к девушкам контрольной группы. Так у девушек экспериментальной группы на конец учебного года результат в прыжках в длину с места составил 174,1±2,76 см, то есть они повысили свои показатели в среднем на 11 см, тогда как девушки контрольной группы смогли улучшить свои результаты лишь на 4,1 см до 163,7±2,48 см.
В выполнении тестового упражнения сгибание и разгибание рук в упоре лежа девушки экспериментальной группы улучшили свои результаты на 8,7 раз, а девушки контрольной группы - на 1,5 раза.
Таким образом, экспериментальная методика показала свою эффективность, поэтому может использоваться на занятиях физической культурой со студентами других направлений подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хамидуллина Г.Ф. Исследование мотивов посещения занятий физической культурой у студентов технических вузов / Г.Ф. Хамидуллина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 355-358.
2. Васенков Н.В. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 2 (11). - С. 65-68.
3. Фазлеева Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.
4. Хамидуллина Г.Ф. Изучение мотивов занятий игровыми видами спорта и единоборствами студентов во время прохождения элективных курсов по физической культуре / Г.Ф. Хамидуллина, М.В. Питеркина, А.Г. Пророкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 467-471.
REFERENCES
1. Khamidullina G.F. (2021), "Investigation of the motives of attending physical education classes among students of technical universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 355-358.
2. Vasenkov, N.V. and Minnibaev, E.Sh. (2016), "All-Russian sport complex "TRP": readiness of students to meet the standards and requirement", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No. 2, pp. 6568.
3. Fazleyeva, E.V. and Vasenkov, N.V. (2010), "Problems of motivation of physical activity of the university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 83-85.
4. Khamidullina G.F., Piterkina M.V., and Prorokova A.G. (2020), "Studying the motives of playing sports and martial arts of students during elective courses in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 467-471.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.08.2022
УДК 796.011
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ В ПРАКТИКЕ
СПОРТА
Юрий Анатольевич Баранаев, кандидат педагогических наук, доцент, Белорусский государственный университет физической культуры, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация
В статье дается обзор использования различных методов для оценки биологической зрелости детей. Целью исследования явилось выявление доступного, надежного и информативного метода для оценки биологической зрелости детей, который сможет получить широкое применение в спортивной практике. В работе использованы методы теоретического анализа и обобщения, библиографический метод поиска и изучения научной информации, системный анализ. Проведенный анализ показал, что
существуют различные методы оценки биологической зрелости, но большинство из них имеют значимые недостатки для широкого применения в практике спорта. Был выявлен достаточно инновационный, доступный, надежный метод для спортивных практиков. Метод прогнозирования максимума ростового скачка, позволяет тренерам более объективно оценивать перспективность ребенка при спортивном отборе, особенно в период полового созревания; повысить эффективность тренировочного процесса детей с учетом биологического развития, тем самым сохранив их здоровье и повысив уровень спортивных результатов.
Ключевые слова: биологическая зрелость, методы, дети, спортивный отбор, сенситивные периоды, максимум ростового скачка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p12-20
ASSESSMENT METHODS OF BIOLOGICAL MATURITY OF CHILDREN IN SPORT
SCIENCE
Yury Anatolievich Baranaev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, Republic of Belarus
Abstract
This article discusses the use of different methods to assess the biological maturity of children. The aim of the research is to identify an accessible, reliable and informative method for assessing biological maturity that can be widely used in sports practice. We have used methods of theoretical analysis and generalization, the bibliographic method of scientific information search and study and the system analysis. The results showed that there are different methods of biological maturity estimation, but most of them have disadvantages for wide application in sport practice. A fairly innovative, accessible and reliable method for sports practitioners was identified. The method of age prediction when the maximum growth spurt is observed allows trainers to estimate objectively the child's perspectives in sport selection, especially in the period of puberty, to increase the efficiency of children training process according to their biological development, thus keeping them in good health and increasing sport results.
Keywords: biological maturity, methods, children, sports selection, sensitive periods, peak height velocity.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем в развитии современного спорта является поиск оптимальных путей и способов достижения выдающихся спортивных результатов при наименьших затратах времени, труда, сил спортсменов и тренеров, при сохранении высокого уровня здоровья и всестороннего развития занимающихся. Для решения данной проблемы большое значение имеет объективная оценка результатов тестирования спортсменов с целью индивидуализации тренировочного процесса, а также с проведением этапов спортивного отбора и ориентации.
Вместе с тем, необходимо помнить, что при прогнозе двигательных способностей в некоторых случаях высокий уровень прироста показателей у юных спортсменов происходит вследствие неодинаковой быстроты биологического созревания. Известно, что одни дети созревают биологически быстрее, другие - медленнее. У медленно созревающих юных спортсменов темпы прироста в отдельные возрастные периоды могут быть меньше, чем у быстро растущих детей. Поэтому при оценке темпов прироста необходимо учитывать не только календарный (паспортный) возраст, но и индивидуальные темпы биологического созревания [1]. Поэтому акцент в прогнозировании двигательных способностей детей-акселератов не всегда целесообразен, так как иногда высокий спортивный результат в детские и юношеские годы является следствием не высокой спортивной одаренности, а генетически более ранних сроков биологического созревания [2].
Отсюда следует, что биологический возраст в большей степени, чем календарный, отражает онтогенетическую зрелость индивидуума, его работоспособность и характер адаптивных реакций [3].
Практика спорта построена так, что детские тренеры достаточно часто уделяют сниженное внимание к детям-ретордантам. Однако, нередко подростки с замедленными темпами индивидуального развития потенциально более способны, но их одаренность проявится позднее [4]. Тем самым, происходит некая дискриминация детей-ретордантов на начальных этапах спортивного отбора.
В связи со сложившейся ситуацией, для повышения качества состава сборной квалифицированными футболистами, Королевская футбольная ассоциация Бельгии стала проводить разделение команд, классифицируя детей по биологической зрелости, а не по году рождения [5]. Стали создаваться отдельные команды детей с различными темпами биологической зрелости. Эта классификация является первым шагом к индивидуализации процессов обучения и комплексного контроля.
Данное направление стало развиваться в странах Европы и получило название био-бэндинг (англ. «Bio-banding»), что представляет собой процесс группировки игроков по их степени созревания, а не по хронологическому возрасту. Именно в период полового созревания важно индивидуализировать учебно-тренировочную работу с детьми, так как подростки одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет (рисунок 1).
Известно, что в период полового созревания двигательная система нарушается из-за быстрого роста и созревания. В этот период могут возникать часто травмы. Используя данные о биологическом возрасте, можно грамотно построить тренировочную работу, значительно повысить уровень физической подготовленности с минимизацией спортивных травм [7].
Биологическая проблема давно уже стала социальной в связи с гетеро-хронностью развития современных детей и подростков в одной популяции. Различия в возрасте, в поле, телосложении, уровне биологического созревания и определяют гетерохронность в физическом развитии ребенка [3].
Таким образом, понимание процесса созревания и его последствий чрезвычайно важно для спортсменов, тренеров, родителей, учителей и спортивных администраторов. По этим причинам необходимо своевременно определять темпы биологической зрелости спортсменов и периодически отслеживать их.
Цель исследования - выявить доступный, надежный, информативный метод оценки биологической зрелости, который может получить широкое применение в спортивной практике.
В работе использованы методы теоретического анализа и обобщения, библиографический метод поиска и изучения научной информации, системный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В 1962 году британский педиатр Джеймс Таннер предложил пять стадий полового созревания, начиная от стадии 1 (не развитие) до стадии 5 (развитие взрослого) [8]. Эти стадии им были предложены на основании анализа видимых вторичных половых признаков, таких как рост волос на различных частях тела и развития яичек и полового члена. Эта шкала позволила специалистам здравоохранения оценивать степень полового созревания, которая происходит у детей, подростков и юношей независимо от хронологического воз-
Рисунок 1 - Четыре юных футболиста одной команды, но с различной биологической зрелостью [6]
раста. С момента своего появления эта шкала используется врачами для отслеживания динамики пубертата. Важность данных о степени развития наружных половых органов для оценки стадий созревания по Таннеру несомненна. Однако, учитывая этичность процедуры и неудобства, которые возникают при пальпации и осмотре юных пациентов были получены также данные о стадиях созревания, основанные только при визуальном осмотре без пальпации объема яичек и измерения их размера. В связи с этим появились мнения о том, что измерение размера яичек сопровождается значительными затруднениями для подростков, имеет погрешности и поэтому не практично [9]. Кроме того, оценка вторичных половых характеристик в неклинической ситуации может считаться нарушением личного пространства детей-подростков.
Костный возраст или скелетная зрелость служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодов онтогенеза. Оценка скелетного возраста, одна из наиболее точных методик для выявления степени зрелости. Наиболее информативными способами оценки костного возраста у детей являются Атлас Грейлиха-Пайла и Атлас Гильсанца-Ратибина [10]. Вместе с тем, данный метод является дорогостоящим, требует специализированного оборудования, а также имеются вопросы радиационной безопасности. Например, дети, которые обладают повышенной радиочувствительностью к ионизирующему излучению (в среднем в 2-3 раза) и любая доза может вызвать нежелательные последствия в виде злокачественных заболеваний и генетических нарушений, которые могут проявиться спустя определенное время.
Ряд ученых [11, 12] предложили оценивать половое созревание по более простому критерию - максимум ростового скачка (англ. PHV - Peak height velocity). Максимум ростового скачка (MPC) - это показатель соматического развития во время проявления, которого достигаются высокие скорости не только роста, но и других частей тела, а также физической работоспособности и развитие вторичных половых признаков [13].
Рисунки 2 и 3 иллюстрируют МРС для девочек и мальчиков соответственно, указывая на различия между ними [14]. Пик скорости роста при нормальном биологическом развитии у мальчиков и девочек наступает в разное время (у девочек ~ 12,0 лет, у мальчиков ~ 14,0 лет). На рисунках также указаны проявления вторичных половых признаков, связанные с ростом.
Рисунок 2 - Периоды зрелости у девочек (Balyi, Way, Рисунок 3 -2009 [14])
Периоды зрелости у мальчиков (Balyi, Way, 2009 [14])
Начало скачка роста у подростков совпадает с началом полового созревания [15]. На рост влияют многие гормоны организма, такие как тироксин, инсулин и кортикостероиды, гормон роста (все они влияют на скорость роста), лептин (который изменяет состав тела) и паратиреоидный гормон, 1,25-дигидроксивитамин D и кальцитонин (все они влияют на минерализацию скелета) [16].
До, во время и после МРС существуют определенные периоды времени, когда юные спортсмены более чувствительны к определенным типам тренировок (например, к силовым, скоростным и т. д.) [17]. Эти временные периоды зарубежные ученые часто называют «окнами возможностей» [18] или «периодами ускоренной адаптации», в отечественной теории и методике физической культуры речь идет о сенситивных периодах [19]. Для физического воспитания и спорта ценно то, что появились работы, которые описывают сенситивные периоды для развития силовых, координационных способностей и выносливости [18]. И специалисты физической культуры уже определяют наиболее благоприятный период для развития двигательных способностей не по отношению к паспортному возрасту, а относительно критериев созревания, главным из которых является МРС [20].
Ученые из Канады Р.Л. Мирвальд, А.Д. Бакстер-Джонс и др. [12] разработали «инструмент» для прогнозирования возраста МРС (англ. APHV - The age at peak height velocity). Была разработана формула с коэффициентами, результаты которой показывают время (лет, месяц) отклонения от МРС.
Ниже представлена формула для расчета биологической зрелости ребенка (в данном случае, для мальчиков).
Оценка биологической зрелости для мальчиков = -9,236+(0,0002708*длина ноги * рост сидя) + (-0,001663*возраст * длина ноги) + (0,007216*возраст * рост сидя) + (0,02292*(масса тела/рост стоя*100). Пример расчета:
Хронологический возраст - 11,25 лет; рост стоя - 149,4 см; масса тела - 40 кг; рост сидя - 79 см;
длина ноги - 70,4 см (рост стоя - рост сидя);
длина ноги * рост сидя = 70,44*79,0 = 5564,76;
возраст * длина ноги = 11,25*70,4 = 792;
возраст * рост сидя = 11,25*79,0 = 888,75;
(масса тела / рост стоя)*100 = (40,0/149,4)*100 = 26,85.
Оценка биологической зрелости (расчет) = -9,236+(0,0002708*5564,76)+(-0,001663 *792)+(0,007216*888,75)+(0,02292*26,85) = -2,0 года от МРС.
Если получаем значение с отрицательным знаком «-», значит, максимум ростового скачка еще не наступил для ребенка, если знак положительный (+) - пик максимального роста уже прошел.
Далее определяем возраст ребенка, когда наступит МРС. Возраст МРС=11,25 лет - (-2,0)=13,25 лет (средняя биологическая зрелость). Средняя биологическая зрелость у мальчика считается 14 (±1год) лет от МРС; ранняя биологическая зрелость подразумевает наступление МРС на 1 год раньше средней биологической зрелости (<13 лет); позднее биологическое созревание считается, когда возраст МРС наступает позже более чем на 1 год, по сравнению с нормой. Временные отрезки биологического созревания девочек отличаются от временных отрезков мальчиков, и поэтому будут иметь другие границы: средняя биологическая созревание - МРС приходится на 12 (±1 год) лет; раннее биологическое созревание, когда МРС наступает раньше 11 лет, позднее созревание - МРС проявляется позже 13 лет [13].
Для расчета возраста МРС ребенка можно использовать и готовые он-лайн калькуляторы (например, https://www.athleticskillsmodel.nl/en/growth-calculation/), которые производят подсчет, опираясь на метод, разработанный Р.Л. Мирвальдом, А.Д. Бакстер-Джонсом и др. Данные расчета, показывают не только возраст достижения МРС, но и в какой фазе роста находится юный спортсмен (рисунок 4).
Примечание: каждая фаза скорости роста ребенка имеет свой временной отрезок: 1 фаза (Р1) - этот период начинается за год до начала ускоренного роста длины тела (как для мальчиков, так и для девочек); 2 фаза (Р2) - мальчики: от начала роста (в среднем) до трех месяцев после МРС. В общей сложности продолжительность данной фазы 1,3 года. Девочки: от начала и (в среднем) через шесть месяцев после МРС. В общей сложности продолжительность данной фазы 1,6 года; 3 фаза (Р3) - мальчики: от двух-четырех месяцев после МРС до 1,7 года спустя. Девочки: от трех-девяти месяцев после МРС до 1,4 года спустя.
Рисунок 4 - Три фазы скорости роста ребенка [6]
Особенно внимательно нужно организовывать тренировочную работу во второй и третьей фазах скорости роста ребенка. Ускоренный рост тела приводит к нарушению координации и влияет на экономичность движений, что негативно сказывается на результатах, а это, в свою очередь, может привести к травмам. Особенно это заметно у мальчиков так как у них больше развиты плечи, что приводит к более высокому центру тяжести тела и это делает их более склонными к неустойчивости.
Во второй фазе девочки физически более сбалансированы, чем мальчики. Это связано с тем, что развитие ног и бедер у девочек происходит раньше, что приводит к более низкому общему центру тяжести тела. Вместе с тем, необходимо избегать частых пиковых нагрузок (например, многократные прыжки и приземления) и частых скручивающих усилий (например, приземления после спрыгивания и повороты) [6].
Было проведено исследование, в котором оценивалась надежность метода прогнозирования МРС у молодых профессиональных футболистов [21]. Статистическая разница между фактическим и расчетным МРС была определена с помощью Места, также были рассчитаны коэффициенты корреляции. Расчетное значение МРС сравнивалось с фактическим МРС. Корреляция составила 0,734 (р<0,05). В 95% случаев метод прогнозирования МРС смог предсказать возраст наступления максимума ростового скачка у подростков с отклонением в 1,03 года или меньше от фактического МРС. Полученные результаты показали, что метод достаточно надежен.
Кроме того, немецкие ученые [22] провели исследования, целью которых было оценить соответствие метода оценки биологического созревания Р.Л. Мирвальда, А. Д. Бакс-тер-Джонса и др. (уравнение прогнозирования возраста МРС) и «золотого стандарта» метода оценки скелетного возраста (проводился рентген левого лучезапястного сустава ребенка). Проведенный математический анализ полученных данных показал согласие между двумя методами. Не было выявлено достоверных различий (Р=0,404) в классификации
на ранних, нормальных и поздно развивающихся детей.
На первый взгляд, метод прогнозирования МРС, является наилучшим компромиссом с точки зрения валидности и практичности в спортивной деятельности.
Однако имеются некоторые ограничения его применения:
• представленная формула является наиболее надежной для девочек в возрасте 913 лет и для мальчиков в возрасте 12-16 лет;
• для получения надежных результатов тестирующий должен придерживаться строгих протоколов измерений, поскольку любые несоответствия могут повлиять на результаты обследования. Поэтому специалистам рекомендуется оценивать возраст МРС спортсмена несколько раз в течение года (2-3 раза в год, каждые 4-6 месяцев), чтобы иметь наиболее достоверные прогнозы;
• эталонные стандарты и уравнения прогнозирования зрелости, смоделированы на популяции нормально-растущих детей. Поэтому не следует использовать данный метод для детей, страдающими заболеваниями, ограничивающими рост;
• метод прогнозирования МРС был разработан и апробирован в основном на мальчиках и девочках европеоидной расы, поэтому требуется проверка использования данного подхода к другим этническим группам.
Несмотря, на указанные недостатки, представленный метод достаточно инновационный, доступный, надежный для спортивных практиков, поэтому имеет шанс получить широкое применение в сфере спорта.
Вместе с тем, не стоит исключать применение и других методов оценки биологической зрелости для получения комплексной, более объективной оценки созревания организма ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что существуют различные методы оценки биологической зрелости, но они часто являются дорогостоящими и/или непрактичными, поэтому не могут получить широкого применения в практике спорта.
Метод прогнозирования МРС считается наиболее признанным и достоверным, который не учитывает вторичные половые признаки и костный возраст ребенка. Несмотря, на то, что данный метод имеет некоторые ограничения, он достаточно прост в использовании и может стать незаменимым инструментом в руках тренера. Важным требованием метода прогнозирования МРС, является проведение точного измерения, в соответствии со стандартизированной процедурой, иначе могут быть получены ошибочные данные, которые в свою очередь, могут привести к дискредитации данного подхода.
Процесс тестирования уровня физической подготовленности является важным критерием в процессе отбора талантов. Спортсмены, которые находятся в различных фазах скорости роста во время отбора, имеют индивидуальные проявления двигательных способностей. Поэтому при проведении контрольно-педагогических тестов, особенно в период полового созревания, для более объективной оценки потенциальных возможностей юных спортсменов необходимо полученные результаты соотносить с их темпами биологического развития.
Понимание специалистами физической культуры сенситивных периодов для направленного развития силовых, координационных способностей и выносливости с учетом МРС позволит стратегически планировать свои учебно-тренировочные программы в соответствии с биологической готовностью ребенка и даст возможность по максимуму развивать его внутренние резервы с минимизацией риска получения травм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты : учеб.-метод. пособие / Л.А. Семенов. - Москва : Советский
спорт, 2005. - 142 с.
2. Теоретико-методологические подходы к выявлению и развитию спортивно-одаренной личности / О.М. Шелков [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 3. - С. 31-35.
3. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов / В.П. Губа, А. Стула. - Москва : Спорт, 2015. - 184 с.
4. Копысова Л.В. Комплексная оценка двигательных способностей в процессе начального отбора детей для специализированных занятий спортивными играми (на примере баскетбола) : дис. ... канд. пед. наук / Копысова Любовь Владиславовна. - Санкт-Петербург, 2003. - 201 с.
5. Biological maturation, morphology, fitness, and motor coordination as part of a selection strategy in the search for international youth soccer players (age 15-16 years) / J. Vandendriessche, R. Vaeyens, B. Vandorpe, M. Lenoir, J. Lefevre, R. Philippaerts // Journal of sports sciences. - 2012. - № 30 (15). - P. 1695-1703.
6. The athletic skills model: optimizing talent development through movement education (1st ed.). / R. Wormhoudt, G.J.P. Savelsbergh, J.W. Teunissen, K. Davids. - London : Routledge, 2017. - 304 p.
7. Moore S. Enhancing a Somatic Maturity Prediction Model / S. Moore, H. McKay, H. Macdonald, L. Nettlefold, A. Baxter-Jones, N. Cameron, P. Brasher // Medicine and science in sports and exercise. -2015. - № 47(8). - P. 1755-1764.
8. Фалалеев А.Г. Ранняя спортивная специализация, биоритмы физического развития и биологического созревания / А.Г. Фалалеев. - Санкт-Петербург : СУПЕР Издательство, 2019. - 176 с.
9. Wenkalampi K. Timing of puberty genetic: dissertation to be publicly discussed, with the permission of the Faculty of Medicine / K. Wenkalampi. - Helsinki : University of Helsinki, 2008. - 85 p.
10. Mughal A.M. Bone age assessment methods: a critical review / A.M. Mughal, N. Hassan, A. Ahmed // Pakistan journal of medical sciences. - 2014. - № 30 (1). - P. 211-215.
11. Prediction of maturity offset and age at peak height velocity in a longitudinal series of boys and girls / R.M. Malina, S.M. Koziel, M. Kralik, M. Chrzanowska, A. Suder // American journal of human biology. - 2021. - Vol. 33 - Issue 6. - e23551.
12. Mirwald R.L. An assessment of maturity from anthropometric measurements / R.L. Mirwald, A.D. Baxter-Jones, D.A. Bailey, G.P. Beunen // Medicine & Science in Sports & Exercise. - 2002. - № 34 (4). - P. 689-694.
13. Liu Y.X. New reference for the age at childhood onset of growth and secular trend in the timing of puberty in Swedish / Y.X. Liu, K. Albertsson Wikland, J. Karlberg // Acta paediatrica. - 2000. - № 89. -Р. 637-643.
14. Balyi I. The role of monitoring growth in long-term-athlete development / I. Balyi, R. Way. -Vancouver : Canadian sport centers, 2009. - 30 p.
15. Rogol A.D. Growth and pubertal development in children and adolescents: effects of diet and physical activity / A.D. Rogol P.A. Clark, J.N. Roemmich // The American journal of clinical nutrition. -2000. - №72 (2). - Р. 521-528.
16. Hannaman A. Adolescent health care: a practical guide / A. Hannaman // Pediatric emergency care. - 2003. - №19 (2). - Р. 131-132.
17. The Long-term athlete development model: Physiological evidence and application / P. Ford, M. De Ste Croix, R. Lloyd, R. Meyers, M. Moosavi, J. Oliver, K. Till, C. Williams // Journal of sports sciences. - 2011. - № 29 (4). - Р. 389-402.
18. Balyi I. Long-term athlete development: trainability in childhood and adolescence - windows of opportunity - optimal trainability / I. Balyi, A. Hamilton. - Victoria, Canada: National Coaching Institute British Columbia & Advanced Training and Performance Ltd, 2004. - 15 p.
19. Губа В.П. Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта: монография / В.П. Губа, Л.В. Булыкина, Е.Е. Ачкасов, Э.Н. Безуглов. - Москва : Спорт, 2021. - 176 с.
20. Balyi I. Canadian Sport for Life - Long-term athlete development resource paper 2.0 / I. Balyi R. Way. - Canadian Sport Institute Pacific, 2014. - 31 p.
21. Briggeman R. Internship in human movement sciences / R. Briggeman. - Amsterdam: Vrije University, 2012. - 157 p.
22. The survey of biological developmental status for talent selection - which method is suitable? / L. Muller, E. Muller, C. Hildebrandt, K. Kapelari, C. Raschner // Sports injuries Sports damage. - 2015. - № 29 (1). - P. 56-63.
REFERENCES
1. Semenov, L.A. (2005), Determination of sports fitness of children and teenagers: biological and psychological and pedagogical aspects, Soviet Sport, Moscow.
2. Shelkov, O.M. (2008), "Theoretical and methodological approaches to the identification and development of sports-gifted personality", Theory and practice ofphysical culture, No 3, pp. 31-35.
3. Guba, V.P. (2015), Methodology of training young soccer players, Sport, Moscow.
4. Kopysova, L.V. (2003), Complex assessment of motor abilities in the process of initial selection of children for specialized sports games (on the example of basketball), dissertation, St. Petersburg.
5. Vandendriessche, J., Vaeyens, R., Vandorpe ,B., Lenoir, M., Lefevre, J., Philippaerts, R. (2012), "Biological maturation, morphology, fitness, and motor coordination as part of a selection strategy in the search for international youth soccer players (age 15-16 years)", Journal of sports sciences, No 30 (15), pp. 1695-1703.
6. Wormhoudt, R., Savelsbergh, G.J.P., Teunissen, J.W. and Davids, K. (2017), The athletic skills model: optimizing talent development through movement education, Routledge, London.
7. Moore, S., McKay, H., Macdonald, H., Nettlefold, L., Baxter-Jones, A., Camero,n N. and Brasher, P. (2015), "Enhancing a somatic maturity prediction model", Medicine and science in sports and exercise, No 47 (8), pp. 1755-1764.
8. Falaleev, A.G. (2019), Early sports specialization, biorhythms of physical development and biological maturation, SUPER Publisher, St. Petersburg.
9. Wenkalampi, K. (2008), Timing of puberty genetic regulation academic dissertation to be publicly discussed, with the permission of the faculty of medicine, University of Helsinki, Helsinki, Finland.
10. Mughal, A. M., Hassan, N. and Ahmed, A. (2014), "Bone age assessment methods: A critical review", Pakistan journal of medical sciences, No. 30(1), pp. 211-215.
11. Malina, R.M., Koziel, S.M., Kralik M., Chrzanowska, M. and Suder, A. (2021), "Prediction of maturity offset and age at peak height velocity in a longitudinal series of boys and girls", American journal of human biology, Vol 33, Issue 6, e23551.
12. Mirwald, R. L., Baxter-Jones, A. D., Bailey, D.A. and Beunen, G.P. (2002). "An assessment of maturity from anthropometric measurements", Medicine & Science in Sports & Exercise, No. 34 (4), pp. 689-694.
13. Liu, Y.X., Albertsson Wikland, K. and Karlberg, J. (2000), "New reference for the age at childhood onset of growth and secular trend in the timing of puberty in Swedish ", Acta Paediatrica, 89, pp. 637643.
14. Balyi, I. and Way, R. (2009), The role of monitoring growth in Long-Term-Athlete Development, Canadian Sport Centers, Vancouver.
15. Rogol, A.D., Clark, P. A. and Roemmich, J.N. (2000), "Growth and pubertal development in children and adolescents: effects of diet and physical activity", The American journal of clinical nutrition, No. 72 (2), pp. 521-528.
16. Hannaman. A. (2003), "Adolescent Health Care: A Practical Guide, 4th Edition", Pediatric Emergency Care, No. 19 (2), pp. 131-132.
17. Ford, P., De Ste Croix, M., Lloyd, R., Meyers, R., Moosavi, M., Oliver, J., Till, K., and Williams, C. (2011), "The long-term athlete development model: Physiological evidence and application", Journal of Sports Sciences, No. 29 (4), pp. 389-402.
18. Balyi, I. and Hamilton, A. (2004), Long-term athlete development: trainability in childhood and adolescence - windows of opportunity - optimal trainability, National Coaching Institute British Columbia & Advanced Training and Performance Ltd., Victoria, Canada.
19. Guba, V.P. (2021), Sensitive periods of children's development. Definition of sports talent: monograph, Sport, Moscow.
20. Balyi, I., Way, R. et al. (2014), Canadian Sport for Life - Long-term athlete development resource paper 2.0, Canadian Sport Institute Pacific.
21. Briggeman, R. (2012), Internship in human movement sciences, Vrije University, Amsterdam.
22. Muller, L., Muller, E., Hildebrandt, C., Kapelari, K. and Raschner, C. (2015), "The survey of biological developmental status for talent selection - which method is suitable?", Sports injuries Sports damage, No. 29 (1), pp. 56-63.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.08.2022