Научная статья на тему 'Методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: основные направления практической работы'

Методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: основные направления практической работы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
661
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ERRORISM И ЭКСТРЕМИЗМОМ / ЭКСТРЕМИЗМА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / TERRORISM AND EXTREMISM / EXTREMISM OF ETHNOCONFESSIONAL ORIENTATION / CIVIL SOCIETY / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Богуславская Виктория Федоровна

Межэтнические противоречия существенным образом обостряют политическую ситуацию на Северном Кавказе, которая характеризуется наличием вооруженных конфликтов (чеченский, чечено-дагестанский, осетино-ингушский, грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, карабахский). На фоне этих конфликтов радикальные националистические организации Северного Кавказа при активной поддержке извне предпринимают попытки по реализации своих сепаратистских замыслов, которые направлены на разрушение государственного единства и территориальной целостности нашей страны. Для того, чтобы, противостоять этим тенденциям необходимо не только использовать тот позитивный опыт, который имеется уже на сегодняшней день, но и искать новые способы привлечения представителей различных конфессий к популяризации антиэкстремистских идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of counteraction to the extremism of ethnoconfessional orientation: the basic directions of practical work

Interethnic contradictions considerably aggravate the political situation in Northen Caucasus which is characterized by presence of armed conflicts (chechen, chechenodaghestan, ossetic-ingush, georgian-abkhazian, georgian-south ossetic, karabachos). Against this background radical nationalist organizations of Northen Caucasus with active support from without undertake attempts on realization of the separative plans which are directed on destruction of the state unity and territorial integrity of our country. To resist these tendencies it is necessary not only to use the positive experience which is already available, but also to search for new ways of attraction of representatives of various faiths to popularization of antiextremist ideas.

Текст научной работы на тему «Методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: основные направления практической работы»

Абакумова И.В., Богуславская В.Ф.

Методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: основные направления практической работы.

Межэтнические противоречия существенным образом обостряют политическую ситуацию на Северном Кавказе, которая характеризуется наличием вооруженных конфликтов (чеченский, чечено-дагестанский, осетино-ингушский, грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, карабахский). На фоне этих конфликтов радикальные националистические организации Северного Кавказа при активной поддержке извне предпринимают попытки по реализации своих сепаратистских замыслов, которые направлены на разрушение государственного единства и территориальной целостности нашей страны. Для того, чтобы, противостоять этим тенденциям необходимо не только использовать тот позитивный опыт, который имеется уже на сегодняшней день, но и искать новые способы привлечения представителей различных конфессий к популяризации антиэкстремистских идей.

Ключевые слова: терроризм и экстремизм, экстремизм этноконфессиональной направленности, гражданское общество, социальное партнерство.

С экстремизмом этноконфессиональной направленности должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них различны.

Государство устраняет социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма этнокофессиональной направленности и решительно пресекает противозаконную деятельность экстремистов.

Гражданское общество должно противодействовать этому виду экстремизма, противопоставляя экстремистским идеям и призывам идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

Анализ теоретических и методических исследований этноконфессиональных и этнонациональных проблем позволяет выделить принципы (как исходные теоретические позиции при разработке практикоориентированных методов), на которых должно быть построено противодействие эктремизму этноконфессио-нальной направленности:

1) принцип интеграции и взаимодополнения - принцип работы государственных и общественных структур, которые участвуют в реализации политики противодействия экстремизму, должны действовать не просто согласовано, а комплексно, помогая друг другу. В настоящее время действует принцип

2)

параллельных служб, который не оправдывает себя, так как действия субъектов противодействия зачастую не соответствуют друг другу (или просто неосведомлены о действиях других структур);

принцип конфессионального равноправия (конфессиональной паритетности) - «единство во многообразии», все конфессии (которые разрешены государством) имеют равные права в доступе к информации, проведение религиозных мероприятий и т.д. и должны принимать участие в популяризации и профилактике антиэкстремистских проявлений (должен быть преодолен барьер «литерных» религий);

принцип адресной направленности - методы и мероприятия связанные с противодействием экстремизму и популяризацией антиэкстремистской идеологии должны быть ориентированы на ценностные ориентации различных возрастных, социальных, национальных и конфессиональных групп (современные принципы пропаганды по типу «Всем! Всем! Всем!» показали свою малоэффективность).

Эти три принципа позволяют выработать модель социального партнерства общества и государства с целью развития системы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности, которая может быть представлена как «Модель социального партнерства общества и государства по противодействию экстремизму» (рисунок 1).

3)

Рис. 1. Модель социального партнерства общества и государства по противодействию экстремизму

Социальное партнерство в данном контексте должно пониматься как система субъектов противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности и механизмов согласования интересов всех участников процесса противодействия: государственных структур и граждан. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления общественного фактора в системе противодействия экстремизму. В системе социального партнерства интересы государства представляют силовые ведомства, НАК, государственные структуры, а интересы граждан -органы самоуправления, общественные и религиозные организации, СМИ, образовательные институты. Политика социального партнерства должна стать идеологической основой для проведения пропаганды антитеррористических ценностей.

Для преодоления экстремизма этноконфессиональной направленности могут применяться самые различные формы и методы противодействия по следующим направлениям: политические, экономические, социальные, психологические, информационные. Глубоко продуманная правовая база демократического государства, выверенная и тщательно взвешенная религиозная и национальная политика и умелое их использование способны выработать эффективные механизмы по профилактике этноконфессионального экстремизма в России, угрожающего основам многонационального государства.

Политические методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности в РФ: -взаимодействие государственных органов власти РФ и религиозных объединений, при сохранении и позиционировании приоритетов, заложенных в государственном законодательстве; -решительные меры по перекрытию каналов финансирования экстремистов из-за рубежа и из местных источников (например, от зарубежных общественных объединений, имеющих представительства в различных регионах РФ); -совершенствование правовой базы противодействия экстремизму (в том числе

и экстремизму этноконфессиональной направленности); -охрана прав религиозных и этнических меньшинств, борьба с нарушениями,

допускаемыми должностными лицами; -активизация идеологической работы через потенциал спецслужб; -укрепление международных аспектов этноконфессиональной политики РФ, энергичные меры, препятствующие распространению различных экстремистских течений ислама и деструктивных сект, питающих сепаратизм, терроризм и порождающих в обществе установки интолерантности. Экономические методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: -преодоление глубокой дифференциации социальных и этнических групп, поляризации их интересов, маргинализации определенной части населения (особенно в пределах отдельных субъектов РФ);

-ликвидация безработицы;

-создание благоприятных условий для привлечения финансовых вложений

в регион и, как следствие, развитие производства и промышленности; -энергетическое обеспечение региона;

-искоренение коррупции (публичное разоблачение и осуждение чиновников и силовиков, по роду служебных обязанностей взаимодействующих с религиозными деятелями, разоблачение коррумпированных представителей различных конфессий); -программы экономической помощи и экономического стимулирования молодежи (стипендии, гранты, субсидии).

Социальные методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности в РФ: -обеспечение процесса оздоровления социально-политической обстановки

в постконфликтных регионах страны; -инициация позитивных социальных перспектив значительной части населения

(здравоохранение, обучение, отдых); -система социальной защиты групп населения, находящихся в ситуациях жизненного кризиса (инвалиды, малоимущие, пенсионеры, безработные); -специализированные программы помощи молодежи (молодые семьи, стипендии, помощь молодым специалистам); -создание условий для развития традиционной и самобытной культуры (конкурсы, фестивали, выставки); -публичное осуждение актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы (например, экстремистские действия в отношении мигранты).

Психолого-педагогические методы противодействия экстремизму этноконфессиональной направленности: -патриотическое воспитание молодежи, нацеленность на неприятие ею идеологии насилия, религиозной и национальной нетерпимости (на всех уровнях системы образования); -повышение общеобразовательного уровня граждан, особенно в постконфликтных регионах РФ; -создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом; -усиление пропагандистской работы среди всех слоев населения, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами терактов на почве религиозного экстремизма будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан;

-повышение профессиональной компетентности тех, кто выступает транслятором официальной позиции государства, по отношению к конфессиональной и национальной проблемам (учитель, преподаватель, чиновник, пропагандист и т.д.); -разработка специализированных психотехнологий и смыслотехнологий для реализации направленного и опосредованного воздействия на ценностные ориентации подрастающего поколения.

Информационные методы противодействия экстремизму этноконфессио-нальной направленности: -активное проведение информационно-политических мероприятий, влияющих

на ценностные установки населения; -проведение единой для всех органов государственной власти информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным, экстремистским и террористическим объединениям; -создание эффективной системы просвещения граждан об опасности терроризма, религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и национализмом; -создание сети информационных источников, обеспечивающей получение достоверной информации о террористической угрозе и негативном влиянии экстремистских организаций религиозного и националистического толка (журналы, сайты);

-выпуск разоблачающей литературы о негативном влиянии деструктивных

религиозных течений и сект; -популяризация позитивного опыта взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных организаций. В традиционных классификациях видов и методов противодействия экстремизму выделяются силовые методы, однако, в современных условиях на первый план выходят вместо силовых - политические и идеологические методы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. Особая значимость силовых, политических, идеологических и правоприменительных методов борьбы с экстремизмом означает, что идеологическая борьба выходит на передний план. В ней активное участие призваны принять общественные объединения, образовательные учреждения, СМИ, религиозные структуры.

Литература

1. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. - М., 2004.

2. Борьба с экстремизмом: методологические основы и состояние // Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. - № 1.

www.pro.rsu.ru

3. Верховский А. Противодействие национал-экстремизму: проблема и актуальные варианты решения // Антисемитизм и ксенофобия в Российской Федерации. -2002. - № 11.

4. Горишний К.В. Факторы современного этнического экстремизма на примере Северного Кавказа // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2008. - № 3.

5. Гриб Н.Н. Информационно-психологическая сфера как ведущее звено системы противодействия терроризму // Российский следователь. - 2004. - № 6.

6. Чарный С., Степанищев С. Расизм, ксенофобия, неонацизм в регионах РФ // http://index.org.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.