Научная статья на тему 'Методы оценки эффективности компаний с государственным участием'

Методы оценки эффективности компаний с государственным участием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КОМПАНИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раваев М. Н.

В статье рассматриваются различные методы оценки эффективности компаний с государственным участием, анализируется существующий опыт проведения оценки в сфере экономической деятельности, закупок и инновационной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раваев М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки эффективности компаний с государственным участием»

электронный научно-экономический журнал стр 17

Методы оценки эффективности компаний с государственным участием

Автор статьи: Раваев М.Н., аспирант

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Ravaev M.B., postgraduate student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University )

Methods for evaluating the effectiveness of state-owned companies

Аннотация: в статье рассматриваются различные методы оценки эффективности компаний с государственным участием, анализируется существующий опыт проведения оценки в сфере экономической деятельности, закупок и инновационной деятельности предприятия.

Ключевые слова: эффективность, компании с государственным участием.

Abstract: the article discusses different assessment methods of efficiency of companies with state participation, analyzing accumulated experience of evaluation in sphere of economic activities, state procurements and innovation activities of companies.

Key words: efficiency, companies with state participation.

В настоящее время проблемам поощрения эффективности компаний с государственным участием уделяется особое внимание в связи с растущей актуальностью вовлечения всех видов ресурсов в условиях нарастания глобального финансово-экономического кризиса. По данным Министерства экономического развития России, доля государственного сектора в экономике страны достигла 50% ВВП [4], занимая при этом ведущие позиции в ключевых отраслях экономики: в инфраструктуре, энергетике, ОПК, тяжелой и легкой промышленности, имея тесные хозяйственные кооперационные связи со многими предприятиями по всей стране.

Предприятия с государственным участием представляются основополагающими в важнейших секторах экономики. Регулирование и стимулирование их деятельности происходит в рамках государственных программ и программ инновационного развития, которые формируются в соответствии с поручениями президента России и правительства Российской Федерации на среднесрочный период (5-7 лет) с учетом приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики и содержат комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также на инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации.

Программы инновационного развития интегрированы в бизнес-стратегию развития компаний, содействуют модернизации и технологическому развитию компаний путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов, включая:

• уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;

• экономию энергетических ресурсов в процессе производства;

• улучшение потребительских свойств производимой продукции (повышение качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности, уменьшение числа отказов и аварий при эксплуатации, увеличение гарантийного срока эксплуатации, повышение степени утилизации продукции);

• повышение производительности труда;

• повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства.

электронный научно-экономический журнал стр 18

Целью инициативы по подготовке Программ инновационного развития было придание мощного импульса процессам инновационного обновления экономики России, создание открытого рынка новаций для каждой стратегической компании и упрощение коммуникации между государством и бизнесом. Тем более это становится актуальным при различных формах государственно-частного партнерства. Инициированного в качестве управленческих новаций даже в федеральных органах исполнительной власти [3, с.58-59]. В рамках проделанной работы появляется возможность для оценки эффективности ключевых показателей.

Одним из методов оценки эффективности компании все более становится метод построения сбалансированной матрицы системы показателей [1]. Последняя как центральное звено всей сбалансированной системы показателей является элементом концепции системы стратегического управления эффективностью и позволяет организациям определять стратегические цели и управлять их достижением, сопоставляя цели и результаты. Более того, сбалансированная система показателей становится одним из важнейших инструментов в совершенствовании внутренней организации федеральных органов исполнительной власти [2, с.207] Концепция сбалансированной системы показателей включает в себя четыре основных направления:

• Финансы: включает финансовые показатели организации и позволяет менеджерам контролировать финансовый успех и капитализацию компании.

• Клиенты: включает показатели взаимоотношений с клиентом, такие, как удовлетворенность клиента, рыночная доля в целевом сегменте, отличительные черты товаров и услуг.

• Процессы: включает важные операционные цели и подчеркивает ключевые процессы, необходимые для удовлетворения запросов клиентов.

• Персонал: включает нематериальные факторы будущего успеха, такие, как человеческий капитал, организационный капитал, информационный капитал, в том числе навыки и квалификацию, корпоративную культуру, информационные системы и базы данных.

Данная концепция вполне может применяться к компаниям с государственным участием с учетом адаптации ее под особенности субъекта управления. Так, например, необходимо изменить место перспективы, маркированной в методике как «Финансы» в структуре стратегической карты. К примеру, многие организации государственного сектора и некоммерческие организации перемещают «Финансы» в низ схемы. Общая цель большинства организаций государственного сектора, правительственных и некоммерческих организаций не состоит в увеличении прибыли. Финансы и инфраструктура - важные ресурсы, которые необходимо использовать максимально эффективно для достижения стратегических целей. Главная цель организаций государственного сектора, правительственных и некоммерческих организаций - предоставить услуги ключевым клиентам, которыми могут выступать правительственные органы или определенные сообщества. Перспектива «Ключевые клиенты» располагается наверху схемы, чтобы подчеркнуть важность результата в данной перспективе.

В свою очередь, анализ закупочной сферы деятельности компании с государственным участием представляет собой отдельную область оценки эффективности, которые должны совершать закупки по определенным правилам с соблюдением принципов конкурентности и экономичности. На текущий момент закупочная деятельность унитарных предприятий и хозяйственных обществ, доля государственного участия в которых в совокупности превышает 50%, регулируется Федеральным законом [5].

Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» предоставило методику дистанционного рейтинга качества управления закупочной деятельностью компаний с государственным участием и государственных корпораций [6]. Основными принципами этой методики являются:

• Построение рейтинговой оценки основывается на модели зависимости рейтингового функционала от интегральных факторов, характеризующих различные аспекты организации управления закупочной деятельностью компании.

• В качестве интегральных факторов рассматриваются крупные группы показателей (соотношений), отражающие соответствие организации управления закупочной деятельностью компании базовым требованиям российского законодательства, регулирующего закупочную деятельность компаний с государственным участием и государственных корпораций, задачам обеспечения информационной открытости закупок и справедливой конкуренции поставщиков, удовлетворения потребностей компании в результате проведения закупок, предотвращения коррупции и конфликта интересов, а

электронный научно-экономический журнал стр 19

также обеспечения эффективности работы менеджмента, осуществляющего управление закупочной деятельностью.

• Каждый из интегральных факторов содержит несколько показателей (соотношений), характеризующих соответствие отдельных аспектов организации управления и практики закупочной деятельности компании базовым требованиям российского законодательства, регулирующего закупочную деятельность компаний с государственным участием и государственных корпораций, а также лучшим практикам корпоративного управления. Полный перечень анализируемых показателей и соотношений приведен в разделе 5 анализируемой методики.

• В соответствии с результатами анализа влияния каждого показателя (соотношения) на результирующий интегральный фактор ему присваивается индекс, который может принимать одно из трех значений: -1 (негативное влияние), 0 (нейтральное влияние), +1 (позитивное влияние). Показателю (соотношению) также могут присваиваться индексы: -2 (негативное влияние) и +2 (позитивное влияние), которые для определения значения результирующего показателя расцениваются как два индекса -1 или два индекса +1 соответственно.

Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:

а) нормативная база и организация закупочной деятельности компании;

б) обеспечение информационной «прозрачности» закупок и справедливой конкуренции поставщиков;

в) удовлетворение потребностей Компании в результате проведения закупок;

г) защита от коррупции и предотвращение конфликта интересов.

Таким образом, оценка эффективности компании с государственным участием может осуществляться по трем направлениям:

• инновационная эффективность, заключающаяся в стратегических особенностях компании;

• экономическая эффективность

• эффективность в сфере закупок.

Оптимизация соотношения затрат и результатов в данных направлениях способствует развитию не только самой компании, но и других хозяйствующих субъектов. Однако важно понимать, что любая экономическая деятельность несет социальный эффект, поэтому укрепление корпоративной культуры компании с государственным участием и общественная сторона жизнедеятельности компании (экология, социальная ответственность) должны быть также подчинены принципу эффективности.

Список литературы

1. Каплан Р. С, Нортон Д. П. «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию». - М, 2012.

2. Попадюк Н.К., Семкина О.С. Новации во внутренней организации государственных органов как индикатор начала смены парадигмы государственного управления. Вестник университета (Государственный университет управления), 2014, №12, с.205-208.

3. Прокофьев С.Е., Попадюк Н.К. Новации в организации государственного управления в дискурсе неолиберализма. - Вестник университета (Государственный университет управления), 2015, № 6, с.56-61.

4. Токарева А. «Госсектор в экономике России» [Электронный ресурс] URL: http://www.kommersant.ru/doc/2233355

5. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридических лиц».

6. Эксперт-РА «Методика дистанционного рейтинга качества управления закупочной деятельностью компаний с государственным участием и государственных корпораций» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 157930/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.