Научная статья на тему 'Методы системного анализа в изучении состояния обеспеченности витаминами-антиоксидантами рационов питания детей дошкольного возраста, проживающих в Югре'

Методы системного анализа в изучении состояния обеспеченности витаминами-антиоксидантами рационов питания детей дошкольного возраста, проживающих в Югре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
220
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТАМИНЫ-АНТИОКСИДАНТЫ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЕВЕР / VITAMINS-ANTIOXIDANTS / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / NORTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурыкин Ю. Г., Горынин Г. Л., Корчин В. И., Корчина Т. Я., Шапошникова Е. А.

В работе представлен сравнительный анализ поступления витаминов А, Е, С с рационами питания у дошкольников Югры. Для всех обследуемых характерна дефицитная направленность в обеспеченности аскорбиновой кислотой и токоферолом нормальная ретинолом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурыкин Ю. Г., Горынин Г. Л., Корчин В. И., Корчина Т. Я., Шапошникова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SYSTEM ANALYSIS IN STUDYUNG THE STATE OF VITAMIN ANTIOXIDANT SUPPLY IN NOURISHING PRESCHOOL AGE CHILDREN OF UGRA

The paper presents the comparative analysis of entering the vitamins A, E, C with nutrition of preschool age children of Ugra. For all surveyed the orientation of deficiency in supply with ascorbic acid and tocoferol and normal one with retinol are typical.

Текст научной работы на тему «Методы системного анализа в изучении состояния обеспеченности витаминами-антиоксидантами рационов питания детей дошкольного возраста, проживающих в Югре»

вегетативной регуляции сердечно-сосудистых функций. Можно предположить, что комплексное влияние частотных характеристик музыкального ряда и эмоциональное восприятие музыки оказывают некоторое синхронизирующее влияние на лимбико-ретикулярные структуры, приводя к активации спектра а-ритмики преимущественно в передних отделах мозга, снижая активность надсегментарных эрготропных симпатических влияний в регуляции висцеральных функций и нормализуя эмоциональный фон обследуемых девушек 15-18 лет.

В то же время, выявленный выраженный полиморфизм субъективных, вегетативных и ЭЭГ-реакций испытуемых на однотипные воздействия музыки свидетельствует о неоднозначности эмоционального отношения девушек различных возрастных групп к их предъявлению. Это зависит от исходных, ранее сформировавшихся у субъектов динамических стереотипов и особенно ярко проявляется в подгруппах девушек с пограничными невротическими расстройствами.

С другой стороны, эффекты МРТМ в существенной степени определяются индивидуальными предпочтениями обследуемых в выборе музыкальных фрагментов. При этом девушки 15-16 лет предпочитали прослушивать мелодичные, но темповые музыкальные сочинения, что приводило к седативным эффектам, переживанию положительных эмоций и нивелированию вегетативных расстройств (более выраженное у здоровых, но с сохранением высокого уровня ситуативной тревоги у девушек с невротическими расстройствами). В группах 17-18 летних девушек преобладал выбор мелодий более энергичных, с четким темпо-ритмом, что, очевидно, сопровождалось тонизирующими эффектами и проявлялось увеличением амплитуд и индексов быстрых колебаний ЭЭГ, нормализацией гемодинамических показателей и устранением ситуативной тревожности.

Можно также предположить, что влияние различных фрагментов МРТМ зависит также не только от их частотных и ритмических характеристик, но и от индивидуальных особенностей самих обследуемых девушек (например, от типа нервной системы, личностных акцентуаций, состояния здоровья, возраста и т.д.), что открывает перспективы продолжения исследования.

Литература

1. Алекперова Х.М. Влияния функционального биоуправления на состояние психовегетативной сферы у юношей с неврозами / Матер. II съезда общества физиологов Азербайджана. Баку, 1999. С. 28-29

2. Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описания основных работ //Психол.журнал, 1998. №3. С. 106-118

3. Вейн A.M. Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение. М.: МИА, 2000, 752 с.

4. Гуменюк Б.А., Семенова Я.С., Судаков К.В. Электрофи-зиологические и вегетативные показатели эмоционального восприятия человеком динамической цветомузыки // Физи-ол. человека, 2002. Т.28. №1. С. 57-66.

5. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

6. Епифанов Е.Г.; Шпагонова Н.Г. Влияние музыки на эффективность решения когнитивной задачи // Психол.журнал, 2002, Т.23. №23. С. 105-112.

7. Классина С.Я. Глазачев О.С., Фудин Н.А. Музыкотерапия и психорегуляция как средства снижения психоэмоционального напряжения у студентов перед экзаменом / Матер. трудов межве-дом. научного совета по эксперим. и прикладной физиологии. М.: НИИ норм. физиологии, 2001, С. 280-292.

8. Маляренко Г.Ю. Музыка жизни. СПб., 2001. 234 с.

9. Михайлова Е.С. Восприятие музыки здоровыми людьми и лицами, находящимися в состоянии депрессии // Физиология человека, 1992. Т.18. №6. С. 68-76

10. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу.; М.: Горизонт, 1998, 267 с.

11. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л.: НИИ физ. культуры, 1976. 12 с.

12. Шутова С.В. Влияние дополнительных сенсорных притоков на функции мозга у юношей разных конституциональ-

ных типов / Матер. XVIII съезда Физиолог. об-ва им. И.П.Павлова, Казань, 2001. С. 64

13. Hubner P. Medical resonance therapy music: applikation of the harmony laws of nature in the microcosm of music // Abstr. 8 Intern.Congress on Stress / Montreux. Switzerland, 1996. Р.34.

14. Reznikov A., Butenko G., Bachinskaya N., Litovchenko S. Effects of the Medical Resonance Therapy Music on elderly persons and persons of middle age with a beginning atherosclerotic encephalopathy // Medical Resonance Therapy Music. Rainsborn: AAR Edition-Scientific Information Service, 1996. P.71.

SYCHOPHYSIOLOGICAL AND AUTONOMIC CORRELATES OF MUSICAL THERAPEUTIC INFLUENCES AT GIRLS WITH NEUROTIC FRUSTRATION

A.G. KAZYMOV, A.M. MAMEDOV, O M. CHOBANOVA,

D.M. ALIEVA

Azerbaijan Medical University,

Baku Psychoneurological Clinic, Azerbaijan

Studies of age-related features in psychophysiological parameters of dynamics under the procedures of medical resonance therapeutic music (МРТМ) at practically healthy girls of 15-18 years and girls of the same age group with neurotic frustration have been carried out. МРТМ procedures made up with taking into account individual preferences in musical fragments, possess well-defined аntistress effects. The effects of МРТМ are essentially defined by individual preferences in musical fragments chosen by the girls under examination, and on the other hand depend on the age, individual and typological features of recipients.

Key words: psychophysiological correlates, medical resonance therapeutic music, neurotic frustration.

УДК 613.2 (571.122)

МЕТОДЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ СОСТОЯНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВИТАМИНАМИ-АНТИОКСИДАНТАМИ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЮГРЕ

Ю.Г. БУРЫКИН*, Г.Л. ГОРЫНИН*, В.И. КОРЧИН**, Т.Я. КОРЧИНА**, Е.А. ШАПОШНИКОВА***

В работе представлен сравнительный анализ поступления витаминов А, Е, С с рационами питания у дошкольников Югры. Для всех обследуемых характерна дефицитная направленность в обеспеченности аскорбиновой кислотой и токоферолом нормальная - ретинолом. Ключевые слова: витамины-антиоксиданты, дети дошкольного возраста, Север

Общеизвестно, что здоровье человека в значительной степени определяется его пищевым статусом, т.е. степенью обеспеченности организма энергией и целым рядом пищевых веществ, в первую очередь, макро - и микронутриентами. Любое отклонение от формулы сбалансированного питания приводит к определённому нарушению функций организма [10].

Все витамины (жиро - и водорастворимые), поступающие в организм почти исключительно экзогенным путем, необходимы и незаменимы для человека. Их физиологические функции подробно описаны в литературе [12]. Неадекватный витаминный статус может сопровождаться нарушениями здоровья с вовлечением различных систем и органов. Свидетельством тому служат специфические витаминодефицитные состояния (гиповитаминозы), индуцированные у детей недостаточным поступлением этих пищевых веществ в организм.

Витамины являются универсальными регуляторами процессов обмена веществ в организме. Специфическая функция большинства витаминов состоит в том, что в виде образующихся из них коферментов или простетических групп они входят в состав активных центров ферментов и таким образом принимают участие в механизмах ферментативного катализа многочисленных реакций обмена веществ, лежащих в основе практически всех процессов жизнедеятельности и функций организма [5].

* ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет», [email protected] ГОУ ВПО «Ханты-Мансийская государственная медицинская акаде-

мия», [email protected]

ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», [email protected]

В настоящее время в научной литературе сложилось представление, что среди жителей Севера довольно широко распространены состояния, связанные с недостаточностью или дефицитом витаминов [1]. Однако имеющиеся по этому вопросу материалы в основном касаются водорастворимых витаминов. Сведений об обеспеченности северян жирорастворимыми витаминами, особенно витаминами А и Е, значительно меньше, к тому же они весьма противоречивы. Вместе с тем использование указанных жирорастворимых витаминов в условиях Севера имеет особое значение. Это связано с тем, что в биохимических трансформациях метаболизма у северян большую роль играют процессы свободнорадикального окисления (СРО) [3]. Витамины А и Е, являясь элементами антиоксидантной системы (АОС), препятствуют чрезмерной активизации процессов СРО и накоплению активных форм кислорода. Последние, как известно, могут оказывать повреждающее воздействие на молекулы липидной, белковой природы и нуклеотиды, обусловливают тем самым развитие патологии [13].

Цель исследования — изучение рационов питания детей как традиционными методами, так и с позиций системного анализа.

Материалы и методы исследования. Обследовано 102 ребенка: 57 (55,9%) посещали детский садик «Ромашка» и составили I группу (экспериментальную), а 45 (44,1%) посещали детский сад «Теремок» - II группа (контрольная). Среди детей I группы было обследовано 20 (35,1%) мальчиков и 37 (64,9%) девочек, а во II группе - 19 (42,2%) мальчиков и 26 (57,8%) девочек.

Изучали меню-раскладки дошкольных образовательных учреждений, а также анкеты для родителей, в которых родителей детей-дошкольников указывали перечень продуктов питания, их термическую обработку и дозу. Для анализа среднесуточного рациона питания использовали программу «АСПОН - питание», разработанную проф. И.М. Воронцовым (утв. ЦГСЭН РФ в 1996 г.). Этот метод прост, не изменяет привычное питание и может применяться при широкомасштабных исследованиях [12]. Полученные данные сравнивали с адекватными уровнями потребления (АУП) пищевых и биологически активных веществ [9]. Устанавливались частота дефицита или избытка поступления витаминов-антиоксидантов с фактическими рационами по сравнению с рекомендуемыми величинами. База данных программы включает сведения о содержании нутриентов в нескольких сотнях пищевых продуктов с учетом их термической обработки. Этот метод получил широкое применение при исследованиях в области эпидемиологии питания [8].

Статистическую обработку информации проводили при помощи программы «Віовіаі». Достоверность различий определяли по критерию Стьюдента. Наряду с использованием традиционного детерминистско-стохастического подхода (ДСП) особенная роль в работе отводится новым методам теории хаоса и синергетики (ТХС), когда анализируются параметры аттракторов движения вектора состояния организма человека (ВСОЧ) в т-мерном фазовом пространстве состояний. Данные обрабатывались с помощью программы: «Идентификация параметров аттракторов поведения вектора состояния биосистем в т-мерном фазовом пространстве». Исходные параметры (координаты в т-мерном пространстве) вводились из текстового файла, после чего производился расчет координат граней, их длины и объема т-мерного параллелепипеда, ограничивающего аттрактор, а также показатель асимметрии стохастического и хаотического центров [4].

Результаты и их обсуждение. В суточных рационах выявлено избыточное потребление витамина А обеих групп: в экспериментальной группе - 105,0% АУП и достоверно большее (р<0,01) в контрольной группе - 117,0% АУП.

Недостаток поступления с фактическими рационами питания витамина Е характерен для обеих групп детей, но более выражен в контрольной группе (85,0% АУП) сравнительно с экспериментальной (95,0% АУП), что подтверждается достоверным межгрупповым различием (р<0,001) (табл. 1).

Кроме того, причиной дефицита витаминов А и Е, является и активизация процессов свободнорадикального окисления (СРО) у местного населения вследствие воздействия природноклиматических факторов. Однако еще больший дефицит с суточными рационами питания оказался характерен для витамина С. Содержание аскорбиновый кислоты в рационах питания снижено в обеих группах дошкольников (91,0% АУП - в экспериментальной группе, 83,0% АУП - в контрольной группе), но достоверно меньше в группе контроля (р<0,001), что характерно не только для Тюменского Севера, но и для других регионов России [11].

Таблица 1

Поступление витаминов-антиоксидантов (А, Е, С) с суточным рационом питания детей дошкольного возраста (мг)

Показатель Экспериментальная группа (n=57) Контрольная группа (n=45)

A E C A E C

M±m 0,44±0,008 6,66±0,07 45,34±0,41 0,49±0,015** 5,94±0,1*** 41,7±0,70***

АУП 0,42 7,0 50,0 0,42 7,0 50,0

% АУП 105,0 95,0 91,0 117,0 85,0 83,0

Примечание: ** - Р<0,01; *** - Р<0,001 при сравнении показателей экспериментальной и контрольной групп. М - выборочное среднее, m - ошибка среднего

Таблица 2

Параметры квазиаттракторов состояния поступления витаминов-антиоксидантов (А, Е, С) с суточным рационом питания детей дошкольного возраста, проживающих в г. Сургуте

Параметры ДДУ «Ромашка» (экспериментальная группа) ДДУ «Теремок» (контрольная группа)

Витамин A Витамин E Витамин C IntervalX1= 0,25 AsymmetryX1= 0,02 IntervalX2= 2,68 AsymmetryX2= 0,05 IntervalX3= 11,24 AsymmetryX3= 0,01 IntervalX1= 0,39 AsymmetryX1= 0,02 IntervalX2= 2,55 AsymmetryX2= 0,01 IntervalX3= 25,33 AsymmetryX3= 0,16

Интегральные параметры квазиаттракторов General asymmetry value rX=0,21 General V value : 7,53 General asymmetry value rX=4,0 General V value : 25,2

7 N. *>;**' 1

sX 0 8

Е 4 02 А

б)

Рис. 1. Квазиаттракторы состояния поступления витаминов-антиоксидантов (А, Е, С) с суточным рационом питания детей дошкольного возраста в трехмерном фазовом пространстве (а - экспериментальная группа, б - контрольная группа).

Многочисленные эксперименты показали, что витамины А, Е, С являются природными антиоксидантами, недостаточность которых в организме ведёт к усилению процессов перекисного окисления липидов [3,6,7,11,12]. Антиоксиданты осуществляют свои функции не изолированно, не по принципу «чем больше, тем лучше», а в качестве взаимосвязанных и взаимозависимых участников сложной системы антиоксидантной защиты организма.

При сравнении интегральных параметров квазиаттракторов состояния поступления витаминов-антиоксидантов (А, Е, С) с суточным рационом питания детей дошкольного возраста, проживающих в г. Сургуте (табл. 2, рис. 1), установлено, что в экспериментальной группе расстояние между стохастическим и геометрическим центрами квазиаттратора меньше в 19 раз, чем в контрольной (в экспериментальной - rX=0,21; в контрольной - rX=4,0). Объем многомерного параллелепипеда, ограничивающего квазиаттрактор движения вектора состояния системы в экспериментальной группе был меньше в 3,35 раза по сравнению с контрольной (в экспериментальной - Vg=7,53; в контрольной - Vg=25,2).

Заключение. Таким образом, в экспериментальной группе уровень флуктуаций поступления витаминов-антиоксидантов (А, Е, С) с суточным рационом питания меньше, чем в контрольной, что свидетельствует об упорядоченности характера питания, содержащего витамины-антиоксиданты. В суточных рационах питания дошкольников северного региона выявлен избыток поступления витамина А, дефицит витамина Е и еще более выраженная недостаточность потребления витамина С. Эти отклонения значительно менее выражены в экспериментальной группе дошкольников северного региона.

Литература

1. Агаджанян Н.А., Саламатина Л.В., Леханов Е.Н. Уровень здоровья и адаптации у населения на Крайнем Севере. М., Надым, 2002. 160 с.

2. Агбалян Е.В., Лобанова Е.Н., Леханова Л.П. Алиментарные факторы в формировании здоровья населения Крайнего Севера // Сб. науч. тр. ГУ НИИ МП КС РАМН за 2006 год. Выпуск 4 / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. А.А. Буганова. Тюмень: Сити-пресс, 2006. С. 4-16.

3. Бойко Е.Р., Потолицына Н.Н., Бойко С.Г. Обеспеченность населения Севера жирорастворимыми витаминами и др. // Вопр. питания. 2008. Т. 77. № 3. С. 64-67.

4. Еськов В.М., Хадарцев АА., Филатова О.Е. Синергетика в клинической кибернетике. Часть 1. Теоретические основы системного синтеза и исследований хаоса в биомедицинских системах. Самара: ООО «Офорт», 2006. 233 с.

5. Ключников С.О. Витаминно-минеральные комплексы для детей: теория и практика // Педиатрия. 2008. Т. 87. № 4. С. 103-111.

6. Корчин В.И., Корчина Т.Я. Обеспеченность витаминами-антиоксидантами и жизненно важными химическими элементами детей некоренного населения Тюменского Севера. Деп. в ВИНИТИ 13.03.2008, № 220-В2008. 30 с.

7. Корчин В.И., Корчина Т.Я. Медико-экологические аспекты оптимизации здоровья населения урбанизированного северного региона: Методическое пособие для экологов, врачей, аспирантов и студентов медицинских и биологических специальностей. Шадринск, 2009. 90 с.

8. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (Основы нутрициологии) / Под ред. А.Н. Мартинчика - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. 576 с.

9. Методические рекомендации МР 2. 3. 1. 1915-04. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. М.: Госсанэпиднормирование РФ, 2004. 36 с.

10. Скальный, А.В., Тармаева М.Г., Скальная М.Г., Решетник А.А. Питание и элементный статус детского населения Восточной Сибири. Иркутск: РИК ИВВАИУ, 2008. 293 с.

11. Спиричев В.Б. Теоретические и практические аспекты современной витаминологии // Вопросы питания. 2005. Т. 74, №

5. С. 32-48.

13. Meager E.A., Barry O.P., Lawson JA. et al. Effects of vitamin E on lipid peroxidation in healthy persons // JAMA. 2001. Vol. 285, № 9. P. 1178-1182.

METHODS OF SYSTEM ANALYSIS IN STUDYUNG THE STATE OF VITAMIN - ANTIOXIDANT SUPPLY IN NOURISHING PRESCHOOL AGE CHILDREN OF UGRA

YU.G. BURYKIN, G.L. GORYNIN, V.I. KORCHIN,

T.YA. KORCHINA, YE.A. SHAPOSHNIKOVA

Surgut State University,

Khanty-Mansi Medical A cademy,

Surgut State Pedagogical University

The paper presents the comparative analysis of entering the vitamins A, E, C with nutrition of preschool age children of Ugra. For

all surveyed the orientation of deficiency in supply with ascorbic acid and tocoferol and normal one - with retinol are typical.

Key words: vitamins-antioxidants, children of preschool age,

north.

УДК 612.821

ПРЯМАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Е. А.ЮМАТОВ*

Проводилось исследование эмоционального и мыслительного состояния с помощью разработанного нами специального устройства -индикатора, положение стрелки которого неподвержено искусственным ручным манипуляциям. Индикаторы находились в руках испытуемого и стрелки индикаторов помещались над головой другого человека - субъекта. В экспериментах исследовалось влияние ЭМП КВЧ диапазона на испытуемого и субъекта при эмоциональном и мыслительном их взаимодействии.

Ключевые слова: субъективное состояние, эмоции, мысль, мозг, методы регистрации.

Существенным отличием высших живых организмов от неживых является наличие у живых существ субъективного, -самоощущения: сознания, мыслей, эмоций, чувств, - всё то, что называется душевным состоянием. Фактически живой организм имеет две формы реагирования. Первая из них отражает различные внешние и внутренние объективные физиологические процессы, проявляющиеся в целенаправленном поведении, в рефлексах, в вегетативных, клеточных, молекулярных, физикохимических и пр. реакциях. Вторая форма характеризуется непрерывным субъективным самовосприятием себя и внешней действительности. Вопрос о том, каким образом объективные физиологически процессы порождают внутренний субъективный, духовный мир, остаётся одной величайших загадок природы.

О субъективном состоянии индивидуума можно судить лишь по косвенным признакам, внешнем проявлении в поведении, в мимике, по эмоциональным и вегетативным реакциям. Мы оцениваем субъективные переживания других людей или животных по своим собственным ощущениям в подобных ситуациях. Не существует непосредственной возможности регистрации субъективного состояния. Какие бы в мозге не регистрировались процессы: ЭЭГ, нейрональная активность, нейрохимические и молекулярные реакции, компьютерная томограмма и пр., невозможно в них увидеть мысли, эмоции, чувства и пр. В лучшем случае, можно распознать их существование, но не содержание. Описывая происхождение эмоций в мозге, мы можем представлять мозговые структуры, нейрофизиологические процессы и механизмы формирования эмоциональных реакций, без какого либо понимания того, как мозг формирует субъективное самоощущение своего собственного состояния.

Представления о мозге формировались с помощью морфологических, физических, химических методов. При всей огромной значимости этих методов для исследования мозга эти методы, взятые из неживой природы, дают возможность регистрировать и изучать только объективные физико-химические процессы. В этом есть их существенная ограниченность, - внутренние переживания, - мысли, чувства, эмоции оказываются не доступными для объективного измерения физико-химическими методами.

В исследованиях [1,9,16,21,22] сделана попытка понять происхождение субъективного в деятельности мозга. Предложены новые подходы для экспериментального анализа эмоционального состояния животных [6,16,18,19,23]. Эти методы основаны на оценке эмоций при дистанционном, эмоциональном взаимодействии животных - «эмоциональном резонансе». В качестве индикатора эмоционального состояния животного выступало другое животное - наблюдатель. В экспериментах выявляли субъективное состояние исследуемых животных-«жертв» по поведенческим, вегетативным реакциям животных-

«наблюдателей», которые активно реагировали на выраженное эмоциональное состояние животных-«жертв». В работах К.В.Судакова [19] было достоверно показано, что «эмоциональный резонанс» между взаимодействующими животными происходит дистанционно, без непосредственного контакта между экспериментальными животными.

* Первый Московский Медицинский Университет им. И.М.Сеченова. Москва. Россия. [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.