Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕЙТИНГ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ / АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ И ГРАФИЧЕСКИМИ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушкова А.В., Тихонов Е.А.

В статье дается оценка различных методов анализа конкурентоспособности предприятия, позволяющих выбрать основные направления развития компаний при решении выявленных проблем развития рыночной экономики.The article assesses the different methods of analysis of competitiveness of the enterprise, affording to choose the basic direction of the company in dealing with the problems identified development of a market economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 330.12

Сушкова А.В. студент магистратуры Тихонов Е.А. студент магистратуры Моисеенко Е.В. научный руководитель, доцент Калининградский филиал ФГБОУВО СПбГАУ

Россия, г. Полесск

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: в статье дается оценка различных методов анализа конкурентоспособности предприятия, позволяющих выбрать основные направления развития компаний при решении выявленных проблем развития рыночной экономики.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, рейтинг, аналитические, аналитико-прогностические и графическими методы оценки.

METHODS OF ASSESSING COMPETITIVE COMPANIES IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET ECONOMY

Abstract: the article assesses the different methods of analysis of competitiveness of the enterprise, affording to choose the basic direction of the company in dealing with the problems identified development of a market economy.

Keywords: competition, competitiveness, ranking, analysis, analytical, prognostic-evaluating and graphical methods of assessment.

Для удержания сильных позиций на рынке, выработки собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания преимущества предприятию необходимо производить оценку условий конкуренции и собственного положения на рынке. Подробное изучение условий конкуренции и конкурентов в отрасли требуется предприятию для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки. В развитии любого предприятия определение его конкурентоспособности является важным элементом деятельности и необходимо для следующих целей:

- разработки мероприятий, повышающих конкурентоспособность;

- эффективного выбора партнеров для совместной деятельности;

- составления программы для выхода предприятия на новые рынки;

- инвестиционной политики;

- осуществления государственного регулирования экономики.

Единого метода, позволяющего оценить конкурентоспособность, до настоящего времени нет, так как каждое предприятие обладает достаточно большим многообразием характеристик. Для оценки их можно выделить в однородные группы, определить качественные и количественные показатели и выявить методику их определения. Безусловно, учесть полностью все характеристики предприятия очень сложно, поэтому следует выбирать важные группы и наиболее важные свойства в группе. В связи с этим оценка конкурентоспособности предприятия зависит от целей проводимого анализа; подхода к практической стороне получения необходимой информации; используемой методики измерения полученных показателей. С учетом этого проблемы анализа и оценки конкурентоспособности предприятий достаточно сложны и многогранны.

Оценка конкурентоспособности предприятия заключается в определенных действиях, включающих выработку метода, с помощью которого и будет проводиться оценка.

Как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе описывается большое количество различных методов анализа конкурентоспособности предприятия. В совокупности существующих общенаучных методов можно определить следующие методы оценки конкурентоспособности:

1) дифференциальный - метод оценки конкурентоспособности, который заключается в сопоставлении единичных параметров анализируемого и аналогового предприятия (конкурента).

2) комплексный - метод оценки конкурентоспособности, заключающийся в применении групповых, смешанных, интегральных показателей [1].

Кроме общенаучных методов существуют методы, которые объединяют в себе суть и дифференциальных и маркетинговых подходов. Фактически эти методы можно разделить следующие группы: аналитические, аналитико-прогностические, графические.

К числу аналитических методов оценки относится метод оценки конкурентоспособности через интегральный показатель, оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли, оценка конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции и т.д. Достоинства данных методов заключаются в простоте расчетов и в не сложном сравнении показателей предприятия, на котором производится анализ и образца-аналога. К недостаткам данной группы можно отнести субъективное влияние на оценку показателей конкурентоспособности со стороны экспертов, а также ограниченная доступность информации о деятельности изучаемой организации.

Графические методы оценки конкурентоспособности включают в свой арсенал следующие методы - метод круговых диаграмм, многоугольник конкурентоспособности, метод гистограмм и т.д. Данная группа методов позволяет оценить положение оцениваемого предприятия по сравнению с

конкурентами в наглядной форме. Недостаток данного метода заключается в отсутствии достаточно подробной количественной характеристики предприятий по всем оцениваемым критериям.

Для составлении рейтинга конкурентоспособности предприятий используется параметрический анализ, а основные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, т. е. на основе выбранных коэффициентов, «взвешенных» по их относительной важности. Рейтинг предприятий определяется на основе расчета их итогового балла.

Рыночная доля является основным экономико-статистическим показателем на потребительском рынке, который определяет конкурентоспособность всех субъектов хозяйствования, в связи с тем, что многие из них сопоставимы только с позиции эффективности хозяйствования через рыночную долю. Показатель доли рынка рассчитывается как удельный вес розничного товарооборота субъекта - в общем его объеме. Увеличение данного показателя или его уменьшение, варьирующееся в интервале от 0 до 100 % и является уровнем конкурентоспособности предприятия. Определение доли рынка субъекта рассчитывается с использованием формулы (1): МБ = ЯС/ТС , (1) где, MS - доля рынка субъекта; ЯС - розничный объем товарооборота субъекта; ТС - общий объем розничного товарооборота на рынке. В результате использования данной методики оценки конкурентоспособности исходя из характера распределения долей рынка можно определить ряд стандартных положений его субъектов: лидеры, субъекты средней и сильной конкурентной позицией, субъекты со слабой позицией и аутсайдеры. Изменение рыночной доли будет указывать на определенные группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, с улучшающейся, с ухудшающейся и быстро ухудшающейся позицией.

Все экономические ресурсы, которыми распоряжается предприятие, эффективность их использования сводится к полной операционной оценке эффективности его деятельности, инновационной активности и рыночной адаптивности. В данном случае используется интегрально-индексный метод построения модели, который позволяет учесть степень воздействия операционной эффективности, инновационной активности и рыночной адаптивности на уровень конкурентоспособности, оценка которого будет осуществляться при помощи единого показателя критерия.

Метод построения многоугольника конкурентоспособности дает предприятию возможность графически изобразить достоинства и недостатки - как свои собственные, так и конкурентов - на основе определенного спектра показателей. Число этих показателей может быть существенно расширено с целью более полного и глубокого анализа состояния конкурентоспособности.

Рис. 1 Многоугольник конкурентоспособности Цель SWOT - анализа заключается в определении сильных и слабых сторон предприятия (анализ внутренней среды), а также возможностей и угроз окружения предприятия (анализ внешней среды). Анализ осуществляется по четырем направлениям: [8]

1. Strengths (сильные стороны) - преимущества фирмы.

2. Weaknesses (слабые стороны) - недостатки фирмы.

3. Opportunities (возможности) - факторы внешней среды, которые могут способствовать получению предприятием преимуществ.

4. Threats (угрозы) - факторы, способные ослабить позиции организации на рынке [2].

В общем виде SWOT-анализ может быть представлен в следующем

виде:

Рис. 2 Матрица SWAT - анализа

Сильные стороны - это уникальные возможности и особенности предприятия, его достижения. Например: известный, сформированный бренд, лояльность потребителей, высокое качество продукта, квалифицированный персонал, опыт, технологии, доступность ресурсов.

Слабые стороны - это те показатели фирмы, по которым она уступает конкурентам, находясь в неблагоприятном положении. Например: узкий ассортиментный ряд товаров, низкий уровень известности торговой марки, низкое качество обслуживания клиентов, отсутствие финансовой

стабильности.

Угрозами рынка являются - неблагоприятные факторы, которые могут оказать отрицательное воздействие на положение предприятия на рынке. Например: появление на рынке новых игроков, усиление рыночных позиций конкурентов, снижение спроса, изменение вкусов потребителей, рост налогов, ужесточение требований к лицензированию деятельности предприятий. Соответственно можно выделить три основных этапа SWOT -анализа:

1) определение сильных и слабых сторон предприятия;

2) определение рыночных возможностей и угроз;

3) сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка, выбор основных направлений развития компании, решение выявленных проблем [2].

Описанная классификация методов поможет упростить процесс оценки конкурентоспособности предприятия, позволяя сделать выбор между аналитическими, аналитико-прогностическими и графическими методами с учетом полноты собранной для анализа информации.

Использованные источники:

1. Торгунаков Е.А., Сорвина Т. А. Разработка стратегии управления конкурентоспособностью // - 2014. - №2. - С. 11-16;

2. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. 2-е изд. // - М.: Гном-Пресс, 2011. - 150 с.

УДК 0033.339

Тельнова Н.Н. к. э. н.

доцент

кафедра «Предпринимательства и мировой экономики»

Воробьева Н. В., к. э. н.

доцент

кафедра «Предпринимательства и мировой экономики» Ставропольский государственный аграрный университет

Картамы шева Д. В. студент 2 курса факультет «Экономика» Россия, г. Ставрополь

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ WORLD TRADE ORGANIZATION AND ITS ROLE IN THE WORLD ECONOMY

Аннотация: Статья посвящена деятельности Всемирной торговой организации на мировом рынке. Влиянию ВТО на международные отношения. В статье рассматриваются ключевые положения организации, цели и задачи.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, мировая торговля,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.