жизненного цикла товаров, возрастающая роль НИОКР - превращают стратегическое планирование в бизнесе в важнейший фактор, определяющий условия его выживания и развития.

Стратегия компании, по мнению А. Томпсона и А. Стрикленда, это комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей [1]. Основные факторы, влияющие на выбор стратегии компании: политическая ситуация в стране, уровень инфляции, ставки налоговых и таможенных платежей, корректировка государством законодательной базы, поведение конкурентов, состав

источников финансирования, управленческая и технологическая квалификация персонала и др. В целях систематизации факторы, влияющие на разработку и выбор стратегии, разделяют на факторы внутренней среды и факторы внешней среды.

Все многообразие внутренней среды предприятия можно укрупненно представить в виде следующих сфер:

- производство: объем, структура, номенклатура продукции предприятия, местонахождение производства, технологии, патенты, торговые марки;

- персонал организации: квалификация персонала, структура, потенциал, производительность труда, количественный состав;

- организация управления: организационная структура, система управления, квалификация менеджмента, имидж фирмы, организационная культура;

- маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке, маркетинговые планы и программы, ценовая политика, стимулирование сбыта, репутация и качество товаров;

- финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность, прибыльность и рентабельность, собственные и заемные средства и их соотношение.

Факторы внешней среды сводятся к четырем укрупненным сферам:

- социокультурные факторы, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации;

- технологические факторы, технические новшества, которые повышают производительность труда, эффективность продаж и качество обслуживания, оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации;

- экономические факторы - состояние экономики страны, которое влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги;

- политико-административные факторы: экономическая политика административных органов государства, т. е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии.

Проблеме стратегического менеджмента в крупных организациях посвящено множество научных работ. Говоря о стратегическом менеджменте, как правило, имеем в виду стратегическое планирование в крупных корпорациях и предприятиях федерального значения. Действительно, технологии стратегического планирования - дорогостоящее занятие, лишь крупные компании способны взять на себя значительные расходы по формированию стратегического плана: содержать собственные маркетинговые управления, обращаться в авторитетные научные центры, консалтинговые компании, оплачивать услуги международных аудиторов. Кроме того, у крупных корпораций гораздо больше возможностей лоббировать свои стратегические интересы в различных структурах государственной власти. Весьма показательно, что к настоящему времени крупнейшие российские корпорации уже разработали концепции стратегического развития своих компаний и интенсивно рекламируют их.

В деятельности средних и малых предприятий, действующих, как правило, на региональных рынках, стратегический менеджмент не получил широкого развития. Анализ деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в Ивановской области показал, что лишь единицы из них имеют четко сформулированные цели, миссию и стратегию развития предприятия. Несмотря на очевидные преимущества применения стратегического менеджмента, некоторые предприятия малого и среднего бизнеса все еще не используют его по разным причинам:

- недостаточное знание методик стратегического менеджмента;

- недостаток времени для изучения вопросов стратегического планирования;

- недопонимание важности стратегического менеджмента;

- отсутствие или недостаток необходимых знаний и информации о стратегическом планировании и его преимуществах;

- сложившаяся практика учета преимущественно количественных показателей деятельности компании, а не качественных;

- недостаток необходимых управленческих навыков и опыта;

- сильная загруженность повседневными и рутинными операциями;

- неуверенность в будущем компании;

- малочисленный штат сотрудников;

- недостаток и низкая эффективность управленческих информационных систем, их плохая приспособленность для сбора и регистрации данных;

- отсутствие возможности консультирования со специалистами по вопросам стратегического планирования.

Несмотря на динамичное развитие рынка в целом, многие региональные средние и малые предприятия не выживают в условиях нарастающей конкуренции. Одна из главных причин, лежащих в основе их провала, - недостаток навыков и компетентности в области стратегического менеджмента у руководителей, что, в свою очередь, обусловливает отсутствие адекватных систем контроля и управления бизнесом. Стратегический менеджмент позволяет организации действовать превентивно, предпринимать профилактические меры, не ограничиваясь только ответными действиями, повышает ее готовность к трудным ситуациям. Стратегический менеджмент обеспечивает четкое планирование деятельности и придает смысл миссии компании, позволяет оценить сильные и слабые стороны организации и сосредоточиться на стратегически важных направлениях. Оценивая эффективность реализации стратегии, организация получает необходимую информацию о том, насколько стратегия соответствует внешним условиям среды, что позволяет понять природу происходящих во внешней деловой среде изменений. Можно выделить следующие основные преимущества использования стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях:

- позволяет оценить положение предприятия в отрасли, определить его преимущества и недостатки по сравнению с конкурентами, а также направления стратегических интересов;

- способствует оперативному решению задач и достижению целей в условиях постоянно меняющегося рынка, обеспечивая предприятиям большую гибкость;

- позволяет предпринимать профилактические действия, поддерживающие конкурентные преимущества на рынке;

- помогает оценить эффективность реализации стратегии компании, обеспечивает информацией о соответствии стратегии условиям внешней среды и природе изменения этих условий для малых и средних предприятий.

В современном стратегическом менеджменте существует множество концепций, позволяющих компании достичь конкурентного преимущества и определить положение отдельной фирмы в пределах отрасли. Одной из наиболее эффективных является концепция родовых стратегий Портера. Согласно этой концепции существует два типа конкурентного преимущества, которое может завоевать фирма: низкие издержки и дифференциация. Если объединить два базовых типа конкурентного преимущества и границы деятельности, в рамках которых компания намеревается достичь конкурентного преимущества, то получаются три родовые формы стратегий, предназначенных для достижения среднего уровня эффективности деятельности в отрасли: лидерство по снижению издержек, дифференциация и сфокусированная стратегия.

Рассмотрим возможности использования и особенности концепции родовых стратегий применительно к малым и средним предприятиям. Исходя из результатов проведенных исследований таких предприятий в России, можно отметить, что большинство из них принимают за эталонную стратегию лидерство по снижению издержек. По опыту зарубежных исследователей, данный подход наименее приемлем в условиях малых и средних предприятий, так как предполагает снижение затрат в основном за счет масштаба производства или продаж, в то время как малый и средний бизнес по определению не может обеспечить себе экономию за счет масштаба и не располагает достаточно крупным капиталом, чтобы постоянно делать инвестиции в новые технологии. Однако следует учитывать, что при выборе стратегии развития для этих предприятий необходимо учитывать не только сектор бизнеса, отраслевую принадлежность, но и стадию развития предприятия. Если рассматривать разработку стратегии для этих предприятий на стадии их создания, то в этом случае большинство предприятий, как правило, вынуждены придержи-

ваться стратегии лидерства по снижению издержек ввиду ограниченности ресурсов и невозможности для всех предприятий на стадии создания дифференцировать предлагаемые услуги и товары или применить сфокусированную стратегию, сосредоточившись на определенном сегменте рынка.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то в этом случае для малых и средних предприятий наиболее эффективны стратегия дифференциации и сфокусированные стратегии. По мнению зарубежных исследователей, если фирма сумела стать уникальной за счет некоторых особенно ценных для потребителей параметров, значит, она сумела разработать уникальный (единственный в своем роде) продукт или услугу, на которые можно назначить повышенную цену. Прибыль от продажи уникального продукта или услуги станет стабильным источником прибыли и поможет компании успешно развиваться и инвестировать средства в разработку новых уникальных продуктов для создания постоянных и устойчивых конкурентных преимуществ. Сфокусированные стратегии разделяются на стратегии фокусирования на дифференциации и стратегии фокусирования на издержках. Если фирма выбирает первую стратегию, то говорят, что она применяет ни-шевую стратегию. При использовании стратегии фокусирования на дифференциации компания сосредоточивает усилия на поиске рыночной ниши и развивает конкурентные преимущества, предназначенные специально для этой ниши. Фокусирование может осуществляться и за счет лидерства по снижению издержек, когда концентрация на определенных рыночных сегментах может обеспечивать определенное преимущество по издержкам. По результатам исследования деятельности малых и средних предприятий Европы, проведенного Бернсом и Хариссоном в 1996 г., рост прибыли на большинстве исследуемых предприятий был обусловлен наличием у предприятия дифференцированного продукта или услуги, что обеспечивало низкий или средний уровень конкуренции.

В то же время со сфокусированными стратегиями обычно связаны две проблемы. Первая заключается в том, что в некоторых отраслях,

где в основе эффективности производства лежит влияние масштаба, стратегия, сфокусированная на низких издержках, неосуществима. Вторая проблема обусловлена тем, что в долгосрочной перспективе узкие специфические рыночные ниши могут исчезать так же быстро, как появляются [3].

Каждая родовая стратегия требует от предприятия особых условий, таких как размер рынка, квалификация персонала, знание конъюнктуры рынка, умение анализировать действия конкурентов и определять собственную конкурентную позицию в данный момент времени. По мнению зарубежных исследователей Ф. Аналоуи и А. Карами, компания, которая берется реали-зовывать одну или несколько родовых стратегий, но не может преуспеть ни в одной из них, застревает на половине пути, не достигнув конкурентного преимущества. Одной из основных проблем отечественных малых и средних предприятий является недостаточное внимание к маркетингу. Между тем маркетинг, по мнению зарубежных исследователей, считается ключевым звеном в стратегическом менеджменте малых и средних предприятий. Малые и средние предприятия имеют шансы на успех, только если способны разработать эффективный маркетинговый план для своих продуктов и услуг. К основным факторам успеха этих предприятий относятся: стратегические ресурсы, компетентные и преданные сотрудники, эффективная стратегия, а также грамотно составленные маркетинговые планы. Как показывает практика, в современном бизнесе особую важность для малых и средних предприятий приобретают именно маркетинговые стратегии, которые необходимы для постоянного анализа конкурентов и потребностей клиентов.

Одна из самых распространенных ошибок российских малых и средних предприятий -отсутствие внимания к анализу ключевых факторов успеха отрасли, в которой действует или собирается действовать предприятие. Ключевые факторы успеха представляют собой определенные навыки, опыт, квалификацию и свойства, которые обычно относятся к продукту, услуге или технологии и которые можно использовать для создания конкурентного пре-

имущества компании в отрасли. Выявление ключевых факторов успеха позволяет малым и средним предприятиям сопоставить свои компетенции с компетенциями компаний, которые считаются эталоном успеха в данной отрасли и сосредоточить усилия на том, что они могут делать лучше, чем конкуренты.

В настоящее время российские малые и средние предприятия функционируют в постоянно изменяющейся среде, что требует принципиально новых подходов к управлению хозяй-

ственной деятельностью. Нестабильность экономической конъюнктуры, ужесточение конкуренции, повышение требовательности потребителей к производимому продукту, сокращение жизненного цикла товара в значительной степени усложняют управленческий процесс, делая перспективы развития все менее предсказуемыми. В этих условиях все большее значение приобретает продвижение в практику российских малых и средних предприятий идей и технологий стратегического менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Томпсон-мл., А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа [Текст] / А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III; пер. с англ. -12-е изд. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2009.

2. Портер, М. «Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] : пер. с англ. /

М. Портер. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

3. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий [Текст] / Ф. Аналоуи, А. Карами; пер. с англ. - М.: Юнити-Дана, 2005.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. expert.ru

УДК 332.146.2

И.Г. Пивень

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

В условиях дифференциации экономических интересов и потенциалов конкурентоспособности регионов актуальной научной проблемой является совершенствование стратегии управления социально-экономическим развитием страны и каждого региона.

Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии управления социально-экономическим развитием и охватывает следующие основные направления:

- определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

- сопоставление общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

- подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

- национально-экономические вопросы (в условиях многонационального государства);

- проблемы урбанизации.

Независимо от общественного строя, уровня развития производительных сил существуют следующие принципы управления [1]:

- комплексность рассмотрения социально-экономических проблем;

- четкое разделение функций в системах государственного и хозяйственного управления на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.