Научная статья на тему 'Методы оценки качества дизельного топлива'

Методы оценки качества дизельного топлива Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
649
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯЗКОСТЬ / СМОЛА / СТАБИЛЬНОСТЬ / ТОПЛИВО / ЦВЕТ / ПЛОТНОСТЬ / ИСПАРЯЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Файзуллаев Фарход Солихович, Омонкулов Олимжон Тулкинович, Базаров Гайрат Рашидович

К дизельному топливу предъявляют требования, аналогичные требованиям к бензину, однако из них можно выделить специфические, обусловленные особенностями смесеобразования и воспламенения в дизеле: сохранение текучести и определенной вязкости при возможно более низких температурах, с целью обеспечения надежной подачи в цилиндры двигателя, хорошее смесеобразование и воспламеняемость при впрыскивании в камеру сгорания. Данные требования заложены в физико-химических свойствах дизельного топлива, которые определяют их эксплуатационные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки качества дизельного топлива»

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

1 2 3

Файзуллаев Ф.С. , Омонкулов О.Т. , Базаров Г.Р.

1Файзуллаев Фарход Солихович - магистр;

2Омонкулов Олимжон Тулкинович - магистр;

3Базаров Гайрат Рашидович - заведующий кафедрой, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: к дизельному топливу предъявляют требования, аналогичные требованиям к бензину, однако из них можно выделить специфические, обусловленные особенностями смесеобразования и воспламенения в дизеле: сохранение текучести и определенной вязкости при возможно более низких температурах, с целью обеспечения надежной подачи в цилиндры двигателя, хорошее смесеобразование и воспламеняемость при впрыскивании в камеру сгорания. Данные требования заложены в физико-химических свойствах дизельного топлива, которые определяют их эксплуатационные качества.

Ключевые слова: вязкость, смола, стабильность, топливо, цвет, плотность, испаряемость.

Дизельное топливо после бензина относится к самым массовым продуктам, применяемым на автомобильном транспорте.

Наибольшее влияние на физико-химические свойства дизельного топлива оказывает вязкость, которая характеризует подвижность топлива, величину внутреннего трения, взаимную силу сцепления молекул.

Для дизельного топлива указывается кинематическая вязкость. От вязкости топлива зависит качество его распыливания в цилиндре, дальнобойность струи, четкость начала и конца подачи топлива форсункой.

Кинематическая вязкость в условиях летней эксплуатации топлива находится в пределах (3...6) • 10-6 м2/с, зимней - (1,8...6) • 10-6 м2/с, арктической - (1,5...4) • 10-6 м2/с.

Плотность дизельного топлива тоже заметно влияет на смесеобразование. Для товарного дизельного топлива плотность составляет 830...875 кг/м3.

Испаряемость влияет на смесеобразование, а показателем, ее характеризующим, является фракционный состав. Облегченный фракционный состав характеризует лучшую испаряемость топлива, которая способствует образованию однородной горючей смеси.

Оценка дизельного топлива по внешнему виду и определение его плотности выполняется теми же методами, которые рассмотрены и описаны применительно к бензинам.

Наличие растворенных смол в дизельном топливе придает ему окраску. В зависимости от количества смол и их состава цвет топлива, определяемый в стеклянных цилиндрах диаметром 40...55 мм, изменяется от желтого до светло-коричневого. Чем светлее топливо (меньшая интенсивность окраски), тем меньше в нем смолистых веществ и тем выше его качество [1].

Запах у дизельного топлива нерезкий из-за более тяжелого фракционного состава. Зимние и, особенно, арктические сорта дизельного топлива мало отличаются по фракционному составу от керосинов, поэтому по запаху они в определенной степени могут быть схожи с керосином.

Плотность дизельного топлива стандартизирована при 20°С и равна 860, 840 и 830 кг/м3 соответственно для летнего, зимнего и арктического топлива.

Капля дизельного топлива после испарения оставляет на листе чистой бумаги жирное пятно, в то время как бензин испаряется бесследно или почти бесследно.

Загрязненность дизельного топлива механическими примесями может быть обнаружена путем пропускания примерно одного литра топлива через светлую

37

фильтровальную бумагу. По задержанному фильтром количеству примесей можно судить о его загрязненности.

Физическая стабильность у дизельного топлива более высокая, чем у бензина, поэтому при соблюдении условий хранения первоначальное качество дизельного топлива практически не ухудшается.

Вода также отслаивается от топлива и оседает на дне посуды, что и позволяет установить ее присутствие. В неотстоявшемся топливе вода вызывает его помутнение [2].

Автохозяйства, получающие дизельное топливо на нефтебазах, могут контролировать его качество по паспорту, выдаваемому снабжающей организацией. Сопоставляя значения физико-химических показателей по паспорту с техническими условиями, можно установить соответствие данной партии топлива требованиям технических условий. При этом в зимний период особое внимание следует обращать на вязкостно-температурные показатели, определяющие возможность использования топлива при низких температурах.

Список литературы

1. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1986. 279 с.

2. Справочник по горюче--смазочным материалам / Под ред. Беляева В.А. Нижний Новгород: Вента-2, 2000. 360 с.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ОДЕЖДЫ НА ФИГУРЫ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ОТ ТИПОВОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Шодиев Г.Ш.

Шодиев Голиб Шодмонович - ассистент, кафедра оборудования и технологии легкой промышленности, факультет инженерной техники, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показана конструкция, изготовленная по чертежам, на типовые фигуры или на фигуры, близкие к типовым, не подходящие людям, имеющим какие-либо отклонения размеров и форм своей фигуры от размеров и форм типовой фигуры. Среди этих отклонений наиболее серьезными являются перегибистая и сутулая осанка, а также наличие чрезмерных жироотложений на верхних или нижних участках тела и большое выступание живота. Статическое соответствие (качество посадки) одежды определяется ее соразмерностью и балансом. К числу основных видов отклонений фигур от типового телосложения, оказывающих существенное влияние на качество посадки одежды, относится, прежде всего, различная осанка.

Ключевые слова: фигура, высота плеч, одежда, сутулая осанка.

В настоящее время в швейной промышленности вся одежда изготавливается только для людей типового телосложения с умеренным развитием мускулатуры, слабым, умеренным или обильным жироотложением, нормальной высотой плеч и средними изгибами спинного контура туловища (осанкой). Однако известно, что часто встречаются люди, имеющие различные отклонения в телосложении от типового. И именно такие люди чаще всего обращаются к услугам предприятий, изготовляющих одежду на заказ [1].

Одежда, изготовленная по чертежам на типовые фигуры или на фигуры, близкие к типовым, не подходит людям, имеющим какие-либо отклонения размеров и формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.