Самылин А.И.
канд. техн. наук,
профессор Института международных экономических отношений, г. Москва
методы прогнозирования
финансовых результатов
Деятельность предприятия направлена на получение прибыли, рост рентабельности и увеличение его стоимости в условиях привлечения для развития собственного и заемного капитала. Поэтому прогнозирование результатов деятельности и финансовой
отчетности является актуальной задачей.
Цикл прогнозирования можно представить в виде последовательно проводимых этапов
1 этап: анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности, их классификация и установление прогнозных значений;
2 этап: выбор способа анализа, включающего анализ методов прогнозирования, анализ методов финансового планирования, анализ методов расчета стоимости капитала и анализ методов оценки стоимости бизнеса;
3 этап: финансовое планирование и составление бюджетов капитальных вложений и текущих затрат, бюджетов доходов, расходов и движения денежных потоков, составление прогнозного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;
4 этап: расчет цены привлеченного капитала, позволяющего определить стоимость отдельных
источников финансирования и средневзвешенную стоимость капитала;
5 этап: расчет стоимости бизнеса, путем определения дисконтированных денежных потоков прогнозного и продленного периода.
Признаки, лежащие в основе методов прогнозирования
Проведенные исследования позволили предложить классификацию методов прогнозирования исходя из следующих признаков (рис. 1.) (1,2]:
- по степени формализации: интуитивные, основанные на интуитивно-логическом мышлении; формализованные, основывающиеся на научном подходе и обработке информации с применением экономико-математических методов;
- по виду прогнозируемых величин позволяющие: определять отдельные значения переменных;
оссийское предпринимательство, 2008, № 11 (2)
комплексные значения переменных; составлять формы прогнозной финансовой отчетности;
- по используемым переменным: имеющие детальные количественные характеристики; использующие комбинацию переменных, часть из которых имеют качественную, а другая - общую количественную характеристику; использующие комбинацию количественных и качественных переменных; использующие переменные, имеющие только качественную характеристику;
- по периоду (горизонту) прогноза: оперативные (от 1 до 3-х месяцев); краткосрочные (от 3-х месяцев до 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет);
- по возможности разделения: простые, не делимые на части; сложные, разложимые на ряд взаимосвязанных простых методов;
- по виду результата: теоретические; практические, используемые для реального прогнозирования результатов деятельности;
- по характеристике результата: количественные, представляющие результаты прогнозирования в натуральных и стоимостных измерителях; качественные, не дающие количественную оценку результатов;
- по охвату объекта: комплексные, позволяющие проводить комплексное прогнозирование состояния объекта; частные, охватывающее прогнозирование отдельных показателей объекта;
- по направленности: поисковые, направленные на поиск новых комбинаций переменных; оперативные, позволяющие опре-
делять комбинации переменных при изменении условий хозяйствования; программно-целевые, когда прогноз делается на основе заданной цели;
- по точности результатов: описательные, не имеющие математического описания; проверяемые, которые имеют математическое описание, что позволяет их применять всем, освоившим эту методику;
- по характеру рекомендаций: точечные, позволяющие получать единственные значения переменных; интервальные, когда значения переменных находятся в определенном интервале;
- по сценарию: одновариантные, позволяющие определить единственную комбинацию воздействующих факторов; многовариантные, когда определяется несколько возможных комбинаций переменных;
- по организации получения результатов: нормативные, позволяющие прогнозировать состояние объекта с учетом действующих норм и нормативов; независимые, не имеющие таких ограничений;
- по цели: научные, направленные на совершенствование известных или разработку новых методов; ресурсные, позволяющие прогнозировать оптимальный размер
предприятия на первом
этапе стремятся выяснить, какие методы прогнозирования существуют, а на втором -какой из них выбрать стратегия бизнеса
4э
российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)
а 3
переменным
О О
1 3 ж и 3 О
0 1 1 * у
о с. = < V
со О
мтт
По подходу к обработке информации
По точности результатов
Г
По виду результата
По охват)1 объекта
По степени формализации
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
_> Нормативный
метод
Статистические Экономико-
методы математические Методы аналогий
+ * +
-метод средних и -математическое -методы
относительных моделирование; математических
величин; -имитационное аналогий;
-метод группировки; моделирование; -методы
-индексный метод; -моделирование исторических
-метод формальной и на основе сдуч. аналогий
прогнозной чисел;
экстраполяции; -«блочное»
-метод интерполяции; моделирование;
-метод регрессии; -«физическое»
-многофакторный моделирование;
регрессионный -моделирование
анализ; «гибридной»
-метод простого системы
динамического
анализа;
-метод временных
рядов;
-метод авторегрессии;
-метод
пропорциональных
зависимостей
Я в -в
$ 11
- = —г
^ х —
3 Ё | °
I а I
Рис. 1. Классификация методов прогнозирования
I [ормативные
Независимые
п г, п
■3
; о о
» в %
I 3
Спец, организации
Эксперп
о.
о
'С
03 ж
г 2
X
Стохастические
Детерм и н нро ванные
Точечные
Интервальные
Од но вариантные
Многовариантные
Научные
Ресурсные
Программные
^ратегия бизне
неса неса
ресурсов; программные, прогнозирующие изменение состояния объекта в соответствии с принятой программой;
- по связи переменных: детерминированные, характеризующиеся наличием жестких связей переменных; стохастические, когда прогнозируемый результат и его точность зависят от объема выборки, принятой к анализу;
- по уровню управления: одноуровневые, описывающие часть объекта и или один уровень управления; многоуровневые, формирующие прогнозные показатели по нескольким уровням управления;
- по наличию научной методологии: эвристические, не обладающие научной методологией познания; систематические - имеющие научную базу применения метода;
- по возможности трансформации: последовательные, предполагающие наличие взаимосвязанных критериев, когда их совершенствование ведет к последовательному совершенствованию самих методов; параллельные - предполагающие наличие для каждого из методов своего принципа (способа, методики) прогнозирования;
достоверное прогнозирование возможно на основе
комплексного использования ряда
дополняющих друг друга методов
- по информационной базе: фактографические, основанные на проверяемой информации; экспертные, использующие образно-ассоциативную аналогию между объектами; смешанные, сочетающие две вышеуказанные информационные базы;
- по подходу к обработке информации: вероятностные, основанные на вероятностном подходе к обработке информации; личностные, когда обработка информации зависит от квалификации эксперта; аналогий, предусматривающие применение такой же методики обработки информации, что и для аналога; опережающие методы, в основе которых лежит способность прогноза опережать реальности развития предприятия;
- по характеру информации: временные, когда для прогнозирования используются показатели одного предприятия в динамике за несколько временных периодов; пространственные - при использовании значений переменных анализируемого и других предприятий; пространственно-временные
- когда выборка по временному признаку дополняется выборкой значений переменных по нескольким предприятиям;
- по субъекту сбора информации: на основе обобщения информации об объекте, собираемой специализированными организациями; на базе информации, которую получают эксперты из средств массовой информации;
- по группам, сочетающим количественную оценку и детерминированные связи переменных, со статистическими методами обработки информации: метод экспертных
российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)
48
оценок, характеризующиеся простотой в применении, когда мало статистических данных для получения прогноза; балансовый метод, который заключается в определении размера необходимых ресурсов и согласовании их движения в прогнозируемом периоде; нормативный метод, который состоит в использовании действующих государственных или корпоративных норм и нормативов для определения значений переменных; статистические методы, которые основываются на вероятностном характере воздействия фактора во времени на конечный показатель; методы аналогий, основанные на сходстве двух объектов, как по математическому описанию, так и по принципам функционирования; экономико-математические методы, основанные на построении и применении математических моделей, описывающих исследуемый объект.
Научность, затратность, трудоемкость, степень точности
Интуитивные методы малозатратны, но не отвечают принципу научности. Их точность, как и экспертных методов, определяется квалификацией экспертов. Статистические методы объективны, а точность прогноза определяется числом анализируемых переменных и размером выборки. Эти методы более затратные, требуют от аналитика специальных знаний и продолжительны по времени анализа. Проблемой для методов моделирования является упрощенное описание связей между переменными, что может привести к невер-
предпочтительным является сочетание балансового метода прогнозирования
с методом бюджетирования
ным управленческим решениям. Эти методы, наиболее трудоемкие и материально затратные, но позволяют получать прогноз в случаях, когда реализация комбинаций значений переменных для предприятия невозможна. Достоверное прогнозирование возможно на основе комплексного использования ряда дополняющих друг друга методов. Предпочтительным является сочетание балансового метода прогнозирования с методом бюджетирования, используемым в финансовом планировании. Такая комбинация методов позволяет: определить размер необходимых предприятию ресурсов, устранить диспропорции между их поступлением и расходованием и сформировать прогнозную финансовую отчетность.
Литература
1. http://prognoz.org/lib/metody-prognozirovaniya-i-planirovaniya Бокун И.А., Темичев А.М. Методы прогнозирования и планирования.
2. www.iteam.ru Земитан Г. Методы прогнозирования финансового состояния организации.
^ратегия бизнеса
49