Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МАТРИЧНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ROAD TRANSPORT ORGANIZATION / COMPETITIVENESS / MATRIX METHODS OF ASSESSING COMPETITIVENESS / GRAPHICAL METHODS OF EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюшкина И.А., Титов И.В.

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности автотранспортных предприятий, различные классификации методов оценки конкурентоспособности автотранспортного предприятия, дана характеристика методик, основанных на матричном методе оценки конкурентоспособности фирмы и графических методов, выявлена их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF ROAD TRANSPORT ORGANIZATIONS

The article considers the concept of competitiveness of motor transport enterprises, various classifications of methods for assessing the competitiveness of a motor transport enterprise, describes methods based on the matrix method for assessing the competitiveness of the company and graphical methods, and identifies their advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

_Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2020, №1(17)

УДК 339.13

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.А. Матюшкина, И.В. Титов

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности автотранспортных предприятий, различные классификации методов оценки конкурентоспособности автотранспортного предприятия, дана характеристика методик, основанных на матричном методе оценки конкурентоспособности фирмы и графических методов, выявлена их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: автотранспортная организация, конкурентоспособность, матричные методы оценки конкурентоспособности, графические методы оценки.

В мировой экономике в целом и в экономики каждой отдельной страны автотранспорт относится к одной из наиболее значимых экономических подсистем народного хозяйства, которые являются фундаментом и материальной базой всех сфера производства. Именно отрасль транспорта является фактором, который позволяет организовать процесс мирового обмена товарами и обеспечить реализацию принципа территориального разделения труда. Ключевое значение транспортной отрасли состоит в содействии интенсивного развития межгосударственных торгово-экономических связей, изменению цен на различные виды импортно-экспортной продукции в связи с включением в их конечную стоимость оплату транспортных услуг, повышению уровня жизни населения, расширению объемов транзитных и внешнеторговых перевозок, повышения качества предоставленных транспортных услуг.

Конец ХХ и начало XXI века характеризуется новым этапом развития международных хозяйственных связей, а также глобальным ростом, так называемых, межконтинентальных перевозок. В связи с интеграционными процессами появились новые рынки, международные союзы, содружества и сообщества, такие как Содружество Азиатско-Тихоокеанского региона из тридцати пяти стран, Европейский союз, Северо-Американское соглашение о свободной торговле - НАФТА, куда вошли три страны: Канада, США, Мексика), ассоциация государств Юго-Восточной Азии из семнадцати стран и т.д. [1].

Согласно данным международной статистики в странах с развитой и экономикой быстрыми темпами увеличивается объем международных внешнеторговых грузоперевозок (за последние двадцать пять лет он вырос в два раза и составил 50% от совокупного грузооборота по показателям вывоза, ввоза и транзита груза).

Все это создает предпосылки для развития конкуренции между автотранспортными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на рынке международных грузоперевозок. При этом конкуренция выступает посылом для дальнейшего развития услуг грузоперевозок, позволяет расширять в современных рыночных условиях сферу их применения, а также способствует переходу грузоперевозчиков на эффективные технологии и уменьшению тарифов и цен на транспортные услуги.

Конкурентоспособность транспортного предприятия можно рассматривать и как способность удовлетворять платежеспособный спрос клиентов в перевозках определенного объема и качества, что позволяет занять ведущее место на рынке транспортных услуг и получить максимально полезный эффект.

Следует отметить, что возможность транспортного предприятия конкурировать на рынке транспортных услуг в основном зависит от конкурентоспособности перевозок и совокупности экономических методов производственно-финансовой деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Проблема управления конкурентоспособностью организации, в первую очередь со стороны хозяйствующего субъекта, а также со стороны государства, во многом заключается в отсутствии адекватного метода анализа положения предприятия относительно конкурен-

28

тов, результаты которого могли бы стать обоснованием качественных управленческих решение [2].

Объективная оценка конкурентоспособности предприятия позволяет решить следующие важные задачи: определить реальное положение на определенном рынке; разработать стратегические и тактические мероприятия объективного управления; выбрать партнеров; привлечь необходимые инвестиции.

Однако это возможно только при наличии подходящих объективных методик оценки уровня конкурентоспособности предприятиям. В таблице 1 представлена классификация методов оценки конкурентоспособности.

Таблица 1 - Классификация методов оценки конкурентоспособности

Группа методов оценки конкурентоспособности Методы анализа конкурентоспособности предприятия

1. Вид получаемых данных об уровне конкурентоспособности

1.1 Количественные - экономико-математические; - статистические; - рейтинговые - бухгалтерские - комплексные - методы, основанные на теории эффективной конкуренции

1.2 Качественные - матричные; - графические; - оценка с позиции сравнительных преимуществ; - оценка с позиции теории равновесия; - метод на основе анализа ключевых факторов успеха.

1.3 Описательные - факторная модель Портера; - бенчмаркинг; - ЬОТ8-анализ; - Р1Ы8-анализ; - вЛР-анализ.

1.4 Смешанные - функционально-стоимостной анализ; - модель И. Ансоффа «товар-рынок»; - использование карты позиционирования.

2. Способ получения информации

2.1 Измерительные 2.2 Регистрационные 2.3 Расчетные 2.4 Экспериментальные

3. Форма получения результатов анализа

3.1 Матричные 3.2 Графические 3.3 Аналитические 3.4 Параметрические

С другой стороны, недостатком этих методов является невозможность выявить причины происходящих процессов, что усложняет выработку управленческих решений. Также стоит отметить трудоемкость сбора необходимой для анализа информации.

В ее основу в качестве классификационных признаков заложены вид получаемых данных об уровне конкурентоспособности источник получения информации способ получения информации способ отображения результатов анализа конкурентоспособности получаемого в ходе оценки.

В рамках последнего классификационного признака выделенные методы анализируются с точки зрения их преимуществ и недостатков. Этому классификационному признаку было отдано предпочтение в силу его значимости при выборе методики анализа конкурентоспособности [3].

Матричные методы основываются на оценке деятельности предприятия и его продукции с позиции маркетинга. При его использовании конкурентоспособность оценивается в динамике. Сущность оценки состоит в построении матрицы с использованием двух показателей, один из которых чаще является временным и ее последующего анализа. Стоит отметить явное преимущество данной группы методов при условии наличия достаточной информации об объемах реализации и относительных долях рынков конкурентов его использование позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки и выработать стратегию по-

ведения на рынке для каждой стратегической единицы бизнеса, учитывая особенности ее положения.

В таблице 2 представлены основные методики оценки конкурентоспособности организации, основанные на построении матриц. Основным общим недостатком вышеперечисленных методов является отсутствие интегрального коэффициента конкурентоспособности.

Таблица 2 - Характеристика методик, основанных на матричном методе оценки конкурентоспособности фирмы_

Название методики Суть методики Характеристика методики

SWOT- анализ На основе модели Портера разработан контрольный лист SWOT- анализа, заполнив который, можно оценить сильные и слабые стороны и выбрать одну из стратегий поведения. Показатели конкурентоспособности оцениваются по следующим блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия охватывается основные сферы функционирования предприятия, но не дает интегрального показателя конкурентоспособности. Она основана на экспертных оценках, что вносит определенный субъективизм.

Матрица Mc Kinsey Построение матрицы по параметрам привлекательность рынка и конкурентная позиция на нем позволяет получить девять зон, в которых позиционируют все составляющие портфеля предприятия. На основе экспертных методов выбираются существенные критерии оценки, их вес и значение, что снижает объективность полученных данных. С другой стороны метод является наглядным отображением положения фирмы на рынке с точки зрения успешности.

Матрица «БКГ» Методика заключается в построении матрицы с использованием двух показателей. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали - относительная доля продуцента на рынке в логарифмическом масштабе. Недостатком, осложняющим практическое использование данной методики, является отсутствие достоверной информации о рынке и конкурентах.

Матрица Портера Данная матрица стоится по двум параметрам: область конкуренции и политики фирмы в отношении издержек и дифференциации товаров. Учитывает только два типа конкурентных преимуществ, не позволяет выявить причину неудовлетворительно уровня конкурентоспособности

Однако используя матричные методы, организация может выбрать одну из данных стратегий:

- стратегия проникновение на рынок. Она является достаточно простой для организации в силу этого относится к одной из наиболее часто применяемых стратегий. Стратегия направлена на повышение конкурентоспособности конкретной транспортной услуги, а не организации в целом;

- стратегия расширения, ориентируется на адаптацию транспортных услуг на новые рынки сбыта или новый рыночный сегмент;

- стратегия развития транспортной услуги базируется на применении инновационных технологий предоставления услуги и требует создания нового для рынка вида услуги;

- стратегия диверсификации услуг направлена на создание принципиально новы для рынка услуг.

Вторая группа методов оценки конкурентоспособности организации - параметрические методы, которые основаны на расчете интегрального коэффициента конкурентоспособности. Они могут характеризовать либо товар, производимый организацией, и распространять полученный результат на нее саму, либо деятельность предприятия комплексно с помощью ряда характеристик. Анализ конкурентоспособности с помощью графических методов в основном сводятся к построению многоугольника или радара конкурентоспособности. Кроме того, в данную группу можно отнести метод профилей и отображение различных явлений с помощью графиков. Их описание и сравнительный анализ представлены в таблице 3.

_Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2020, №1(17)

Таблица 3 - Характеристика графических методов оценки конкурентоспособности

фирмы

Название методики Формула для расчета и условные обозначения Характеристика методики

Многоугольник конкурентоспособности I = 8р / 8; I - критерий конкурентоспособности; Sp - площадь радара, 2 мм , соответствующего определенному предприятию; 8 - общая площадь оценочного круга, равная S=3,14 г2 (г- радиус оценочного круга, мм) Предполагает построение многоугольника на осях, количество которых соответствует числу критериев (п) конкурентоспособности. Линия, соединяя точки, соответствующие значению критериев, образуют многоугольник. Данный метод не позволяет установить значение обобщенного критерия конкурентоспособности и соответственно уровень конкурентоспособности, но дает наглядное представление о критериях, по которым различаются предприятия.

Радар конкурентоспособности К = 10 / 1баз; К - уровень конкурентоспособности; 10 - критерий кон-курентос-пособности оцениваемого предприятия; 1баз - критерий конкурентоспособности базового предприятия Суть метода, преимущества и недостатки схожи с предыдущим, но в данном случае строятся радары на п осях, соответствующих п единичным параметрам, что делает его более наглядным.

Метод профиль требований К1 = сумма ЭО/ количество экспертов, ЭО - экспертная оценка Полученные средние значения по каждому значимому параметру для компании и конкурента отмечают на шкале экспертных оценок, а соединяющая их линия показывает разницу в конкурентоспособности по отдельным критериям. Количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, при использовании данной методики является неограниченным.

Методы, предполагающие оценку конкурентоспособности транспортной услуги предприятия с расчетом коэффициента, основываются на суждении о том, что чем выше конкурентоспособность услуги предприятия, тем более конкурентоспособным является само предприятие. Для определения уровня конкурентоспособности услуг используется чаще всего различные маркетинговые и квалиметрические методы. При этом значение, характеризующее качество соотносится со стоимостной характеристикой товара. Расчет показателя конкурентоспособности по определённому виду услуг осуществляется с использованием экономического и параметрического индексов конкурентоспособности, которые определяется путем суммирования частные индексов по каждому оцениваемому параметру с учетом их значимости.

Каждый из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение физического значения оцениваемого параметра к значению соответствующего показателя, характеризующее продукцию конкурента (либо эталон) [4].

При этом параметрический индекс рассчитывается на основе оценки качественных параметров продукции, экономический - на основе стоимостных. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров определяется с помощью экспертов. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые способствуют снижению конкурентоспособности.

Исходя из этого, проведение данного анализа является жизненно необходимой составляющей каждого предприятия, поскольку, не зная того, что нужно потребителю и какими конкурентными преимуществами обладают соперники, не стремясь исправить сложившееся не завидное положение можно прийти к банкротству.

Последняя группа методов оценки конкурентоспособности - это методы в основе которых лежит аналитический подход к оценке конкурентоспособности организации. Они включают в себя рейтинговую оценку, оценку конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли, оценку конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости, оценку на основе теории эффективной конкуренции, модель «привлекательность рынка -

преимущества в конкуренции».

Список литературы

1. Буякова И.А. Инновационная модель развития региона / И.А. Буякова, О.М. Михалева // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3-1. С. 92-95.

2. Матюшкина И.А. Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в современных условиях / И.А. Матюшкина, С.А. Ситник // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2 (79). С. 467-471.

3. Хмельницкий А.Д. Проблемы функционирования автотранспортного бизнеса: эволюция преобразований и стратегические ориентиры развития: монография / А.Д. Хмельницкий. - М.: РИОР: Инфра-М, 2015. - 224 с.

4. Гавриков В.А. Факторы конкурентоспособности автотранспортного предприятия / В.А. Гавриков, Н.Ю. Залукаева // Транспортное дело России. - 2017. - №5. - С. 54-56.

Сведения об авторах

Матюшкина Ирина Алексеевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

тел. +79532856824, e-mail: vuyakova@yandex.ru

Титов Игорь Владимирович, магистрант 2 курса очной формы обучения направления подготовки 38.04.01 Экономика Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

тел. 8-961-000-71-67, e-mail: mr.igor.titov.1995@mail.ru

UDR 339.13

METHODS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF ROAD TRANSPORT

ORGANIZATIONS

I.A. Matyushkina, I.V. Titov

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Bryansk State Academician I.G. Petrovski University»

The article considers the concept of competitiveness of motor transport enterprises, various classifications of methods for assessing the competitiveness of a motor transport enterprise, describes methods based on the matrix method for assessing the competitiveness of the company and graphical methods, and identifies their advantages and disadvantages. Keywords: road transport organization, competitiveness, matrix methods of assessing competitiveness, graphical methods of evaluation.

References

1. Buyakova I.A. Innovacionnaya model' razvitiya regiona / I.A. Buyakova, O.M. Mihaleva // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 3-1. S. 92-95.

2. Matyushkina I.A. Problemy i perspektivy razvitiya rynka transportnyh uslug v sovremen-nyh usloviyah / I.A. Matyushkina, S.A. Sitnik // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 2-2 (79). S. 467-471.

3. Hmel'nickij A.D. Problemy funkcionirovaniya avtotransportnogo biznesa: evolyuciya preobrazovanij i strategicheskie orientiry razvitiya: monografiya / A.D. Hmel'nickij. - M.: RIOR:

_Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2020, №1(17)

Infra-M, 2015. - 224 s.

4. Gavrikov V.A. Faktory konkurentosposobnosti avtotransportnogo predpriyatiya / V.A. Gavrikov, N.YU. Zalukaeva // Transportnoe delo Rossii. - 2017. - №5. - S. 54-56.

Author's information

Matyushkina I.A. - candidate of economic sciences, associate Professor, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, tel.: 8-953-285-68-24, е-mail: vuyako-va@yandex.ru

Titov I.V. - master's degree student of the 2nd year of full time education 38.04.01 Economics of the Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, tel.: 8-961-000-71-67, e-mail: mr.igor.titov.1995@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.