Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / IMPROVEMENT / METHODS OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исакова А.А.

В статье рассматривается понятие конкурентоспособности фирмы, факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы, различные существующие на сегодняшний день методики оценки конкурентоспособности фирмы, а также ключевые составляющие фирмы, на которые обращают внимание потребители и делают выбор в пользу той или иной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF FIRM

The article deals with the concept of firm competitiveness, the factors affecting the competitiveness of the company, various existing methods of assessing the competitiveness of the company, as well as the key components of the company, which draw the attention of consumers and make a choice in favor of a particular organization.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ»

УДК - 65.01

Исакова А.А. студент магистратуры Институт государственного управления и предпринимательства

Уральский федеральный университет Россия, г. Екатеринбург МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ

Аннотация: в статье рассматривается понятие конкурентоспособности фирмы, факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы, различные существующие на сегодняшний день методики оценки конкурентоспособности фирмы, а также ключевые составляющие фирмы, на которые обращают внимание потребители и делают выбор в пользу той или иной организации.

Ключевые слова: совершенствование, методы оценки конкурентоспособности, конкурентоспособность.

Isakova A.A. student of magistracy Institute of public administration and entrepreneurship

Ural Federal University Russia, Yekaterinburg METHODS OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF FIRM.

Annotation: the article deals with the concept of firm competitiveness, the factors affecting the competitiveness of the company, various existing methods of assessing the competitiveness of the company, as well as the key components of the company, which draw the attention of consumers and make a choice in favor of a particular organization.

Keywords: improvement, methods of assessing the competitiveness, the competitiveness.

Конкуренция, конкурентоспособность и практическая оценка конкурентоспособности давно являются предметом обсуждений и исследований многих ученых. Это обусловлено высокой значимостью данных явлений как для системы маркетинговых исследований - в целом, так и для каждой фирмы - в частности. Под оценкой конкурентоспособности понимается систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности деятельности фирмы, решения маркетинговых проблем и использования маркетинговых возможностей.

Конкуренция, в свою очередь, безусловно является движущей силой развития не только фирмы, но и общества. Для того, чтобы фирма была более конкурентоспособной по отношению к другим и добивалась значительных успехов в условиях современного рынка, необходимо постоянно совершенствоваться, быть гибкими к изменения и по-новому организовывать

производство и управление. А для выявления верного направления развития необходимо применять методику оценки конкурентоспособности фирмы.

На сегодняшний день существует множество различных трактовок понятия «конкурентоспособность».

Конкурентоспособность - способность фирмы быть успешной и востребованной, направлять свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции, используя при этом свои сильные стороны и ресурсы, получая больше экономической выгоды по сравнению с фирмами, предлагающими аналогичные товары или услуги.

По мнению Э.В. Минько и М.Л. Кричевского, «конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке»

А Ж.Ж. Ламбен, Р. Чумпитас и И.Шулинг считают, что конкурентоспособность - это «...способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ... конкуренты».

Зачастую, понятия «конкурентоспособности товара» и «конкурентоспособность фирмы-производителя» соотносят как часть и целое, так как конкурентоспособность фирмы напрямую зависит от того, насколько высоко востребованы ее товары или услуги.

Конкурентное преимущество - это характеристика или свойство, которые обладают уникальной ценностью, позволяющие фирме иметь превосходство среди конкурентов в экономической, организационной и технической сферах деятельности, а также возможность более эффективно распоряжаться собственными ресурсами.

Метод оценки - это метод диагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку.

На сегодняшний день в науке существуют следующие методы оценки конкурентоспособности фирмы:

1. Наименование

Матричные методы:

матрица БКГ;

матрица Портера;

матрица «Привлекательность рынка/конкурентоспособность» (модель GE/Mc Kinsey);

матрица «Привлекательность отрасли/конкурентоспособность» (модель Shell/DPM);

матрица «Стадия развития рынка/конкурентная позиция» (модель Hofer/Schendel);

матрица «Стадия жизненного цикла продукции/конкурентная позиция» (модель ADL/LC)

Краткая характеристика метода расчета:

Сущность оценивания состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали — относительная доля предприятия на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущества:

позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.

Недостатки:

исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации, что влечет необходимость соответствующих исследований.

2. Наименование

Методы, основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги предприятия

Краткая характеристика метода расчета:

Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его товара/услуги. Для определения конкурентоспособности товара используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена — качество. Расчет показателя конкурентоспособности по каждому виду продукции ведется с использованием экономического и параметрического индексов конкурентоспособности

Преимущества:

учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия — конкурентоспособность его товара/услуги.

Недостатки:

позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе фирмы, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты его деятельности

3. Наименование

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции

Краткая характеристика метода расчета:

Согласно этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те фирмы, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению

конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов

Преимущества:

учет разносторонних аспектов деятельности предприятия.

Недостаток:

основу подхода составляет идея о том, что показатель конкурентоспособности предприятия может быть определен путем элементарного суммирования способностей фирмы к достижению конкурентных преимуществ. Однако сумма отдельных элементов сложной системы (каковой является любое предприятие), как правило, не дает того же результата, что и вся система в целом

4. Наименование

Комплексные методы

Краткая характеристика метода расчета:

В основе подхода лежит утверждение, в соответствии с которым конкурентоспособность предприятия есть интегральная величина по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу. Текущая и потенциальная конкурентоспособность и их соотношения в рамках интегрального показателя конкурентоспособности предприятия в зависимости от метода могут варьироваться.

Преимущества:

учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности фирмы, но и его возможную динамику в будущем.

Недостаток:

способы и приемы, используемые при определении текущей и потенциальной конкурентоспособности в конечном счете воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах, что влечет и недостатки соответствующих подходов.

При проведении исследования для выявления наиболее явных конкурентных преимуществ, следовательно, - и наиболее эффективной методики оценки конкурентоспособности фирмы, был проведен социальный опрос. Социальный опрос проводился в форме одной из его разновидностей -анкетирования. Анкетирование по способу общения являлось заочным, то есть респонденты отвечали на вопросы анкеты в отсутствии исследователя, а по способу вручения - почтовым, то есть анкеты были разосланы респондентам и возвращены исследователю с ответами.

Цель проведения опроса - выяснить, что является для граждан определяющим фактором, при наличии которого они могли бы стать клиентами той или иной организации, а также, на что обращают внимание в первую очередь. Также некоторые вопросы были заданы с целью выяснения, являются ли определенные факторы значимыми/незначительными в выборе организации, оказывающей работы/услуги или

производящей/распространяющей товары.

Безусловно, далеко не каждый обыватель знает, что такое конкурентные

преимущества фирмы, как они влияют на эффективность деятельности организации, из чего состоит конкурентоспособность. Поэтому вопросы были скорректированы таким образом, чтобы на них могли ответить граждане, которые являются или могли бы являться потенциальными клиентами той или иной организации.

Социальный опрос проводился с помощью социальной сети 1ш1а§гаш, в опросе приняли участие 150 человек.

Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов закрытого и открытого типа. При ответе каждый из опрошенных руководствовался тем или иным личным примером, без конкретной сферы деятельности.

Перечень вопросов был следующим:

1. При обращении в ту или иную организацию, имеет ли для вас значение опыт деятельности? (да/нет)

2. Имеет ли для вас определяющее значение цена услуги? (да/нет)

3. Что выберете вы: высокое качество и высокую цену или среднее качество и низкую цену? (1 вариант/2 вариант)

4. Готовы ли вы платить более высокую цену с учетом бренда/имени компании, если аналогичные товары можно приобрести в менее известной (никому неизвестной) организации, но по низкой цене? (да/нет)

5. Если вы готовы платить больше, то появляется ли у вас уверенность в качестве товаров/услуг? (да/нет)

6. Имеют ли для вас значение рекомендации друзей, знакомых? (да/нет)

7. Имеет ли для вас значение сервис? (да/нет)

8. Вам важно внимательное отношение со стороны сотрудников/руководства организации? (да/нет)

9. Приходилось ли сталкиваться с негативным, грубым отношением? (да/нет)

10. Если «да», то в организации какого типа? (свой вариант ответа)

11. На что вы в первую очередь обращаете внимание? (назовите ваш определяющий фактор при выборе : будете вы клиентом этой организации или нет) (свой вариант ответа)

12. Что категорически неприемлемо для вас при оказании работ/услуг? (свой вариант ответа)

13. Что для вас является конкурентным преимуществом любой организации? (свой вариант ответа)

Опрос показал следующие результаты:

На вопрос № 1 «При обращении в ту или иную организацию, имеет ли для вас значение опыт деятельности?» 81% ответили «ДА» и 19% ответили «НЕТ».

На вопрос № 2 «Имеет ли для вас определяющее значение цена услуги?» 80% опрошенных ответили «ДА», что свидетельствует о цене, как о явном конкурентном преимуществе.

При этом, исходя из результатов опроса по вопросу № 3 «Что выберете

вы: высокое качество и высокую цену или среднее качество и низкую цену?» большинство клиентов, а именно 92% опрошенных, готовы платить более высокую цену за соответствующее качество товара или услуги.

71% опрошенных считают неоправданными переплату за бренд, положительно ответив на вопрос № 4 «Готовы ли вы платить более высокую цену с учетом бренда/имени компании, если аналогичные товары можно приобрести в менее известной (никому неизвестной) организации, но по низкой цене?»

Однако, если все же готовы, то у большинства (57%) появляется уверенность в качестве товара, вопрос № 5 «Если вы готовы платить больше, то появляется ли у вас уверенность в качестве товаров/услуг?»

Рекомендации знакомых также имеют весомое значение для 96% ответивших «ДА» на вопрос № 6 «Имеют ли для вас значение рекомендации друзей, знакомых?»

100% респондентов положительно ответили на вопрос № 7 «Имеет ли для вас значение сервис?». Безусловно, сервис является одним из главнейших конкурентных преимуществ фирмы.

И также всем опрошенным важно внимательное отношение, так как 100% ответили «ДА» на вопрос № 8 «Вам важно внимательное отношение со стороны сотрудников/руководства организации?»

Но, на удивление, учитывая предыдущие два вопроса, почти все сталкивалась с неприятностями. Так ответили 98% на вопрос № 9 «Приходилось ли сталкиваться с негативным, грубым отношением?»

По результатам ответов на вопрос № 10 «Если «да», то в организации какого типа?», выяснилось, что чаще всего с негативным отношением и грубостью респондентам довелось столкнуться в организациях абсолютно различных сфер: магазины, салоны красоты, рестораны, автосервисы, медицинские учреждения, фитнес-клубы.

При ответе на вопрос № 11 «На что вы в первую очередь обращаете внимание? (назовите ваш определяющий фактор при выборе : будете вы клиентом этой организации или нет)» большинство определили важными и значимыми факторами внешний вид сотрудников и их качества (дружелюбность, вежливость, опрятный внешний вид, компетентность, приветливость), а также для немногих респондентов имеют значение сервис, бренд, отзывы посетителей, спектр услуг, цена и качество работ/услуг.

Ответ на вопрос № 12 «Что категорически неприемлемо для вас при оказании работ/услуг?» позволил узнать, что потребители не готовы воспринимать навязывание, неряшливость, хамство, медленную скорость выполнения сотрудником своей работы, невежливость и грубость, высокомерие по отношению к клиентам, низкое качество, и пренебрежительное отношение.

И вопрос № 13 «Что для вас является конкурентным преимуществом любой организации?» позволил сформировать представление о конкурентных преимуществах фирмы со стороны клиентов. Большинство определяет это как

: индивидуальный подход к клиенту, человеческий фактор, опыт, сервис, чистота и презентабельность, уровень обслуживания, репутация организации. Наибольшее число респондентов определили ключевым фактором в организации - качество работы.

Исходя из результатов опроса следует вывод о том, что было бы логично считать наиболее эффективными для оценки конкурентоспособности фирмы именно методы, основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги предприятия. Однако, данный метод ограничивает исследование и оценку других аспектов деятельности фирмы, что исключает всестороннюю объективную оценку. Стоит отметить, что каждый из существующих методов имеет ограничения, преимущества и недостатки, следовательно, на сегодняшний день не существуют полностью подходящего метода оценки конкурентоспособности фирмы, способного затронуть все сферы деятельности организации: как внутренние, так и внешние.

При этом, в целях восполнения пробелов и преодоления существующих ограничений, для наиболее эффективной оценки конкурентоспособности фирмы рекомендуется применять не один метод, а их совокупность. Это напрямую зависит от задач и целей, которые определяются перед началом оценки.

Использованные источники:

1.Войцеховская И.А. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2005. № 1.

2.Поляничкин Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий / Ю. А. Поляничкин // Бизнес в законе. — 2012. — №3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №1

4. Микроэкономика. Учебник/ под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой.—М.: Юрайт, 2012.

5.Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учеб. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

References:

1. Voitsekhovskaya I.A. Problems of competitiveness in the modern economy // Problems of modern economy. 2005. № 1.

2.Polyanichkin Y.A. Methods of assessing the competitiveness of enterprises / У.А. Polyanichkin // Business Law. - 2012. - №3.

3.Lazarenko A.A. Methods of assessing the competitiveness/ A. Lazarenko // Young scientist. - 2014. - №1.

4.Microeconomics. Textbook / Ed. G.A. Rodinoy, SV Tarasovoy.—M .: Yurayt 2012.

5.Rubin J. B. Theory and practice of entrepreneurial competition: proc. 6-e Izd., M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.