Научная статья на тему 'Методы оценки конкурентоспособности'

Методы оценки конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4055
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова Е.Н.

На сегодняшний день разработано и применяется на практике довольно большое количество методов определения конкурентоспособности предприятия. В статье рассматриваются и анализируются некоторые методы оценки конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS ASSESSMENT METHODS

To date, developed and applied in practice quite a large number of methods for determining the competitiveness of the enterprise. The article discusses and analyzes some methods of estimation of competitiveness of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Методы оценки конкурентоспособности»

точно сложно планировать аудит рискованных сфер деятельности предприятия и тестирование эффективности существующей системы внутреннего контроля при отсутствии карты рисков по видам деятельности, а также методики ранжирования их приоритетности. Необходимо совершенствовать систему риск-менеджмента, документировать основные (ключевые) риски и существующие контрольные процедуры в разрезе отдельных бизнес-процессов.

Список литературы

1. Воропаев, Ю.Н. Оценка внутреннего контроля. [Текст] / Ю.Н. Воропаев // Бухгалтерский учет, 2013. - № 2.

2. Рахманкулов, И.Ш. Тестирование эффективности системы внутреннего аудита. [Текст] / И.Ш. Рахманкулов // Вестник экономики, права и социологии. 2014. №1.

3. Сонин, А.М. Внутренний аудит. Современный подход. [Текст] / А.М. Сонин. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 64 с.

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

Пименова Е.Н.

магистрант ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Липецкий филиал

г. Липецк, Россия

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация: На сегодняшний день разработано и применяется на практике довольно большое количество методов определения конкурентоспособности предприятия. В статье рассматриваются и анализируются некоторые методы оценки конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: методы оценки, конкурентоспособность, критерии оценки, показатели конкурентоспособности.

Pimenova E.N.

undergraduate

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk branch

Lipetsk, Russia

COMPETITIVENESS ASSESSMENT METHODS

Abstract: To date, developed and applied in practice quite a large number of methods for determining the competitiveness of the enterprise. The article discusses and analyzes some methods of estimation of competitiveness of the enterprise.

Key words: methods of evaluation, competitiveness, criteria for evaluation, indicators of competitiveness.

Конкурентоспособность, как экономическая категория, обусловленная особенностями рыночной экономики, проявляется в процессе конкурентной борьбы между участниками рынка. В экономике выделяют четыре вида стратегий ведения конкуренции, которые применяют предприятия-участники рынка. «Силовая» - реализуется, когда предприятия-соперники переманивают друг у друга покупателей, предлагая им товар по более низкой цене. Гранью проявлением подобного соперничества является демпинг. Такое, казалось бы, иррациональное поведение может иметь результат, а может закончиться и обоюдным разорением конкурентов. «Нишевая» стратегия по принципу «дорого, но очень качественно». Клиентами таких предприятий становятся элитарные покупатели. Завоевывая их признание, предприятие захватывает определенную «рыночную нишу» - сегмент рынка покупателей с особыми запросами. «Соединяющая» стратегия проявляется в стремлении предприятия индивидуализировать свои товары, путем вариациями из стандартного товара, с особенностями в соответствии с пожеланиями клиента, по заранее заполненной заявке. «Пионерная» стратегия, на мой взгляд, самая опасная и сложная, требующая полной отдачи, заключается в поиске, создании предприятием революционных технических и организационных решений, которые позволили бы привлечь покупателя низкой ценой, высоким качеством, а может даже и новшеством.

Современная экономика предъявляет новые требования к эффективности функционирования предприятий, что является результатом реализацией принятой фирмой конкурентной стратегии и в значительной степени проявляется через показатель конкурентоспособности производимого ими продукта, или реализацию конкурентных преиму-

ществ предприятия. При анализе уровня конкурентоспособности сложно обойтись без большого количества показателей, обычно используемых при проведении общего анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Классификация методов оценки конкурентоспособности в зависимости от формы предоставления данных: графические, матричные, расчетные, комбинированные методы.

Конкурентоспособность предприятия может быть определена качественно (SWOT- анализ, матричные методы, рейтинго-экспертные) и количественно количественные (индексный метод и его производные, методы оценки по доле рынка, продукции и показателям состояния предприятия). Наиболее предпочтительна последняя оценка, так как она позволяет увязать ее с мерой инвестиционной привлекательности.

На данный момент разработано достаточно большое количество методов определения и оценки конкурентоспособности предприятия.

В одних методах оценка основана на результатах хозяйственной деятельности. Суть методов заключается в том, что конкурентоспособность - это способности ведения прибыльной хозяйственной деятельности в условиях конкурентного рынка. В других - проводят оценку главных факторов таких как: качество, стоимость, сервис и т.п. Третье направление - определяется внутренними факторами, которыми предприятие располагает, например основные средства, уровень финансового менеджмента и т.д. В таких методах делается попытка оценить потенциальную, а не фактическую конкурентоспособность. Данные методы, на мой взгляд, нельзя считать точными, так как в данном случае оценивается потенциал, который не всегда может быть эффективно использован.

Рассмотрим наиболее часто применяемые методы оценки конкурентоспособности, предлагаемые в специальной литературе, и проведем их сравнительный анализ.

На сегодняшний день разработано и применяется на практике довольно большое количество методов определения конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим основные подходы, предлагаемые в специальной литературе для оценки конкурентоспособности, и проведем их сравнительный анализ.

1. Метод «профилей» и качества. Конкурентоспособность предприятия по данному методу - конкурентоспособность товара. Для оценки берется наиболее важный критерий, который моет оценить покупатель, один или несколько, удовлетворяющие запросу клиента и далее проводится сравнение показатель продукта с подобными про-

дуктами предприятий - конкурентов. Недостатки: а) сложность расчета, т.к. не содержат однозначных и простых критериев; б) результативность снижается, т.к. при оценке не учитываются экономические показатели хозяйственной деятельности.

2. Функциональный подход. Конкурентоспособность предприятия по данному методу - соотношение цена-качество; загрузка производственных мощностей; объемы выпуска продукции; норма прибыли и т.д. Подобный метод позволяет избежать недостатков вышеуказанного метода, т.к. при оценке используются косвенные показатели хозяйственной деятельности. На мой взгляд, данный метод достаточно объективный, позволяющий в короткие сроки оценить положение предприятия на рынке.

3. Метод «бенчмаркинга» (от англ. bench mark - начало отсчета) самый современный метод оценки конкурентоспособности. Цель -выявление лучших практических методов у наиболее успешных конкурентов, которыми можно воспользоваться для совершенствования своего производства. Это безусловно преимущество данного метода. Бенчмаркинг состоит из четырех этапов: - поиск объектов, относительно которых будет проходить сравнение; - выявление аспектов бизнеса, которые подлежат сравнению с контрольными критериями; -сбор весомых данных, позволяющих провести сравнение между процессами и операциями; - сравнение полученной информации с собственными процессами. Но отсюда следует и существенный недостаток: необходимая информация о конкуренте может быть попросту недоступна иным лицам по соображению о коммерческой тайне, т.к. это совершенно не выгодно успешному предприятию, чтобы его догнали или даже опередили по производству продукции на рынке.

4. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Считаю наиболее эффективным и простым методом оценки конкурентоспособности. Предприятие тем успешнее, а значит и конкурентоспособнее, чем эффективнее организована и слажена работа всех подразделений и управлений. На работу всех служб оказывает влияние такие факторы как ресурсы фирмы. В основе метода лежит оценка трех групп показателей: а) эффективность производства, б) финансовое состояние предприятия, в) спрос и предложение производимого товара. Преимущества: охватываются все значимые оценки деятельности предприятия, краткосрочность получения общей картины положения предприятия на рынке. Данный метод можно использовать как контроль за подразделениями в разные периоды времени.

Таким образом, ни один из рассмотренных методов нельзя считать эталоном, т.к. каждый имеет свои недостатки и оценивает по совершенно разным критериям. Выбор метода зависит от цели исследования, наличия исходной информации, сроки и полноту результата.

Для каждого объекта предпринимательства метод оценки подбирается индивидуально с учетом всех особенностей. Вследствие чего логичнее объединить теоретические и практические подходы для предприятий, обладающих схожими характеристиками.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: в настоящее время существует большое многообразие методик оценки конкурентоспособности предприятия, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы, но в то же время определенного единого подхода нет. Поэтому при выборе методики следует использовать ситуационный подход, адаптируя и совершенствуя ее в каждом конкретном случае.

Список литературы

1. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие для вузов [Текст] / А.Ю. Юданов. - М. : Акалис, 2011. - 272 с.

2. Шевченко, И.В. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий с позиции мирового опыта [Текст] / И.В. Шевченко. - Финансы и кредит, 2004. - 60 с.

3. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер; пер. с англ.; под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2004. - 896 с.

4. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 312 с.

Позднякова С.В.

старший преподаватель кафедры экономики Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

Аннотация: в статье представлен анализ деятельности коммерческих банков Российской Федерации по выпуску пластиковых карт по состоянию на 2015 год, проанализированы лидеры по портфелю карточных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.