Научная статья на тему 'Методы оценки кредитоспособности заемщика'

Методы оценки кредитоспособности заемщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асланова Л. О., Куготова А. Г.

Статья посвящена проблемам оценки кредитоспособности заемщика. Раскрыты существующие подходы к определению понятия «кредитоспособность», дана сравнительная характеристика методик, применяемых в разных странах, в т.ч. и в российских банках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки кредитоспособности заемщика»

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

© Асланова Л.О.*, Куготова А.Г.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Статья посвящена проблемам оценки кредитоспособности заемщика. Раскрыты существующие подходы к определению понятия «кредитоспособность», дана сравнительная характеристика методик, применяемых в разных странах, в т.ч. и в российских банках.

Проблема выбора показателей для оценки кредитоспособности была актуальна во все периоды развития банковского дела. Значение успешного решения этой задачи возрастает в связи с тем, что существуют ограничения в стремлении каждого современного банка к расширению клиентуры как предпосылки увеличения кредитных вложений и роста прибыли банка. Перестройка кредитной системы страны, образование коммерческих банков и переход к двухуровневой структуре банковской системе, ориентация на рыночный характер экономики потребовали более глубоких подходов к проблеме оценке банками кредитоспособности заемщиков, что обуславливает актуальность выбранной нами темы.

С точки зрения профессоров Г.М. Кирисюка и B.C. Ляховского, «сущность категории «кредитоспособность» есть то реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение заемщика, исходя из оценки которого, банк принимает решение о начале или прекращении кредитных отношений с заемщиком». Оценка кредитоспособности предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности. Применяемые в настоящее время и рекомендованные способы оценки кредитоспособности опираются главным образом на анализ данных о деятельности заемщика в предшествующем периоде. При всем значении такой оценки она не может исчерпывающем образом характеризовать кредитоспособность заемщика в предстоящем периоде. Основные недостатки оценки кредитоспособности заемщиков связаны с тем, что они основываются на данных отчетности, характеризующих состояние дел в предшествующем периоде. В то же время сложность оценки кредитоспособности обусловливает применение разнообразных подходов к такой задаче. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга. Методика оценки кредитоспособности заемщи-

* Ассистент кафедры Экономической теории.

* Магистрант.

ка должна включать не только односторонний финансовый анализ, но и ряд других блоков, позволяющих всесторонне анализировать предприятия.

В мировой практике существуют различные методы оценки риска кредитования, которые могут применяться как отдельно, так и в сочетании друг с другом (табл.1).

Таблица 1

Системы оценки потенциальных заемщиков - юридических лиц, применяющиеся в зарубежной и российской банковской практике [6, 9]

PARSER (Великобритания)

1. P - Person - информация о персоне потенциального заемщика, его репутации

2. A - Amount - обоснование суммы испрашиваемого кредита

3. R - Repayment - возможность погашения

4. S - Security - оценка обеспечения

5. E - Expediency - целесообразность кредита

б. R - Remuneration - вознаграждение банка (процентная ставка) за риск предоставления кредита

CAMPARI (Великобритания)

1. C - Character - репутация заемщика

2. A - Ability -оценка бизнеса заемщика

3. M- Means - анализ необходимости обращения за ссудой

4. P - Purpose - цель кредита

5. A -Amount - обоснование суммы кредита

б. R - Repayment - возможность погашения

7. I- Insuranse - способ страхования кредитного риска

«Правило пяти си» (США)

1. CAPASITY - способность погасить ссуду

2. CHARACTER - репутация заемщика (честность, порядочность, прилежание)

3. CAPITAL - капитал, владение активом как предпосылка возможности погашения ссудной задолженно ста

4. COLLATERAL - наличие обеспечения, залога

5. CONDITIONS - экономическая конъюнктура и ее перспективы

Методика Ассоциации российских банков

1. «солидность» - ответственность руководителей, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам

2. «способность» - производство и реализация продукции, поддержание ее конкурентоспособности

3. «доходность» - предпочтительность вложения в данного заемщика

4. «реальность» - достижения результатов проекта

5. «возвратность» - за счет реализации материальных ценностей заемщика, если его проект не исполнится;

б. «обеспеченность» кредита юридическими правами заемщика

Следует остановиться на скоринге - одном из основных способов оценки кредитного риска. Скоринг является одним из наиболее успешных примеров использования математических и статистических методов в бизнесе [10].

Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» кли-

ентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок. Скоринг используется главным образом при кредитовании физических лиц, особенно в потребительском кредите при необеспеченных ссудах. Основная задача ско-ринга заключается не только в том, чтобы выяснить, в состоянии клиент выплатить кредит или нет, но и степень надежности и обязательности клиента. Иными словами, скоринг оценивает, насколько клиент creditworthy, т.е. насколько он «достоин» кредита. В самом упрощенном виде скоринго-вая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности. Интегральный показатель каждого клиента сравнивается с неким числовым порогом, или линией раздела, которая, по существу, является линией безубыточности и рассчитывается из отношения, сколько в среднем нужно клиентов, которые платят в срок, для того, чтобы компенсировать убытки от одного должника. Клиентам с интегральным показателем выше этой линии выдается кредит, клиентам с интегральным показателем ниже этой линии - нет. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с ненадежностью или, наоборот, с надежностью клиента. Мы не знаем, вернет ли данный заемщик кредит, но мы знаем, что в прошлом люди этого возраста, этой же профессии, с таким же уровнем образования и с таким же числом иждивенцев кредит не возвращали. Поэтому кредит этому человеку не предоставят. В этом заключается дискриминационный (не в статистическом, а в социальном значении этого слова) характер скоринга. Поэтому даже при очень высокой степени использования автоматизированных систем скоринга осуществляется субъективное вмешательство в случае, когда кредитный инспектор располагает дополнительной информацией, доказывающей, что человек, классифицированный как ненадежный, на самом деле «хороший», и наоборот.

В скоринге существует две основные проблемы. Первая заключается в том, что классификация выборки производится только на клиентах, которым дали кредит. Вторая проблема заключается в том, что люди с течением времени меняются, меняются и социально-экономические условия, влияющие на поведение людей. Поэтому скоринговые модели необходимо разрабатывать на выборке из наиболее «свежих» клиентов, периодически проверять качество работы системы и, когда качество ухудшается, разрабатывать новую модель. Например, на западе новая модель разрабатывается в среднем раз в полтора года, период между заменой модели может варьироваться в зависимости от того, насколько стабильной была экономика в это время. Для России, вероятно, максимальным периодом будет полгода, и, скорее всего при условии, что в этот период не произойдет никаких

кардинальных потрясений типа событий августа 1998 г. [7] и кризиса мировой экономики 2008-2010 гг.

В России использование скоринг-систем тормозится, прежде всего, относительно низкими объемами кредитования. Еще один неблагоприятный фактор - недостаточная распространенность таких универсальных статистических пакетов, как 8А8 и 8Р88.

В заключение хотелось бы отметить, что в России внедрение скоринга тормозится не столько объективными, сколько субъективными причинами, связанными с недоверчивым отношением банковских менеджеров к математическим и статистическим методам.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1 (ред. от 21.03.2002) «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)».

2. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях».

3. Андреев В.Д. Анализ финансово экономической деятельности предприятия: учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2009.

4. Анущенко М.Р. Оценка кредитоспособности предприятия: учебное пособие. - М.: Экономикс, 2008.

5. Байдин Е.В., Байдина О.С. Некоторые аспекты регулирования кредитного риска // Деньги и кредит. - 2008. - № 1. - С. 53-56.

6. Банковское дело: современная система кредитования: уч. пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра эконом. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 3-е изд., доп. - М.: КНОРУС, 2007.

7. Графова Г.Ф. Об оценке кредитоспособности заемщика // Финансы. - 2002. - № 4. - С. 15.

8. Гром А.Д. Оценка кредитоспособности заемщика - юридического лица. - М.: Финансы и статистика, 2008.

9. Ковалев В.А. О кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. -2008. - № 1. - С. 56-60.

10. Масленников В.В. Зарубежные банковские системы - М.: Элит-2000, 2005. - 348 с.

11. Миколай М.П. Система оценки кредитоспособности заемщика. -М.: Аскери-асса, 2007.

12. Нестеренко М.П. Деньги, кредит, банки. - М.: МТ Пресс, 2009.

13. Олоян К.А. Об оценке кредитного качества корпоративного заемщика // Деньги и кредит. - 2008. - № 8. - С. 37-43.

14. Петров А.Ю. Анализ кредитоспособности заемщика // Бухгалтерия и банки. - 2005. - № 11. - С. 33-36.

15. www.credit.ru,www.clerk.ru,www.kreditov.ru.

16. www.sbr.sib.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.