Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ В ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ'

МЕТОДЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ В ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
208
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС (ТПК) / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ / ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОКЗАЛА / РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОКЗАЛА / МЕТОДЫ РЕКОНСТРУКЦИИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Виноградова М.А., Евтушенко-Мулукаева Н.М.

По доступным литературным и фотографическим источникам проанализированы архитектурные, пространственные и планировочные методы реконструкций железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы и выделены основные из них. Сделан вывод о наиболее важных методах реконструкции с функционально-планировочной точки зрения, которые позволяют преобразовывать вокзалы в современные транспортно-пересадочные комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR THE RECONSTRUCTION OF RAILWAY STATIONS INTO TRANSPORT INTERCHANGE COMPLEXES

Based on available literary and photographic sources, the architectural, spatial and planning methods of reconstructing railway stations into transport interchange complexes are analyzed and the main ones are identified. The conclusion is made about the most important methods of reconstruction from a functional and planning point of view, which allow transforming stations into modern transport interchange complexes.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ В ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ»

Методы реконструкции железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы

М.А. Виноградова, Н.М. Евтушенко-Мулукаева Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: По доступным литературным и фотографическим источникам проанализированы архитектурные, пространственные и планировочные методы реконструкций железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы и выделены основные из них. Сделаны выводы об основных и эффективных методах, применяемых для реконструкции железнодорожных вокзалов в современные транспортно-пересадочные комплексы. Эти методы были рассмотрены с учетом градостроительной, архитектурно-планировочной и функциональной составляющей. Ключевые слова: транспортно-пересадочный комплекс (ТПК), транспортная система, транспортный комплекс, железнодорожная станция, железнодорожный вокзал, транспортный узел, железнодорожный узел, модернизация вокзала, реконструкция, реконструкция вокзала, методы реконструкции.

Введение.

В связи с постоянным ростом пассажиропотоков, увеличением нагрузки на транспортные системы городов, активной автомобилизацией населения и, как следствие, возникновением несанкционированных парковок, качество обслуживания пассажиров на существующих железнодорожных вокзалах значительно ухудшилось.

Для решения проблем в современной практике проводится реконструкция устаревших железнодорожных вокзалов.

Трансформация существующих железнодорожных вокзалов в современные транспортно-пересадочные комплексы значительно повышает качество обслуживания пассажиров.

К основным тенденциям формирования транспортно-пересадочных комплексов на базе железнодорожных вокзалов относятся:

• создание многофункциональных ТПК на базе железнодорожных вокзалов способствует лучшей координации транспортной системы;

• внедрение высокоскоростных видов транспорта с последующим соединением с железнодорожным видом транспорта, путем

создания вестибюлей и переходов в рамках реконструированных железнодорожных вокзалов;

• наполнение существующих железнодорожных вокзалов новыми функциями, необходимыми для прилегающих территорий;

• активное использование железнодорожных территорий, уровней и площадей, расположенных выше и ниже железнодорожных путей, обеспечивает неразрывность городского пространства с примыкающими территориями ТПК;

• реконструкция железнодорожных вокзалов с последующим использованием подземных и надземных пространств;

• создание пешеходных галерей и переходов, связывающих основные пространства комплекса;

• создание "безбарьерной" среды для людей с ограниченной подвижностью [1].

На основе мировых тенденций реконструкции и развития железнодорожных вокзалов были выявлены основные методы реконструкции. Методы реконструкции железнодорожных вокзалов в ТПК.

В зависимости от технологий и различных условий эффективность пассажирских транспортных систем железнодорожных вокзалов меняется.

Формирование железнодорожных вокзалов в крупных городах и мегаполисах должно соответствовать определенным критериям и методам, которые помогут максимально эффективно организовать движение пассажирских перевозок и транспорта. Для систематизации и последующего выбора наиболее оптимального варианта реконструкции в конкретном месте был создан этот список методов.

В современной практике наблюдается несколько основных подходов при реконструкции железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы - принцип реорганизации пассажиропотоков; принцип

расширения функциональной составляющей; принцип формирования многоуровневых структур; принцип формирования новых связей магистральных видов транспорта с транспортной системой города; принцип реорганизации и развития прирельсовых территорий; принцип внедрения энергосберегающих технологий. Принцип реорганизации пассажиропотоков

Первоочередной задачей при реконструкции устаревших железнодорожных вокзалов является реорганизация пассажирских потоков. А именно, разделение на основные и второстепенные потоки, создание наиболее оптимальных маршрутов для каждого типа потока с целью их разведения [1].

Это сделано для того, чтобы обеспечить удобство пассажиров и сократить время пересадки между различными видами транспорта. Поскольку время, затрачиваемое на пересадку, является важнейшим фактором в современном ТПК, его сокращение значительно повышает качество услуг, предоставляемых пассажирам в комплексе. Это также влияет на инвестиционную привлекательность реконструируемого вокзала.

Расширение количества услуг, предоставляемых на железнодорожных вокзалах, является еще одним фактором, влияющим на увеличение пассажиропотока.

Чаще всего в старых железнодорожных вокзалах нехватка пешеходных зон возникает из-за неправильной организации дополнительных (часто коммерческих) функций. Их увеличение, в процессе эксплуатации вокзалов, происходит за счет сокращения пешеходных зон и территорий [2].

В связи с этим, потребность в пешеходных зонах и территориях повышается по мере увеличения пассажиропотока.

Существует два подхода к реорганизации пассажирских потоков:

• формирование новых объемов (пешеходные переходы, распределительные залы и т.д.;

• реконструкция привокзальной площади (возможно создание новой) [3].

Первый способ больше характерен для более новых вокзальных комплексов, территория которых позволяет создавать новые объемы и пространства.

В случае же более плотной застройки, используется второй принцип. Первоначально привокзальная площадь выполняла распределительную функцию, но в некоторых вокзальных комплексах она теряет свое исходное значение. При реорганизации площади образуются новые пешеходные соединения, что позволяет лучше организовать пассажиропоток. Для того, чтобы не утратить сложившиеся коммерческие функции и остановочные пункты, их чаще всего помещают в новые объемы или в подземные пространства. Таким образом получается не только лучше организовать увеличившиеся пассажиропотоки, но и не утратить сложившиеся дополнительные функции. Этот принцип чаще всего применяется в тех случаях, когда территория железнодорожного вокзала ограничена. Принцип реорганизации и развития прирельсовых территорий.

В случае, когда железнодорожный вокзал имеет обширные прилегающие территории, применяется принцип реорганизации и развития таких территорий. Тенденция связи городских пространств присуща всем объектам транспортно-пересадочных комплексов, имеющих в своем составе железнодорожный транспорт. Проблема заключается в разделении городского пространства. Это оказывает пагубное влияние на один из районов, поскольку чаще всего один из отдаленных районов является центральным. Происходит накопление всех необходимых функциональных компонентов для жителей города, в то время как другой район приходит в

упадок из-за оттока жителей. В связи с данной проблемой в зарубежном и отечественном опыте проектирования применяются способы объединения разделенных районов. В первую очередь это достигается добавлением тех функций, которых не хватает в угасающем районе, для привлечения новых посетителей. Также соединительным элементом являются эстакады, путепроводы, крытые мосты и переезды, которые могут выступать не только в качестве соединительного элемента, но и объектов, обеспечивающих дополнительные функции [4].

В некоторых случаях здания железнодорожных вокзалов выступают связующим звеном, между разделенными районами. Это достигается за счет модели «здания-моста». Подобный прием был описан и запатентован в 2014 г. Т.Р. Забалуевой, А.В. Захаровым, Ю.Р. Вакалюком [5]. Использование мостового здания дает возможность уменьшить площадь здания и расход строительных материалов при общем повышении площади помещений.

В дополнение к объединению разделенных районов путем создания мостов, путепроводов и т.д., эффективным методом объединения является реорганизация прилегающих территорий к железнодорожным вокзалам. Так как территории, прилегающие к железнодорожным вокзалам, принадлежали сопутствующим заводам, то размеры данных территорий обширны. Из-за их специфики эти территории закрыты, а из-за пустующих заводов первоначальная функция утрачена. И, как следствие, город теряет часть своих территорий, которые можно было бы использовать более рационально. Реорганизация таких территорий включает в себя комплексное изучение возможных сценариев развития территорий, прилегающих к железнодорожному вокзалу [6].

Наиболее простой подход - строительство новых объектов, не относящихся к железнодорожному вокзалу, но необходимых для жителей ближайших районов. Как показывает мировая практика, после такого

развития прилегающие к вокзалу территории становятся новыми центрами притяжения для жителей из ближайших районов и гостей города. Наиболее часто создаваемыми функциями на таких территориях являются: рекреационные пространства, торгово-развлекательные объекты и офисные центры [7].

Принцип расширения функциональной составляющей

Одной из современных тенденций реконструкции железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы становится насыщение железнодорожного вокзала новыми, кардинально отличающимися, функциями. Благодаря такой организации железнодорожных вокзалов наблюдается приток посетителей, а также повышается эффективность транспортной системы. Создаются дополнительные социальные и экономические выгоды. Все эти действия приводят к повышению статуса железнодорожного комплекса [8].

Железнодорожные вокзалы, реконструированные в транспортно-пересадочные комплексы, являются объектами, привлекающими инвестиции. С развитием комплекса также происходит коммерческий рост, благодаря тому, что создаются новые функциональные компоненты, которые, в свою очередь, привлекают новых посетителей. Таким образом, ТПК - это инновации, которые создаются с помощью градостроительных и управленческих решений.

Решение проблемы дефицита функциональной составляющей транспортного комплекса заключается в создании пространств, радикально отличающихся от основы функционирования железнодорожного вокзала. Такими функциями могут быть: спортивные зоны, религиозные объекты, туристические агентства, киноконцертные залы и т.д.

Формирование понятия «городской центр», «центр притяжения», «деловой центр» на базе вокзала является важной составляющей современного имиджа объектов транспортной инфраструктуры [9]. Принцип формирования многоуровневых структур.

Одним из главных принципов реконструкции является формирование многоуровневых пространств. Этот принцип активно используется при реконструкции железнодорожных вокзалов, расположенных в центральной части города. Из-за ограниченной территории таких объектов в застройку активно вовлекаются подземные и надземные пространства [10].

Важно отметить, что этот принцип может быть реализован в двух вариантах - первый заключается в создании вспомогательных коммуникаций, которые способствуют быстрому передвижению пассажиропотока на транспортном объекте. Многоуровневая структура реконструируемых железнодорожных вокзалов призвана, в первую очередь, обеспечить комфортное и быстрое перемещение пассажиропотока между различными видами транспорта. Такие структуры чаще всего развиваются в вертикальных плоскостях [11].

Второй вариант подразумевает развитие железнодорожного вокзала по вертикали. Функциональное наполнение также происходит вертикально. Каждый уровень комплекса имеет свою собственную функцию и выступает в качестве объединяющего узла всех основных пространств комплекса. В ходе реконструкции создаются дополнительные функции и новые коммуникации, что приводит к реорганизации существующих пространств. Таким образом, каждый уровень отвечает конкретно за ту функцию, которой он оснащен. А новые связи обеспечивают работу всего комплекса. Часто принцип формирования многоуровневых структур применяется также к объектам с несколькими видами транспорта: аэропорт, железнодорожный транспорт, общественный городской транспорт и т.д.

Принцип формирования новых связей магистральных видов транспорта с транспортной системой города.

Одной из главных составляющих реконструкции существующих железнодорожных вокзалов также является реконструкция/реорганизация существующих транспортных связей и/или создание новых. Это становится необходимым, поскольку с увеличением пассажиропотока и, соответственно, увеличением транспортного потока старые транспортные связи не справляются со своей первоначальной целью. В некоторых случаях они полностью теряют свою основную функцию.

Формирование новых связей с "тканью" города способствует повышению качества транспортных связей комплекса. Такое соединение происходит в самом ТПК. Это соединительный и распределительный центр для всех видов транспорта, участвующих в транспортно-пересадочном комплексе.

Объединение различных транспортных потоков способно дать новый значительный импульс развитию коммерческой и офисной недвижимости и создать новые центры притяжения для инвесторов [12]. Принцип внедрения энергосберегающих технологий.

В современном мире реконструкция железнодорожных вокзалов должна осуществляться с использованием энергосберегающих технологий. Поскольку транспортные средства являются энергоемкими и не являются экологически чистыми. Таким образом, при развитии железнодорожных вокзалов должны учитываться следующие факторы:

• максимальное озеленение территории вокруг железнодорожного

вокзала и прилегающих территорий;

• внедрение в ТПК энергосберегающих технологий;

• рациональное использование земельных территорий;

Реконструкция железнодорожных вокзалов призвана решить проблемы, негативно влияющие на предоставление пассажирских услуг и транспортную систему городов. В дополнение к этим проблемам важным фактором также является снижение уровня воздействия на окружающую среду. А в условиях постоянно растущих городов бережное использование городских территорий иногда является одним из приоритетов [12].

Все вышеперечисленные методы, применяемые сегодня при реконструкции железнодорожных вокзалов, успешно решают ряд таких проблем: увеличение нагрузки на транспортные системы городов, рост пассажиропотоков, активная автомобилизация населения и, как следствие, возникновение несанкционированных парковок, отсутствие «безопасной» среды для пешеходов и маломобильных групп населения, отсутствие четких ориентиров передвижения по комплексам и ряд других.

Все методы, применяемые при реконструкции железнодорожных вокзалов в транспортно-пересадочные комплексы направлены в первую очередь на: улучшение качества обслуживания пассажиров комплекса, уменьшение времени пересадки пассажиров, координацию транспортной системы, популяризацию общественного городского транспорта, улучшение экологической составляющей комплекса и т.д.

Рассмотренные методы активно демонстрируют возможность реконструкции существующих устаревших железнодорожных вокзалов в современные транспортно-пересадочные комплексы.

1. Свечкарь Е.С., Адигеев А.Г. Функционально-планировочные приемы при реконструкции железнодорожных вокзалов и преобразование их в транспортно-пересадочные узлы. // Архитектура и современные

Вывод.

Литература

информационные

технологии.

2021.

№3.

cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-planirovochnye-priemy-pri-rekonstruktsii-zheleznodorozhnyh-vokzalov-i-preobrazovanie-ih-v-transportno-peresadochnye/viewer

2. Муктепавел С.В. Экономическое обоснование способов освоения железнодорожных пассажирских перевозок в регионах. // miit.ru. URL: miit.ru/content/Диссертация.pdf?id_wm=805463

3. Евреенова Н.Ю. Выбор параметров транспортно-пересадочных узлов, формируемых с участием железнодорожного транспорта. // miit.ru. URL: mLit.ru/content/Диссертация.pdf?id_wm=731493

4. Бикташев А. И., Коломина А. И., Краснобаев И. В. Проблематика прирельсовых территорий городов и подходы к их архитектурному преобразованию. // Известия Казанского Государственного архитектурно-строительного университета, 2018, №2. URL: izvestija.kgasu.ru/files/2_2018/117_128_Biktashev_Kolomina.pdf

5. Костылева, А. Д. Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом // Молодой ученый. 2021. № 51 (393). с.40-43.

6. Азаренкова З.В. Планировочная организация транспортно-пересадочных узлов. // Academia. Архитектура и строительство. 2011. №1. URL: cyberleninka.ru/article/n/planirovochnaya-organizatsiya-transportno-peresadochnyh-uzlov/viewer

7. Шаймарданова К. А., Прокофьев Е.И. Транспортно-пересадочный узел как градообразующий фактор развития периферийных территорий. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2019, №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/transportno-peresadochnyy-uzel-kak-gradoobrazuyuschiy-faktor-razvitiya-periferiynyh-territoriy/viewer

8. Медведев П.В. Формирование транспортно-пересадочных узлов в городах. // Вестник университета, 2014, №11. URL: cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-transportno-peresadochnyh-uzlov-v-gorodah

9. Бовэнь Цзэн, Чупарин Е.Н. Восемь принципов развития транспортно-пересадочных узлов (на примере станции Иркутск-Сортировочный). // Известия Вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/vosem-printsipov-razvitiya-transportno-peresadochnyh-uzlov-na-primere-stantsii-irkutsk-sortirovochnyy/viewer

Ю.Овчинникова Е. А. Разработка алгоритмов кластеризации и рекомендаций по модернизации железнодорожных вокзальных комплексов городских транспортных систем. // URL: шй.ги/соПеШ/Диссертация^Г? id_wm=722464

11.Капралова С.А., Унагаева Н.А. Формирование объемно-планировочных связей через железнодорожные пути в крупном городе (на примере станции Злобино в Красноярске) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. №4. с.43-54. URL: doi.org/10.31675/1607-1859-2018-20-4-43-54

12.Вакуленко С.П., Евреенова Н.Ю. Техническое оснащение и технология работы транспортно-пересадочных узлов, формируемых с участием железнодорожного транспорта. Учебное пособие. МИИТ. 2015. 195 с.

References

1. Svechkar E.S., Adigeev A.G. Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii. 2021. №3. URL: cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-planirovochnye-priemy-pri-rekonstruktsii-zheleznodorozhnyh-vokzalov-i-preobrazovanie-ih-v-transportno-peresadochnye/viewer

2. Muktepavel S.V. E'konomicheskoe obosnovanie sposobov osvoeniya zheleznodorozhnyx passazhirskix perevozok v regionax. [Economic

justification of ways to develop rail passenger transportation in the regions]. URL : miit.ru/content/Dissertaciya.pdf? id_wm=805463

3. Evreenova N.Yu. Vy'bor parametrov transportno-peresadochny'x uzlov, formiruemy'x s uchastiem zheleznodorozhnogo transporta. [Selection of parameters of transport-transfer hubs formed with the participation of railway transport]. URL: miit.ru/content/Dissertaciya.pdf?id_wm=731493

4. Biktashev A. I., Kolomina A. I., Krasnobaev I. V. Izvestiya Kazanskogo Gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta, 2018, №2. URL: izvestija.kgasu.ru/files/2_2018/117_128_Biktashev_Kolomina.pdf

5. Kostyleva, A. D. Molodoj uchenyj. 2021. № 51 (393). pp.40-43.

6. Azarenkova Z.V. Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. 2011. №1. URL: cyberleninka.ru/article/n/planirovochnaya-organizatsiya-transportno-peresadochnyh-uzlov/viewer

7. Shajmardanova K. A., Prokof ev E.I. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta, 2019, №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/transportno-peresadochnyy-uzel-kak-gradoobrazuyuschiy-faktor-razvitiya-periferiynyh-territoriy/viewer

8. Medvedev P.V. Vestnik universiteta, 2014, №11. URL: cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-transportno-peresadochnyh-uzlov-v-gorodah

9. Bove'n Czzen, Chuparin E.N. Izvestiya Vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost'. 2017. №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/vosem-printsipov-razvitiya-transportno-peresadochnyh-uzlov-na-primere-stantsii-irkutsk-sortirovochnyy/viewer

10. Ovchinnikova E. A. Razrabotka algoritmov klasterizacii i rekomendacij po modernizacii zheleznodorozhnyx vokzalnyx kompleksov gorodskix transportny'x sistem. [Development of clustering algorithms and

recommendations for modernization of railway station complexes of urban transport systems]. URL: miit.ru/content/Dissertaciya.pdf?id_wm=722464

11.Kapralova S.A., Unagaeva N.A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arxitekturno-stroitefnogo universiteta. 2018. №4. pp.43-54. URL: doi.org/10.31675/1607-1859-2018-20-4-43-54

12.Vakulenko S.P., Evreenova N.Yu. Texnicheskoe osnashhenie i texnologiya raboty' transportno-peresadochny'x uzlov, formiruemy'x s uchastiem zheleznodorozhnogo transporta. [Technical equipment and technology of transport and transfer hubs, formed with the participation of railway transport]. Uchebnoe posobie. MIIT. 2015. 195p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.