Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ШКОЛЬНИК / МЕТОДЫ / ПРИМЕРЫ / СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПСИХОЛОГ / ГТО / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казначеев А. В.

В данной статье поднимается вопрос продвижения здорового образа жизни среди школьников образовательных учреждений Российской Федерации, а также изучен результат социального исследования на тему здорового образа жизни среди различных возрастных групп. Было выбрано и детально рассмотрено три наиболее эффективных примера продвижения здорового образа жизни среди подростков, а также кратко писаны другие средства здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в российских школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казначеев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE AMONG SCHOOLCHILDREN

This article raises the issue of promoting a healthy lifestyle among schoolchildren of educational institutions of the Russian Federation, and also examines the result of a social study on the topic of a healthy lifestyle among various age groups. Three most effective examples of promoting a healthy lifestyle among adolescents were selected and considered in detail, as well as other means of health-saving educational technologies of teaching in Russian schools were briefly described.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ»

МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ

ШКОЛЬНИКОВ

А.В. Казначеев, студент

Самарский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-1-156-158

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос продвижения здорового образа жизни среди школьников образовательных учреждений Российской Федерации, а также изучен результат социального исследования на тему здорового образа жизни среди различных возрастных групп. Было выбрано и детально рассмотрено три наиболее эффективных примера продвижения здорового образа жизни среди подростков, а также кратко писаны другие средства здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в российских школах.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, школьник, методы, примеры, спортивное мероприятие, психолог, ГТО, здоровьесберегающая технология.

Здоровый образ жизни становится фундаментальной и направляющей идеей для большого количества людей. Современный человек старается максимально обезопасить свой организм от любого негативного влияния на физическое и психологическое состояние. Действительно, забота о собственном здоровье очень важна для современного человека, так как ритм жизни в городской среде мегаполиса с быстрым темпом движения всегда оставляет след на состоянии психологического и физического тела каждого жителя России, независимо от его пола, возраста и рода занятий [1, с. 62].

Как показывают исследования, здоровый образ жизни особенно популярен в возрастной группе: от 25 до 35 лет, где за ведение здорового образа отметили свыше 60% населения. Среди старшего поколения здоровый образ жизни не так популярен в связи с низким уровнем материального достатка и невозможностью полноценно восполнить свои потребности в правильном питании и физических упражнениях. Небольшое количество старшего поколения уже не может жить без здорового образа жизни, так как без этого их хронические заболевания могут быстро и в худшую сторону изменить не только их жизнь, но и её продолжительность. Среди младшего поколения от 10 до 17 лет здоровый образ жизни также не пользуется

популярностью, так как подростки в этом возрасте не задумываются о необходимости ведения здорового образа жизни и не заботятся о своем здоровье. На самом деле, подростковый возраст - это идеальное время для начала здорового образа жизни, когда количество хронических заболеваний снижено к минимуму и подросток может быстро восстановить и наладить свое физическое и психологическое состояние.

Современное школьное образование использует различные методы продвижения здорового образа жизни среди школьников в российских образовательных учреждениях. Некоторые методы используются давно, а часть только начала появляться в школьной программе в тестовом режиме. Беспокойство о здоровье молодого поколения в настоящее время может существенно снизить количество хронических и смертельных заболеваний в будущем. Можно выделить следующие удачные примеры продвижения здорового образа жизни среди школьников Российской Федерации:

1. Периодические спортивные мероприятия. Например, некоторые школы предлагают своим ученикам поучаствовать в спортивных комплексных мероприятиях типа «День здоровья». В такие дни школьники собираются на уличной спортивной площадке своей школы или в специально

оборудованном лесном массиве, где проводятся соревнования на различные дисциплины: бег, прыжки в длину, перетягивание каната, командные мероприятия и эстафеты.

Школьники, объединенные общей идеей победить, начинают заранее готовиться к соревнованиям и неосознанно выбирают здоровый образ жизни для повышения собственных результатов. В самой школе проводятся волейбольные, баскетбольные и футбольные соревнования между классами, что тоже положительно влияет на формирование здорового образа жизни;

2. Сдача нормативов ГТО. Спустя долгое время Правительством Российской Федерации было принято вновь проводить мероприятия по сдаче ГТО и это получило хорошую популярность среди подростков. Школьники стараются за несколько месяц до сдачи нормативов ГТО переходить на правильное сбалансированное питание и регулярные тренировки для получения более высоких результатов тестирования. Для более высокой мотивации многие образовательные учреждения добавляют студентам со значком ГТО дополнительные баллы при поступлении в вуз, что для многих выпускников может стать решающим в желании получить бюджетное место в выбранной специальности. Многие студенты отмечают, что именно сдача нормативов ГТО положили начало к здоровому образу жизни;

3. Работа с психологом. Такой метод является одним из примеров молодого направления мотивации в продвижении здорового образа жизни среди школьников в российских образовательных учреждениях. Стоит отметить, что здоровый образ жизни подразумевает наличие не только здорового тела, но и хорошего психического состояния. Часть российских школ предлагают своим ученикам воспользоваться специализированной медицинской помощью в школе. Ребенок может уточнить, в какое время школьный психолог свободен и узнать ответы на все интересующие вопросы. Школьный психолог специализируется на решении проблем, связанных с переходным возрастом, подростковыми проблемами в самой школе и

дома, учат подростка правильно понимать и выражать эмоции. В случае необходимости - даже направить к психологу по прописке для дальнейшего лечения немедикаментозными и медикаментозными методами лечения психологических проблем [2, с. 83].

Представленные выше примеры проведения здорового образа жизни среди школьников в российских образовательных учреждениях показывают высокий уровень эффективности и с каждым годом все больше увлекают подростков в развитии собственного физического и психологического здоровья. Как отмечают опрошенные студенты российских вузов, одна или более из представленных мотивацион-ных мер положительно повлияли на их состояние здоровья и желание выбирать здоровый образ жизни как хороший ориентир по формированию физиологических и психологических показателей своего здоровья. Существуют также другие примеры здоровьесберегающих методов, улучшающих здоровье подростка и продвигающих здоровый образ жизни среди них.

Для достижения целей здоровьесбере-гающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

К средствам двигательной направленности относят такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика; лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегаю-

щих образовательных технологий обучения. Проведения занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья, и стимулирующие развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена (частота тела, частота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима

двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. [3, с. 41].

В заключении хочется отметить, что современные школы в Российской Федерации обладают высоким потенциалом по продвижению здорового образа жизни среди школьников различных возрастов. Школьные образовательные учреждения могут уже с раннего возраста подростков приучить их к правильному распоряжению собственным телом и организмом, а также как сохранить имеющееся психологическое и физическое здоровье даже при трудностях в жизни, которые могут возникнуть у любого гражданина России.

Библиографический список

1. Черникова Е.Б. Здоровый образ жизни школьников - потенциал развития качества образования // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №9. - С. 54-67.

2. Петрова Л.В. Здоровый образ жизни семьи психолого-педагогическое условие в формировании ценности здоровья у старших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-4. - 83 с.

3. Сергеева Б.В., Токарева В.В. Средства формирования здорового образа жизни младших школьников // Проблемы педагогики. - 2017. - №1 (24). - С. 36-44.

METHODS OF PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE AMONG SCHOOLCHILDREN

A.V. Kaznacheev, Student

Samara State Socio-Pedagogical University

(Russia, Samara)

Abstract. This article raises the issue of promoting a healthy lifestyle among schoolchildren of educational institutions of the Russian Federation, and also examines the result of a social study on the topic of a healthy lifestyle among various age groups. Three most effective examples of promoting a healthy lifestyle among adolescents were selected and considered in detail, as well as other means of health-saving educational technologies of teaching in Russian schools were briefly described.

Keywords: healthy lifestyle, student, methods, examples, sports event, psychologist, TRP, health-saving technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.