Научная статья на тему 'МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахарова С.М., Тугачева Л.В., Суровнева А.А.

Предметом рассмотрения данной статьи выступают методы стратегического менеджмента, используемые современной системой публичного управления различных уровней для достижения целей социально-экономического развития субъектов. Внедрение положений стратегического менеджмента в государственное управление на федеральном и региональном уровнях, а также в деятельность органов местного самоуправления продиктовано необходимостью достижения результативности и эффективности, что делает возможным применение государственной сферой методов стратегического менеджмента, разработанных для коммерческих организаций и успешно используемых ими. Наиболее распространенными в системе публичного управления являются методы SWOT и PEST-анализа. Они позволяют оценить внутренние и внешние факторы при выработке эффективной стратегии социально-экономического развития субъектов разного масштаба. Система сбалансированных показателей также является перспективным методом стратегического менеджмента. Принятие стратегических решений органами власти на основе построения матрицы Ансоффа и отраслевого анализа М. Портера имеет возможности применения на уровне субъекта РФ или отдельного муниципального образования. Дальнейшее развитие практики применения методов стратегического менеджмента в государственном управлении предполагает активное внедрение и использование информационных технологий, совершенствование системы коммуникаций в процессе принятия и реализации управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сахарова С.М., Тугачева Л.В., Суровнева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STRATEGIC MANAGEMENT IN THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

The subject of this article is the methods of strategic management used by the modern system of public administration at various levels to achieve the goals of socio-economic development of subjects. The implementation of strategic management provisions in public administration at the federal and regional levels, as well as in the activities of local self-government bodies is dictated by the need to achieve efficiency and effectiveness, which makes it possible for the state sphere to apply strategic management methods developed for commercial organizations and successfully used by them. The most common methods in the public administration system are SWOT and PEST analysis. They allow us to assess internal and external factors in the development of an effective strategy for the socio-economic development of subjects of different scales. The balanced scorecard is also a promising method of strategic management. The adoption of strategic decisions by the authorities based on the construction of the Ansoff matrix and M. Porter's industry analysis has the possibility of application at the level of a subject of the Russian Federation or a separate municipality. Further development of the practice of applying strategic management methods in public administration involves the active introduction and use of information technologies, improving the communication system in the process of making and implementing management decisions.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

данных показателей деятельности ФТС путем реагирования на возможности и ограничения, относящиеся к каждой заинтересованной стороне.

Заключение

Таким образом, организациям необходимо использовать парадигму управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами и продолжать деятельность по поиску баланса интересов участников ВЭД для формирования новых хорошо управляемых логистических цепочек. Менеджмент взаимоотношений как парадигму баланса интересов в пространстве бизнеса можно использовать и в других сферах экономики.

Источники:

1. Иванов С.В. Многокомпонентная модель повышения качества транспортных услуг/ Иванов С.В., Никитин С.И. // Экономическое возрождение России. 2010. № 3.

2. Анфисова С. Д. Качество и логистика. Аспекты управления качеством / С. Д. Анфисова, Н. М. Шувалов // Экономика и предпринимательство. 2019. № 6. С. 823- 827.

3. Шувалов Н.М. Бережливое производство - не панацея, а один из методов решения проблем предприятия / Шувалов Н.М., Скоро-богатова О. // Управление качеством.2019. - N° 11. - С. 18-25.

4. Рачковская И. Логистические процессы систем качества // Логистика. 2019 № 10. С. 36-38.

5. Володина Н.Л. Инструменты и методы качества логистических процессов / Н. Л. Володина, К. С. Кривякин // Организатор производства. 2017. № 4. С. 67-82.

6. Портфельный анализ технологий в логистической системе / Т. Н. Одинцова [и др.] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, № 1. С. 53-58.

7. Пекар Ю. Использование доступных информационных инструментов для решения последовательных проблем / Ю. Пекар, И. Брезина, Я. Култан // Economics Law State. 2019. № 4 (6). С. 33-40.

8. Лапидус В.А. Управленческие войны и инновации. - Н.Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2010.- 97 с.

9. Рачковская И. Системы менеджмента качества на службе цепей поставок // Логистика. 2017. № 1. С. 40-43.

10. Публичной декларацией целей и задач Федеральной таможенной службы на 2021 год [Электронный ресурс]. URL: //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_379964/(Дата обращения 11.12.2022).

2. Об итогах реализации комплексной программы развития ФТС России до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/external_news/79027/ (Дата обращения 12.12.2022).

3. Проект Итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2021 году // [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2022-03/03/itog_2021.pdf (Дата обращения 11.12.2022).

EDN: BELTQO

С.М. Сахарова - младший научный сотрудник кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орёл, Россия, ssakharova@adm-nao.ru,

S.M. Sakharova - junior researcher of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Orel, Russia;

Л.В. Тугачева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орёл, Россия, tugacheva.lv@yandex.ru,

L.V. Tugacheva - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management - branch of RANEP, Orel, Russia;

А.А. Суровнева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орёл, Россия, kafedramunh@mail.ru,

A.A. Surovneva - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management - branch of RANEP, Orel, Russia.

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ METHODS OF STRATEGIC MANAGEMENT IN THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

Аннотация. Предметом рассмотрения данной статьи выступают методы стратегического менеджмента, используемые современной системой публичного управления различных уровней для достижения целей социально-экономического развития субъектов. Внедрение положений стратегического менеджмента в государственное управление на федеральном и региональном уровнях, а также в деятельность органов местного самоуправления продиктовано необходимостью достижения результативности и эффективности, что делает возможным применение государственной сферой методов стратегического менеджмента, разработанных для коммерческих организаций и успешно используемых ими.

Наиболее распространенными в системе публичного управления являются методы SWOT и PEST-анализа. Они позволяют оценить внутренние и внешние факторы при выработке эффективной стратегии социально-экономического развития субъектов разного масштаба. Система сбалансированных показателей также является перспективным методом стратегического менеджмента. Принятие стратегических решений органами власти на основе построения матрицы Ансоффа и отраслевого анализа М. Портера имеет возможности применения на уровне субъекта РФ или отдельного муниципального образования. Дальнейшее развитие практики применения методов стратегического менеджмента в государственном управлении предполагает активное внедрение и использование информационных технологий, совершенствование системы коммуникаций в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Abstract. The subject of this article is the methods of strategic management used by the modern system of public administration at various levels to achieve the goals of socio-economic development of subjects. The implementation of strategic management provisions in public administration at the federal and regional levels, as well as in the activities of local self-government bodies is dictated by the need to achieve efficiency and effectiveness, which makes it possible for the state sphere to apply strategic management methods developed for commercial organizations and successfully used by them.

The most common methods in the public administration system are SWOT and PEST analysis. They allow us to assess internal and external factors in the development of an effective strategy for the socio-economic development of subjects of different scales. The balanced scorecard is also a promising method of strategic management. The adoption of strategic decisions by the authorities based on the construction of the Ansoff matrix and M. Porter's industry analysis has the possibility of application at the level

of a subject of the Russian Fédération or a sepárate municipality. Further development of the practice of applying stratégie management methods in public administration involves the active introduction and use of information technologies, improving the communication system in the process of making and implementing management decisions.

Ключевые слова: управление, стратегический менеджмент, публичное управление, методы управления.

Keywords: management, strategic management, public administration, management methods.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90038.

Acknowledgments: the reported study was funded by RFBR, project number 20-310-90038.

Современные условия формируют потребность в поиске новых форм, методов, подходов к функционированию системы публичного управления стратегического характера с целью максимизации положительного социально-экономического эффекта, что заставляет, в первую очередь, обращать внимание на элементы стратегического менеджмента, доказавшие свою эффективность на практике в сфере бизнеса.

Управление жизнью общества выполняется органами власти. Публичное управление как процесс представляет собой влияние государственных структур на элементы общества с целью организации, сохранения и регулирования их деятельности. При этом властная сила, опирающаяся на нормы права с одной стороны, ограничивается действенным общественным контролем с другой стороны, выступающим основным фактором планирования и реализации функций государства.

Публичное (государственное, муниципальное) управление - это научное направление, объединяющее взаимосвязанные, но относительно обособленные области исследования: государственное управление, оценку и анализ управляющего воздействия и взаимодействие органов власти с гражданами. Государственное управление включает операционные и административные аспекты деятельности государственных органов, в том числе осуществление государственной службы. В процессе анализа управляющего воздействия оцениваются уровень и качество выполнения государственных программ и прочих документов стратегического планирования, а также оценивается регулирующее воздействие. Взаимодействие государства и граждан, являющееся частью системы публичного управления, включает такие важные аспекты как лоббизм и сотрудничество бизнеса с органами власти государственного и муниципального уровня. В связи с этим под публичным управлением следует понимать систему взаимодействия органов власти всех уровней с некоммерческими и смешанными структурами, функционирующую с целью удовлетворения общественных потребностей и решения коллективных проблем. Это общественно-государственная система реализации общенациональных и местных интересов и производства общественных благ [1].

Так как создание общественных благ происходит в системе публичного управления, можно предположить, что для данной системы применимы те же принципы и подходы, которые используются коммерческими организациями при производстве товаров для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения эффективности в процессе стратегического управления.

Применение положений стратегического менеджмента в публичном управлении представляет собой современную концепцию, включающую все необходимые компоненты, такие как совокупность принципов, методов и инструментов, применяемых в процессе организации и функционирования системы управления на государственном и муниципальном уровнях. Внедрение данной концепции в органы власти преследует целью обеспечение максимального полезного социально-экономического эффекта за счет экономии объема затрачиваемых ресурсов и установления оптимального соответствия имеющихся и привлекаемых ресурсов целям и задачам комплексного развития территорий муниципальных образований и более крупных объектов, а также их увязки с ответственными субъектами и конкретными мероприятиями.

Современные тенденции в развитии общества характеризуются влиянием таких факторов как глобализация, урбанизация, усиление конкуренции между территориями за привлечение ресурсов в виде инвестиций в производство и развитие социальной сферы, трудовых ресурсов соответствующей квалификации, туристов. Это усиливает роль стратегического планирования в системе государственного управления и делает его высококачественным инструментом согласования интересов общества и власти в решении возникающих проблем [2].

Практика создания и реализации программно-стратегических документов используется многими странами мира вне зависимости от их политических режимов и экономических систем. В нашей стране в период 1920-50-е годы документы стратегического планирования разрабатывались с целью первичной индустриализации, модернизации экономики после войны. Отметим, что использование стратегических документов системой публичного управления является непременным условием повышения качества и эффективности деятельности органов власти.

Программно-стратегические документы стали активно разрабатываться и использоваться российскими органами власти в начале 21 века в ключе общемировой тенденции кардинального изменения подходов к деятельности государственных институтов. Но ожидаемого положительного эффекта получено не было ни в сфере экономики, ни в сфере публичного управления. В это время в экономике и обществе в целом усиливались кризисные тенденции: увеличивались диспропорции между отраслями рыночного сектора и отраслями с регулируемыми ценами, росла задолженность бюджетов регионального уровня. В реальном секторе экономики наблюдалось сокращение промышленного производства и уменьшение или стагнация низкой производительности. В сфере публичного управления, по данным Всемирного Банка, отмечалось снижение индексов качества управления, ослабление контроля коррупции и общее снижение эффективности деятельности органов государственной власти.

Стратегический менеджмент в системе государственного управления не является чем-то абсолютно новым для этой сферы, но он имеет особенности, обусловленные спецификой деятельности органов власти и решаемыми ими задачами. Теоретическая сторона области использования стратегических документов органами государственной власти представлена двумя крупными направлениями. В рамках первого направления проводится исследование опыта применения директивного и индикативного планирования органами государственной власти социалистических стран в период с1920-х годов и оценивается его влияние на эффективность государственного управления. Второе направление изучает опыт использования стратегического планирования с начала 1990-х годов. В это время количество стран, система публичного управления которых применяла стратегические документы, увеличилось, как и возросли возможности широкого применения элементов стратегического менеджмента, в частности, его методов. Принятие целей устойчивого развития, декларируемых ООН, означало, что страны обязуются принять стратегии устойчивого развития. Россия также поддержала данную концепцию. Институциональные особенности стран обусловили различие между практикой реализации ими стратегических документов. Так, в странах с плановыми экономиками исполнение данных документов контролируется бюрократически и административно. А в странах с рыночной экономикой процесс стратегического планирования является достаточно открытым для отдельных элементов общества.

Значение термина «стратегия», в переводе с греческого означающего «искусство генерала», в последние десятилетия претерпело некоторые изменения. Если первоначальное значение указывало, что это долгосрочный акт, изменение которого не предусматривается, то в настоящее время такое понимание стратегии перестало быть актуальным.

Непрерывная трансформация общества и экономики, выражающаяся в усилении глобализации, росте конкуренции, а также затянувшийся экономический кризис диктуют новые требования к стратегиям как хозяйствующих субъектов, так и системы публичного управления, что вносит большой вклад в развитие управленческой мысли [3].

Процесс применения стратегических методов системой публичного управления был катализирован глобальными изменениями в мировом сообществе. На государственном (федеральном и региональном) уровне и уровне органов местного самоуправления важным направлением совершенствования системы публичного управления является разработка и применение критериев оценки качества деятельности руководителей. В связи с этим необходимо обеспечить согласованность приоритетов в действиях органов власти в процессе стратегического менеджмента на различных уровнях. Кроме этого, стратегические приоритеты должны быть выстроены в едином направлении и согласованы с обществом, с населением. Необходимым условием реализации вышеописанного подхода является создание единой системы стратегического планирования, встроенной в концепцию единой системы публичного управления [4].

Как следует из содержания действующих программ социально-экономического развития России и ее регионов, в них заложены перечни целевых показателей, но инструменты, с помощью которых эти показатели будут достигнуты к концу реализации программ, в ряде случаем отсутствуют. Другими словами, в программах не приведена информация об инструментах достижения стратегических и тактических целей. Вместо них представлен перечень направлений расходования бюджетных ресурсов, без указания методологии оценки эффективности их использования. Выполнимость программы должна подтверждаться наличием действенных инструментов ее реализации, в противном случае это означает, что ориентация стратегических документов на результат носит формальный характер.

Поэтому существует необходимость корректировки механизма функционирования системы публичного управления в части принятия стратегических управленческих решений. Выработка таких решений должна базироваться на эффективных методах стратегического менеджмента, что позволит повысить уровень вероятности достижения поставленных стратегических и тактических целей развития отдельных территорий и страны в целом.

Этот подход позволяет полноценно переориентировать принципы формирования политики государственного управления на принципы, используемые современными коммерческими организациями в стратегическом менеджменте, но с корректировкой на специфичность целей и задач публичного управления. Среди наиболее важных направлений, требующих внедрения методов стратегического менеджмента, следует отметить стратегическое планирование и риск-менеджмент.

Национальная экономика - это сложная система, состоящая из отдельных взаимосвязанных элементов: с одной стороны - субъектов Российской Федерации, с другой стороны - различных отраслей (более укрупнен-но - секторов или сфер); функционирование каждого из них происходит в условиях неопределенности. В результате внедрения элементов стратегического менеджмента, в частности, риск менеджмента, политика в сфере публичного управления будет трансформирована в систему превентивного менеджмента, основанного на управлении рисками. Превентивный подход в системе публичного управления будет выражаться в разработке и применении методики принятия государственных решений в сфере управления рисками в экономике и обществе через воздействие на них специализированными экономическими инструментами [5].

Эффективное взаимодействие системы публичного управления с обществом будет достигаться при соблюдении следующих принципов:

1) оптимальное сочетание методов, применяемых в сфере государственного управления, с методами, характерными для рыночного саморегулирования; использование прямых и обратных связей в процессе разработки и исполнения управленческих решений;

2) открытость и прозрачность деятельности институтов публичного управления;

3) грамотное встраивание методов и инструментов стратегического менеджмента в полицентрическую систему управления [6].

Современное общество предъявляет достаточно серьезные требования к органам власти. Сейчас недостаточно простого реагирования на проблемные ситуации и оперативного их устранения представителями системы публичного управления или действий, которые соответствуют изменяющимся условиям, но не предвидят их возникновение и риски, с ними связанные. В связи с этим остро встает вопрос сознательного управления изменениями в соответствии с научно обоснованными принципами и методиками прогнозирования изменений, приспособления к ним и регулирования. Внешняя среда с ее неопределенностью, динамичностью, высоким уровнем объемности и сложности заставляет систему публичного управления применять методы стратегического менеджмента так же, как это делают коммерческие организации, взаимодействуя с управляемыми и неуправляемыми факторами.

В соответствии с законодательством о стратегическом планировании в России в системе публичного управления применяется ряд документов стратегического планирования, разрабатываемых и реализуемых на разных уровнях. На рисунке 1 представлен федеральный уровень стратегического планирования.

Президент РФ

Определение последовательности и порядка разработки, содержания документов

Правительство РФ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

"1_„

Целеполагание

Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ

Стратегия социально-экономического развития РФ

Стратегия национальной безопасности РФ и другие документы в этой сфере

Стратегия научно-технологического развития РФ

Целеполагание по

отраслевому и территориальному принципу

Отраслевые документы стратегического планирования РФ

Прогнозирование

Прогноз научно-технологического развития РФ

Стратегический прогноз РФ

Стратегия пространственного развития РФ

Стратегия социально-экономического развития макроре-гнонов

Прогноз социально-экономического развития РФ на средне-и долгосрочный период

Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период

Планирование и программирование

Основные направления деятельности Правительства РФ

Государственные программы РФ

Государственная программа вооружения

Схемы территориального планирования РФ

Планы деятельности федеральных органов исполнительной власти

Рисунок 1 - Документы стратегического планирования в системе публичного управления Российской Федерации, разрабатываемые на федеральном уровне

Элементы, представленные на рисунке 1, получают развитие в субъектах РФ в виде документов стратегического планирования, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти регионального уровня для достижения стратегических целей государства по тем же направлениям, что и на федеральном уровне: целеполагание, в том числе по территориальному принципу, прогнозирование, планирование и программирование.

Нижняя ступень стратегического планирования в стране представлена документами уровня муниципального образования, которые разрабатываются и исполняются органами местного самоуправления отдельных территорий. Перечень этих документов включает стратегию социально-экономического развития территории и план мероприятий по ее реализации, прогноз развития на средне- и долгосрочный период, бюджетный прогноз и муниципальные программы.

Концепция стратегического менеджмента является неотъемлемой частью теории современного публичного управления, использующей системный и ситуационный подходы. При этом одним из главных принципов работы институтов публичного управления выступает открытость системы. Успешность результатов функционирования системы публичного управления связана не с внутренней организационной культурой, а с внешней средой, прогнозирование изменений в которой и управление на основе стратегического подхода следует считать важными задачами, стоящими перед данной системой.

Государственная политика в настоящее время направлена на создание условий для осуществления максимально полезной деятельности как для отдельных индивидов, так и для общества в целом при минимальном расходовании бюджетных ресурсов. При этом публичное управление ориентировано на результат, что не противоречит принципам ведения частного бизнеса. Отметим, что ориентирование на результат характерно для системы публичного управления в целом и для ее отдельных элементов, в частности органов государственной власти и государственных служащих.

В современных условиях перед системой публичного управления стоит цель повышения эффективности ее функционирования за счет более рационального расходования средств бюджетов различных уровней и максимально полного удовлетворения потребностей граждан и общества в целом. Этим продиктована необходимость выявления эффективных методов в системе публичного управления, что заставляет обратить взгляд на систему инструментов и методов, применяемую субъектами бизнеса в процессе стратегического управления. Тот факт, что публичное управление делает акцент на достижение результата, делает возможным внедрение методов стратегического менеджмента, успешно применяемых коммерческими организациями, в тот процесс. В настоящее время в системе публичного управления нашли применение инструменты и методы стратегического менеджмента, позволяющие осуществлять управление по результатам: программно-целевое и проектное.

Применение методов стратегического менеджмента органами публичного управления позволяет формировать стратегические цели развития территорий и использовать системный подход к их достижению через согласование имеющихся ресурсов с целевыми характеристиками социально-экономического развития. Движение к цели происходит посредством реализации ответственными субъектами мероприятий в рамках соответствующих стратегий, планов, и программ. Внедрение элементов стратегического менеджмента в процесс государственного управления позволяет сделать деятельность органов власти прозрачной и открытой и оптимизировать расходование бюджетных средств за счет использования методов и инструментов, эффективность которых была подтверждена в коммерческой сфере [7].

Наибольшее распространение в сфере публичного управления стратегического характера получили методы проектного управления. Их популярность обусловлена возможностью оптимизации управления всеми видами средств, находящихся в распоряжении государства, в частности, организационными и временными, финансовыми, материально-техническими, трудовыми, в процессе достижения целевых показателей развития той или иной сферы публичного управления или отдельной территории.

Эффективность проектного подхода в системе публичного управления обусловлена его обоснованностью и практической полезностью. В основе разработки проекта лежит стратегический анализ, используемые в рамках которого методы позволяют выявить факторы внутренней и внешней среды, изучить степень их влияния на предметную область и разработать несколько вариантов прогнозов социально-экономического развития объекта. Техника реализации проектного подхода в управлении развитием территории или отдельной сферы публичного управления предусматривает непрерывный контроль достижения промежуточных результатов и анализ эффективности. Это позволяет исключать ошибочные, не приносящие желаемого эффекта, мероприятия и своевременно корректировать перечень и содержание данных мероприятий на основе информации, полученной в результате мониторинга.

Так как элементы, в частности методы, стратегического менеджмента являются относительно новыми для российской системы публичного управления, их внедрение сопряжено с рядом трудностей, основные из которых представлены ниже:

1) отсутствует единая методика разработки и реализации документов стратегического планирования и других документов, опосредующих их исполнение (стратегии, планы, проекты, программы развития);

2) не разработана единая методика распределения бюджетных средств на конкурентной основе между отдельными элементами системы публичного управления;

3) на отдельных территориях отмечается формальный подход к реализации мероприятий в рамках стратегического менеджмента.

Следует отметить, что органами власти ведется работа по устранению указанных проблем и выстраиванию единой системы применения элементов стратегического менеджмента системой публичного управления на разных уровнях. В ходе этой деятельности в 2014 году был принят федеральный закон, установивший правовые основы стратегического планирования в стране и определивший концепцию планирования на длительный срок, регулирующий вопросы разработки стратегических документов, в том числе программ развития.

На рисунке 2 представлены методы стратегического управления из бизнес-среды, которые уже активно применяются или могут быть применены органами публичного управления при условии внесения соответствующих корректировок.

Праиятае стратеги ческах у правлен ч еских решений

Методология стратегического государственного управления

Методы, применяемые при выявлении и анализе стратегических альтернатив

Программно-целевой подход Матрица Анеоффа

Проектный подход SWOT-анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление на основе конкурентных стратегии М. Портера PEST-аналпз

Развитие на основе корпоративного управления П. Друкера Отраслевой анализ М. Портера

Управление на основе концепции стейкхолдеров Система сбалансированных показателей Д, Нортона н Р. Каплана

Рисунок 2 - Методы стратегического менеджмента, применимые для системы публичного управления

Анализы SWOT и PEST активно используются органами власти при разработке стратегий социально-экономического развития объектов разного масштаба. Кроме этого, достаточно широко применяется метод системы сбалансированных показателей (ССП). Принятие стратегических решений органами власти на основе

построения матрицы Ансоффа и отраслевого анализа М. Портера также возможно, но не на федеральном, а на региональном уровне или в отношении отдельного муниципального образования.

Матрица Ансоффа позволяет систематизировать информацию о внешней среде объекта (в коммерческой среде - о рынке) и о товарах, которые производятся на данной территории (в коммерческой среде - товарная продукция конкретной организации). Эта матрица может использоваться при принятии управленческого решения по выбору стратегии с использованием ресурсов, имеющихся в распоряжении региона или муниципального образования. Источники роста определяются по данным таблицы, где каждому параметру соответствует обозначение зеленого, желтого или красного цвета, показывающее целесообразность применения стратегии для этого варианта. Наибольшее количество обозначений в таблице зеленого цвета означает, что данная стратегия обладает высоким потенциалом.

Проведение SWOT-анализа, актуальное для стратегического государственного управления, позволяет оценить фактическое состояние субъекта и определить стратегические перспективы. Этот метод имеет и управленческую, и стратегическую ценность: посредством учета влияния факторов внутренней и внешней среды выявляют ресурсы и возможности. Органы власти по данным SWOT-анализа определяют направление развития субъекта и соответствующий ему вариант распределения ресурсов.

Анализ сильных сторон позволяет выявить конкурентные преимущества страны, региона, муниципального образования, в частности: выгодное географическое положение, развитая транспортная и рыночная инфраструктура, высокий уровень диверсификации экономики, запасы природных ресурсов, плодородные почвы, высокий кадровый потенциал.

Со слабыми сторонами связаны риски или угрозы. В качестве слабых сторон могут быть выделены: высокая специализация экономики, неразвитый кадровый потенциал, неудобное для сбыта продукции расположение, высокий износ основных фондов, невысокий производственный потенциал.

Возможности соотносятся с наличием в стратегических документах субъектов планов по инвестированию в создание новых производств, реконструкцию или модернизацию; мероприятий по активизации спроса, усилению деловой активности, по развитию малого и среднего бизнеса.

Угрозы показывают, какие внешние факторы могут нарушить стратегическую конкурентоспособность страны, региона или муниципального образования. Угрозами могут выступать: негативные демографические тенденции, кризисные явления в экономике, изменение структуры спроса, вероятность дефицита ресурсов.

По данным первичного SWOT-анализа выполняют поэлементный SWOT-анализ, формируют четыре комбинации стратегий, основанных на соотношении проанализированных элементов. На втором этапе анализа определяют, как можно изменить сложившуюся в субъекте ситуацию, чтобы реализовать возможности, формируемые внешней средой.

PEST-анализ, как и SWOT-анализ, используется как в бизнес-среде, так и в процессе стратегического публичного управления. Этот метод позволяет определить влияние политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды на развитие анализируемого субъекта и его стратегии. В процессе выполнения PEST-анализа выявляется перечень элементов в макросреде, вероятность влияния которых на деятельность субъекта высока. Затем оценивается значимость каждого элемента из составленного перечня и определяется вероятная степень его влияния на стратегию, как положительного, так и отрицательного. Спрогнозировав таким образом влияние факторов на развитие субъекта, органы публичного управления разрабатывают стратегию, в которой пытаются снизить негативное влияние факторов и воспользоваться влиянием позитивных.

Модель М. Портера, в основном используемая коммерческими организациями при формировании стратегии, также может быть адаптирована для органов публичного управления. Эта модель позволяет оценить пять сил, оказывающих влияние на субъекта в отрасли: существующих и новых конкурентов; компании, предлагающие продукты заменители; поставщиков и клиентов. Все эти факторы находятся во внешней среде, что делает метод частично похожим на SWOT-анализ, активно применяемый для выработки стратегических управленческих решений органами публичного управления.

Система сбалансированных показателей была разработана для того, чтобы довести до сведения персонала стратегические цели компании и контролировать их выполнение через ключевые показатели эффективности. Универсальная модель ССП применяется как коммерческими организациями, так и органами публичного управления различных уровней в процессе стратегического менеджмента, с тем отличием, что перед публичным управлением стоят другие цели и задачи. С помощью этот метода:

- происходит структурирование стратегии, связанных с ней программ и подпрограмм развития субъекта;

- выявляются ответственные за некачественное исполнение обязанностей;

- отслеживается финансирование программ, связанных со стратегией;

- выявляется «дублирование целей» в программах развития и соответствующее «дублирование финансирования»;

- определяются прямые и косвенные благополучатели и перспективы изменения ключевых показателей развития субъекта.

Использование ССП органами публичного управления должно базироваться на следующих блоках показателей эффективности: финансы, благополучатели, внутренние процессы; обучение и развитие. Данные блоки имеют причинно-следственные связи. Так, показатели в блоке «финансы» могут быть улучшены вследствие привлечения новых благополучателей. Благополучатели, в свою очередь, могут быть привлечены за счет разви-

тия внутренних процессов (повышение охвата и качества реализации программ). Качество и охват напрямую связаны с квалификацией госслужащих, что затрагивает показатели из блока «обучение и развитие». Разработка ССП может сопровождаться рядом сложностей:

- программы и подпрограммы не соответствуют стратегии развития субъекта;

- цели, задачи и мероприятия в программах и подпрограммах не соответствуют друг другу;

- взаимосвязи между блоками ССП сложно сложноопределяемы;

- ответственность за реализацию программ и подпрограмм не конкретизирована;

- малое количество мероприятий, заложенное в программы и подпрограммы развития, не позволяет достигнуть поставленную цель; отсутствие комплексного подхода не позволяет учесть и проработать все факторы;

- группы благополучателей в некоторых случаях определены неточно;

- программы развития кадрового потенциала отсутствуют, вследствие чего возникает некомпетентность госслужащих при разработке и реализации программ.

Таким образом, органы публичного управления активно внедряют в деятельность методы стратегического менеджмента для решения задач, соответствующих уровням принятия решений и компетенциям. Дальнейшее развитие практики применения методов стратегического менеджмента системой публичного управления в России связано с активным использованием информационных технологий и отработкой системы коммуникаций между элементами данной системы на различных уровнях. Информационное обеспечение процессов управления и связанное с этим формирование соответствующей системы коммуникаций является важным фактором, определяющим эффективность стратегического менеджмента. Использование возможностей информационных технологий позволяет формировать адекватные выборки, проводить анализ больших массивов данных, определять закономерности и тенденции, формируя прогнозы социально-экономического развития с высокой долей достоверности. Внедрение информационных технологий преследует еще одну важную цель -обеспечение эффективности контроля. Комплексный контроль помогает более качественно решать задачи публичного управления на соответствующей территории. Речь идет как о внутреннем контроле, осуществляемом органами власти, ответственными за реализацию документов стратегического планирования, так и о контроле со стороны общества, отслеживающего расходование бюджетных средств.

Источники:

1. Купряшин Г.Л. Публичное управление / Г.Л. Купряшин // Политическая наука. 2016. № 2. С. 103-131.

2. Современные управленческие технологии в деятельности бизнес-структур и органов государственной власти: научная монография / Под общ. редакцией проф. А.В. Полянина. - Орел: Издательство Среднерусского института управления - филиала РАН-ХиГС, 2022. - 360 с.

3. Трысячный В.И. Система методов стратегического менеджмента / В.И. Трысячный // Modern science. 2022. N° 3-1. С. 61-68.

4. Сухина Ю.В. Совершенствование стратегического планирования муниципалитетов в парадигме единой системы государственного и публичного управления / Ю.В. Сухина, М.В. Титова // ФЭС: Финансы. Экономика. 2020. Т. 17. № 8. С. 38-42.

5. Астахова У.В. Механизм стратегического управления социально-экономической системой страны на основе методов риск-менеджмента / У.В. Астахова, Е.Е. Жуланов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 4. С. 174-190.

6. Лебедев В.М. Применение основных положений стратегического менеджмента к публичному управлению / В.М. Лебедев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 2 (15). С. 195-199.

7. Барышев А.В. Взаимосвязь теоретических положений стратегического менеджмента и публичного управления / А.В. Барышев, А.В. Меркулов, А.В. Полянин // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 3 (26). С. 87-91.

EDN: AOCDNE

Т.С. Худякова - к.э.н., доцент кафедры управления качеством и экспертизы товаров и услуг, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, khudyakova_t@mail.ru;

T.S. Khudyakova - candidate of economics, associate professor, department of quality management and expertise of goods and services, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia;

Д.М. Простова - к.э.н., доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, pdm@usue.ru,

D.M. Prostova - candidate of economics, associate professor, department of regional, municipal economics and management, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia.

ПОВЫШЕНИЕ БЕРЕЖЛИВОСТИ УСЛУГ С УЧЕТОМ МОДЕЛИ ПРОБЕЛОВ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ INCREASING THE LEANNESS OF SERVICES, TAKING INTO ACCOUNT THE SERVICE QUALITY GAP MODEL

Аннотация. Услуги играют важную роль в современной экономике. Предоставление услуг часто охватывает несколько функциональных единиц внутри и за пределами организации, сквозь границы которых проходят потоки продуктов, работ, информации. При взаимодействии разных функциональных единиц внутри организации и с внешними участниками в процессе разработки и оказания услуг возникают так называемые пробелы качества, ведущие к расхождениям между ожидаемым и воспринимаемым потребителями качеством услуг и увеличивающие качественные и количественные потери организации. В данной статье описывается модель пробелов качества услуг, способствующая выявлению проблем, приводящих к расхождению между ожидаемым и воспринимаемым потребителями качеством услуг. Приводятся факторы возникновения пробелов качества услуг. Авторы приходят к мнению, что изучение данной модели позволяет обнаружить внутренние и внешние потери организации, что в свою очередь служит основой для повышения бережливости процесса оказания услуг.

Abstract. Services play an important role in today's economy. The provision of services often involves several functional units within and outside the organization, through the boundaries through which flows of products, works, and information pass. The interaction between different functional units within the organization and with external participants in the process of development and delivery of services leads to the so-called quality gaps, leading to discrepancies between the expected and perceived by consumers quality of ser-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.