Абакумова И.В., Богуславская В.Ф.
Методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: основные направления практической работы.
Межэтнические противоречия существенным образом обостряют политическую ситуацию на Северном Кавказе, которая характеризуется наличием вооруженных конфликтов (чеченский, чечено-дагестанский, осетино-ингушский, грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, карабахский). На фоне этих конфликтов радикальные националистические организации Северного Кавказа при активной поддержке извне предпринимают попытки по реализации своих сепаратистских замыслов, которые направлены на разрушение государственного единства и территориальной целостности нашей страны. Для того, чтобы, противостоять этим тенденциям необходимо не только использовать тот позитивный опыт, который имеется уже на сегодняшней день, но и искать новые способы привлечения представителей различных конфессий к популяризации антиэкстремистских идей.
Ключевые слова: терроризм и экстремизм, экстремизм этноконфессиональной направленности, гражданское общество, социальное партнерство.
С экстремизмом этноконфессиональной направленности должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них различны.
Государство устраняет социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма этнокофессиональной направленности и решительно пресекает противозаконную деятельность экстремистов.
Гражданское общество должно противодействовать этому виду экстремизма, противопоставляя экстремистским идеям и призывам идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.
Анализ теоретических и методических исследований этноконфессиональных и этнонациональных проблем позволяет выделить принципы (как исходные теоретические позиции при разработке практикоориентированных методов), на которых должно быть построено противодействие эктремизму этноконфессио-нальной направленности:
1) принцип интеграции и взаимодополнения - принцип работы государственных и общественных структур, которые участвуют в реализации политики противодействия экстремизму, должны действовать не просто согласовано, а комплексно, помогая друг другу. В настоящее время действует принцип
2)
параллельных служб, который не оправдывает себя, так как действия субъектов противодействия зачастую не соответствуют друг другу (или просто неосведомлены о действиях других структур);
принцип конфессионального равноправия (конфессиональной паритетности) - «единство во многообразии», все конфессии (которые разрешены государством) имеют равные права в доступе к информации, проведение религиозных мероприятий и т.д. и должны принимать участие в популяризации и профилактике антиэкстремистских проявлений (должен быть преодолен барьер «литерных» религий);
принцип адресной направленности - методы и мероприятия связанные с противодействием экстремизму и популяризацией антиэкстремистской идеологии должны быть ориентированы на ценностные ориентации различных возрастных, социальных, национальных и конфессиональных групп (современные принципы пропаганды по типу «Всем! Всем! Всем!» показали свою малоэффективность).
Эти три принципа позволяют выработать модель социального партнерства общества и государства с целью развития системы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности, которая может быть представлена как «Модель социального партнерства общества и государства по противодействию экстремизму» (рисунок 1).
3)
Рис. 1. Модель социального партнерства общества и государства по противодействию экстремизму
Социальное партнерство в данном контексте должно пониматься как система субъектов противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности и механизмов согласования интересов всех участников процесса противодействия: государственных структур и граждан. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления общественного фактора в системе противодействия экстремизму. В системе социального партнерства интересы государства представляют силовые ведомства, НАК, государственные структуры, а интересы граждан -органы самоуправления, общественные и религиозные организации, СМИ, образовательные институты. Политика социального партнерства должна стать идеологической основой для проведения пропаганды антитеррористических ценностей.
Для преодоления экстремизма этноконфессиональной направленности могут применяться самые различные формы и методы противодействия по следующим направлениям: политические, экономические, социальные, психологические, информационные. Глубоко продуманная правовая база демократического государства, выверенная и тщательно взвешенная религиозная и национальная политика и умелое их использование способны выработать эффективные механизмы по профилактике этноконфессионального экстремизма в России, угрожающего основам многонационального государства.
Политические методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности в РФ: -взаимодействие государственных органов власти РФ и религиозных объединений, при сохранении и позиционировании приоритетов, заложенных в государственном законодательстве; -решительные меры по перекрытию каналов финансирования экстремистов из-за рубежа и из местных источников (например, от зарубежных общественных объединений, имеющих представительства в различных регионах РФ); -совершенствование правовой базы противодействия экстремизму (в том числе
и экстремизму этноконфессиональной направленности); -охрана прав религиозных и этнических меньшинств, борьба с нарушениями,
допускаемыми должностными лицами; -активизация идеологической работы через потенциал спецслужб; -укрепление международных аспектов этноконфессиональной политики РФ, энергичные меры, препятствующие распространению различных экстремистских течений ислама и деструктивных сект, питающих сепаратизм, терроризм и порождающих в обществе установки интолерантности. Экономические методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: -преодоление глубокой дифференциации социальных и этнических групп, поляризации их интересов, маргинализации определенной части населения (особенно в пределах отдельных субъектов РФ);
-ликвидация безработицы;
-создание благоприятных условий для привлечения финансовых вложений
в регион и, как следствие, развитие производства и промышленности; -энергетическое обеспечение региона;
-искоренение коррупции (публичное разоблачение и осуждение чиновников и силовиков, по роду служебных обязанностей взаимодействующих с религиозными деятелями, разоблачение коррумпированных представителей различных конфессий); -программы экономической помощи и экономического стимулирования молодежи (стипендии, гранты, субсидии).
Социальные методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности в РФ: -обеспечение процесса оздоровления социально-политической обстановки
в постконфликтных регионах страны; -инициация позитивных социальных перспектив значительной части населения
(здравоохранение, обучение, отдых); -система социальной защиты групп населения, находящихся в ситуациях жизненного кризиса (инвалиды, малоимущие, пенсионеры, безработные); -специализированные программы помощи молодежи (молодые семьи, стипендии, помощь молодым специалистам); -создание условий для развития традиционной и самобытной культуры (конкурсы, фестивали, выставки); -публичное осуждение актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы (например, экстремистские действия в отношении мигранты).
Психолого-педагогические методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: -патриотическое воспитание молодежи, нацеленность на неприятие ею идеологии насилия, религиозной и национальной нетерпимости (на всех уровнях системы образования); -повышение общеобразовательного уровня граждан, особенно в постконфликтных регионах РФ; -создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом; -усиление пропагандистской работы среди всех слоев населения, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами терактов на почве религиозного экстремизма будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан;
-повышение профессиональной компетентности тех, кто выступает транслятором официальной позиции государства, по отношению к конфессиональной и национальной проблемам (учитель, преподаватель, чиновник, пропагандист и т.д.); -разработка специализированных психотехнологий и смыслотехнологий для реализации направленного и опосредованного воздействия на ценностные ориентации подрастающего поколения.
Информационные методы противодействия экстремизму этноконфессио-нальной направленности: -активное проведение информационно-политических мероприятий, влияющих
на ценностные установки населения; -проведение единой для всех органов государственной власти информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным, экстремистским и террористическим объединениям; -создание эффективной системы просвещения граждан об опасности терроризма, религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и национализмом; -создание сети информационных источников, обеспечивающей получение достоверной информации о террористической угрозе и негативном влиянии экстремистских организаций религиозного и националистического толка (журналы, сайты);
-выпуск разоблачающей литературы о негативном влиянии деструктивных
религиозных течений и сект; -популяризация позитивного опыта взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных организаций. В традиционных классификациях видов и методов противодействия экстремизму выделяются силовые методы, однако, в современных условиях на первый план выходят вместо силовых - политические и идеологические методы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. Особая значимость силовых, политических, идеологических и правоприменительных методов борьбы с экстремизмом означает, что идеологическая борьба выходит на передний план. В ней активное участие призваны принять общественные объединения, образовательные учреждения, СМИ, религиозные структуры.
Литература
1. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. - М., 2004.
2. Борьба с экстремизмом: методологические основы и состояние // Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. - № 1.
www.pro.rsu.ru
3. Верховский А. Противодействие национал-экстремизму: проблема и актуальные варианты решения // Антисемитизм и ксенофобия в Российской Федерации. -2002. - № 11.
4. Горишний К.В. Факторы современного этнического экстремизма на примере Северного Кавказа // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2008. - № 3.
5. Гриб Н.Н. Информационно-психологическая сфера как ведущее звено системы противодействия терроризму // Российский следователь. - 2004. - № 6.
6. Чарный С., Степанищев С. Расизм, ксенофобия, неонацизм в регионах РФ // http://index.org.ru/