КОМАРОВА Динара Наримановна
магистрант второго года обучения по направлению подготовки 37.04.01 Психология, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия, г. Владимир
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Аннотация. Статья посвящена докладу Ирины Германовны Малкиной-Пых, на тему: «Методы психологической коррекции субъективного благополучия жизни». Подробно рассматриваются теоретические подходы к изучению уровня субъективного благополучия и модели направленные на его повышение.
Ключевые слова: субъективное благополучие, теории, модели, позитивная психотерапия.
Почему встал вопрос о том, что психологическая коррекция уровня субъективного благополучия (УСБ) в принципе возможна. Потому что в начале исследования субъективного благополучия личности говорили о необыкновенной стабильности этого конструкта. Считалось что он не меняется в течении жизни, является наследуемым и зависит от таких признаков как экстраверсия и интроверсия, т.е. даже если какое-то событие уводит человека с его привычного уровня субъективного благополучия, то потом через какое-то время человек все равно к нему возвращается. Но в 1995 году были получены лонгитьюдные результаты исследования Великобритании и Германии в которых было показано, что стабильность уровня субъективного благополучия сильно преувеличена. Примерно у 25% исследуемых людей в течении жизни УСБ меняется, в случаях каких-то серьезных потрясений в первую очередь в семейной жизни и состоянии здоровья. В результате появились первые программы психологической коррекции, которые стали применятся для повышения УСБ. Это стало возможным благодаря нашей модели мира т.к. все мы не живем в реальности, а живем в нашей рабочей модели мира. Модель мира -это жизненное образование, которое формируется у нас, как только мы рождаемся в зависимости от того, как за нами ухаживают. Это доказывает теория родительской привязанности (Джордж Боулби 1969 г, М. Эйнсворт) -безопасный и опасные (тревожно-амбивалентный, избегающий, дезорганизованный). В результате через взаимодействие с матерью у ребенка начинается формироваться
модель мира. Соответственно она может быть либо опасная, либо безопасная. Затем ребенок подрастает и включаются более расширенная семья (психосоматогенная). Разные стили бывают по мнению Ирины Малкиной-Пых, но она выделила два ключевых момента которые в себя включают многие другие образцы поведения. Во-первых, это запрет на достижение желаемого и, во-вторых, принуждение к совершению не желаемого. В результате наша модель мира формируется окончательно и практически недоступно для нашего неокор-текса (новые области коры головного мозга, у человека составляют основную часть коры), т.к. она формируется в нашей лимбической системе эмоционально. Таким образом модель мира работает на «эмоциональном языке» и когда у нас начинает созревать неокортекс в 57 лет, та самая модель остается у нас в процедурной памяти. Это огромный объем информации, который указывает человеку, как и на что нужно реагировать, как вести себя в разных ситуациях. В 1990 году Джефри Янг систематизировал какие бывают ранние дезадап-тивные схемы, которые могут возникнуть в результате не безопасного стиля родительской привязанности. Янг выделил 18 схем и сгруппировал в 5 сфер: разрыв и отвержение; нарушение автономии и функционирования; нарушение границ; направленность на другого; сверхбдительность. Если у человека присутствуют какие-то из этих схем, происходит очень сильное искажение реальности, т.к. модель мира не может воспринимать реальность адекватно, она искажает ее в соответствии с этой ранней дезодаптивной схемой. Ирина
Малкина-Пых в докладе рассматривает еще одну теорию. Это - «Теория соматических маркеров» (Антонио Дамасио, 1994 г.). В ней говорится о том, что весь наш опыт закодирован в теле. У эмбриона человека идет сначала развитие телесное, двигательное. В соответствии с этими двигательными патерами развиваются различные разделы головного мозга. Весь наш эмоциональный опыт присутствует в теле и когда мы на что-то реагируем, особенно когда мы принимаем решение (глубокая ошибка, что мы принимаем решение нашим логическим мозгом), на самом деле мы принимаем решение по принципу того: «а как я себя буду чувствовать если я сделаю вот это, приму вот это решение». Мы тут же пытаемся опознать с помощью соматического маркера из предыдущей жизни и на основе этого принимаем решение. На основе того, что в нас записано (в лимбической системе), и только потом это можно обосновать логикой и то логики никогда не хватает. Следующая интересная теория - «Теория телесного воплощения» (Л. Барсалу, 1999 г), говорит о том, что благодаря психотерапии, возможно повысить уровень субъективного благополучия. Благодаря тому что наш мозг имеет такое свойство как нейропластичность, логические связи могут перестраиваться под внешним воздействием. Все эти базовые теории привели к тому, что стали активно разрабатываться программы коррекций УСБ. Первые программы коррекции УСБ базировались на основе когнитивно-поведенческой терапии. Мартин Селигман в 1995г в своей программе коррекции УСБ выяснил, что если человек с низким уровнем СБ будет постоянно вести себя как человек у которого этот уровень высокий, то по истечению времени УСБ тоже повысится (поведенческая терапия). Отличную психотерапию на повышение УСБ разработал Джовани Фава в 1999 году. В рамках этой терапии мишенью является повышение уровня психологического благополучия в шести сферах (самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост) - это модель психологического благополучия Керол Рифф. А также предполагается когнитивное реструктурирование (модификация автоматических и иррациональных убеждений, планирование деятельности, тренинг ассертивности, решение проблем). К работе с СБ активно подключилась когнитивно-поведенческая терапия
третей волны: программа снижения стресса на основе осознанности (Джон Кабат-Зинн, 19822003г); основанная на осознанности когнитивная терапия (Сегал, 2002 г); терапия принятия ответственности (Т. Хагес, 1999 г), диалектическая поведенческая терапия (М. Линехан, 1993 г). Но в 1995 году Мартин Селигман разразился такой базовой работой под названием: «Позитивная психотерапия». В ней Селиг-ман говорит, что мы не будем заниматься, тем что у человека плохо, а будем сосредотачиваться на позитивных сторонах. Им были разработаны модели психотерапии СБ: позитивные психологические интервенции (ППИ) -волевая активность, направленная на развитие позитивных эмоций, поведения и мышления (С. Любомирски, 2009 г), основаны на позитивных чертах характера (сильных сторон); классификация из 24 черт, разделенных на шесть добродетелей (мудрость/познание, смелость, гуманность, социальность, умеренность, духовность) (С. Петерсон, М. Селигман, 2004 г)
Модели ППИ: Позитивна психотерапия; психотерапия мудростью; интервенции благо-родностью; позитивный коучинг; подходы на основе сильных сторон; терапия надеждой; терапия прощением.
Эта волна пошла очень активно и психологи, которые использовали ее в коррекции уровня СБ утверждали о высоких результатах. Роберт Коминс с коллегами решили проверить достоверность позитивных интервенций. В результате выяснили, что в среднем у людей в нормальной жизни (без экстрима) уровень СБ достаточно высок, по сто бальной шкале находится на отметке семьдесят пять, и если у человека такой УСБ, то никакие интервенции не увеличат его. Но если у пациента УСБ примерно на отметке пятьдесят, то позитивные интервенции могут быть вполне эффективны и смогут повысить его до семидесяти пяти.
К изменению УСБ проявляют интерес телесно-ориентированные психотерапевты и психологи. Например: в 1985 году Розенберг предложил свою интегративной телесной терапии, которая включает в себя: теория объектных отношений, теория стилей родительской привязанности, когнитивно-поведенческая, гештальт, техники Александе-ра, биоэнергетика, йога, дыхательные техники Райха, медитация, трансперсональная психотерапия.
В завершении статьи хотелось отметить большую перспективу в изучении и применении позитивной психотерапии, в особенности телесно-ориентированную терапию. Как считает Ирина Малкина-Пых: «Какое тело - такие и мозги», дело в том, сколько у человека двигательных паттернов, столько у него и ментальных стратегий.
Литература
1. Малкина-Пых И.Г. Психологические корреляты субъективного благополучия в российской выборке. Современные исследования
российского общества. Коллективная монография. - Хельсинки: Вниграфия-2014. -С.185-199.
2. Малкина-Пых И.Г. Прогнозирование и повышение субъективного благополучия: модель функции ответа и ритмическая двигательная терапия // arXiv: 1507.01891 ^-Ью. 2015.
3. Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс соц. самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. Киев: Институт социологии НАН Украины, 1997.
KOMAROVA Dinara Narimanovna
Second year master student, direction of training 37.04.01 Psychology Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs,
Russia, Vladimir
METHODS OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF SUBJECTIVE WELL-BEING
Abstract. The article is devoted to the report of Irina Germanovna Malkina-Pyh, on the topic: "Methods of psychological correction of subjective well-being of life". Theoretical approaches to the study of the level of subjective well-being and models aimed at improving it are considered in detail.
Keywords: subjective well-being, theories, models, positive psychotherapy.