СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1 2 3
Хисматуллина А.М. , Идиятуллина И.И. , Аппакова А.М. Email: [email protected]
1Хисматуллина Алсу Мидхатовна - кандидат экономических наук, доцент; 2Идиятуллина Ильсияр Ильясовна - магистрант; 3Аппакова Алина Марселевна - магистрант, кафедра экономики и управления, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский национальный исследовательский технологический университет,
г. Нижнекамск
Аннотация: от метода оценивания конкурентоспособности предприятия в значительной степени зависит достоверность результатов, прозрачность их идентификации и возможности использования. В статье анализируются различные подходы к понятию и оценке конкурентоспособности фирмы. Обосновывается вывод о том, что на сегодняшний день нельзя выделить идеальную методику комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия, так как отмеченные недостатки существующих подходов к оцениванию конкурентоспособности предприятия обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них. Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, анализ, методы оценки, предприятие.
CONTRASTIVE ANALYSIS OF METHODS FOR ESTIMATING OF COMPANY COMPETITIVENESS
1 2 3
Khismatullina A.M.1, Idiyatullina I.I.2, Appakova A.M.3
1Khismatullina Alsou Midkhatovna - PhD in Economics, Associate Professor; 2Idiyatullina Ilsiyar Ilyasovna - Master's degree Student; 3Appakova Alina Marselevna - Master's degree Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND BUSINESS ADMINISTRATION, NIZHNEKAMSK CHEMICAL AND TECHNOLOGICAL INSTITUTE (BRANCH) FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL
EDUCATION
KAZAN NATIONAL UNIVERSITY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY, NIZHNEKAMSK
Abstract: the reliability of results, transparency of their identification and possibility of use substantially depends on an estimation method of competitiveness of an enterprise. The article analyzes various methods for estimating of company competitiveness. Conclusion about that is proved today it is impossible to allocate an ideal technique of complex estimation of competitiveness of the enterprise. Noted shortcomings of the various approaches to estimation of competitiveness of the enterprise cause low opportunities of practical use of most of them.
Keywords: competitiveness, competition, analysis, methods of assessment, company.
УДК 338
В условиях современной рыночной экономики предприятиям необходимо уделять особое внимание вопросам конкурентоспособности. Конкуренция является одним из главных элементов рыночного механизма, которая обеспечивает свободу творческой
личности, создает условия для ее самосовершенствования в экономической сфере при помощи разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг [2, с. 374].
Начиная с момента создания и далее в процессе функционирования любая промышленная компания, коммерческая фирма и т.д. ставят перед собой решение проблемы обеспечения конкурентоспособности. В настоящее время имеют место быть различные методы к оценке конкурентоспособности предприятия.
1. Матричная оценка конкурентоспособности предприятия, предложенная Бостонской консалтинговой группой, применяется для оценки конкурентоспособности товаров, «стратегических единиц бизнеса» - сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей. Матрица «Скорость рынка - рыночная доля» - матрица БКГ представляет собой инструмент, позволяющий проводить анализ стратегических хозяйственных единиц, хозяйственного и продуктового портфелей организации [1, с. 88].
Преимущества: метод обеспечивает высокую репрезентативность оценки при условии достоверности информации об объемах реализации.
Недостатки: не проводится анализ причин происходящего, что в свою очередь усложняет выработку управленческих решений.
2. Методы, основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги предприятия. В основе этой группы методов лежит суждение о том, что чем выше конкурентоспособность товара / услуги, тем выше конкурентоспособность предприятия. При определении конкурентоспособности товара / услуги применяются различные маркетинговые и квалиметрические методы, большинство из которых предполагает нахождение соотношения «цена - качество». Показатель конкурентоспособности по каждому виду продукции рассчитывается при помощи экономического и параметрического индексов конкурентоспособности.
Преимущества: метод учитывает, прежде всего, конкурентоспособность товара/услуги, что является одной из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия.
Недостатки: дает довольно ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность сводится к понятию конкурентоспособности товара / услуги предприятия, не затрагивая при этом других сторон его деятельности [3, с. 20-22].
3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. В данной теории говорится о том, что наилучшим образом организованная работа всех подразделений и служб обеспечивает наибольшую конкурентоспособность предприятию. Эффективность деятельности каждой из подразделений и служб определяется влиянием множества факторов - ресурсов предприятия. Эффективность работы каждого подразделения определяется оценкой эффективности использования им этих ресурсов. Сформулированные в ходе предварительного анализа способности предприятия, направленные на достижение конкурентных преимуществ, оцениваются экспертами с позиции имеющихся ресурсов.
Преимущества: учет различных сторон деятельности предприятия.
Недостатки: в основе подхода лежит идея о том, что показатель конкурентоспособности предприятия определяется с помощью элементарного суммирования способностей фирмы для достижения конкурентных преимуществ. Но тем не менее сумма отдельно взятых элементов такой сложной системы как предприятие, обычно не дает того же результата, что и система в целом.
4. Комплексные методы. Основу подхода составляет утверждение о том, что конкурентоспособность предприятия представляет собой интегральную величину по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу. Текущая и потенциальная конкурентоспособность и их соотношения в рамках интегрального показателя конкурентоспособности предприятия в зависимости от метода могут различаться [4].
Преимущества: учитывается не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможная динамика в дальнейшем.
Недостатки: способы и приёмы, которые используются при определении текущей и потенциальной конкурентоспособности в конце концов, воспроизводят методы, применяемые в ранее рассмотренных подходах, что влечет и недостатки соответствующих подходов.
Итак, проведенный анализ существующих методов оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день нельзя выделить идеальную методику комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия. Отмеченные недостатки существующих подходов к оцениванию конкурентоспособности предприятия обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них, так от метода оценивания конкурентоспособности предприятия в значительной степени зависит достоверность результатов, прозрачность их идентификации и возможности использования.
Список литературы /References
1. Архипова Л.С., Гагарина Г.Ю., Архипов А.М. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции. М.: ИНФРА-М, 2015. 104 с.
2. Лазаренко А.А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый, 2014. № 1. С. 374-377. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/60/8754/ (дата обращения: 18.02.2018).
3. Печенкин А.В. Оценка конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей. М.: МГЭИ, 2012. 123 с.
4. Смирнов В.П., Ерохина Л.Д., Горбатенко А.В. Оценка конкурентоспособности организации // Гуманитарные научные исследования, 2014. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/06/7272/ (дата обращения: 18.02.2018).