Научная статья на тему 'МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КЛАСТЕРОВ, ОСНОВАННЫХ НА ЗНАНИЯХ'

МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КЛАСТЕРОВ, ОСНОВАННЫХ НА ЗНАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РОССИЯ / ТИПОЛОГИЯ КЛАСТЕРОВ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павликов И.Н.

В статье представлены обзор аналитических оценок деятельности кластеров в Европейском Союзе, различные варианты типологии кластеров. Определено, что наиболее перспективными в современных условиях структурами инновационного развития являются кластеры, основанные на знаниях. Приведены основные положения государственной инновационной политики, направленной на создание кластеров такого типа, которые будут полезны при разработке программ инновационного развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CREATING COMPETITIVE CLUSTERS BASED ON KNOWLEDGE

The paper represents an overview of analytical estimations of clusters in the European Union, and different versions of clusters' typologies. The clusters based on knowledge are proved to be the most advantageous under modern conditions. The paper also regards the fundamentals of a state innovation policy aimed at a creation of such clusters within the frameworks of innovative development programs in Russia.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КЛАСТЕРОВ, ОСНОВАННЫХ НА ЗНАНИЯХ»

мыс тенденции построения инновационной системы в РФ. В результате был проведен анализ моделей инновационного развития и методик оценки их показателей.

11а >тапе определения особенностей управления инновационным развитием компаний финансового рынка РФ выявлены проблемы и перспективы инновационного развития компаний финансового рынка. Далее рассмотрены вопросы организации инновационной деятельности в коммерческих банках. При этом учтены особенности регулирования инновационного развития на государственном уровне.

11а заключительном этапе решалась задача совершенствования управления инновационным развитием коммерческого банков. При этом была построена модель инновационного развития коммерческого банка и сформирована система оценки уровня инновационного развития коммерческого банка. Кроме того, предложена схема прогнозирования инновационного развития коммерческого банка.

Литература:

1. Абрамов J1.E. Инвестиционные фонды: Доходность и р стратегии управления портфелем, объекты инвестирования в спи. — М.. 2005. - 416 с.

2. Абрамов С. И. Управление инвестициями в основной тал. Экзамен. Москва. 2002. - 544с.

3. Агасв A.A. Инвестиции основа развития бизнеса. Ра научных концепций и технологий управления экономическими темами в современном обществе / A.A. Агеев. - ВятГУ. 2003. ^

4. Агеенко A.A. Методологические подходы к оценке нив ционной привлекательности отраслей экономики ремонта и отг ных хозяйств // Вопросы статистики. - 2003. - № 6. — С. 48-51

5. Андреев А.Ф., Бирлон A.B.. Комзолов A.A. С'тратегиче метод оценки риска инвестиционных проектов в нефтяной и вой промышленности /Экономика и управление нефтегазовой мышленности.-2002.-№3, с.23-26.

МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КЛАСТЕРОВ, ОСНОВАННЫХ НА ЗНАНИЯХ

Павликов И.II.. аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье приставлены обзор аналитических оценок деятельности кластеров в Европейском Союзе, различные варианты ти~ гии кластеров. Определено, что наиболее перспективными в современных условиях структурами инновационного развития явлг кластеры, основанные на знаниях. Приведены основные положения государственной инновационной политики, направленной на ние кластеров такого типа, которые будут полезны при разработке программ инновационного развития России.

Ключевые слова: Европейский Союз. Россия, типология кластеров, инновационное развитие.

METHODS ОЬ CREATING COMPETITIVE CLUSTERS BASED ON KNOWLEDGE

Pavliko\ I., the posl-graduate student. Institute of world economy and Informatization

The paper represents an overview ojanalytical estimations of clusters in the European Union, and different versions of clusters' typologies clusters based on knowledge are proved to he the most advantageous under modern conditions. The paper also regards the fundamentals of a innovation policy aimed at a creation of such clusters within the frameworks of innovative development programs in Russia.

Keywords: European Union. Russia, clusters' typology, innovative development.

Десятки и сотни лет современные экономики создавали свои конкурентные преимущества, добиваясь экономического лидерства, благосостояния н безопасности для своих народов. Но. процессы глобализации приводят к тому, что многие регионы, исторически бывшие производственными центрами, проигрывают в конкурент-нон борьбе странам и территориям, не обладающими такими ресурсами, но сумевшим переориентировать свою деятельность па использование высоких технологий в знание интенсивных секторах производства, на участие в глобальных цепочках создания добавленной стоимости, на формирование новых рыночных ниш. Причем, как отмечают, например, Пястолов С М.и др.. такая переориентация т ребует быстрой трансформации всей экономической системы, и прежде всего, ее инфраструктуры и институциональной составляющей [2].

С учетом данного контекста в дебатах об экономической политике, о ресурсах и методах инновационного развития все чаше используется концепция кластера. Обнаруживается достаточно много причин обращения к этой концепции. В частности, есть надежные эмпирические свидетельства того, что многие отрасли промышленности остаются относительно сконцентрированными в определенных регионах, и компании, стремящиеся обеспечить свое инновационное развитие, выигрывают от близости к источникам генерации знаний: университетам, исследовательским центрам, продвинутым инновационным компаниям, по сравнению со своими коллегами. расположенными в местностях, менее богатых информационными ресурсами. Национальные экономики стремятся усилить или копировать факторы успеха, которые поощряют концентрацию инновационных фирм, связанных с экономикой знаний. Они также ищут инструменты, которые могут помочь поддержать занятость и способствовать реструктурированию и адаптации к новым условиям в других секторах. Кроме того, кластеры - удобный и прагматический принцип организации, при помощи которого можно сосредоточить ресурсы и строить деловые ассоциации.

Явным поводом уделять особое внимание кластерам для госу-

дарственного сектора является аргумент о снижении опера ных затрат и запрет координации, и этот аргумент способен п рить экономических агентов с различными интересами. Ра-кластеров в регионе позволяет его администраторам доби большей конкурентоспособности и инновационности. Этот подход проявлен во многих стратегических областях: в регио пой политике, политике развггтггя науки и техники, промышл политике, все усилия сводятся к задачам поддержки кластеров региональном уровне.

Однако эксперты и политики отмечают, что все еще ос много вопросов относительно эффективности политики про. ния кластеров в широком диапазоне областей [3.4]. Многие и i ледних программ Европейского Союза, стран других частей t в том числе и России, порой даже не используя слова «клас так или иначе, используют составляющие данной концепции, этому, цель работы состоит в том. чтобы идентифицировать ленции и лучшие методы в основанных на кластерных подх-решению задач программ инновационного развития.

В обзоре опыта Европейского Союза в области региона; инноваций указано, что концепция кластера стала ключевым ном региональной политики в условиях становления экой знаний и глобализации. К настоящему времени только в с выборки исследования, проведенного Организацией эконом кого сотрудничества и развития (OECD 2007), отмечены сл щие характеристики [5].

В Австрии создано 16 кластеров, характеризуемых как рентоспособиые на международном уровне. В Дании действуют региональных кластеров, и на уровне национальной экой выделено 16 промышленных кластеров. При этом, экономя" показатели предприятий, входящих в кластер, оказываются чем в среднем по отрасли. В Финляндии создано 9 кластеров онального уровня. Во Франции зафиксировано 144 локальных изводственных систем и 82 находятся на стадии становления Италии выделяются 144 промышленных района. Они обесп

ют 40% всех рабочих мест в национальной промышленности, и предприятия, входящие в кластеры демонстрируют существенно более высокую производительность, чем другие.

В Японии действуют 19 промышленных кластеров, объединяющих более 3000 производственных предприятий. В Нидерландах отмечено 12 крупномасштабных кластеров, обеспечивающих около 30" .I национального ВВП. В Норвегии 62 кластера, из которых 55 являются производственными, на предприятиях кластеров занято около 22% работников национальной промышленности. В Португалии действуют 33 региональных кластера в ключевых секторах экономики. В Испании - 142 локальные производственные системы. В Швеции 36 кластеров. В Великобритании созданы 154 региональных кластера, они обеспечивают от 40% занятости (Лондон) до 15% (в Северо - Западном регионе).

С точки зрения теории, кластерный подход имеет ряд преимуществ. по сравнению с концепцией рыночного механизма. Во-иер-вых, при условии наличия кластера, проявляются тик называемые Маршаллианские экстернални: экономия на затратах труда (можно использовать высококвалифицированных специалистов любого ИЗ предприятии кластера, имея единую базу данных таких специалистов; можно использовать аутсорсинг), внешние эффекты в форме «перелива знаний» (Knowledge spillovers), доступ к базе поставщиков всего региона (особенно, если речь идет о региональном кластере). доступ к неявному знанию посредством неформальных информационных каналов.

Во-вторых, улучшаются условия конкурентоспособности Портера: увеличивается покупательский спрос (причем, это спрос «квалифицированных» потребителей, мотивированных и сотрудничающих с производителями в целях повышения качества продукции), создаются условия для кооперации и внедрения инноваций.

В-третьих, кластер создает ценовые преимущества для своих участников за счет эффекта масштаба, экономию на транспортных, трансакционных затратах, генерирует доверие.

Однако есть риски, связанные с использованием кластерного подхода вообще. Это, в том числе, и недостаточное экономическое разнообразие (в смысле привязанности стратегиями долгосрочных инвестиций к поддержке определенных секторов и неспособности впоследствии изменить направление развития). >то- и чрезмерная сфокусированность на ключевых компаниях кластера. Другие проблемы относятся к общим проблемам оценки эффективности общественного сектора, к идентификации его инструментов, которые могли бы помочь фирмам вовремя реагировать на быстрые изменения в производственных системах и мировых рынках.

В целях дальнейшего анализа необходимо согласовать принципы типологизацин кластеров. Известны довольно многочисленные варианты такой типологизацин. но в целях наше«) анализа полезным оказывается различие между кластерами, основанными па знаниях, и более традиционными промышленными группами.

Отношения в традиционных группах базируются прежде всего на долговременных связях, в то время как для более новых научных групп предприятий и организаций у этих отношений может быть намного более короткая история период времени. Исходя из этого - временного параметра, диапазон типологий был развит далее в соответствии с основными особенностями кластера (устойчивая структура, глубина внутренних взаимосвязей и т.д.).

Используя множественные критерии, эксперты выделяют некоторые очень общие типы, основанные на понятиях пространственных особенностей и устойчивости коммуникаций. Очевидно, промышленные районы Италии структурно отличаются от Силиконовой Долины или от кластера информационно-коммуникационных технологий Хельсинки.

Типология Гордона и Маккэнна (Gordon and McCann 2000), идентифицирует три основных типа кластеров: I) те, которые являются «чистым скоплением», где предприятия расположены близко друг от друга, но не связаны внутренними коммуникациями; 2) «промышленные комплексы», где фирмы связаны отношениями внутреннего рынка (поставщик-клиент), включая крупную фирму, доминирующую в данной системе; и 3) группы, которые основаны на «социальных сетях», где фирмы связаны более сложными п долговременными отношениями [6]. В другом известном варианте обшей типологии кластеров выделены четыре главных типа (Barkley and Henry 2001) [4].

I. Маршаллианские кластеры. Они формируются, прежде всего. на местном уровне из предприятий, находящихся в собственности местных бизнесменов. Они состоят из малых и средних фирм.

специализирующихся на производстве продукции высоких технологий или в сфере обслуживания производителя Между фирмачи ведется интенсивный товарообмен, развиваются спеиналн шроын-пые рынки груда, учреждения, услуги с целью удовлетворять потребности кластера. Фирмы сознательно формируют сеть. 4Ti ч'ы решать свои проблемы, и правительственная политика нацелена на то. чтобы улучшить конкурентоспособность регионального кластера.

2 Кластеры с доминирующей фирмой (Hub and spoke clusters I Включают одну или несколько крупных доминирующих фирм, окруженных фирмами - последователями, меньшего размера. Фирмы - последователи могут в свою очередь объединяться в группы, чтобы покупать продукцию у головной фирмы или поставлять якорной фирме промежуточные товары, а также использовать близость к доминирующей фирме в своих интересах другими способами.

3. Спутниковые платформы (Satellite platforms). Это промышленные группы, построенные по принципу мультнзавода. Заводы - фирмы могут действовать на правах отделений крупных фирм, хотя они являются относительно независимыми. Товарообмен и сетевые взаимодействия в такой структуре минимальны, и добавленная стоимость (дополнительный доход фирм - сателлитов) также относительно невелика.

4. Промышленные группы, созданные государством (State-anchored industry clusters). Это локальная бизнес - структура, находящаяся в собственности и управляемая государственным или некоммерческим юридическим лицом (например, военная база, университет. правительственные учреждения). Поставщики и обслуживающие фирмы развиваются вокруг этих групп, но эти местные фирмы относительно незначительны по сравнению с кластерами.

Используя опыт, накопленный в сфере деятельности «традиционных» кластеров, можно предложить формулировку общих принципов создания и управления кластерами, основанными на знаниях. Прежде всего, определим основные компоненты кластера нового типа. 11о нашему мнению, формирование такого кластера начинается с определения потребностей перспективного рынка и установление взаимодействии с основными агентами - лидерами этого рынка.

Далее должно происходить создание необходимой инфраструктуры. Оно может включать учреждение исследовательского университета. центра, лаборатории и т.п. Возможно, это будет происходить в форме реструктуризации существующих учреждений, или создания в их рамках новых программ, имеющих первостепенное значение для областей исследования и образования, разрабатываемых создаваемым кластером.

Необходимо привлечение наиболее активных представителей частного сектора к работе кластера. Это должны быть, как знание интенсивные, так и специализирующиеся на коммерциализации инновационных продуктов предприятия, которые сформируют ядро частного сектора группы, и обеспечат услуги поддержки. Развитие частного сектора может принять форму привлечения иностранных компаний, стимулирования прямых иностранных инвестиций, а также поддержки местные фирм через создание стимулов и вовлечения их в схемы развития, которые привлекут эти фирмы в промышленный сектор и затем будут поддерживать тех. кто станет модернизировать производство и внедрять знание - интенсивные технологии.

Немаловажным является создание сети взаимодействий с активными агентами целевого рынка - потенциальными участниками кластера. Наряду с локальными агентами, устанавливаются связи с лидерами внешних рынков с целью обеспечения доступа местных компаний к технологиям лидеров. Новые участники, включаясь в работу кластера, получают возможность обучения на опыте «стариков», таким образом облегчается рост кластера. Поддерживающая стратегия состоит в том. чтобы наладить международные связи через, например, участие в международных консорциумах, принятие общих технических стандартов, перекрестное лицензирование технологий, или долгосрочные отношения поставщика-покупателя.

Создание сетевых структур, связывающих ведущих участников в пределах кластера облегчает прохождение потоков явных н неявных знаний. Это включает в работу кластера межсекторные сети, такие как системы коммуникаций между производственными предприятиями и университетами/исследовательскими центрами, а также платформы знаний и механизмы для устойчивого сотрудничества в пределах кластера.

II. наконец, существенное значение имеет внешняя деловая среда, в которой функционируют предприятия и организации кластера. Очевидно, что основы регулирования устанавливает государство.

Именно в развитии кластеров, основанных на знаниях, государство играет существенную роль посредством осуществления инновационной политики и инвестиционных программ. Это особенно важно для экономических систем, где инфраструктура бизнеса и инноваций развита хуже, в этих случаях, государство будет играть критическую роль в развитии кластера. Кроме того, учитывая разнообразные стратегии, которые могут быть приняты в развитии кластера, стратегический выбор, в конечном счете, сделанный государством, может окатать значительное влияние на динамику развития кластера.

Из анализа практики государственного управления развитием кластеров, можно выделить следующие показательные примеры стратегического выбора. Прежде всего, это касается выбора участников кластера: государство может сосредоточиться на местных или иностранных ресурсах в развитии кластера. Это могут быть частные фирмы (привлечение иностранных фирм против поддержки своих), трудовые ресурсы (приглашенные иностранные специалисты против развития местных талантов), и также университеты/ научные центры (привлечение иностранных организаций против укрепления позиций местных учреждений).

Другой решающий выбор - выбор времени входа па рынки зарождающихся технологий: государство должно решить, когда начнется формирование кластера для появляющихся рынков и технологий. Это может быть выход на мировой рынок с новой технологией и стратегией первого продавца, или это может быть рынок устоявшейся технологии со стратегий последователя.

Национальные программы инновационного развития, по существу. представляют собой формализованный поток такого рода стратегических решений (в идеале, на практике, к сожалению, это встречается нечасто). Большинство национальных программ в странах -членах ОЭСР явно или неявно связывает больше чем один стратегический поток. Несколько программ призваны объединить, три направления развития: регионального развития, науки и техноло-

гий, промышленности. Ключевой вопрос состоит в том, может ж одна программа обратиться ко всем тем направлениям одновреме»-] но. В течение долгот времени полтггика инновационного развит« в Европе в целом переориентировалась от опоры на малые и ^хм пне предприятия к определению в качестве приоритетов создавши национальных центров конкурентоспособности в форме кластеров которые все более и более сосредотачиваются tut технологи« * инновациях.

Как можно заметить, многие аспекты политики инновацией! ною развития стран Европейского Союза важны для решения ц^Я гих проблем модернизации, поставленных, например, в «Концов! нин долгосрочного развития Российской Федерации на период ж 2020 года» [I] и других программных документах российского прш вительства. Надеемся, что опыт стран успешно продвигающий по пути инновационного развития будет учет в стратегических рм шениях российских предприятий и правительства Российской Зчш дерации.

Литература:

1. Концепция долгосрочного развития Российской Фелераам на период до 2020 года. Утв.расп. Правителства Российской Фс» рации 17.11.2008. № 1662-р.

2. Пястолов СМ.. С'ударев О.И. Эволюционная модель тк«ш дения экономического субъекта: монография / Пястолов С -|J Сударев О.И. М.: Издательство «Палсотип», 2008.

3. Яковлева 11.В. Институциональные факторы инноватшоЛ нога развития промышленных регионов/ Вестник российской ¿лн демии естественных наук . серия экономическая . 2009/4, с. 9- 4.1

4. Barkley D., Henry M. Advantages and Disadvantage* я Targeting Industry Clusters, RF.DRL Research Report 09-2001-Я Regional Economic Development Research Laboratory, CleiaM University. Clemson. SC. September 2001.

5. Competitive Regional Clusters. National policy арргоэЛШ OECD Reviews of Regional Innovation. OECD 2007.

6. Gordon I.. MeCann P. Industrial clusters: Complets agglomeration and/or social networks?// Urban Studies. - 2000 - -4L 37.-№3.-PP. 513-532.

УЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В ОЦЕНКЕ

ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ

Селютнна Н.А.. аспирант. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Статья содержит результаты исследований по разработке метода учета показателей дифференциации доходов в оценке ЛхтвИ ности жилья. Предложен новый показатель дифференциации доходов населения на региональная уровне - соотношение медчантщЩ среднедушевых денежных доходов, получены модели, связывающие зтот показатель с коэффициента» фондов и коэффициентам *•} ни. Изложенный в статье метод учета показателей дифференциации доходов в оценке доступности жилья апробирован при ин<)ик^я^Ш ном Iпанировании показателей обеспечения населения жильем регионов Центральной России и разработке предложений по вклшчл^Ж показателей обеспечения населения жильем в систему показателей уровня и качества ж изни.

Ключевые слова: доступность жилья, дифференциация денежных доходов, коэффициент фондов, коэффициент Джини, соотнв^В ние медианных и среднедушевых денежных доходов.

MAINSTREAMING INCOME DIFFERENTIATION IN EVALUATION AFFORDABL E

HOUSING

Selyutina N.. the post-graduate student. Moscow State University

The article contains the results of studies on the development of the method of calculation of indicators of income differentiation in asasmU affonlability. A new indicator of income differentiation at the regional level the ratio of the median and average income, received a model thai the figure by a factor of funds and the Gini coefficient. Set out in the paper, the method of calculation of indicators of income differentiar*mU assessing affordability tested with indicative planning figures provision of housing regions of Central Russia and the development ofргаршаЬщ include provision of housing indicators in performance and quality of life.

Keywords: affordable housing, differentiation incomes, assets ratio, the Gini coefficient, the ratio of median and average income.

Проблема доступности населению качественного жилья в советской и постсоветской России существует десятилетня и до настоящего времени является актуальной [1]. Если в прежней России крсстьяннн-серендяк строил себе просторный удобный дом. то в современном обществе, вооруженном мощной строительной индустрией. даже куда более скромное жилище для большинства граждан остается труднодостижимой мечтой 12]. Не решили жилищную

проблему ни послереволюционная экспроприация и «уплотн. ШЯ буржуйских квартир с низкой платой за съем жилья и коммчэящй ные услуги, ни ориентация с середины 50-х годов стронтель^ш комплекса страны па выпуск типовых серийных домов, ни рожлвЛ пая эпохой «перестройки» программа «Жилище - 2000», сотги^Я которой была поставлена задача обеспечить к 2000 году к 11 .цЛ советскую отдельной квартирой или домом. Автор интернет-яв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.