При сравнении интегральных параметров квазиаттракторов состояния поступления витаминов-антиоксидантов (А, Е, С) с суточным рационом питания детей дошкольного возраста, проживающих в г. Сургуте (табл. 2, рис. 1), установлено, что в экспериментальной группе расстояние между стохастическим и геометрическим центрами квазиаттратора меньше в 19 раз, чем в контрольной (в экспериментальной - rX=0,21; в контрольной - rX=4,0). Объем многомерного параллелепипеда, ограничивающего квазиаттрактор движения вектора состояния системы в экспериментальной группе был меньше в 3,35 раза по сравнению с контрольной (в экспериментальной - Vg=7,53; в контрольной - Vg=25,2).
Заключение. Таким образом, в экспериментальной группе уровень флуктуаций поступления витаминов-антиоксидантов (А, Е, С) с суточным рационом питания меньше, чем в контрольной, что свидетельствует об упорядоченности характера питания, содержащего витамины-антиоксиданты. В суточных рационах питания дошкольников северного региона выявлен избыток поступления витамина А, дефицит витамина Е и еще более выраженная недостаточность потребления витамина С. Эти отклонения значительно менее выражены в экспериментальной группе дошкольников северного региона.
Литература
1. Агаджанян Н.А., Саламатина Л.В., Леханов Е.Н. Уровень здоровья и адаптации у населения на Крайнем Севере. М., Надым, 2002. 160 с.
2. Агбалян Е.В., Лобанова Е.Н., Леханова Л.П. Алиментарные факторы в формировании здоровья населения Крайнего Севера // Сб. науч. тр. ГУ НИИ МП КС РАМН за 2006 год. Выпуск 4 / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. А.А. Буганова. Тюмень: Сити-пресс, 2006. С. 4-16.
3. Бойко Е.Р., Потолицына Н.Н., Бойко С.Г. Обеспеченность населения Севера жирорастворимыми витаминами и др. // Вопр. питания. 2008. Т. 77. № 3. С. 64-67.
4. Еськов В.М., Хадарцев А.А., Филатова О.Е. Синергетика в клинической кибернетике. Часть 1. Теоретические основы системного синтеза и исследований хаоса в биомедицинских системах. Самара: ООО «Офорт», 2006. 233 с.
5. Ключников С.О. Витаминно-минеральные комплексы для детей: теория и практика // Педиатрия. 2008. Т. 87. № 4. С. 103-111.
6. Корчин В.И., Корчина Т.Я. Обеспеченность витаминами-антиоксидантами и жизненно важными химическими элементами детей некоренного населения Тюменского Севера. Деп. в ВИНИТИ 13.03.2008, № 220-В2008. 30 с.
7. Корчин В.И., Корчина Т.Я. Медико-экологические аспекты оптимизации здоровья населения урбанизированного северного региона: Методическое пособие для экологов, врачей, аспирантов и студентов медицинских и биологических специальностей. Шадринск, 2009. 90 с.
8. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (Основы нутрициологии) / Под ред. А.Н. Мартинчика - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. 576 с.
9. Методические рекомендации МР 2. 3. 1. 1915-04. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. М.: Госсанэпиднормирование РФ, 2004. 36 с.
10. Скальный, А.В., Тармаева М.Г., Скальная М.Г., Решетник А.А. Питание и элементный статус детского населения Восточной Сибири. Иркутск: РИК ИВВАИУ, 2008. 293 с.
11. Спиричев В.Б. Теоретические и практические аспекты современной витаминологии // Вопросы питания. 2005. Т. 74, №
5. С. 32-48.
13. Meager E.A., Barry O.P., Lawson J.A. et al. Effects of vitamin E on lipid peroxidation in healthy persons // JAMA. 2001. Vol. 285, № 9. P. 1178-1182.
METHODS OF SYSTEM ANALYSIS IN STUDYUNG THE STATE OF VITAMIN - ANTIOXIDANT SUPPLY IN NOURISHING PRESCHOOL AGE CHILDREN OF UGRA
YU.G. BURYKIN, G.L. GORYNIN, V.I. KORCHIN,
T.YA. KORCHINA, YE.A. SHAPOSHNIKOVA
Surgut State University,
Khanty-Mansi Medical A cademy,
Surgut State Pedagogical University
The paper presents the comparative analysis of entering the vitamins A, E, C with nutrition of preschool age children of Ugra. For
all surveyed the orientation of deficiency in supply with ascorbic acid and tocoferol and normal one - with retinol are typical.
Key words: vitamins-antioxidants, children of preschool age,
north.
УДК 612.821
ПРЯМАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Е.А.ЮМАТОВ*
Проводилось исследование эмоционального и мыслительного состояния с помощью разработанного нами специального устройства -индикатора, положение стрелки которого неподвержено искусственным ручным манипуляциям. Индикаторы находились в руках испытуемого и стрелки индикаторов помещались над головой другого человека - субъекта. В экспериментах исследовалось влияние ЭМП КВЧ диапазона на испытуемого и субъекта при эмоциональном и мыслительном их взаимодействии.
Ключевые слова: субъективное состояние, эмоции, мысль, мозг, методы регистрации.
Существенным отличием высших живых организмов от неживых является наличие у живых существ субъективного, -самоощущения: сознания, мыслей, эмоций, чувств, - всё то, что называется душевным состоянием. Фактически живой организм имеет две формы реагирования. Первая из них отражает различные внешние и внутренние объективные физиологические процессы, проявляющиеся в целенаправленном поведении, в рефлексах, в вегетативных, клеточных, молекулярных, физикохимических и пр. реакциях. Вторая форма характеризуется непрерывным субъективным самовосприятием себя и внешней действительности. Вопрос о том, каким образом объективные физиологически процессы порождают внутренний субъективный, духовный мир, остаётся одной величайших загадок природы.
О субъективном состоянии индивидуума можно судить лишь по косвенным признакам, внешнем проявлении в поведении, в мимике, по эмоциональным и вегетативным реакциям. Мы оцениваем субъективные переживания других людей или животных по своим собственным ощущениям в подобных ситуациях. Не существует непосредственной возможности регистрации субъективного состояния. Какие бы в мозге не регистрировались процессы: ЭЭГ, нейрональная активность, нейрохимические и молекулярные реакции, компьютерная томограмма и пр., невозможно в них увидеть мысли, эмоции, чувства и пр. В лучшем случае, можно распознать их существование, но не содержание. Описывая происхождение эмоций в мозге, мы можем представлять мозговые структуры, нейрофизиологические процессы и механизмы формирования эмоциональных реакций, без какого либо понимания того, как мозг формирует субъективное самоощущение своего собственного состояния.
Представления о мозге формировались с помощью морфологических, физических, химических методов. При всей огромной значимости этих методов для исследования мозга эти методы, взятые из неживой природы, дают возможность регистрировать и изучать только объективные физико-химические процессы. В этом есть их существенная ограниченность, - внутренние переживания, - мысли, чувства, эмоции оказываются не доступными для объективного измерения физико-химическими методами.
В исследованиях [1,9,16,21,22] сделана попытка понять происхождение субъективного в деятельности мозга. Предложены новые подходы для экспериментального анализа эмоционального состояния животных [6,16,18,19,23]. Эти методы основаны на оценке эмоций при дистанционном, эмоциональном взаимодействии животных - «эмоциональном резонансе». В качестве индикатора эмоционального состояния животного выступало другое животное - наблюдатель. В экспериментах выявляли субъективное состояние исследуемых животных-«жертв» по поведенческим, вегетативным реакциям животных-
«наблюдателей», которые активно реагировали на выраженное эмоциональное состояние животных-«жертв». В работах К.В.Судакова [19] было достоверно показано, что «эмоциональный резонанс» между взаимодействующими животными происходит дистанционно, без непосредственного контакта между экспериментальными животными.
* Первый Московский Медицинский Университет им. И.М.Сеченова. Москва. Россия. [email protected]
На основе теории функциональных систем К.В. Судаков, [20] описал системные закономерности происхождения эмоциональных и мыслительных процессов в мозге и особенно их информационной составляющей. При всей значимости и конструктивности этой работы всё же остаётся неясным происхождение субъективной составляющей мысли и эмоции. При современном развитии компьютерной, информационной техники, в принципе, возможно, смоделировать всю конструкцию центральной архитектоники поведения по П.К. Анохину [2], в технических устройствах (в роботах, системах автоматического управления и контроля). При этом, в этих технических системах мы не получим наличия субъективного - эмоций, самоощущений и пр. Это значит, что недостаточно одной архитектуры системной организации функции мозга для происхождения субъективного. В мозге есть, что-то принципиально иное, - чего нет, и не может быть в неживой природе.
Для объективного исследования субъективного состояния необходимы принципиально другие научные методы и подходы. По нашему представлению «субъективные процессы можно измерить только с помощью научных методов оценки субъективного», которые необходимо специально разрабатывать.
Исходя из этих представлений, мы поставили следующие цели наших исследований.
1. Поиск метода объективной оценки внутреннего субъективного состояния человека.
2. Определить возможность регистрации «субъективного» с помощью объективных методов.
3. Определить возможность дистанционного (полевого) проявления субъективного состояния мозга.
Материалы и методы исследования. Для объективной регистрации субъективного состояния головного мозга человека нами разработана специальная конструкция индикатора, неподверженная каким-либо искусственным ручным манипуляциям со стороны испытуемого, т.е. обладающая абсолютной независимостью показаний.
Для этой цели нами была созданы несколько вариантов специальной конструкции индикатора. Основное требование заключалось с том, чтобы показания индикатора не зависели бы от изменения положения рук испытуемого.
На рис. 1. представлена конструкция индикатора. Индикатор состоит из вертикальной металлической трубки диаметром 6 мм и длиной 500 мм, в верхнем конце которой находится стрелка из 3 мм алюминиевой проволоки, установленная с возможностью свободного движения в горизонтальной плоскости вокруг своей оси. На верхнем конце трубки снаружи фиксирован шар, с обозначенной шкалой в град., свободно опирающийся на цилиндрическую, меньшего диаметра ручку, предназначенную для удержания в руке испытуемого; на нижнем конце трубки укреплён груз-отвес.
Ручка находится в руках исследователя и всякие возможные колебания руки в любом направлении не передаются стрелке. Благодаря отвесу и шаровому соединению индикатор всегда сохраняет строго вертикальное положение в руках испытуемого, а стрелка индикатора свободно вращается в горизонтальной плоскости. Такая конструкция делает независимым положение стрелки индикатора и исключает всякую возможность искусственного манипулирования ими для получения умышленного результата.
Условия проведения экспериментов. Для тестирования эмоционального и мыслительного состояния мозга мы использовали эти индикаторы, находящиеся в руках испытуемого, и регистрировали движения стрелок индикатора при помещении их над головой другого человека - субъекта.
Во время эксперимента испытуемый держит свободно перед собой в обеих руках индикаторы на ширине груди. В исходном состоянии стрелки индикатора всегда занимают параллельное положение и направлены строго вперёд (рис. 2). Реакция стрелок индикатора в руках испытуемого над головой субъекта оценивается как положительная при скрещивании на 30 и более град, а отрицательная - при отсутствии движения стрелок и сохранения ими исходного параллельного положения.
В экспериментах участвовало более 60 лиц и проведено более 250 повторных тестирований. Среди участников были выявлены пять испытуемых, обладающие индивидуальной способностью осуществлять эмоциональное и мыслительное взаимодействие с субъектом, трое из них были студенты. В качестве субъектов были приглашены разные люди: члены семьи испытуемого, сотрудники, студенты. Экспериментальные исследования эмо-
ционального состояния и мыслительного процесса, проведены в естественных условиях: на даче, дома, в лаборатории в разное время года и дня.
А.
Б.
Рис. 1. Устройство специально разработанного индикатора, вращение стрелок которого вокруг своей оси в горизонтальной плоскости не зависит от движения рук испытуемого. А. - Внешний вид индикатора. Б. — Конструкция и составные части индикатора: наверху - стрелка, входящая в металлическую трубку и вращающая в горизонтальной плоскости; ниже -на металлической трубке шаровая опора со шкалой в град., свободно опирающаяся на цилиндрическую ручку; внизу - на металлической трубке отвес, удерживающий индикатор в вертикальном положении.
Рис. 2. Регистрация субъективного эмоционального отношения испытуемого на приятный запах духов, исходящий от субъекта. А. Начало тестирования, отсутствие запаха нейтральное отношение испытуемого к субъекту. Б. Тестирование после использования субъектом духов. Испытуемые: 1. -Евгений Ю., 2. - Ксения Г. Субъекты: Ксения Г., Наталья Г., Яна К., Ирина
М.
При исследовании эмоционального состояния в первом тесте регистрировалось субъективное эмоциональное отношение испытуемого к дорогому, любимому человеку. В качестве субъектов были приглашены две группы людей. В первую группу входили самые дорогие близкие исследователю люди: жена, дочь, внучка, которые испытывали взаимное чувство любви. Вторую группу составляли знакомые люди, к которым испытуемый не имел глубоких душевных чувств привязанности.
Во втором тесте в качестве положительного эмоционального фактора использовали приятный запах духов. Эксперименты проводились следующим образом. Приглашались субъекты, к которым испытуемый относился нейтрально. Производилась первоначальная регистрация положения стрелок индикатора в руках испытуемого над головой субъекта. Затем субъект использовал духи, так, чтобы испытуемый чувствовал исходящий от него приятный запах. После этого производилась повторная регистрация положения стрелок индикатора над головой субъекта.
В третьем тесте регистрировалось субъективное эмоциональное отношение испытуемого к болевой реакции субъекта. В качестве негативного эмоционального воздействия использовали электрокожную стимуляции пальцев руки субъекта с помощью электростимулятора, который вызывал болевую реакцию субъекта. Эксперименты проводились следующим образом. Приглаша-
лись все желающие субъекты, к которым испытуемый относился нейтрально. Первоначально производилась регистрация положения стрелок индикатора в руках испытуемого над головой субъекта, и подтверждалось исходное нейтральное отношение испытуемого к субъекту. Затем субъект сам включал электрокожное раздражение и проявлял болевую эмоциональную реакцию в виде вздрагивания, вскрикивания. В это время испытуемый производил повторную регистрацию положения стрелок индикатора над головой субъекта. Субъект имел возможность, сам по своему усмотрению включать болевое раздражение или имитировать болевую реакцию, делая вид, что испытывает чувство боли. При этом испытуемый не знал, когда на самом деле субъект испытывает боль, а когда нет.
При исследовании мыслительного процесса субъективного отношения ко лжи в качестве лиц, участвующих в эксперименте, были приглашены все желающие: студенты, сотрудники, знакомые, члены семьи. Для тестирования выбирался любой вопрос, на который был известен ответ. Давая ответ на вопрос, - правильный или ложный, испытуемый помещал стрелки индикатора над головой присутствующего человека, наблюдал движение и установившееся положение стрелок.
При изучении влияния электромагнитных полей на эмоциональное и мыслительное взаимодействие испытуемого и субъекта использовали излучение крайне высокой частоты, КВЧ диапазона - 42,8 ГГц, мощностью 1,5-3 мВт, изготовитель генератора ЗАО «МТА-КВЧ», представленный О. В. Бецким [4]. В ряде исследований, в качестве генератора электромагнитного излучения, применяли мобильный телефон в режиме работы и во время сигнала вызова.
Учитывая необходимость особых доказательств, мы провели множество контрольных экспериментов. В частности, проводилось: шунтирование индикаторов. Использовались индикаторы с замкнутыми и разомкнутыми контурами стрелок. Применялось экранирование головы субъекта металлической фольгой и бумажными листами. Производилась гипсовая иммобилизация рук испытуемого, делающая невозможным какие-либо манипуляции руками. Проводились опыты «в слепую», при которых испытуемый не видел субъекта, находящегося перед ним под покрывалом. Проводились наблюдения, при которых испытуемый находился в изменённом физиологическом состоянии: после употребления алкоголя, во время простудного заболевания, после проведения МРТ мозга.
Результаты и их обсуждение. В экспериментах впервые было установлено, что, если у испытуемого есть сильные чувства -положительные эмоции к присутствующему лицу - субъекту, то над его головой всегда происходило движение стрелок индикатора в виде перекрещивания их концов (рис. 2). При тестировании людей, к которым испытуемый не проявлял особых чувств, не обнаружено движения стрелок индикатора. Стрелки сохраняли исходное параллельное положение. Этот эффект отражает собственное эмоциональное состояние испытуемого по отношению к субъекту. Он воспроизводился в 100% случаях тестирования, многократно проверялся с соответствующими различными контролями.
Исследования влияния приятного запаха на эмоциональное отношение испытуемого к субъекту показали, что при использовании субъектом духов стрелки индикатора всегда скрещивались над его головой (рис. 2). Под влиянием аромата, исходящего от субъекта, субъективное отношение испытуемого к субъекту изменялось от нейтрального к позитивному, что всегда сопровождалось движением стрелок индикатора. Эффект был временным и на следующий день уже отсутствовал. Для его длительного сохранения необходимы повторные положительные подкрепления. Эти результаты демонстрируют субъективное проявление условного рефлекса на позитивный обонятельный стимул.
При исследовании субъективного отрицательного эмоционального отношения испытуемого к болевой реакции субъекта впервые было обнаружено, что стрелки индикатора всегда из параллельного переходили в скрещенное положение, после того, как субъект получал электрическое раздражение (рис. 3).
В движении стрелок индикатора проявлялось субъективное отрицательное эмоциональное отношение испытуемого к боли другого человека. Это реагирование проявлялось всегда, когда испытуемый воспринимал реакцию субъекта, как болевую, независимо от того испытывал ли на самом деле субъект боль или имитировал боль. В этом можно видеть наличие субъективного
проявления оборонительного условного рефлекса на негативный болевой стимул.
А. Б. В.
Рис. 3. Регистрация болевой реакции, вызванной электростимуляцией пальцев руки субъекта. А. Испытуемый с индикатором находится перед субъектом. Субъект - в спокойном состоянии, реакция индикатора отсутствует - стрелки направлены вперёд и параллельны. Б. Субъект получает болевую электростимуляцию, - при подходе испытуемого к субъекту стрелки индикатора скрещиваются над головой субъекта. В. Субъект производит имитацию болевой реакции - стрелки индикатора скрещиваются над головой субъекта. Испытуемый не знает, в каком случае была
имитация, а в каком действительно было болевое воздействие.
При мыслительном процессе впервые обнаружено достоверное изменение положения стрелок индикаторов: при ложном ответе испытуемого на поставленный вопрос стрелки всегда в 100% случаях скрещивались над головой субъекта. При правильном ответе на вопрос всегда оставались в параллельном положении (рис. 4). Эти эффекты проявлялись только в присутствии другого лица - субъекта.
Рис.4. Регистрация мыслительного отношения к ложному или правдивому ответу на задаваемый вопрос. А. - Исходное положение стрелок индикатора.
Нейтральное отношение испытуемого к субъекту. Б., В. - Ложный ответ на поставленный вопрос, - наблюдается скрещенное положение стрелок индикатора. Б. - Испытуемая - студентка Ксения Г., В. - Испытуемая - студентка Ирина М.
Указанные эффекты временно исчезали после приёма алкоголя, при простудных заболеваниях, после магнитно-резонансной томографии мозга испытуемого и восстанавливались при выздоровлении и по истечению 24 часов после воздействия. Приём алкоголя и простудные заболевания делают менее чувствительным человека по отношению к другим лицам и «заостряют» его внимание на самом себе.
В экспериментах был обнаружен и многократно подтверждён любопытный факт, - после проведения теста на эмоциональное или мыслительное состояние над местом, где находился субъект, в течение 1-2 мин. всё ещё сохраняется движение стрелок индикатора в скрещенное положение. Наблюдался своеобразный эффект последействия, который отражает сохранение «следа» в деятельности мозга испытуемого по отношению к субъекту.
Эффект движения стрелок индикатора при эмоциональном или мыслительном состоянии испытуемого проявляется при обязательном участии присутствующего лица, субъекта, с которым происходит взаимодействие испытуемого. Если такое лицо отсутствует, то эффектов нет.
В контрольных экспериментах установлено, что при гипсовой иммобилизации рук, исключающей их подвижность и возможность манипуляции, сохраняются все описанные эффекты реагирования стрелок индикатора при мыслительном и эмоциональном состояниях.
Любое шунтирование индикаторов полностью исключает возникновения выявленных эффектов. Помещение бумажного или металлического экрана над или перед головой тестируемого исключает описанные эффекты при условии, что экраны держит посторонний человек. Если эти экраны находятся в руках субъекта, то сохраняются без изменений все эффекты реагирования
индикаторов при эмоциональном и мыслительном состоянии испытуемого.
Результаты опытов показали, что если контур индикатора разомкнут, то при тестировании эмоционального и мыслительного отношения стрелки реагируют скрещиванием своих концов, т.е. метод демонстрирует свою эффективность. Если же контур стрелок индикатора был замкнут, то эффект полностью исчезал и скрещивание стрелок не наблюдалось при всех видах тестирования. Замкнутые контуры стрелок индикатора всегда остаются в исходном параллельном положении (рис. 5).
На выявленные эффекты при тестировании эмоционального или мыслительного состояния не оказывало влияние электромагнитные излучения КВЧ генератора (рис. 6) и мобильного телефона.
Обнаруженные нами эффекты скрещивания стрелок индикатора при эмоциональном и мыслительном состоянии испытуемого характеризуют индивидуальную способность отдельных людей. Среди обследованных 36 человек, только у пятерых была выявлена такая способность.
Субъективные процессы всегда индивидуальны и уникальны, но это не исключают достоверности результатов. Явление (феномен) многократно воспроизведённое только одной или несколькими персонами является научно достоверным фактом, если оно зафиксировано и находит своё подтверждение при всесторонней научной экспертизе. Это особенно важно понимать при изучении субъективных процессов в живых организмах.
Как известно, статистическая обработка результатов необходима при изучении вероятностных процессов. В данном случае эффекты взаимодействия всегда проявляются со 100% воспроизводимостью. Проведённые многочисленные контрольные эксперименты показали абсолютную достоверность и надёжность полученных результатов, что является основой для научного исследования.
Для доказательства возможности прямой регистрации субъективного состояния человека важны не только достоверные и воспроизводимые индивидуумом экспериментальные данные, но и создание особой конструкции устройства, полностью исключающей какие-либо искусственные манипуляции (фальсификации вольные или невольные) со стороны испытуемого, т. е. абсолютную независимость показаний устройства. Созданные нами устройства - индикаторы таковы, что они полностью исключают всякое искусственное вмешательство.
В наших исследованиях было обнаружено, что субъективное эмоциональное или мыслительное состояние человека объективно регистрируется посредством механического движения стрелок индикатора. Характерно, что при приближении испытуемого к субъекту перемещение стрелок в скрещенное положение начинается за 1-1,5 м до местонахождения субъекта. Что же заставляет стрелки индикатора двигаться, притом, что нет никаких известных внешних посторонних сил?
Дистанционное реагирование стрелок индикатора при эмоциональном и мыслительном состоянии нельзя объяснить воздействием известных физических полей: гравитационным или электромагнитным. Тем более, как показали эксперименты, нет влияния внешнего электромагнитного поля на движение стрелок индикатора при эмоциональном и мыслительном отношении испытуемого к субъекту. Эффект движения стрелок индикатора не физический, а биологический, и в нём обязательно должен участвовать человек.
Дистанционное влияние на стрелки индикатора, может осуществляться посредством поля, создаваемого самим человеком - испытуемым, в руках которого находятся индикаторы. Это поле названо нами психогенным полем, поскольку оно отражает психическое субъективное состояние. Возникновение и существование этого поля связано с биологическим объектом - человеком. Психогенное поле проявляет себя в механическом перемещении стрелок индикатора при наличии эмоционального или мыслительного взаимодействия испытуемого и субъекта. Контрольный тест при использовании замкнутого и разомкнутого контуров стрелки индикатора показал, что движение стрелок индикатора при тестировании эмоционального и мыслительного состояния обусловлено полевым эффектом.
Отсутствие влияния электромагнитных излучений КВЧ генератора и мобильного телефона на движение стрелок индикатора при тестировании эмоционального или мыслительного взаимодействия испытуемого и субъекта позволяет думать, что психогенное поле может иметь другую, не электромагнитную природу.
А. Б.
Рис. 5. Контрольный эксперимент при тестировании эмоционального и мыслительного состояния испытуемого с помощью индикатора, имеющего разомкнутый (А) и замкнутый (Б) контур стрелки. А. Положительный результат, - стрелки индикатора скрещиваются над головой субъекта, если контур разомкнут. Б. Отрицательный результат, - стрелки индикатора остаются в исходном параллельном положении над головой субъекта, если контур стрелок замкнут.
А. Б. В,
Рис.6. Исследование влияния электромагнитного излучения крайне высокой частоты (КВЧ), 42.8 ГГц на зарегистрированные эффекты реагирования испытуемого. А. Субъектом является любимый человек, генератор воздействует на него. Б. Субъектом является обычный человек, генератор воздействует на него. В. Субъектом является любимый человек, генератор воздействует на испытуемого.
В настоящее время известны внешние поля: гравитационное и электромагнитные поля. Также существуют внутри атомные и ядерные поля, возникающие между элементарными частицами [12]. Поле - особый вид не корпускулярной (не структурной) волновой материи, создающее дистанционное взаимодействие структурно-материальных объектов природы, и связывающее в единые системы все объекты мира.
По существующей в науке классификации вид или название поля определяется, исходя из источника, происхождения поля и его проявления. Общим свойством полей является их дистанционное действие на другие объекты через окружающее пространство.
Разные по природе поля проявляют себя своими различными свойствами, которые являются критериями для их опознания. Гравитационное поля проявляет себя в механическом взаимодействии тел через силы притяжения. Электромагнитные поля имеют самый широкий спектр свойств. В зависимости от мощности и частотных характеристик дистанционное действие электромагнитных полей проявляется в механических силах, в фотохимических реакциях, в проникающей и ионизирующей способности, в возникновении электрических процессов и пр. Выявленное нами психогенное поле проявляет себя в дистанционном механическом перемещении (скрещивании) свободных концов стрелок индикатора.
Каждое корпускулярное тело, все объекты окружены полями. Живой организм также обладает гравитационным полем. В работах [7,8,10,11,15] показано, что живой организм излучает множество электромагнитных полей различного спектра: инфракрасное поле, электрическое, магнитное, ультрафиолетовые лучи.
В тоже время существует скептическое отношение к представлениям о биологических полях. Это идёт от непонимания
сути биологического объекта, его индивидуальности и подчас исключительных способностей отдельных индивидуумов.
В биологии и медицине проявляется высокая степень индивидуальности. Стандартизация - относительная. Живой объект нельзя разобрать по частям, как в физике, механике и пр., разложить и вновь собрать, чтобы он функционировал. Живое существо имеет субъективное, духовное, чувственное, мыслительное и пр. В живом организме не только физика и химия, но есть нечто больше, чего нет в неживой пр-ироде. При исследовании живых объектов нельзя опираться только на физико-химические методы, рассматривая их как единственно научные. В живом организме есть специфические, биологические явления, не сводимые к физическим и химическим процессам. - Это открывает возможность изучение новых закономерностей, с которыми физикам не приходится иметь дело.
Вряд ли кто-нибудь сегодня станет утверждать, что все поля уже раскрыты и известны? - Вполне возможно, что кроме известных в физике полей существуют и другие виды, пока неизвестные нам поля. Задача науки объективно изучить их.
Открытие и исследование неизвестных полей должно быть основано на строгих научных принципах: наличия доказательной базы, конкретных фактов проявления поля, достоверности результатов, возможности измерения, выявления источника и природы поля, изучения и описания свойств поля.
Естественно возникает вопрос, с чем может быть связано возникновение психогенного поля, и какие процессы в мозге оно может отражать?
Эмоциональные и мыслительные процессы, происходящие в мозге, наиболее широко раскрывает теория функциональных систем, разработанная академиком П.К. Анохиным [1,2] и представленная в работах К.В.Судакова [17,20]. При рассмотрении центральной архитектоники поведенческого акта К.В. Судаков уделил особое внимание информационным процессам, протекающим в мозге.
Начиная с исследований П.К. Анохина [2,3], получен обширный экспериментальный материал, раскрывающий механизмы формирования «цели-установки» в деятельности мозга Показано, что в мозге существует аппарат, названный акцептором результата действия, в котором прогнозируются будущий потребный результат и в котором происходит сравнение параметров полученного результата с предвиденными. В работах П.К.Анохина [2], К.В.Судакова и сотрудников [17] дана нейрофизиологическая трактовка формирования «цели», которая стала предметом объективного исследования.
Текущее состояние аппарата акцептора результата объективно проявляется в целенаправленном поведении, во внешних эмоциональных реакциях индивидуума, и одновременно акцептор результата реализуется в субъективном самоощущении потребной «цели» и эмоции.
В наших исследованиях обнаружено, что эффект движения стрелок индикатора зависит от существующей текущей «установки-цели» у испытуемого на мыслительное или эмоциональное состояние и проявляется при тестировании субъективного отношения испытуемого к другому человеку или в присутствии другого человека ко лжи и правде. Движение стрелок индикатора, находящегося в руках испытуемого, дистанционно отражает его субъективное состояние, т.е. наличие у испытуемого внутренней субъективной «цели-установки».
Результаты экспериментов, в которых наблюдалось «последействие», т.е. сохранение движения стрелок индикаторов ещё в течение 1-2 мин над местом нахождения субъекта, указывают на то, что субъективное состояние испытуемого продолжает существовать ещё некоторое время, пока сохраняется «след» в мозге от реализации «цели».
Стало ясно, что субъективное состояние — наличие «цели-установки» у испытуемого проявляется не только во внутреннем самоощущении, но и внешне, дистанционно. Возможно с «выходом наружу» субъективного состояния человека связаны гипнотические, психотерапевтические и волевые эффекты. Нет ничего удивительного в том, что существует индивидуальная дистанционная способность реагирования на субъективное состояние. Как индивидуальны эмоции и мысли у отдельных индивидуумов, так и индивидуальны внешние дистанционные субъективные проявления их.
В наших экспериментах зарегистрировано стабильное субъективное отношение испытуемого к своим близким, дорогим
людям. Однако известно, что субъективное состояние человека может меняться при различных условиях. Изменение этого состояния в экспериментах под влиянием таких факторов, как приятный запах, боль, проявилось в объективной регистрации субъективного отношения испытуемого к субъекту.
Как показано в исследованиях [2,13], условные рефлексы имеют различные внешние объективные проявления: поведенческие, эмоциональные, вегетативные. Вместе с тем, условные рефлексы характеризуются внутренними субъективными ощущениями индивидуумов, которые существенно отличаются при различных условных рефлексах: пищевом, оборонительном и пр. В наших экспериментах удалось зарегистрировать субъективное проявление условного рефлекса у испытуемого на позитивные (приятные запахи) и негативные (боль) стимулы, исходящие от субъекта.
Таким образом, в деятельности мозга тесно взаимосвязаны субъективные и объективные процессы, отражающие информационно-мыслительные и эмоциональные состояния, соответствующие существующей потребности и результативности поведения.
Обнаруженное нами психогенное поле, может быть предметом дальнейшего объективного, научного исследования, как любое ранее неизвестное, воспроизводимое, достоверное явление (эффект), проявляющееся при определённых условиях. Всемирно известный учёный, лауреат Нобелевской премии А. Сент-Дъердьи (1960) писал: «Нашему биологическому мышлению не хватает какого-то фундаментального факта, если не нового аспекта».
Выводы.
1. Показано достоверное изменение положения стрелок индикатора при различном эмоциональном и мыслительном состояниях испытуемого.
2. Установлено, существование индивидуальной способности испытуемых реагировать изменением положения стрелок индикатора при эмоциональном и мыслительном состояниях.
3. Воздействие ЭМП КВЧ диапазона на испытуемого и субъекта не оказывает влияние на все эффекты эмоционального и мыслительного взаимодействия испытуемого и субъекта.
4. Обнаружено, что указанные эффекты временно исчезают при приёме алкоголя, при простудных заболеваниях, после магнитно-резонансной томографии мозга испытуемого.
5. Выявлено, что эффекты реагирования стрелок индикатора исчезают при шунтировании индикаторов, при экранировании с помощью бумаги или металлической фольги, если они помещены над или перед головой субъекта, и их держит в руках посторонний человек. Если эти экраны держит сам субъект, то эффекты движения стрелок индикатора сохраняются.
6. Для обеспечения достоверности результатов разработана специальная конструкция индикатора, положение стрелки которой не подвержено искусственным манипуляциям и не зависит от движения рук испытуемого. Все установленные эффекты повторяются в 100% случаев тестирования, достоверны и воспроизводимы в конкретных условиях эксперимента. Обнаруженные эффекты реагирования стрелок индикатора сохраняются при полной иммобилизации рук испытуемого с помощью гипсовых повязок.
7. В деятельности мозга тесно взаимосвязаны субъективные и объективные процессы, отражающие информационномыслительные и эмоциональные состояния, соответствующие существующей потребности и результативности поведения. Показано, что, наряду с поведенческими, эмоциональными, вегетативными проявлениями условных рефлексов, существует ещё и субъективное проявление условного рефлекса, которое может быть объективно зарегистрировано.
8. Механическоё перемещение стрелок индикатора при эмоциональном или мыслительном состояниях испытуемого можно объяснить только наличием дистанционного действия психогенного поля мозга человека. Психогенное поле отражает субъективное состояние мозга человека. По своей природе это явление не физическое, а биологическое.
9. Показано, что субъективное состояние можно объективно регистрировать.
Литература
1. П.К. Анохин. «Эмоции». БМЭ, 2-е изд. 35, 339. (1964).
2. П.К. Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. Медицина. Москва. (1968), С. 548.
3. П.К. Анохин. «Опережающее отражение действительности». Ж. Вопросы философии. 7, 97-111, (1962).
4. О.В. Бецкий. Механизмы биологических эффектов взаимодействия ММ волн с живыми организмами. Сб.: Вопросы использования электромагнитных излучений малой мощности крайне высоких частот (миллиметровых волн) в медицине/ КВЧ-терапия. Ижевск: АО НИЦ «ИКАР», (1992), С. 2-6.
5. О.В. Бецкий, Н.Д.Девятков, В.В. Кислое. Миллиметровые волны низкой интенсивности в медицине и биологии. Биомедицинская радиоэлектроника, 4, С. 41-42. (1999).
6. А.В. Вальдман, Э.Э. Звартау, ММ. Козловская. Психофармакология эмоций. Медицина. Москва. (1976).
7. Ю.В. Гуляев, Э.Э. Годик. «Физические поля биологических объектов». Кибернетика живого: Биология и информация. Наука. Москва. (1984), С. 111-116.
8. А.Г. Гурвич. Теория биологического поля. Госиздат. Москва. (1944), 155 с..
9. А.М. Иваницкий. «Мозговая основа субъективных переживаний: гипотеза информационного синтеза». ВНД им. ИМ. Павлова. 46(2), 241-282. (1996).
10. В.П. Казначеев, Л.П. Михайлова. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях. Наука. Новосибирск, (1981), С. 144.
11. В.П. Казначеев, А.В. Трофимов. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля. Наука. Новосибирск, (2004), С. 312.
12. Л. Д.Ландау, Е. М.Лифшиц. «Теория поля». Теоретическая физика, том II. Физматлит. Москва. (2001) С. 534.
13. И.П.Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Полное собрание сочинений. АН СССР, Москва-Ленинград. 1951.
14. А. Сент-Дъердьи. Биоэнергетика. Физматгиз. Москва. (1960).
15. А. Сент-Дъердьи. Биоэлектроника. Мир. Москва. (1971), с. 79.
16. П.В. Симонов. Эмоциональный мозг. Наука. Москва. (1981), с.214.
17. К.В Судаков. Общая теория функциональных систем. Медицина, Москва. (1984), с. 222.
18. К.В. Судаков. Энергоинформационные поля функциональных систем. НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина. Москва. (2001), с. 518.
19. К.В. Судаков. Информационный эмоциональный резонанс. РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова. Москва. (2008), с. 201.
20. К.В. Судаков. «Системные механизмы психической деятельности». Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 110(2), 4-14. (2010).
21. Е.А. Юматов. «Центральные нейрохимические механизмы устойчивости к эмоциональному стрессу». Автореф. докторской диссертации. Москва. (1986).
22. Е.А. Юматов. «Динамическая организация эмоций и эмоциональный стресс». Материалы 6-ых Симоновских чтений. Русский врач. Москва. (2009), с. 48.
23. Е.А. Юматов, О А. Мещерякова. «Экспериментальная модель для тестирования эмоционального взаимодействия животных». ВНД им. И.М. Павлова. 38(39), 164-167. (1988).
THE DIRECT REGISTRATION OF SUBJECTIVE CONDITIONS OF APERSON
E.A.YUVATOV The 1st First Moscow Medical University
This article highlights testing emotional and cognitive state with our specially constructed devices - indicators with pointers, and their position was not liable to any artificial manual manipulations. The indicators were placed in the examinee's hands with the pointers above the head of the other person - the subject. In the course of the experiments the influence of the electromagnetic field of the highest frequency on the examinee and the subject was studied at emotional and cognitive interaction.
Key words: a subjective condition, emotions, thought, a brain, registration methods.
УДК 569.9
ФРАКТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА БАЗЕ СМЕНЫ ТРЁХ ПАРАДИГМ
В.М. ЕСЬКОВ*, В.В. ЕСЬКОВ*, О.Е. ФИЛАТОВА*, А.А. ХАДАРЦЕВ**
Доказано, что на трёх уровнях организации человекомерных систем (отдельный человек в своем индивидуальном развитии, человечество в процессе создания и развития науки и общей системы знаний, цивилизация в целом в процессе создания различных типов общества) наблюдается общий гносеологический и структурный переход от детерминистского восприятия, понимания и описания к стохастическому описанию и моделированию и, наконец, к синергетическому описанию процессов и способов организации сообществ.
Ключевые слова: фрактальные закономерности, человек, человечество, парадигмы, трагедия социального развития
Установлена новая закономерность в поведении сложных человекомерных систем с позиций синергетики и теории хаоса. Доказано, что на трёх уровнях организации таких систем (отдельный человек в своем индивидуальном развитии, человечество в процессе создания и развития науки и общей системы знаний, цивилизация в целом в процессе создания различных типов общества) наблюдается общий гносеологический и структурный переход от детерминистского восприятия, понимания и описания к стохастическому описанию и моделированию и, наконец, к синергетическому описанию процессов и способов организации сообществ. Фрактальность этих переходов заключается в том, что как отдельный человек (единица общества), так и учёные (как кластер цивилизации) и, наконец, все государства (как компартменты огромного кластера цивилизации) движутся в своей организации и своём развитии от детерминизма к стохастике и далее к самоорганизации в рамках флуктуации параметров кластеров и квазиаттракторов, т.е. к реализации синергетических законов и принципов.
Жизнь отдельного человека в цивилизованном обществе протекает (на разных этапах его развития) в рамках трёх парадигм: детерминистской, стохастической и синергетической. Сама система воспитания и образования, а далее и жизни любого члена общества протекает в рамках этих трёх парадигм (трёх подходов в гносеологии, в развитии любой разумной системы). В раннем детстве и раннем школьном периоде жизнь ребёнка происходит в рамках детерминистского подхода: родители, учителя требуют неукоснительного выполнения определённых правил и требований от детей, иначе - наказания (моральные или телесные). В школьный и студенческий период требования к молодому человеку становятся стохастическими (в рамках определённых правил и положений), при этом возникает статистический разброс в поведении (а также, в нормах морали и нравственности). Сами же правила и законы зависят от страта, где находится молодой человек (у разных школ и ВУЗов разные требования). После завершения обучения человек живет по законам индивидуального развития: он может стать полезным членом общества, а может стать и преступником. К большому сожалению, лишь малая часть общества живёт по принципу Э. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла бы иметь также и силу принципа всеобщего законодательства!» И ещё меньшее число людей, членов общества (независимо от политической системы), понимает возможности персонального синергетического (самоорганизующего) бытия, о котором так точно выразился И. Валлерстайн: «Мы были бы мудрее, если бы формулировали наши цели в свете постоянной неопределенности и рассматривали эту неопределенность не как нашу беду и временную слепоту, а как потрясающую возможность для воображения, созидания, поиска. Множественность становится не поблажкой для слабого или невежды, а рогом изобилия сделать мир лучше» [1].
1. Общие закономерности развития человека и кластера его деятельности — науки. Три этапа в индивидуальном развитии каждого человека претерпевают закономерные переходы от детерминистского миропонимания (и управления со стороны разумных существ) к стохастическому, в котором возможны разбросы в параметрах и свойствах стратов (слоев) и отдельных потоков (в движении и управлении), т.е. возможны некоторые функции распреде-
ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа Югры», 628405, г. Сургут, пр. Ленина,1,
*т*ел.: (3462) 76-30-79, 76-30-88
** ГОУ ВПО Тульский государственный университет, Медицинский институт.