Научная статья на тему 'Возможности развития инновационных кластеров'

Возможности развития инновационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ТИПИЗАЦИЯ КЛАСТЕРОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ СЕТИ / INNOVATION MANAGEMENT / CLUSTER TYPOLOGY / INNOVATION NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павликов И. Н.

В статье формулируются основные положения методов и технологий формирования и управления инновационными кластерами. Обобщая известные типологии, автор идентифицирует три основных типа кластеров: 1) «агломерация» в чистом виде; 2) «промышленные комплексы»; и 3) группы, основанные на «социальных сетях». Уточняя, что понятие пространства в данной типологии является связующим, автор представляет расширение типизации кластеров, с добавлением группы «инновационные сети».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OPPORTUNITIES OF INNOVATIVE CLUSTERS

The paper formulates basic statements on methods and technologies of formation and management of innovative clusters. As a resume of the known typologies the author identifies three types: 1) “agglomerations@”; 2) “industrial complexes”; and 3) “social networks”. The author presents a wider typology with a new group “innovation clusters” with a following notion that the space concept is a linking concept in this typology.

Текст научной работы на тему «Возможности развития инновационных кластеров»

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Павликов И.Н., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье формулируются основные положения методов и технологий формирования и управления инновационными кластерами. Обобщая известные типологии, автор идентифицирует три основных типа кластеров: 1) «агломерация» в чистом виде; 2) «промышленные комплексы»; и 3) группы, основанные на «социальных сетях». Уточняя, что понятие пространства в данной типологии является связующим, автор представляет расширение типизации кластеров, с добавлением группы «инновационные сети».

Ключевые слова: управление инновациями, типизация кластеров, инновационные сети

THE DEVELOPMENT OPPORTUNITIES OF INNOVATIVE CLUSTERS

Pavlikov I., the post-graduate student of the Institute world economy and informatization

The paper formulates basic statements on methods and technologies of formation and management of innovative clusters. As a resume of the known typologies the author identifies three types: 1) "agglomerations@"; 2) "industrial complexes"; and 3) "social networks". The author presents a wider typology with a new group - "innovation clusters" with a following notion that the space concept is a linking concept in this typology.

Keywords: innovation management, cluster typology, innovation network.

Российская экономика переживает сегодня непростую ситуацию: в условиях глобальной стагнации, грозящей новым кризисом, необходимо провести модернизацию практически всех отраслей. Такая масштабная задача может быть решена только инновационными методами. Но, при разработке стратегий инновационного развития специалисты обнаруживают, что методологический и методический инструментарий еще не создан в полной мере, и программные разработки содержат противоречия, которые могут выражаться в разночтениях и недопонимании предлагаемых рекомендаций.

Опыт инновационной деятельности в России и в мире в целом еще не обобщен, в научных и политических сообществах конкурируют различные школы, дисциплины, методологические и методические подходы. Очевидно, множественность пониманий содержания инноваций и мер инновационной политики не способствует формированию долгосрочной стратегии инновационного развития.

Так, в международном сообществе практически параллельно развиваются категории «инновационный кластер» (как производная «промышленного кластера») и «региональная инновационная система» (как производная «национальной инновационной системы»), и нередко одну и ту же ситуацию представители различных экспертных кругов трактуют по-разному и формулируют противоположные тезисы.

Кластеры и связанные с этим понятием меры политики инновационного развития вызывают большой интерес у российских экономистов и администраторов федеральных и региональных экономических систем в последнее годы. В рамках «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» предполагается сформировать эффективную национальную инновационную систему, где кластеры рассматриваются как подчиненные элементы. В то же время, в терминах ряда международных программ кластеры международного уровня включают в себя региональные системы. Кроме того, «Стратегия инновационного развития» по существу должна предусматривать формирование и развитие инновационных кластеров, но определение такого типа кластера не предлагается, хотя российские и зарубежные авторы утверждают, что кластеры могут принадлежать различным типологическим классам, иметь разные характеристики и, соответственно, к ним должны применяться различные методы управления.

Устанавливая приоритеты в данном вопросе, отметим, что значительный задел в изучении промышленных и территориальных кластеров был сделан в СССР (Бандман М.К., Гранберг А.Г., Двор-цин М.Д., В.С. Зверев, Н.Н. Колосовский, Е.Е. Лейзерович и др.). Продолжают эту традицию и современные российские ученые: Г.Б.Клейнер, В.В.Никитаев, И.В.Пилипенко и другие. Проблемы развития и управления институциональными структурами применительно к этапам технологического развития исследовали такие российские ученые, как Л. Абалкин, С. Глазьев, Д. Львов, В. Макаров. Л. Гохберг, М. Делягин, А. Егоров, Б. Кузык, В. Кушлин, Ю. Колесников, В. Овчинников, Ю. Яковец ведут исследования государственной инновационной политики и методы ее совершенствования на современном этапе. Опираясь на развиваемые идеи и представления об инновационных кластерах, автор формулирует основные положения методов и технологий формирования и управления

инновационными кластерами.

В качестве гипотезы научного исследования принята возможность создания и эффективного функционирования инновационного кластера, которая определяется следующими факторами: технологическими особенностями сектора экономики, в рамках которого планируется создание кластера; характеристиками этапа жизненного цикла инновационного продукта; особенностями территории; вероятностью участия в работе кластера малых и средних предприятий (положительная зависимость). Автор утверждает, что в современных условиях с большей вероятностью добьется успеха инновационный кластер, функционирующий формате «социальной сети».

Действительно, национальные и региональные экономики стремятся усилить или копировать факторы успеха, которые поощряют концентрацию инновационных фирм, связанных с экономикой знаний. Они также ищут инструменты, которые могут помочь поддержать занятость и способствовать реструктурированию и адаптации к новым условиям в других секторах [1]. Кроме того, кластеры -удобный и прагматический принцип организации, при помощи которого можно сосредоточить ресурсы и строить деловые ассоциации.

Развитие кластеров в регионе позволяет его администраторам добиваться большей конкурентоспособности и инновационности. Этот новый подход проявлен во многих стратегических областях: в региональной политике, политике развития науки и техники, промышленной политике, все усилия сводятся к задачам поддержки кластеров на региональном уровне.

С точки зрения теории, кластерный подход имеет ряд преимуществ, по сравнению с концепцией рыночного механизма. Во-первых, при условии наличия кластера, проявляются так называемые Маршаллианские экстерналии: экономия на затратах труда (можно использовать высококвалифицированных специалистов любого из предприятий кластера, имея единую базу данных таких специалистов; можно использовать аутсорсинг), внешние эффекты в форме «перелива знаний» (knowledge spillovers), доступ к базе поставщиков всего региона (особенно, если речь идет о региональном кластере), доступ к неявному знанию посредством неформальных информационных каналов. Во-вторых, улучшаются условия конкурентоспособности Портера: в частности, увеличивается покупательский спрос (причем, это спрос «квалифицированных» потребителей, мотивированных и сотрудничающих с производителями в целях повышения качества продукции), создаются условия для кооперации и внедрения инноваций. В-третьих, кластер создает ценовые преимущества для своих участников за счет эффекта масштаба, экономию на транспортных, трансакционных затратах, генерирует доверие.

Усовершенствованной версией модели Портера можно считать методологию, предлагаемую проектом «Глобальный индекс инноваций» [5]. Эта методология используется многими аналитическими центрами, в том числе и компанией Cisco [4]. По данным этого источника в России реализации стратегии создания инновационных кластеров, в сравнении со странами БРИК и мировым уровнем способствуют показатели размера рынка, макроэкономические ус-

Рис. 1. Возможности и условия осуществления стратегии создания инновационных кластеров в России, в сравнении со странами

БРИК и мировым уровнем. Составлено по: [4].

ловия и состояние начального и срднего профессионального образования (рис. 1).

В то же время, очевидна необходимость общеэкономической модернизации, которая затронула бы финансовую сферу, условия ведения бизнеса, смогла бы повысить эффективность товарного рынка и уровень инновационной активности в целом. За последние годы правительство, предприятия, академические учреждения и университеты прикладывают серьезные усилия в этом направлении, но отставание от мировых лидеров инноваций все еще остается значительным. Российская Федерация занимает лишь 51-е место в рейтинге «Глобального индекса инноваций» ^П 2012) [5], хотя и находится на первом месте среди стран БРИК по показателю «человеческий капитал и исследования».

Если рассматривать конкретные условия развития инновационных кластеров (рис. 2), то для России будет получена следующая характеристика.

В том, что касается доступности технологий и квалифицированных кадров, проблема, в частности, состоит в том, что более 25% научного оборудования имеет возраст более 10 лет, а более 12% - старше 20 лет. Средний возраст российских исследователей составляет 49 лет, а 40% из них - старше 55 лет, доля исследователей младше 30 лет едва достигает 18% [2].

Поддержка государством НИОКР и современных технологий в развитых странах составляет 10-15% от ВВП, в России этот показатель, находясь в пределах 6-8% от ВВП, очевидно, оставляет желать лучшего. Доля российских расходов на НИОКР в ВВП до сих

пор не превышает 2% (для сравнения: этот показатель в США составляет 32,6%, в Японии - 12,9%). Доля российских расходов на НИОКР в общих расходах правительства составляет 0,51% (в США

- 0,99%, в Великобритании - 0,73%, в Израиле - 1,06%). Деятельность почти 60% из общего числа (1134) российских университетов регулируется государством, Вновь созданные 7 федеральных университетов должны стать ключевыми образовательными центрами в своих регионах, однако в общих национальных расходах на НИОКР доля университетов не превышает 7% (это составляет едва половину от уровня США).

Расходы российских предприятий на НИОКР составляют порядка 1% от ВВП, это, как минимум в три раза меньше уровня стран

- лидеров инноваций. Доля исследователей в штате всех предприятий составляет 1,04% (в Финляндии - 3,1%, в Великобритании -1,73%).

Число заявок на патенты составило в России 13778 для нерезидентов (2010) и 28722 - для резидентов (2010). В сравнении с США: 248249 и 241977 соответственно. Заявки на регистрацию товарных знаков в России - 32735, в США - 236826 (2010).

Как можно заметить, если ориентироваться на мировой уровень, России предстоит существенно усилить ресурсную базу и институциональные условия деятельности проектируемых инновационных кластеров. Кроме того, в проектировании инновационных кластеров следует учитывать их специфику. По всей видимости, в таких структурах, отношения между географическими особенностями и локальным экономическим ростом являются более

Рис. 2. Условия развития инновационного кластера.

тонкими, сложными и различными, чем отношения в простой мар-шаллианской модели. Поэтому такие модели расширяются путем включения различных технологических индексов в качестве эндогенных переменных при объяснении местного экономического роста. Примерами таких индексов является показатели локальных затрат на исследования и разработки (ИР), занятость в локальных ИР и т.п. Эти модели также расширены включением различных альтернативных мер создания знаний и инноваций. В основном, однако, в то время как неоклассические интерпретации ограничиваются рассмотрением побочных эффектов, как на ключевой аналитической структуре, объясняющей существование кластера и развитие, они в значительной степени игнорировали другие возможные механизмы, лежащие в основе пространственных скоплений. В частности, основанные на производственной функции модели не дают полного представления о разнообразия возможных индустриальных типов группы. И при этом они не занимаются проблемами, такими как развитие групп и прорывных изменений, сопровождаемых технологическим продвижением и процессами глобализации в локализованных экономических системах.

Используя множественные критерии, эксперты выделяют некоторые очень общие типы, основанные на понятиях пространственных особенностей и устойчивости коммуникаций. Очевидно, промышленные районы Италии структурно отличаются от Силиконовой Долины или от кластера информационно-коммуникационных технологий Хельсинки. Обобщая известные типологии, автор идентифицирует три основных типа кластеров: 1) те, которые являются «агломерацией» в чистом виде, где предприятия расположены близко друг от друга, но не связаны внутренними коммуникациями; 2) «промышленные комплексы», где фирмы связаны отношениями внутреннего рынка (поставщик-клиент), включая крупную фирму, доминирующую в данной системе; и 3) группы, которые основаны на «социальных сетях», где фирмы связаны более сложными и долговременными отношениями (табл.1). Понятие пространства в данной типологии является связующим. Метод, используемый в этом случае близок методу пространственной эконометрики, и в упрощенном рассмотрении группы в рамках кластера могут быть охарактеризованы, и с точки зрения операционных затрат и с точки зрения особенностей отношений. Преимуществом системы классификации на основе трансакционных затрат является то, что она служит основой организации, способной, чтобы иметь дело с разнообразием пространственных концентраций. Так, в промышленном комплексе пространство является локальной категорией, и это не обязательно городское пространство, его можно продолжить на

поднациональный региональный уровень, и это кардинально зависит от затрат транспортировки. В истории экономической мысли подобное деление носит название «зон Тюнена».

У развития той или иной группы должна быть своя логика, совместимая с одним из трех типов, указанных в табл.1. Если такой логики не будет, то кластер не образуется, в то же время, если будет доминировать определенная логика, то появится и определенная группа. Характер изменений в структуре кластера будет определяться характером знаний и появлением новых особенностей знаний, которые определят, разовьется ли логика кластера в течение долгосрочного периода, и каким образом это будет происходить.

Применяя эволюционные представления о развитии технического прогресса, такой подход помогает идентифицировать главные особенности характера знаний, технологических режимов, промышленных организаций и структур управления. Табл. 2 представляет расширение типизации кластеров, основанной на концепции трансакционных затрат, в которой основные условия трансформации и передачи знаний в пределах группы теперь сделаны явными.

Используя опыт, накопленный в сфере деятельности «традиционных» кластеров, можно предложить формулировку общих принципов создания и управления инновационными кластерами, основанными на знаниях. Прежде всего, определим основные компоненты «инновационной сети», как нового типа. По нашему мнению, формирование такого кластера начинается с определения потребностей перспективного рынка и установление взаимодействий с основными агентами - лидерами этого рынка.

Далее должно происходить создание необходимой инфраструктуры. Оно может включать учреждение исследовательского университета, центра, лаборатории и т.п. Возможно, это будет происходить в форме реструктуризации существующих учреждений, или создания в их рамках новых программ, имеющих первостепенное значение для областей исследования и образования, разрабатываемых создаваемым кластером.

Необходимо привлечение наиболее активных представителей частного сектора к работе кластера. Это должны быть, как знание интенсивные, так и специализирующиеся на коммерциализации инновационных продуктов предприятия, которые сформируют ядро частного сектора группы, и обеспечат услуги поддержки. Развитие частного сектора может принять форму привлечения иностранных компаний, стимулирования прямых иностранных инвестиций, а также поддержки местные фирм через создание стимулов и вовлечения их в схемы развития, которые привлекут эти фирмы в промышленный сектор и затем будут поддерживать тех, кто станет

Таблица 1. Типовые характеристики промышленных кластеров

Характеристики Агломерация 1 [ромы шлейные комплексы Социальные сети

Размер предприятий Равномерно малые Наличие крупных предприятий Различные размеры

Взаимоотношения Фрагыентированпые, Не устоявшиеся, не определяемые Стабильные и постоянные Доверие, лояльность, совместные проекты

Доступ к участию Свободный Нет свободного доступа Достаточно свободный

Условия доступа к сотрудничеству Рентные платежи, Необходимая близость Внутренние инвестиции, Необходимая близость История, Опыт, Близость необходима, но недостаточна

[}ыГОДЬ1 от близости Получение ренты Части ЧЕзая капитализация ренты

Методология Модель агломерации Теория производства размещения, Анализ «вход -выход» Теория социальных сетей

Тип пространства Урбанистический Локальный/ региональный Локальный/ региональный

Примеры Конкурентная городская экономика Комплексы химического производства Новые и ром ышлен ные рай 01 г ы

Источник: авторская версия.

Таблица 2. Развернутые характеристики развивающихся промышленных кластеров

Характеристики Агломера-ция Промышленные комплексы Социальные сети

Инновационные Старые

Характеристики технического знания Кодифн ци ров энное, эксплицитное Системное, рутнннзиро ванное. Несистемное, генетически обусловленное, «липко» и «текуче» Смешанное, основано на опыте

Способ передачи знания Зависит от типа информации Специфичен, основан на опыте Посредством когнитивных сетей Посредством локализованных сетей

Технологические траектории Процессно- орнентирован ные Производство ком 1 и 1 е кс н ы х/слож-пых продуктов Продуктовые Процессно-ориентированные

Направление усилий Решение проблем Сокращение затрат Производство радикально новых продуктов С участием потребителя

ИЗМС|1СНИЯ Спо1 гганпые Стратегические Смешанные Смешанные

Источники инноваций Внешние Внутренние Смешанные Внешние

Механизмы инноваций Конкуренция различных типов Олигополистнческая конкуренция Смешанные, частное и общественное участие в созданий нового знания «Конкуренция»

Технологические возможности Средние Низкие Оч высокие или неопределенные Низкие

Степень мультипликативности Н изкая Высокая Низкая Высокая

База знаний Диверсифици рован-ная Специализированная Экспертная Специализир ованная но направлению

Тин управления Рыночный Иерархический Огношенческий/ сетевой (когнитивная сеть) Сетевой (социальная сеть)

Степень риска Высокая Низкая Смешанная Смешанная

Области специализации Финансы, страхование, бизнес услуги Металлургия, химпром, авто про«, химфарм, машиностроение, м слооорудован не. электронное оборудование МСП высокотехнологических кластеров Текстиль, обувная пром., мебельное производство, туризм

Примеры Калифорния. США: «Силиконовая долина» Шотландия, электронная про мы шлснность И еликобритаиня, Кэмбридж Итальянские промышленн ые районы (Эмилия -Романья)

Примечание: МСП - малые и средние предприятия.

модернизировать производство и внедрять знание - интенсивные технологии.

Немаловажным является создание сети взаимодействий с активными агентами целевого рынка - потенциальными участниками кластера. Наряду с локальными агентами, устанавливаются связи с лидерами внешних рынков с целью обеспечения доступа местных компаний к технологиям лидеров. Новые участники, включаясь в работу кластера, получают возможность обучения на опыте «стариков», таким образом облегчается рост кластера. Поддерживающая стратегия состоит в том, чтобы наладить международные связи через, например, участие в международных консорциумах, принятие общих технических стандартов, перекрестное лицензирование технологий, или долгосрочные отношения поставщика-покупателя.

Создание сетевых структур, связывающих ведущих участников в пределах кластера облегчает прохождение потоков явных и неявных знаний. Это включает в работу кластера межсекторные сети, такие как системы коммуникаций между производственными предприятиями и университетами/исследовательскими центрами, а также платформы знаний и механизмы для устойчивого сотрудничества в пределах кластера.

Литература:

1. Егоров А.Ю. Инновационное направление развития как основа социально - экономического прогресса/ в «Экономическая история мира» в 6 т./ колл. авторов; под общ. ред. проф. М.В. Коно-топова. - Т.6. Кн. 2. - Очерки экономической теории. - М.: КНО-РУС, 2012. -с. 345 - 484.

2. Индикаторы науки: 2013: статистический сборник. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.

3. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. расп. Правительства Российской Федерации 17.11.2008. № 1662-р.

4. Business clusters in Russia. 2011. http://www.slideshare.net/ CiscoIBSG.

5. The Global Innovation Index 2012 Report. Электронная версия: режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/gii/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.