Научная статья на тему 'Развитие рынка потребительских товаров в новых условиях хозяйствования'

Развитие рынка потребительских товаров в новых условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ / CONSUMER GOODS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов Ф.А., Мамедова Х.Ф.

Рынок потребительских товаров сложная социально-экономическая система. В рамках выполненного исследования авторами проведено комплексное изучение потребительского рынка (товаропроизводителей, торговли и потребителей), а также разработана и уточнена методология формирования потребительского рынка в переходной период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамедов Ф.А., Мамедова Х.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MARKET CONSUMER COODS IN MODERN CONDITIONS

The consumer market is a complex socio-economic system. As part of the study, the authors conducted a comprehensive study of the consumer market (commodity producers, trade and consumers), and also developed and refined the methodology for the formation of the consumer market in the transition period.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка потребительских товаров в новых условиях хозяйствования»

РАЗВИТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Ф.А. Мамедов1, д-р экон. наук, профессор Х.Ф. Мамедова , д-р философии по экономике Азербайджанский технологический университет 2Гянджинский государственный университет (Азербайджан, г. Гянджа)

Аннотация. Рынок потребительских товаров - сложная социально-экономическая система. В рамках выполненного исследования авторами проведено комплексное изучение потребительского рынка (товаропроизводителей, торговли и потребителей), а также разработана и уточнена методология формирования потребительского рынка в переходной период.

Ключевые слова: рынок, потребительские товары, управление, эффективность.

Азербайджанская Республика на рубеже ХХ и XXI веков характеризуется как страна с переходной экономикой от административно-командной системы управления к рыночному управлению экономикой.

Для стран с переходной экономикой характерным является недостаточно развития система потребительского рынка, которая начинает тормозить развитие торговых связей, ограничивая перспективы достижения общественного экономического роста. Ведь именно рынок потребительских товаров - социально-экономическая основа национальной экономики, именно на ней держится почти вся коммерческая деятельность. Исследование потребительского рынка требует от любого предприятия, как непосредственных товаропроизводителей, так и торговых посредников, с одной стороны, гибкости, способности приспосабливаться к действию объективных рыночных факторов, с другой стороны, поиска способов целенаправленного воздействия на них с помощью различных комплексных исследовательских методов [1].

В экономической литературе рынок потребительских товаров представляется как сложная экономическая категория, разделяющаяся на основные рыночные категории-спроса и предложения. В исследованиях рынка потребительских товаров обычно используется комплексный и системный подходы, так как он обладает

сложной структурой и является иерархической системой.

Рынок потребительских товаров и услуг является сложной социально-

экономической системной и составляет основу формирования и развития товарного рынка в целом. Именно на потребительском рынке сочетаются интересы потребителей, товаропроизводителей и торговли.

В круг важнейших вопросов исследования потребительского рынка заложены принципы сбалансированности спроса и предложения, которые могут измениться как в пространственном состоянии, так и во времени. К их числу можно отнести: изменения цен товаров; изменения вкусов потребителей; ожидания будущих изменений цен или нехватка товаров; изменения рыночных доходов; увеличение равенства в распределении доходов; изменений в численности и составе населения, изменения цен факторов производства; изменения экономической политики государства; открытия новых источников сырья или истощение существующих; появление в отрасли новых фирм и многие другие.

Анализ результатов социально-экономического развития республики за последние годы свидетельствуют о высоких темпах развития экономики Азербайджана, включая рост таких важнейших показателей как валовой внутренний продукт и государственный бюджет, продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, реальные доходы населения,

розничный товарооборот, экспорт и импорт товаров.

Тем не менее, мировой финансовый кризис последних лет весьма отрицательно скорректировал социально-экономические показатели многих стран, не исключая и Азербайджанскую Республику. Это непосредственно повлиять на многие товарные рынки, в том числе и на рынок потребительских товаров, в результате чего нарушилась сбалансированность спроса и предложения, получился серьезный разрыв между товаропроизводителями и торговлей, была подорвана система рационального соотношения экспортных и импортных потребительских товаров, обострилась как внешняя и внутренняя конкуренция.

Все перечисленные проблемы являются, прежде всего, следствием отсутствия в республике единого механизма промыш-ленно-торговой политики, не разработанности реальных методов управления и регулирования потребительского рынка; недостаточного соответствия законодательной и нормативно-правовой базы задачам регулирования рыночных процессов на потребительском рынке, слабого внедрения передовых рыночных структур в торговую сферу, практического отсутствия программы защиты социально-экономических интересов потребителей и глубоких научных разработок в области исследования потребительского рынка.

Для научного решения проблем потребительского рынка нужен достаточно широкий и системный подход, охватывающие исследования продовольственных и непродовольственных рынков товаропроизводителей, диверсификации и конкурентной среды в переходный период, организационного механизма управления потребительским рынком, оптового рынка и системы управления каналами товародвижения, розничного рынка и управления продажами, рынка питания и услуг, рыночного управления субъектами потребительского рынка и другие.

Все это в целом вызывает необходимость научных разработок и комплексного исследования потребительского рынка то-

варов и услуг в переходный период с учетом мирового опыта.

Несмотря на существующие научные проблемы в исследованиях рынка потребительских товаров и услуг, в настоящее время практически отсутствуют фундаментальные разработки в этой сфере, а имеющиеся носят в основном отраслевой характер и ограничиваются решениями интересов отдельных товаропроизводителей или субъектов торговли. Кроме того, отсутствует необходимое теоретическое и методологическое обеспечение рыночных процессов на потребительском рынке, включая их изучение, формирование и прогнозирование.

До настоящего времени не разработаны теоретико-методологические основы формирования потребительского рынка в переходный период, как комплексного и системного исследования сферы реализации интересов товаропроизводителей (промышленность, сельское хозяйство), торговли (оптовый, розничный, международный) и потребителей (субъекты, население) [2].

Круг научного анализа потребительского рынка не проводился через призму продовольственного и непродовольственного, оптового и розничного рынков, а также рынков питания и услуг.

Все это свидетельствует о научной значимости и актуальности поставленной проблемы, масштабности исследования, а ее недостаточная не разработанность и непосредственная практическая направленность обусловили выбор темы работы [3].

Целью работы является комплексное исследование потребительского рынка (товаропроизводителей, торговли и потребителей), а также разработка и уточнение методологии формирования потребительского рынка в переходной период.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

- разработаны и обоснованы методологические основы формирования рынка потребительских товаров в условиях переходной экономики;

- определены комплексные методы и методические приемы исследования потребительского рынка;

- выявлены особенности внешнего и внутреннего анализа конкурентной среды потребительского рынка и субрынков (включая рынок продовольственных и непродовольственных товаров);

- разработан организационный механизм управления и регулирования потребительским рынком.

К числу основных результатов, полученных в рамках выполненного авторами исследования, можно отнести:

1. Глубокое исследование теоретических аспектов рынка потребительских товаров и услуг показало, что он является сложной экономической категорией, которая занимает особое и ведущее место в системе товарного рынка в целом.

Основные законы, закономерности и принципы товарного рынка в целом оставляют свой глубокий след на рынке потребительских товаров и услуг, с одной стороны, в то же время, имеющие свои характерные особенности и черты потребительского рынка, с другой стороны.

Исследования потребительского рынка должны осуществляться системного (методологически), комплексно (теоретически) и методично (специфично), по всем его направлениям, от частного до целостного и обратно.

Только совокупность методологических, теоретических и методических исследований потребительского рынка может способствовать его развитию и повышению эффективности.

Библиографический список

1. Бабин Э.П. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Экономика, 2007. - 384-385 с.

2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление Пер. с анг. - СПб.: Питер, 2007. - 3031 с.

3. Шестов А.В., Мамедов Ф.А., Мамедова Х.Ф. Современные тенденции развития текстильной и легкой промышленности в РФ и за рубежом // Монография с международным участием. - Курск, ЗАО «Университетская книга», 2017. - 499 с.

2. В современных условиях необходимо определение четкого соотношения и выработка стратегии рыночного управления в переходный период на уровне государства и рынка.

Данное соотношение должно выражаться оптимальным уровнем централизации и децентрализации в области государственного управления, в разграничении принимаемых управленческих решений, как на уровне государства, так и на уровне рынка в целом, и потребительского рынка, в частности.

Только гибкое изменение системы управления на государственном уровне может привести к эффективной работе всего рыночного процесса.

3. В решении многих проблем управления потребительским рынком авторами предлагается использовать, с одной стороны, комплексный подход, который отражает организационно-методический подход в исследовании проектирования и производстве, с другой стороны подход системный - чисто методологический, характеризует более высокий теоретический уровень, частью которого является комплексный подход. Системный подход имеет дело с объектами, как системными, состоящими из закономерно структуризиро-ванных и функционально организационных элементов. Если системный подход применяется только для системных объектов, то комплексный подход - не обязательно для таковых.

Объект может быть целостным, но не системным, ибо не обладает структурой.

DEVELOPMENT OF THE MARKET CONSUMER COODS IN MODERN

CONDITIONS

F.A. Mammadov 1 , doctor of economic sciences, professor X.F. Mammadova2, doctor of philosophy in economics Azerbaijan technologial university 2Canja state university (Azerbaijan, Canja)

Abstract. The consumer market is a complex socio-economic system. As part of the study, the authors conducted a comprehensive study of the consumer market (commodity producers, trade and consumers), and also developed and refined the methodology for the formation of the consumer market in the transition period.

Keywords: market, consumer goods, management, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.