РАЗВИТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Ф.А. Мамедов1, д-р экон. наук, профессор Х.Ф. Мамедова , д-р философии по экономике Азербайджанский технологический университет 2Гянджинский государственный университет (Азербайджан, г. Гянджа)
Аннотация. Рынок потребительских товаров - сложная социально-экономическая система. В рамках выполненного исследования авторами проведено комплексное изучение потребительского рынка (товаропроизводителей, торговли и потребителей), а также разработана и уточнена методология формирования потребительского рынка в переходной период.
Ключевые слова: рынок, потребительские товары, управление, эффективность.
Азербайджанская Республика на рубеже ХХ и XXI веков характеризуется как страна с переходной экономикой от административно-командной системы управления к рыночному управлению экономикой.
Для стран с переходной экономикой характерным является недостаточно развития система потребительского рынка, которая начинает тормозить развитие торговых связей, ограничивая перспективы достижения общественного экономического роста. Ведь именно рынок потребительских товаров - социально-экономическая основа национальной экономики, именно на ней держится почти вся коммерческая деятельность. Исследование потребительского рынка требует от любого предприятия, как непосредственных товаропроизводителей, так и торговых посредников, с одной стороны, гибкости, способности приспосабливаться к действию объективных рыночных факторов, с другой стороны, поиска способов целенаправленного воздействия на них с помощью различных комплексных исследовательских методов [1].
В экономической литературе рынок потребительских товаров представляется как сложная экономическая категория, разделяющаяся на основные рыночные категории-спроса и предложения. В исследованиях рынка потребительских товаров обычно используется комплексный и системный подходы, так как он обладает
сложной структурой и является иерархической системой.
Рынок потребительских товаров и услуг является сложной социально-
экономической системной и составляет основу формирования и развития товарного рынка в целом. Именно на потребительском рынке сочетаются интересы потребителей, товаропроизводителей и торговли.
В круг важнейших вопросов исследования потребительского рынка заложены принципы сбалансированности спроса и предложения, которые могут измениться как в пространственном состоянии, так и во времени. К их числу можно отнести: изменения цен товаров; изменения вкусов потребителей; ожидания будущих изменений цен или нехватка товаров; изменения рыночных доходов; увеличение равенства в распределении доходов; изменений в численности и составе населения, изменения цен факторов производства; изменения экономической политики государства; открытия новых источников сырья или истощение существующих; появление в отрасли новых фирм и многие другие.
Анализ результатов социально-экономического развития республики за последние годы свидетельствуют о высоких темпах развития экономики Азербайджана, включая рост таких важнейших показателей как валовой внутренний продукт и государственный бюджет, продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, реальные доходы населения,
розничный товарооборот, экспорт и импорт товаров.
Тем не менее, мировой финансовый кризис последних лет весьма отрицательно скорректировал социально-экономические показатели многих стран, не исключая и Азербайджанскую Республику. Это непосредственно повлиять на многие товарные рынки, в том числе и на рынок потребительских товаров, в результате чего нарушилась сбалансированность спроса и предложения, получился серьезный разрыв между товаропроизводителями и торговлей, была подорвана система рационального соотношения экспортных и импортных потребительских товаров, обострилась как внешняя и внутренняя конкуренция.
Все перечисленные проблемы являются, прежде всего, следствием отсутствия в республике единого механизма промыш-ленно-торговой политики, не разработанности реальных методов управления и регулирования потребительского рынка; недостаточного соответствия законодательной и нормативно-правовой базы задачам регулирования рыночных процессов на потребительском рынке, слабого внедрения передовых рыночных структур в торговую сферу, практического отсутствия программы защиты социально-экономических интересов потребителей и глубоких научных разработок в области исследования потребительского рынка.
Для научного решения проблем потребительского рынка нужен достаточно широкий и системный подход, охватывающие исследования продовольственных и непродовольственных рынков товаропроизводителей, диверсификации и конкурентной среды в переходный период, организационного механизма управления потребительским рынком, оптового рынка и системы управления каналами товародвижения, розничного рынка и управления продажами, рынка питания и услуг, рыночного управления субъектами потребительского рынка и другие.
Все это в целом вызывает необходимость научных разработок и комплексного исследования потребительского рынка то-
варов и услуг в переходный период с учетом мирового опыта.
Несмотря на существующие научные проблемы в исследованиях рынка потребительских товаров и услуг, в настоящее время практически отсутствуют фундаментальные разработки в этой сфере, а имеющиеся носят в основном отраслевой характер и ограничиваются решениями интересов отдельных товаропроизводителей или субъектов торговли. Кроме того, отсутствует необходимое теоретическое и методологическое обеспечение рыночных процессов на потребительском рынке, включая их изучение, формирование и прогнозирование.
До настоящего времени не разработаны теоретико-методологические основы формирования потребительского рынка в переходный период, как комплексного и системного исследования сферы реализации интересов товаропроизводителей (промышленность, сельское хозяйство), торговли (оптовый, розничный, международный) и потребителей (субъекты, население) [2].
Круг научного анализа потребительского рынка не проводился через призму продовольственного и непродовольственного, оптового и розничного рынков, а также рынков питания и услуг.
Все это свидетельствует о научной значимости и актуальности поставленной проблемы, масштабности исследования, а ее недостаточная не разработанность и непосредственная практическая направленность обусловили выбор темы работы [3].
Целью работы является комплексное исследование потребительского рынка (товаропроизводителей, торговли и потребителей), а также разработка и уточнение методологии формирования потребительского рынка в переходной период.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
- разработаны и обоснованы методологические основы формирования рынка потребительских товаров в условиях переходной экономики;
- определены комплексные методы и методические приемы исследования потребительского рынка;
- выявлены особенности внешнего и внутреннего анализа конкурентной среды потребительского рынка и субрынков (включая рынок продовольственных и непродовольственных товаров);
- разработан организационный механизм управления и регулирования потребительским рынком.
К числу основных результатов, полученных в рамках выполненного авторами исследования, можно отнести:
1. Глубокое исследование теоретических аспектов рынка потребительских товаров и услуг показало, что он является сложной экономической категорией, которая занимает особое и ведущее место в системе товарного рынка в целом.
Основные законы, закономерности и принципы товарного рынка в целом оставляют свой глубокий след на рынке потребительских товаров и услуг, с одной стороны, в то же время, имеющие свои характерные особенности и черты потребительского рынка, с другой стороны.
Исследования потребительского рынка должны осуществляться системного (методологически), комплексно (теоретически) и методично (специфично), по всем его направлениям, от частного до целостного и обратно.
Только совокупность методологических, теоретических и методических исследований потребительского рынка может способствовать его развитию и повышению эффективности.
Библиографический список
1. Бабин Э.П. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Экономика, 2007. - 384-385 с.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление Пер. с анг. - СПб.: Питер, 2007. - 3031 с.
3. Шестов А.В., Мамедов Ф.А., Мамедова Х.Ф. Современные тенденции развития текстильной и легкой промышленности в РФ и за рубежом // Монография с международным участием. - Курск, ЗАО «Университетская книга», 2017. - 499 с.
2. В современных условиях необходимо определение четкого соотношения и выработка стратегии рыночного управления в переходный период на уровне государства и рынка.
Данное соотношение должно выражаться оптимальным уровнем централизации и децентрализации в области государственного управления, в разграничении принимаемых управленческих решений, как на уровне государства, так и на уровне рынка в целом, и потребительского рынка, в частности.
Только гибкое изменение системы управления на государственном уровне может привести к эффективной работе всего рыночного процесса.
3. В решении многих проблем управления потребительским рынком авторами предлагается использовать, с одной стороны, комплексный подход, который отражает организационно-методический подход в исследовании проектирования и производстве, с другой стороны подход системный - чисто методологический, характеризует более высокий теоретический уровень, частью которого является комплексный подход. Системный подход имеет дело с объектами, как системными, состоящими из закономерно структуризиро-ванных и функционально организационных элементов. Если системный подход применяется только для системных объектов, то комплексный подход - не обязательно для таковых.
Объект может быть целостным, но не системным, ибо не обладает структурой.
DEVELOPMENT OF THE MARKET CONSUMER COODS IN MODERN
CONDITIONS
F.A. Mammadov 1 , doctor of economic sciences, professor X.F. Mammadova2, doctor of philosophy in economics Azerbaijan technologial university 2Canja state university (Azerbaijan, Canja)
Abstract. The consumer market is a complex socio-economic system. As part of the study, the authors conducted a comprehensive study of the consumer market (commodity producers, trade and consumers), and also developed and refined the methodology for the formation of the consumer market in the transition period.
Keywords: market, consumer goods, management, efficiency.