Методы реконструкции железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы
М.А. Виноградова, Н.М. Евтушенко-Мулукаева Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: По доступным литературным и фотографическим источникам проанализированы архитектурные, пространственные и планировочные методы реконструкций железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы и выделены основные из них. Сделаны выводы об основных и эффективных методах, применяемых для реконструкции железнодорожных вокзалов в современные транспортно-пересадочные комплексы. Эти методы были рассмотрены с учетом градостроительной, архитектурно-планировочной и функциональной составляющей. Ключевые слова: транспортно-пересадочный комплекс (ТПК), транспортная система, транспортный комплекс, железнодорожная станция, железнодорожный вокзал, транспортный узел, железнодорожный узел, модернизация вокзала, реконструкция, реконструкция вокзала, методы реконструкции.
Введение.
В связи с постоянным ростом пассажиропотоков, увеличением нагрузки на транспортные системы городов, активной автомобилизацией населения и, как следствие, возникновением несанкционированных парковок, качество обслуживания пассажиров на существующих железнодорожных вокзалах значительно ухудшилось.
Для решения проблем в современной практике проводится реконструкция устаревших железнодорожных вокзалов.
Трансформация существующих железнодорожных вокзалов в современные транспортно-пересадочные комплексы значительно повышает качество обслуживания пассажиров.
К основным тенденциям формирования транспортно-пересадочных комплексов на базе железнодорожных вокзалов относятся:
• создание многофункциональных ТПК на базе железнодорожных вокзалов способствует лучшей координации транспортной системы;
• внедрение высокоскоростных видов транспорта с последующим соединением с железнодорожным видом транспорта, путем
создания вестибюлей и переходов в рамках реконструированных железнодорожных вокзалов;
• наполнение существующих железнодорожных вокзалов новыми функциями, необходимыми для прилегающих территорий;
• активное использование железнодорожных территорий, уровней и площадей, расположенных выше и ниже железнодорожных путей, обеспечивает неразрывность городского пространства с примыкающими территориями ТПК;
• реконструкция железнодорожных вокзалов с последующим использованием подземных и надземных пространств;
• создание пешеходных галерей и переходов, связывающих основные пространства комплекса;
• создание "безбарьерной" среды для людей с ограниченной подвижностью [1].
На основе мировых тенденций реконструкции и развития железнодорожных вокзалов были выявлены основные методы реконструкции. Методы реконструкции железнодорожных вокзалов в ТПК.
В зависимости от технологий и различных условий эффективность пассажирских транспортных систем железнодорожных вокзалов меняется.
Формирование железнодорожных вокзалов в крупных городах и мегаполисах должно соответствовать определенным критериям и методам, которые помогут максимально эффективно организовать движение пассажирских перевозок и транспорта. Для систематизации и последующего выбора наиболее оптимального варианта реконструкции в конкретном месте был создан этот список методов.
В современной практике наблюдается несколько основных подходов при реконструкции железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы - принцип реорганизации пассажиропотоков; принцип
расширения функциональной составляющей; принцип формирования многоуровневых структур; принцип формирования новых связей магистральных видов транспорта с транспортной системой города; принцип реорганизации и развития прирельсовых территорий; принцип внедрения энергосберегающих технологий. Принцип реорганизации пассажиропотоков
Первоочередной задачей при реконструкции устаревших железнодорожных вокзалов является реорганизация пассажирских потоков. А именно, разделение на основные и второстепенные потоки, создание наиболее оптимальных маршрутов для каждого типа потока с целью их разведения [1].
Это сделано для того, чтобы обеспечить удобство пассажиров и сократить время пересадки между различными видами транспорта. Поскольку время, затрачиваемое на пересадку, является важнейшим фактором в современном ТПК, его сокращение значительно повышает качество услуг, предоставляемых пассажирам в комплексе. Это также влияет на инвестиционную привлекательность реконструируемого вокзала.
Расширение количества услуг, предоставляемых на железнодорожных вокзалах, является еще одним фактором, влияющим на увеличение пассажиропотока.
Чаще всего в старых железнодорожных вокзалах нехватка пешеходных зон возникает из-за неправильной организации дополнительных (часто коммерческих) функций. Их увеличение, в процессе эксплуатации вокзалов, происходит за счет сокращения пешеходных зон и территорий [2].
В связи с этим, потребность в пешеходных зонах и территориях повышается по мере увеличения пассажиропотока.
Существует два подхода к реорганизации пассажирских потоков:
• формирование новых объемов (пешеходные переходы, распределительные залы и т.д.;
• реконструкция привокзальной площади (возможно создание новой) [3].
Первый способ больше характерен для более новых вокзальных комплексов, территория которых позволяет создавать новые объемы и пространства.
В случае же более плотной застройки, используется второй принцип. Первоначально привокзальная площадь выполняла распределительную функцию, но в некоторых вокзальных комплексах она теряет свое исходное значение. При реорганизации площади образуются новые пешеходные соединения, что позволяет лучше организовать пассажиропоток. Для того, чтобы не утратить сложившиеся коммерческие функции и остановочные пункты, их чаще всего помещают в новые объемы или в подземные пространства. Таким образом получается не только лучше организовать увеличившиеся пассажиропотоки, но и не утратить сложившиеся дополнительные функции. Этот принцип чаще всего применяется в тех случаях, когда территория железнодорожного вокзала ограничена. Принцип реорганизации и развития прирельсовых территорий.
В случае, когда железнодорожный вокзал имеет обширные прилегающие территории, применяется принцип реорганизации и развития таких территорий. Тенденция связи городских пространств присуща всем объектам транспортно-пересадочных комплексов, имеющих в своем составе железнодорожный транспорт. Проблема заключается в разделении городского пространства. Это оказывает пагубное влияние на один из районов, поскольку чаще всего один из отдаленных районов является центральным. Происходит накопление всех необходимых функциональных компонентов для жителей города, в то время как другой район приходит в
упадок из-за оттока жителей. В связи с данной проблемой в зарубежном и отечественном опыте проектирования применяются способы объединения разделенных районов. В первую очередь это достигается добавлением тех функций, которых не хватает в угасающем районе, для привлечения новых посетителей. Также соединительным элементом являются эстакады, путепроводы, крытые мосты и переезды, которые могут выступать не только в качестве соединительного элемента, но и объектов, обеспечивающих дополнительные функции [4].
В некоторых случаях здания железнодорожных вокзалов выступают связующим звеном, между разделенными районами. Это достигается за счет модели «здания-моста». Подобный прием был описан и запатентован в 2014 г. Т.Р. Забалуевой, А.В. Захаровым, Ю.Р. Вакалюком [5]. Использование мостового здания дает возможность уменьшить площадь здания и расход строительных материалов при общем повышении площади помещений.
В дополнение к объединению разделенных районов путем создания мостов, путепроводов и т.д., эффективным методом объединения является реорганизация прилегающих территорий к железнодорожным вокзалам. Так как территории, прилегающие к железнодорожным вокзалам, принадлежали сопутствующим заводам, то размеры данных территорий обширны. Из-за их специфики эти территории закрыты, а из-за пустующих заводов первоначальная функция утрачена. И, как следствие, город теряет часть своих территорий, которые можно было бы использовать более рационально. Реорганизация таких территорий включает в себя комплексное изучение возможных сценариев развития территорий, прилегающих к железнодорожному вокзалу [6].
Наиболее простой подход - строительство новых объектов, не относящихся к железнодорожному вокзалу, но необходимых для жителей ближайших районов. Как показывает мировая практика, после такого
развития прилегающие к вокзалу территории становятся новыми центрами притяжения для жителей из ближайших районов и гостей города. Наиболее часто создаваемыми функциями на таких территориях являются: рекреационные пространства, торгово-развлекательные объекты и офисные центры [7].
Принцип расширения функциональной составляющей
Одной из современных тенденций реконструкции железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы становится насыщение железнодорожного вокзала новыми, кардинально отличающимися, функциями. Благодаря такой организации железнодорожных вокзалов наблюдается приток посетителей, а также повышается эффективность транспортной системы. Создаются дополнительные социальные и экономические выгоды. Все эти действия приводят к повышению статуса железнодорожного комплекса [8].
Железнодорожные вокзалы, реконструированные в транспортно-пересадочные комплексы, являются объектами, привлекающими инвестиции. С развитием комплекса также происходит коммерческий рост, благодаря тому, что создаются новые функциональные компоненты, которые, в свою очередь, привлекают новых посетителей. Таким образом, ТПК - это инновации, которые создаются с помощью градостроительных и управленческих решений.
Решение проблемы дефицита функциональной составляющей транспортного комплекса заключается в создании пространств, радикально отличающихся от основы функционирования железнодорожного вокзала. Такими функциями могут быть: спортивные зоны, религиозные объекты, туристические агентства, киноконцертные залы и т.д.
Формирование понятия «городской центр», «центр притяжения», «деловой центр» на базе вокзала является важной составляющей современного имиджа объектов транспортной инфраструктуры [9]. Принцип формирования многоуровневых структур.
Одним из главных принципов реконструкции является формирование многоуровневых пространств. Этот принцип активно используется при реконструкции железнодорожных вокзалов, расположенных в центральной части города. Из-за ограниченной территории таких объектов в застройку активно вовлекаются подземные и надземные пространства [10].
Важно отметить, что этот принцип может быть реализован в двух вариантах - первый заключается в создании вспомогательных коммуникаций, которые способствуют быстрому передвижению пассажиропотока на транспортном объекте. Многоуровневая структура реконструируемых железнодорожных вокзалов призвана, в первую очередь, обеспечить комфортное и быстрое перемещение пассажиропотока между различными видами транспорта. Такие структуры чаще всего развиваются в вертикальных плоскостях [11].
Второй вариант подразумевает развитие железнодорожного вокзала по вертикали. Функциональное наполнение также происходит вертикально. Каждый уровень комплекса имеет свою собственную функцию и выступает в качестве объединяющего узла всех основных пространств комплекса. В ходе реконструкции создаются дополнительные функции и новые коммуникации, что приводит к реорганизации существующих пространств. Таким образом, каждый уровень отвечает конкретно за ту функцию, которой он оснащен. А новые связи обеспечивают работу всего комплекса. Часто принцип формирования многоуровневых структур применяется также к объектам с несколькими видами транспорта: аэропорт, железнодорожный транспорт, общественный городской транспорт и т.д.
Принцип формирования новых связей магистральных видов транспорта с транспортной системой города.
Одной из главных составляющих реконструкции существующих железнодорожных вокзалов также является реконструкция/реорганизация существующих транспортных связей и/или создание новых. Это становится необходимым, поскольку с увеличением пассажиропотока и, соответственно, увеличением транспортного потока старые транспортные связи не справляются со своей первоначальной целью. В некоторых случаях они полностью теряют свою основную функцию.
Формирование новых связей с "тканью" города способствует повышению качества транспортных связей комплекса. Такое соединение происходит в самом ТПК. Это соединительный и распределительный центр для всех видов транспорта, участвующих в транспортно-пересадочном комплексе.
Объединение различных транспортных потоков способно дать новый значительный импульс развитию коммерческой и офисной недвижимости и создать новые центры притяжения для инвесторов [12]. Принцип внедрения энергосберегающих технологий.
В современном мире реконструкция железнодорожных вокзалов должна осуществляться с использованием энергосберегающих технологий. Поскольку транспортные средства являются энергоемкими и не являются экологически чистыми. Таким образом, при развитии железнодорожных вокзалов должны учитываться следующие факторы:
• максимальное озеленение территории вокруг железнодорожного
вокзала и прилегающих территорий;
• внедрение в ТПК энергосберегающих технологий;
• рациональное использование земельных территорий;
Реконструкция железнодорожных вокзалов призвана решить проблемы, негативно влияющие на предоставление пассажирских услуг и транспортную систему городов. В дополнение к этим проблемам важным фактором также является снижение уровня воздействия на окружающую среду. А в условиях постоянно растущих городов бережное использование городских территорий иногда является одним из приоритетов [12].
Все вышеперечисленные методы, применяемые сегодня при реконструкции железнодорожных вокзалов, успешно решают ряд таких проблем: увеличение нагрузки на транспортные системы городов, рост пассажиропотоков, активная автомобилизация населения и, как следствие, возникновение несанкционированных парковок, отсутствие «безопасной» среды для пешеходов и маломобильных групп населения, отсутствие четких ориентиров передвижения по комплексам и ряд других.
Все методы, применяемые при реконструкции железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы направлены в первую очередь на: улучшение качества обслуживания пассажиров комплекса, уменьшение времени пересадки пассажиров, координацию транспортной системы, популяризацию общественного городского транспорта, улучшение экологической составляющей комплекса и т.д.
Рассмотренные методы активно демонстрируют возможность реконструкции существующих устаревших железнодорожных вокзалов в современные транспортно-пересадочные комплексы.
1. Свечкарь Е.С., Адигеев А.Г. Функционально-планировочные приемы при реконструкции железнодорожных вокзалов и преобразование их в транспортно-пересадочные узлы. // Архитектура и современные
Вывод.
Литература
информационные
технологии.
2021.
№3.
cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-planirovochnye-priemy-pri-rekonstruktsii-zheleznodorozhnyh-vokzalov-i-preobrazovanie-ih-v-transportno-peresadochnye/viewer
2. Муктепавел С.В. Экономическое обоснование способов освоения железнодорожных пассажирских перевозок в регионах. // miit.ru. URL: miit.ru/content/Диссертация.pdf?id_wm=805463
3. Евреенова Н.Ю. Выбор параметров транспортно-пересадочных узлов, формируемых с участием железнодорожного транспорта. // miit.ru. URL: mLit.ru/content/Диссертация.pdf?id_wm=731493
4. Бикташев А. И., Коломина А. И., Краснобаев И. В. Проблематика прирельсовых территорий городов и подходы к их архитектурному преобразованию. // Известия Казанского Государственного архитектурно-строительного университета, 2018, №2. URL: izvestija.kgasu.ru/files/2_2018/117_128_Biktashev_Kolomina.pdf
5. Костылева, А. Д. Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом // Молодой ученый. 2021. № 51 (393). с.40-43.
6. Азаренкова З.В. Планировочная организация транспортно-пересадочных узлов. // Academia. Архитектура и строительство. 2011. №1. URL: cyberleninka.ru/article/n/planirovochnaya-organizatsiya-transportno-peresadochnyh-uzlov/viewer
7. Шаймарданова К. А., Прокофьев Е.И. Транспортно-пересадочный узел как градообразующий фактор развития периферийных территорий. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2019, №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/transportno-peresadochnyy-uzel-kak-gradoobrazuyuschiy-faktor-razvitiya-periferiynyh-territoriy/viewer
8. Медведев П.В. Формирование транспортно-пересадочных узлов в городах. // Вестник университета, 2014, №11. URL: cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-transportno-peresadochnyh-uzlov-v-gorodah
9. Бовэнь Цзэн, Чупарин Е.Н. Восемь принципов развития транспортно-пересадочных узлов (на примере станции Иркутск-Сортировочный). // Известия Вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/vosem-printsipov-razvitiya-transportno-peresadochnyh-uzlov-na-primere-stantsii-irkutsk-sortirovochnyy/viewer
Ю.Овчинникова Е. А. Разработка алгоритмов кластеризации и рекомендаций по модернизации железнодорожных вокзальных комплексов городских транспортных систем. // URL: шй.ги/соПеШ/Диссертация^Г? id_wm=722464
11.Капралова С.А., Унагаева Н.А. Формирование объемно-планировочных связей через железнодорожные пути в крупном городе (на примере станции Злобино в Красноярске) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. №4. с.43-54. URL: doi.org/10.31675/1607-1859-2018-20-4-43-54
12.Вакуленко С.П., Евреенова Н.Ю. Техническое оснащение и технология работы транспортно-пересадочных узлов, формируемых с участием железнодорожного транспорта. Учебное пособие. МИИТ. 2015. 195 с.
References
1. Svechkar E.S., Adigeev A.G. Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii. 2021. №3. URL: cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-planirovochnye-priemy-pri-rekonstruktsii-zheleznodorozhnyh-vokzalov-i-preobrazovanie-ih-v-transportno-peresadochnye/viewer
2. Muktepavel S.V. E'konomicheskoe obosnovanie sposobov osvoeniya zheleznodorozhnyx passazhirskix perevozok v regionax. [Economic
justification of ways to develop rail passenger transportation in the regions]. URL : miit.ru/content/Dissertaciya.pdf? id_wm=805463
3. Evreenova N.Yu. Vy'bor parametrov transportno-peresadochny'x uzlov, formiruemy'x s uchastiem zheleznodorozhnogo transporta. [Selection of parameters of transport-transfer hubs formed with the participation of railway transport]. URL: miit.ru/content/Dissertaciya.pdf?id_wm=731493
4. Biktashev A. I., Kolomina A. I., Krasnobaev I. V. Izvestiya Kazanskogo Gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta, 2018, №2. URL: izvestija.kgasu.ru/files/2_2018/117_128_Biktashev_Kolomina.pdf
5. Kostyleva, A. D. Molodoj uchenyj. 2021. № 51 (393). pp.40-43.
6. Azarenkova Z.V. Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. 2011. №1. URL: cyberleninka.ru/article/n/planirovochnaya-organizatsiya-transportno-peresadochnyh-uzlov/viewer
7. Shajmardanova K. A., Prokof ev E.I. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta, 2019, №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/transportno-peresadochnyy-uzel-kak-gradoobrazuyuschiy-faktor-razvitiya-periferiynyh-territoriy/viewer
8. Medvedev P.V. Vestnik universiteta, 2014, №11. URL: cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-transportno-peresadochnyh-uzlov-v-gorodah
9. Bove'n Czzen, Chuparin E.N. Izvestiya Vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost'. 2017. №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/vosem-printsipov-razvitiya-transportno-peresadochnyh-uzlov-na-primere-stantsii-irkutsk-sortirovochnyy/viewer
10. Ovchinnikova E. A. Razrabotka algoritmov klasterizacii i rekomendacij po modernizacii zheleznodorozhnyx vokzalnyx kompleksov gorodskix transportny'x sistem. [Development of clustering algorithms and
recommendations for modernization of railway station complexes of urban transport systems]. URL: miit.ru/content/Dissertaciya.pdf?id_wm=722464
11.Kapralova S.A., Unagaeva N.A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arxitekturno-stroitefnogo universiteta. 2018. №4. pp.43-54. URL: doi.org/10.31675/1607-1859-2018-20-4-43-54
12.Vakulenko S.P., Evreenova N.Yu. Texnicheskoe osnashhenie i texnologiya raboty' transportno-peresadochny'x uzlov, formiruemy'x s uchastiem zheleznodorozhnogo transporta. [Technical equipment and technology of transport and transfer hubs, formed with the participation of railway transport]. Uchebnoe posobie. MIIT. 2015. 195p.