Научная статья на тему 'Методы оценки конкурентоспособности предприятий'

Методы оценки конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2878
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / EVALUATION METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавшина В. Е.

В статье рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности предприятия. Даны характеристики подходов к методам оценки конкурентоспособности. Сформулированы достоинства и недостатки методов. В результате подведен итог использования методов конкурентоспособности предприятия в практических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

The article considers the main methods of assessing the competitiveness of an enterprise. The characteristics of approaches to methods for assessing competitiveness are given. Formed advantages and disadvantages of methods. As a result, the results of using the methods of enterprise competitiveness in practical conditions were summed up.

Текст научной работы на тему «Методы оценки конкурентоспособности предприятий»

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В.Е. Гавшина, студент

Алтайский государственный университет

(Россия, г. Барнаул)

Аннотация. В статье рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности предприятия. Даны характеристики подходов к методам оценки конкурентоспособности. Сформулированы достоинства и недостатки методов. В результате подведен итог использования методов конкурентоспособности предприятия в практических условиях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, методы оценки.

В настоящее время конкуренция является неотъемлемой частью экономики. Она играет важную роль в рыночных отношениях. Конкуренция стимулирует развитие экономики, способствует к коту, что производители начинают учитывать интересы общества.

Впервые наиболее полные теоретические представления о конкуренции начали появляться в середине XVIII века. Большая заслуга в этом принадлежит известному представителю классической экономики Адаму Смиту.

В своей работе «Исследование о богатствах народов» Адам Смит внес некую определенность в понятие конкуренции. Он писал о том, что «конкуренция сейчас же начнется среди покупателей, если произойдет сокращение предложения, что повлечет за собой повышение цен», но когда предложение слишком велико, цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция между продавцами, «или, смотря по тому, насколько окажется для них быстрее сбыть этот товар» [1]. По его мнению, конкуренция - это совокупность взаимосвязанных действий между продавцами за наиболее выгодные условия производства. Из этого следует что, конкуренция представляет собой процесс борьбы между участниками рыночных отношений.

Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории как конкурентоспособность.

Под конкурентоспособностью принято понимать способность быть востребованным и успешным на рынке, со-

перничать с конкурирующими фирмами и получать больше экономических выгод по сравнению с предприятиями схожей продукции [2].

Предприятие может считаться конкурентоспособным, если оно способно осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений, если у него есть необходимые средства для улучшения качества продукта, в результате предприятие способно получать прибыль для дальнейшего развития своего производства. Конкурентоспособное предприятия должно быть лидером в своей отрасли.

В современном мире конкурентоспособность стала одним из ключевых понятий, определяющих способность предприятия быть ведущим на рынке, тем не менее, ни современная мировая, ни российская экономическая наука до сих пор не дали единого определения конкурентоспособности, не нашли общепринятого подхода к методам ее оценки.

На сегодняшний день разработано множество методов оценки конкурентоспособности предприятий. Сюда относятся матричные методы, операционные методы, комбинированные методы, продуктовые методы, методы оценки стоимости бизнеса и другие.

Матричные методы оценки конкурентоспособности предприятия основываются на рассмотрении процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов является концепция жизненного цикла товара и технологии. Согласно этой концепции любой товар

или технология с момента появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии жизненного цикла, который охватывает стадии внедрения, роста, насыщения и спада.

К достоинствам матричного метода оценки можно отнести: возможность обобщить результаты стратегического анализа и представить их в удобной для пользования форме; отслеживание взаимосвязи двух факторов; возможность установить стратегические приоритеты деятельности предприятия, а также приоритеты в распределении его ресурсов. К недостаткам матричного метода относится: определение коэффициентов и показателей, которые оцениваются субъективно, т.е. снижается объективность матричного анализа; статический характер оценки; учитываются лишь два показателя, на основе которых строится матрица.

Развитие матричных моделей стратегического планирования способствовало к выделению операционных методов как самостоятельного способа оценки конкурентоспособности. В соответствии с операционным подходом, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб.

Основными достоинствами операционных методов являются охват широкого спектра ключевых показателей деятельности хозяйствующего субъекта; использование в процессе расчета конкурентоспособности предприятия реальных отчетных данных, что позволяет получить достаточно точную и объективную оценку конкурентоспособности компании. Главным недостатком операционных методов следует признать необходимость сбора большого количества исходных данных. Указанное обстоятельство превращает процесс сбора и обработки необходимой информации в чрезмерно трудоемкую и финансово затратную задачу, что в значительной мере сокращает практическую применимость рассматриваемой группы методов.

Сущность продуктовых методов рассматривается с позиции, что оценка конкурентоспособности предприятия может быть произведена через оценку конкурентоспособности его продукции: чем выше конкурентоспособность товара - тем выше конкурентоспособность предприятия. При этом для определения конкурентоспособности продукции используются методы, в основе которых лежит нахождение соотношения цена-качество продукции. Для анализа конкурентоспособности продуктовым методом требуется множество техническо-экономических параметров исследуемого товара. Как правило, такие показатели конкурентоспособности различных товаров одной компании сводятся в интегральный показатель конкурентоспособности продукции предприятия при помощи весовых коэффициентов. И в то же время, в целях упрощения, рассматривается оценка конкурентоспособности продукции как единый показатель.

Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках комбинированного метода ведется на основании выделения не только достигнутой, но и потенциальной конкурентоспособности. Данный подход основывается на утверждении, в соответствии с которым конкурентоспособность предприятия рассчитывается как величина текущей конкурентоспособности и конкурентного потенциала.

Метод оценки стоимости бизнеса осуществляется с учетом всей совокупности существенной информации о деятельности оцениваемого предприятия. При этом учитываются все маркетинговые, экономические, производственные, организационные, кадровые и иные показатели. Следовательно, сопоставление динамики стоимости различных хозяйствующих субъектов позволяет сопоставить результаты и перспективы деятельности различных предприятий, а значит - оценить и их конкурентоспособность.

В публицистической литературе можно встретить работы авторов, которые критикуют матричные методы оценки конкурентоспособности пред-

приятия. Взамен матричным методам предлагаются математические модели оценки, базирующиеся на операционном подходе. В дальнейшем, становится очевидно, что используются те же показатели, что и в матричных моделях.

Исключением вывода о схожести математических моделей остаются продуктовые методы, которые классифицируются как однофакторные продуктовые модели. Данные методы обладают двумя существенными недостатками -это однофакторность и продуктовая уз-конаправленность. Данные недостатки вызывают недостоверность результатов применения однофакторных продуктовых методов.

Оставшиеся методы оценки конкурентоспособности представляют собой многофакторные операционные модели. В особенности выделяются методы оценки стоимости бизнеса, который характеризуется максимальной полнотой учитываемых показателей. Данный метод оценки приобрел наиболее частое применение в практике. Существенным

недостатком является то, что метод требует сбор и обработку огромного количества информации, что делает данный процесс трудоемким, дорогостоящим и, как следствие, - недоступными для предприятий среднего и малого бизнеса.

В результате, у исследователя конкурентоспособности предприятия остается весьма скромная альтернатива: использовать достоверные, но очень трудоемкие и затратные многофакторные операционные методы; либо прибегнуть к не столь достоверным, но практически применимым однофакторным продуктовым моделям.

Исходя из выше сказанного, очевидно, что в целях обеспечения приемлемой трудоемкости исследований и доступности требующихся данных, оценка конкурентоспособности предприятия чаще всего осуществляется с минимальным количеством используемых показателей, при этом являющихся общедоступными из данных публичной отчетности компании.

Библиографический список

1. Смит А. Исследование о богатствах народов. М.: Ось-89, 1997. С. 58, 301

2. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Практический подход. - М.: КноРус., 2011.

3. Тиханов Е.А., Криворотов В.В., Чепур П.В. Анализ и систематизация методов оценки конкурентоспособности предприятия // Фундаментальные исследования. -2016. - № 10-3. - С. 647-651

METHODS OF ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

V.E. Gavshina, student Altai state university (Russia, Barnaul)

Abstract. The article considers the main methods of assessing the competitiveness of an enterprise. The characteristics of approaches to methods for assessing competitiveness are given. Formed advantages and disadvantages of methods. As a result, the results of using the methods of enterprise competitiveness in practical conditions were summed up. Keywords: competition, enterprise competitiveness, evaluation methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.