DOI 10. 23859/1994-0637-2018-6-87-15 УДК 378
Волкова Ольга Александровна
Педагог-психолог,
Ухтинский государственный технический университет (Ухта, Россия) E-mail: [email protected]
Канева Светлана Александровна
Специалист по социальной работе, Ухтинский государственный технический университет (Ухта, Россия) E-mail: [email protected]
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Г. УХТЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИИ
Аннотация. Авторы статьи рассматривают гуманитарный аспект ориентирования городской социокультурной среды на принципы инклюзии через решение психологических задач формирования инклюзивных социумных убеждений, описывают методы развития социокультурного пространства г. Ухты в соответствии с принципами инклюзии.
Ключевые слова: социокультурная среда города, принципы инклюзии, коммуникативные процессы в обществе, информационное воздействие
© Волкова О. А., Канева С. А., 2018
Volkova Olga Aleksandrovna
Еducational Psychologist, Ukhta State Technical University (Ukhta, Russia) E-mail: [email protected]
Kaneva Svetlana Aleksandrovna
Specialist in social work, Ukhta State Technical University (Ukhta, Russia) E-mail: [email protected]
METHODS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF UKHTA CITY, FOCUSED ON THE PRINCIPLES OF
INCLUSION
Abstract. The authors consider the humanitarian aspect of the process of orientation of the urban social cultural environment on the principles of inclusion through the solution of psychological problems of formation of inclusive social beliefs. They also describe actual methods of development of social and cultural environment of Ukhta city in accordance with the principles of inclusion.
Keywords: social cultural environment of the city, principles of inclusion, communicative processes in society, informational impact
Введение
Социокультурная среда города - интегративное понятие, содержащее множество разнообразных компонентов и способов их взаимодействия. В самом широком смысле социокультурная городская среда - это окружающий человека «местный» («местечковый») социальный мир, включающий в себя материальные и духовные условия жизни и деятельности людей, а также их личностного развития; это область, связывающая малую социальную группу (семью) и общество, социум в целом.
Социокультурную сущность города можно раскрыть через социальные, информационные, ценностно-смысловые и культурные компоненты. При этом предметно-
140 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
пространственный компонент (физическая среда города: здания, районы, улицы, символы, памятники, особенности архитектуры, общая и частная символика и т. д.) здесь также нужно учитывать, поскольку он опосредованно влияет на общую социокультурную «картину» города. Кроме того, система социокультурного пространства содержит те или иные сферы деятельности ее социокультурных субъектов (жителей города) - производство, образование, услуги, досуг, культура и спорт и др. Исследователи [2], [4] отмечают, что поскольку городское социокультурное пространство охватывает практически все области и сферы жизни горожан, то оно имеет сильное влияние на их социальное самочувствие, развитие, самореализацию, уровень и качество жизни. При этом в категории «качество жизни» можно выделить объективные и субъективные критерии [7, с. 27]. К объективным показателям относятся: средний доход на душу населения, уровень преступности, экология окружающей среды, уровень рождаемости/смертности, доступность медицинских услуг, возможности решения жилищных вопросов. Субъективные же критерии - это социальное самочувствие и субъективная оценка людьми качества своего существования в городе, возможность создавать и поддерживать социальные связи, социальная стабильность. Отметим, что есть критерий, относящийся к обеим вышеозначенным категориям понятия «качество жизни», - и это доступная среда, жизнь в соответствии с принципами инклюзии.
Инклюзия - это современная и динамичная категория, в основе которой заложена гуманистическая идея о том, что каждый человек имеет право на принадлежность сообществу. Новая инклюзивная парадигма общественных отношений определяет и принципы инклюзии. Прежде всего, идея включения требует от человека не только «включать» (то есть признавать права людей с ОВЗ и инвалидностью), но и «включаться» во взаимодействие с другими, учиться быть открытым для общения, видеть необходимость в изменении самого себя, уметь принять особенности и отличия других людей [1]. Важно понимать, что именно эти психологические задачи являются самыми сложными при построении инклюзивной культуры социума, так как они представляют собой некоего рода «психологический барьер», который невозможно преодолеть без целенаправленной работы по формированию общественных убеждений.
Социумные принципы инклюзии включают: признание ценности человека вне зависимости от его способностей и достижений; реализацию права каждого члена общества на общение, на то, чтобы быть услышанным; необходимость функционирования любых социальных институтов в контексте реальных взаимоотношений; обеспечение каждого члена общества поддержкой и дружбой ровесников; понимание прогресса личности как того, что личность может сделать (а не то, чего она делать не может); а также принцип разнообразия как единого залога улучшения всех сторон жизни человека.
Известный французский социолог и философ Анри Лефевр писал: «Невозможно изменить жизнь и общество, не изменив пространство». Поэтому невозможно улучшить качество жизни населения без процесса преображения городского социокультурного пространства. К аспектам, которые должны быть подвергнуты преобразованию, ориентированному на принципы инклюзии, можно отнести: физические особенности города (городская архитектура, в том числе парковки, пандусы, пешеход-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
141
ные дорожки); доступность объектов городской инфраструктуры (учреждений образования, медицины, торговли, культуры, а также городской общественный транспорт); связь и телекоммуникационные технологии; общественное мнение, понимание и принятие актуальных нужд социума.
Основная часть
Данная статья рассматривает гуманитарный аспект ориентирования городской социокультурной среды на принципы инклюзии через решение психологических задач формирования инклюзивных социумных убеждений. В связи с этим следует подробнее рассмотреть такой аспект социокультурной среды города, как коммуникационные процессы. Переориентация городской среды на создание новых, инклюзивных культурных форм и правил жизнедеятельности, выработку новых культурных смыслов основана на формировании определенного информационно-коммуникативного пространства города. Замечено, что в процессе коммуникации горожане нецеленаправленно и в основном с непрофессиональной позиции наполняют социокультурное пространство города смысловым содержанием, то есть любой процесс коммуникации способствует выработке текущих культурных смыслов. Однако социологи отмечают, что трансформация городской среды, ориентированная лишь на достижение экономических и формальных административных показателей инклюзии, приводит к потере смысла и целей данных социальных преобразований [6], ведь истинный смысл инклюзии - ориентация, прежде всего, на всестороннее развитие человека и его духовных потребностей. Решить озвученную проблему можно путем приумножения созидательных, гуманистически ориентированных форм коммуникации, в процессе реализации которых формируются общедоступные смыслы развития города, задающие вектор социальной интеграции, заданный совместно определенными целями в соответствии с общепризнанными ценностными ориентирами.
Информационное воздействие, как один из управляемых аспектов коммуникационного процесса, оказывает сильное влияние на социокультурную среду города. Информационное воздействие описывают как процесс передачи совокупности знаний, сведений, различных сообщений, которые формируются в обществе [4]. Эти процессы генерируются как социокультурными институтами и социальными общностями, группами, так и отдельными людьми, а информационные сообщения (мнения, интересы) отражают реалии различных сфер жизни общества - экономики, политики, культуры, образовательных сред и т. п. Воплощают информационное воздействие по различным каналам и средствам распространения коммуникаций (прежде всего это СМИ, телевидение, Интернет и реклама). Разумеется, любая общественная информация в той или иной мере субъективна, основана на оценке, мнении коммуникатора. Всегда есть вероятность, что такая информация неверна либо не в полной мере отражает реальность, транслирует отдельное мировоззрение либо убеждение. Поэтому информационное воздействие в условиях города, как правило, имеет определенные, часто негативные последствия. В то же время информационное воздействие обладает огромным гуманистическим потенциалом, открывая доступ к разнообразнейшим общекультурным ценностям, увеличивая возможности личностной самореализации и самоактуализации и, наконец, способствуя выработке позитивных ак-
142 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
сиологических мнений, суждений, оценок. В связи с этим в качестве основного и общедоступного, не требующего специальных ресурсов метода развития социокультурной городской среды может выступать именно целенаправленное информационное воздействие, содержанием которого выступают социумные ценности инклюзии.
Опыт Ухтинского государственного технического университета (УГТУ), крупнейшего в Северо-Западном федеральном округе нефтегазового вуза, по внедрению принципов инклюзии в собственное образовательное пространство продолжается уже второе десятилетие. Достижения в сфере деятельности по развитию в университете доступной среды подробно описаны авторами данной статьи [3]. Заметим, что текущий этап развития системы высшего образования в России характеризуется неизменным усилением интеграционных процессов [5], особенно ресурсная интеграция выражена в сфере образования. Интеграцией назовем взаимоадаптацию и объединение конкретной образовательной системы с внешними, по отношению к заданной, образовательными системами, а также с системами научными, производственными, общественными. Следствием подобной интеграции в самом первом приближении является сетевое взаимодействие между различными городскими организациями. Особенно важна ресурсная интеграция в российских регионах, где одной из актуальных проблем является малообеспеченность собственно ресурсами (материальными дотациями, педагогическими и медицинскими кадрами), что становится объективной причиной трудностей в построении социокультурной среды, ориентированной на принципы и ценности инклюзии.
Для преодоления данных трудностей УГТУ использует метод целенаправленного информационного воздействия, как внутри образовательного пространства вуза, так и в контексте интеграционных взаимодействий с другими образовательными организациями Ухты, предприятиями и общественными организациями города. Приведем примеры использования данного метода.
1. Лекции по пониманию инвалидности для студентов специальности «Реклама и связи с общественностью». Адекватное представление о таких понятиях, как «инвалидность», «ограниченные возможности здоровья», должно быть у любого современного человека, а будущим специалистам по формированию общественных убеждений знания о взаимодействии с людьми, имеющими инвалидность/ОВЗ, бесспорно, необходимы. Действительно, зачастую современные СМИ пестрят определениями с такими негативными ассоциациями, как «ущемленные», «беспомощные», «социально уязвимые слои общества» и прочее, формируя устойчивый стереотип. Только знание вкупе с глубоким пониманием инвалидности как образа жизни может пошатнуть устоявшееся мнение о лице с ОВЗ как об общественном бремени. Учиться правильно взаимодействовать с людьми, имеющими инвалидность, расставаться с предрассудками и не допускать домыслов - крайне важное условие благополучного пребывания людей с инвалидностью и ОВЗ в социальной среде. Конечно, интерес к этой теме и общая информированность населения в настоящее время повышается, во многом благодаря государственным программам, направленным на улучшение качества жизни российских инвалидов, однако «общественного ветра» на данный момент явно недостаточно.
2. Практические мастер-классы на образовательных форумах. Такими форумами выступают ежегодные университетские мероприятия, например, региональный фо-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
143
рум «Инноватика: Крохаль» для студентов и молодых специалистов Республики Коми. В рамках работы традиционной площадки «Волонтерство» на восьмой по счету «Инноватике - 2018» (см. рис. 1) сотрудник отдела социальной защиты студентов УГТУ (далее - отдел СЗС) Светлана Канева провела тренинг «Правила этикета при общении с людьми с инвалидностью и их сопровождение». В тренинге были рассмотрены различные аспекты общения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, правила и часто встречающиеся ошибки, проистекающие из неверного социального восприятия людей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и с ментальными особенностями. Важно, что данную тему освещает человек с инвалидностью - слушатели форума имели возможность на практике убедиться, как появляются непонимание и некорректные коммуникации. Получился живой и конструктивный диалог: прозвучало много вопросов, на которые были получены ответы «из личного опыта», «из первых уст». Как отметили участники образовательного направления, эта тема была крайне полезна и актуальна.
Рис. 1. Республиканский молодежный образовательный форум «Инноватика: Крохаль - 2018». Июль 2018 г.
Подобный мастер-класс был дан слушателям Волонтерского форума «Опора добровольчества», прошедшего в сентябре 2018 г. на базе УГТУ. Информационное воздействие было максимально эффективным, поскольку в форуме принимали участие школьники городов Республики Коми, студенты и специалисты-волонтеры различных организаций Ухты и региона в целом, а также «серебряные» волонтеры-общественники. Поднимались такие темы, как ментальные и поведенческие особенности людей с ОВЗ, типичные ошибки волонтеров при оказании ими помощи в сопровождении лиц с инвалидностью.
144 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
3. Тренинги по взаимодействию с людьми с инвалидностью в сторонних образовательных организациях. Проведение тренингов на тему понимания инвалидности сотрудником отдела СЗС университета в образовательных организациях города Ухты - постоянная практика. Это и «Уроки доброты», и «Параолимпийские уроки» для младших школьников. В октябре 2018 г. тематический тренинг состоялся в Ухтинском медицинском колледже. В нем приняли участие будущие медицинские работники, учащиеся старших курсов (см. рис. 2). Медицинским работникам, в силу профессии, чаще, чем другим специалистам, необходимо осуществлять взаимодействие с людьми с инвалидностью. Поэтому так актуальны и полезны знания, полученные непосредственно от человека с инвалидностью - подобная практика приобретения опыта наиболее оптимальна для специалистов-медиков.
Рис. 2. Тематический тренинг взаимодействия с людьми с инвалидностью в Ухтинском медицинском колледже. Октябрь 2018 г.
Студенты признали объективную ценность полученной информации, заявили о потребности в увеличении числа таких тренингов в процессе их профессионального обучения. Примечательно, что инициатором проведения тренинга в данном случае стала председатель студенческого совета Ухтинского медицинского колледжа, участник и эксперт республиканского форума «Опора добровольчества», упомянутого выше. Это еще раз демонстрирует эффективность такого метода работы с социокультурной средой города, как информационное воздействие.
4. Тренинги по пониманию инвалидности для работников сферы образования. В ноябре 2017 г. в гуманитарно-педагогическом лицее №1 г. Ухты прошла встреча главного специалиста социального отдела администрации МОГО «Ухта» с педагогами всех городских школ, а в качестве ведущей тренинга выступала специалист отдела СЗС УГТУ. В диалоге с педагогами Ухты наиболее востребованной стала тема взаимодействия с людьми, имеющими ментальные нарушения. Педагоги общих образовательных учреждений на практике сталкиваются с данной проблемой. Дети с
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
145
ментальными нарушениями требуют особого подхода и сопровождения тьюторов, в связи с чем необходимы значимые преобразования в самой системе образования, в том числе в системе подготовки педагогов.
Если говорить в целом, то тренинги по пониманию инвалидности в Ухтинском государственном техническом университете проводятся регулярно. Важнейшим фактором эффективности такого информационного воздействия выступает условие, что данные мероприятия проводит специалист вуза с наглядной инвалидностью, не понаслышке знающий проблемы инвалидов и имеющий неоспоримый реальный опыт работы в этой области. Более того, Ухтинский государственный технический университет готов стать площадкой для проведения подобных встреч не только на уровне города, но и за его пределами - вуз постоянно ищет возможности расширения тематики для информационного воздействия в различных организациях и предприятиях города и региона в целом.
Выводы
Еще раз подчеркнем, что идея инклюзии - это построение новой культуры социума. При этом культура - это не то формализованное «нечто», что опирается на бюрократию; социокультурная область подразумевает всеобщую субъектную включенность в построение правил совместной жизни. Невозможно ориентировать социокультурную среду на принципы инклюзии лишь сетуя на недостаток материальных средств - здесь очень важно признание необходимости ценностных изменений и усиленная работа по их формированию. Это подразумевает тесное сотрудничество социальных институтов, их ресурсную интеграцию. Только таким путем можно прийти к принятию принципов инклюзивного социума как среды, в которой априорна общность человеческого развития, а взаимоотношения ее субъектов выстраиваются как взаимоподдержка, взаимопринятие и взаимопомощь.
Литература
1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. №1(40). С. 1-6.
2. Захарова В. И. Качество жизни горожан как один из критериев оценки социокультурного пространства города // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №4. С. 2527.
3. Канева С. А., Волкова О. А. Опыт внедрения инклюзивного образования в Ухтинском государственном техническом университете // Актуальные вопросы инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ / под ред. О. А. Денисовой. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. С. 40-46.
4. Мурылев В. Социально-культурные характеристики городской среды // Аналитика культурологии. 2008. №11. С. 232-234.
5. Скобелева Е. И. Коммуникативные аспекты конструирования социокультурного пространства города // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. №2(30). С. 53-59.
6. Сотникова О. А., Волкова О. А. Ресурсная интеграция в социальном партнерстве университета и предприятий региона // Высшее образование в России. 2016. №12. С. 117-123.
146 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
7. Тавокин Е. П., Табатадзе И. А. Культура в системе показателей категории «качество жизни» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. №4 (88). С. 26-36.
References
1. Alekhina S. V. Printsipy inklyuzii v praktike obrazovaniya [Principles of inclusion in the practice of education]. Autizm i narusheniya razvitiya [Autism and developmental disorders], 2013, no. 1 (40), pp. 1-6.
2. Zakharova V. I. Kachestvo zhizni gorozhan kak odin iz kriteriyev otsenki sociokul'turnogo prostranstva goroda [The citizens' quality of life as an assessment criterion for social and cultural space of a city]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2018, no. 4, pp. 25-27.
3. Kaneva S. A., Volkova O. A. Opyt vnedreniya inklyuzivnogo obrazovaniya v Uhtinskom gosudarstvennom tekhnicheskom universitete [The Experience of implementation of inclusive education in Ukhta State Technical University]. Aktual'nye voprosy inklyuzivnogo obrazovaniya studentov s invalidnost'yu i OVZ [Actual problems of inclusive education of students with disabilities and special needs]. Cherepovets, 2017, pp. 40-46.
4. Murylev V. Sotsial'no-kul'turnye harakteristiki gorodskoj sredy [Socio-cultural characteristics of the urban environment]. Analitika kul'turologii [Analytics of cultural studies], 2008, no. 11, pp. 232-234.
5. Skobeleva E. I. Kommunikativnye aspekty konstruirovaniya sociokul'turnogo prostranstva goroda [Communicative aspects of construction of social and cultural space of the city]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya Social'nye nauki [Bulletin of Nizhny Novgorod University N. I. Lobachevsky. Series Social Sciences], 2013, no. 2 (30), pp. 53-59.
6. Sotnikova O. A., Volkova O. A. Resursnaya integratsiya v social'nom partnerstve universiteta i predpriyatij regiona [Practical Aspects of Resource Integration of University and Regional Enterprises]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2016, no. 12 (207), pp. 117-123.
7. Tavokin E. P., Tabatadze I. A. Kul'tura v sisteme pokazatelej kategorii "kachestvo zhizni" [Culture in the system of indicators of the category "quality of life"]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyyeperemeny [Public Opinion Monitoring: economic and social changes], 2008, no. 4 (88), pp. 26-36.
Для цитирования: Волкова О. А., Канева С. А. Методы развития социокультурной среды г. Ухты, ориентированные на принципы инклюзии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 140-147. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-15
For citation: Volkova O. A., Kaneva S. A. Methods of development of social and cultural environment of Ukhta city, focused on the principles of inclusion. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 140-147. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-15
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
147