Научная статья на тему 'Методы прогнозирования конъюнктуры рынка'

Методы прогнозирования конъюнктуры рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1483
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ТЕКСТИЛЬ / TEXTILES / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / QUALITY OF PRODUCTS / ТОВАРЫ / GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Керимова М. А.

Рынок потребительских товаров и услуг является сложной социально-экономической системой и составляет основу формирования и развития товарного рынка в целом. Именно на потребительском рынке сочетаются интересы потребителей, товаропроизводителей и торговли. В круг важнейших вопросов исследования потребительского рынка заложены принципы сбалансированности спроса и предложения, которые могут изменяться как в пространственном состоянии, так и во времени. К их числу можно отнести: изменения цен товаров; изменения вкусов потребителей; ожидания будущих изменений цен или нехватка товаров; изменения рыночных доходов; увеличение равенства в распределении доходов; изменений в численности и составе населения, изменения цен факторов производства; изменения экономической политики государства; открытия новых источников сырья или истощение существующих; появление в отрасли новых фирм и многие другие. Анализ результатов социально-экономического развития республики за последние годы свидетельствуют о высоких темпах развития экономики Азербайджана, включая рост таких важнейших показателей как валовой внутренний продукт и государственный бюджет, продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, реальные доходы населения, розничной товарооборот, экспорт и импорт товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR PREDICTING THE MARKET CONCEPT

The market of consumer goods and services is a complex socio-economic system and forms the basis for the formation and development of the commodity market as a whole. It is on the consumer market that the interests of consumers, commodity producers and trade are combined. Among the most important issues of consumer market research are the principles of the balance of supply and demand, which can vary both in the spatial state and in time. These include: changes in the prices of goods; changes in consumer tastes; expectations of future price changes or shortage of goods; changes in market incomes; increase in equity in the distribution of income; changes in the number and composition of the population, changes in the prices of factors of production; changes in the economic policy of the state; discovery of new sources of raw materials or depletion of existing ones; appearance in the field of new firms and many others. Analysis of the results of the socio-economic development of the country in recent years shows a high rate of development of the Azerbaijani economy, including the growth of such important indicators as the gross domestic product and state budget, industrial and agricultural production, real incomes, retail trade, port of goods.

Текст научной работы на тему «Методы прогнозирования конъюнктуры рынка»

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА

М.А. Керимова, старший преподаватель Мингечаурский государственный университет (Азербайджан, г. Мингечаур)

Аннотация. Рынок потребительских товаров и услуг является сложной социально-экономической системой и составляет основу формирования и развития товарного рынка в целом. Именно на потребительском рынке сочетаются интересы потребителей, товаропроизводителей и торговли.

В круг важнейших вопросов исследования потребительского рынка заложены принципы сбалансированности спроса и предложения, которые могут изменяться как в пространственном состоянии, так и во времени. К их числу можно отнести: изменения цен товаров; изменения вкусов потребителей; ожидания будущих изменений цен или нехватка товаров; изменения рыночных доходов; увеличение равенства в распределении доходов; изменений в численности и составе населения, изменения цен факторов производства; изменения экономической политики государства; открытия новых источников сырья или истощение существующих; появление в отрасли новых фирм и многие другие.

Анализ результатов социально-экономического развития республики за последние годы свидетельствуют о высоких темпах развития экономики Азербайджана, включая рост таких важнейших показателей как валовой внутренний продукт и государственный бюджет, продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, реальные доходы населения, розничной товарооборот, экспорт и импорт товаров.

Ключевые слова: конкурентоспособность, текстиль, качество продукции, товары.

Прогнозирование может осуществляться для рынков различных масштабов, начиная от международного и далее до национального, отраслевого или уровня компании и, наконец, достигая прогноза по отдельному виду продукции. Кроме того, прогнозирование может развиваться по сезонам, охватывающим весь период прогнозирования, и по территории, вплоть до сферы ответственности отдельного торгового представителя. Именно эти нижние уровни представляют собой интерес для менеджеров по продажам, поскольку на их основе строятся по составлению бюджета по продажам [1, с. 529-536]

Этапность исследования конъюнктуры рынка и формирование его основных параметров можно представить следующим образом: в начальной стадии формируется группа совокупность факторов, и определяются основные элементы, в частности, оценочные и эмпирические показатели.

Далее составляют динамические ряды по отделению параметров, что дает возможность определять силу воздействия отображенных факторов на перспективу и дать их прогнозную оценку.

Последующим этапом является -расчет значимости и важности воздействия отдельных конъюнктурных факторов. Эта работа проводится с использованием динамических рядов с учетом изменения влияния каждого из факторов на конъюнктуру в прошлом. И наконец, последним этапом выступает исследование всех факторов в последовательности и взаимосвязи с позиции смешанного подхода. Все это дает возможность рассчитать общий конечный результат и определить степени влияния конъюнктурных факторов на них. Диагностику конъюнктуры потребительского рынка предлагается проводить на базе комплексных показателей, включая и параметры. При этом не следует акцентировать внимания на случайные показатели или явления. Имен-

но системный подход к диагностики конъюнктуры потребительского рынка дает возможность выявить истинное положение и состояние протекающих рыночных процессов на данном рынке. Начальная стадия диагностики рынка потребительских товаров включает изучение основных активных факторов, их спад, упорядоченность и изменчивости данного рынка. Для практического изучения данного процесса используется систематическая периодическая печать, статистические и эмпирические показатели определенного периода, в настоящем и будущем [2, с. 49,66-74].

В основном, расчет рыночных процессов конъюнктуры рынка производится в следующей последовательности: вычисляется удельный вес отдельных товарных групп в общем объеме продажи и удельный вес новых изделий в объеме продажи товаров данного вида; определяется степень будущего объема продаж по товарным группам и новым изделиям; активизируется их соотношения в общей доли продаж соответствующих коммерческих и предпринимательских структур; проводится глубокий и всесторонний анализ потребительского спроса, осуществляется диагностика конъюнктуры потребительского рынка, которая требует изучения важнейших одно графических факторов, влияющих на состояние спроса и его динамику, а именно: численности населения страны или конкретного сегмента, уровня рождаемости и смертности, возрастного состава населения, географического распределения населения регионом страны. При анализе покупательной способности населения необходимо определить: уровень фактических доходов населения; проанализировать формы предоставления потребительских кредитов; реальную потенциальную сумму сбережений населения дел с сфере образования и профессиональный состав фокусируемой группы.

Перспективные оценки емкости рынка на долгосрочный период базируются на трендовых показателях развития производства и потребительского спроса

На практике не всегда показатель потенциала емкости рынка совпадает существующей емкостью рынка.

Прогнозирование рыночной емкости по всем группам товаров в первую очередь следует осуществлять на основе применения соответствующих нормативных методов. При этом, информация о потребностях населения в новой продукции может поступать из разных источников: соответствующие справки магазинов, предприятий мелкого опта и крупных баз, маркетинговые наблюдения в форме опроса покупателей, выставок - ярмарок, выставок -продвижений.

Объем потребления товаров рассчитывается для данного периода. На основе определения темпов его роста в прошлом дается оценка объема потребления на перспективу. Оценка видимого потребления определяется как производство с прибавлением импорта и вычетом экспорта.

Расчет покупательной способности населения проводится путем анализа группы показателей: уровня цен, уровня заработной платы, уровня сбережений, доходов и др. Вместе с тем, покупательная способность формируется суммарным потреблением интересующих видов продукции на душу населения; совокупным спросом на все виды предлагаемой продукции дополнительные товары; общей суммой доходов населения в региональном разрезе; фондом оплаты труда; индексом рыночных цен и др.

Диагностика потребительских предпочтений на рынке потребительских товаров дает возможность оценить качественные и количественные характеристики спроса, определить показатели его развития. В процессе диагностики ситуации на потребительском рынке серьезное внимание отводится исследованию покупательских требований и предпочтений.

При этом, комплекс данных необходимых для этого, имеет следующий вид: инновационные новшества и прогрессивная новизна разработки, устойчивость параметров, уровень культуры

обслуживания и сервиса, комплекс дополнительных услуг, оптимальные розничные цены, эффект и эффективность.

Необходимо достаточно серьезно отнестись к специфическим требованиям потребителя к качественным аспектам, виду товара, способу упаковки и маркирования, товарному знакам, логотипам.

К специфическим требованиям следует отнести такие, как: разновидность и новизна изделия; упаковки и маркировки; марка и товарный знак; региональные и территориальные условия использования; отечественные и мировые стандарты; особенности потребителя, качество товара; модельность и удобства в эксплуатации и т. д.

Диагностика потребительских предпочтений на рынке потребительских товаров предполагает изучение действий, включающих исследование поведения потребителей в отношении оценки и выбора товара с учетом новизны товара и его предпочтительных качеств.

В рыночных условиях предпочтение потребителя исходит от оригинальности товара, формой, маркой, товарным знаком, фирмой. Для более глубокого исследования данного процесса на практике используются методы анкетирования, которые базируются на различных опросах потребителей и покупателей.

Использование опросных методов дают возможность исследователям более детально изучить запросы покупателей.

Существенным фактором процесса исследования рыночной конъюнктуры является анализ предложения. Ведущие маркетологи полагают, что от успеха предложения зависит успех бизнеса в целом.

Успешный бизнес можно сделать с самым обыкновенным продуктом, который хорошо воспринимается потребителям.

Изменение структуры предлагаемых товаров представляет собой фундамент для реализации важнейшего принципа менеджмента. Суть данного принципа состоит в том, что рыночная компания должно выпускать такие виды товаров, которые динамично и органично соот-

ветствовали бы характеру и специфике настроению общества.

Для оценки предложения используется показатели; которые активно используются маркетолагами-практиками разных стран.

Для успешного анализа рыночной конъюнктуры также важно наличие и диагностика таких факторов как показатели инфраструктуры потребительского рынка и эффективности рыночных процессов, которые будут рассматриваться в дальнейших работах.

Заключение. Проведенное исследование позволяет сформулировать основные теоретико-методологические и практические результаты работы.

Основные вывод и предложения сделаны на основе анализа отечественной и мировой практики, а также конкретных практических расчетов в области рынка потребительских товаров и услуг:

- Глубокое исследование теоретических аспектов рынка потребительских товаров и услуг показал, что он является сложной экономической категорией, которая занимает особое и ведущее место в системе товарного рынка в целом.

Основные законы, закономерности и принципы товарного рынка в целом оставляют свой глубокий след на рынке потребительских товаров и услуг, с одной стороны, в то же время, имеющие свои характерные особенности и черты потребительского рынка, с другой стороны.

Исследования потребительского рынка должны осуществляться системно (методологически), комплексно (теоретически) и методично (специфично), по всем его направлениям, от частного до целостного и обратно.

Только совокупность методологических, теоретических и методических исследований потребительского рынка может способствовать его развитию и повышению эффективности.

- В современных условиях необходимо определение четкого соотношения и выработка стратегии рыночного

управления в переходной период на уровне государства и рынка.

Данное соотношение должно выражаться оптимальным уровнем централизации и децентрализации в области государственного управления, в разграничении принимаемых управленческих решений, как на уровне государства, так и на уровне рынка в целом, и потребительскогорынка, в частности.

Только гибкое изменение системы управления на государственном уровне может привести к эффективной работе всего рыночного процесса.

- В решении многих проблем управления потребительским рынком в диссертации предлагается использовать, с одной стороны, комплексный подход, который отражает организационно-методический поход в использовании проектирования, производстве, с другой стороны подход системный - чис-

характеризует более высокий теоретический уровень, частью которого является комплексный подход. Системный подход имеет дело с объектами, как системными, состоящими из закономерно структуризированных и функционально организованных элементов. Если системный подход применяется только для системных объектов, то комплексный подход - не обязательно для таковых. Объект может быть целостным, но не системным, ибо не обладает структурой.

Основываясь на вышеуказанные подходы и принципы при системном исследовании рынка потребительских товаров и услуг, в диссертации обосновывается необходимость использовать комплекс количественных и оценочных показателей, которые сгруппированы в следующих предлагаемых подсистемой рынка.

то методологический, всесторонний,

Библиографический список

1. Джоббер Д., Ланкастер Дж. Продажи и управление продажами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 622 с.

2. Камцива Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 380 с.

METHODS FOR PREDICTING THE MARKET CONCEPT

M.A. Kerimova, senior lecturer Mingachevir state university (Azerbaijan, Mingachevir)

Abstract. The market of consumer goods and services is a complex socio-economic system and forms the basis for the formation and development of the commodity market as a whole. It is on the consumer market that the interests of consumers, commodity producers and trade are combined.

Among the most important issues of consumer market research are the principles of the balance of supply and demand, which can vary both in the spatial state and in time. These include: changes in the prices of goods; changes in consumer tastes; expectations of future price changes or shortage of goods; changes in market incomes; increase in equity in the distribution of income; changes in the number and composition of the population, changes in the prices of factors of production; changes in the economic policy of the state; discovery of new sources of raw materials or depletion of existing ones; appearance in the field of new firms and many others.

Analysis of the results of the socio-economic development of the country in recent years shows a high rate of development of the Azerbaijani economy, including the growth of such important indicators as the gross domestic product and state budget, industrial and agricultural production, real incomes, retail trade, port of goods.

Keywords: competitiveness, textiles, quality of products, goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.