Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА'

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Гребенников Ю.Л., Орлова Е.А.

В статье рассматриваются прикладные аспекты актуальной и недостаточно разработанной проблемы оптимизации профессионального взаимодействия участников уголовного процесса, решение которой состоит в разработке технологии психологического сопровождения профессионального взаимодействия с целью повышения эффективности совместной деятельности членов различных профессиональных групп, участвующих в расследовании преступлений. Профессиональное взаимодействие участников преступного процесса понимается авторами как сложная психологическая конструкция, включающая амбивалентные ценности и функциональные аспекты профессиональных межгрупповых отношений, межгрупповой конфликт, межгрупповую адаптацию членов профессиональных групп с их собственными профессиональными навыками и проявляющимися психологическими механизмами межгруппового взаимодействия. На основе выявленных проблемных зон при проведении психологического анализ опыта сотрудников ОВД обоснована и разработана программа целенаправленной психологической поддержки и оптимизации профессионального взаимодействия участников уголовного процесса в реальных условиях с учетом имеющихся ресурсов и современных подходов в области психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Гребенников Ю.Л., Орлова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR OPTIMIZING PROFESSIONAL INTERACTION OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS

The article deals with the applied aspects of the actual and insufficiently developed problem of optimizing the professional interaction of participants in criminal proceedings, the solution of which is to develop a technology of psychological support of professional interaction in order to increase the effectiveness of joint activities of members of various professional groups involved in the investigation of crimes. Professional interaction of participants in criminal proceedings is understood by the authors as a complex psychological structure that includes ambivalent values and philosophical and functional aspects of professional inter-group relations, inter-group conflict, inter-group adaptation of members of professional groups with their own professional skills and manifested by psychological mechanisms of inter-group interaction. Based on the identified problem areas during the psychological analysis of the experience of police officers, a program of targeted psychological support and optimization of professional interaction of participants in criminal proceedings in real conditions was justified and developed, taking into account the available resources and modern approaches in the field of psychology.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ

УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Булгаков А.В.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Российский государственный гуманитарный университет,

г. Москва, Российская Федерация ORCID: https://orcid. org/0000-0002-9438-832X

Булгакова Е.А.

Московский государственный областной университет, г. Москва, Российская Федерация ORCID: https://orcid. org/0000-0003-0844- 7336

Гребенников Ю.Л. Московский государственный областной университет, Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва, Российская федерация ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3868-6979

Орлова Е.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Московский государственный областной университет, Гжельский государственный университет, г. Москва, Российская Федерация ORCID:https://orcid. org/0000-0002-4517-3955

METHODS FOR OPTIMIZING PROFESSIONAL INTERACTION OF PARTICIPANTS

IN CRIMINAL PROCEEDINGS

Bulgakov А. V.

MURussia MVD, RGGU, Moscow, Russia ORCID: https://orcid. org/0000-0002-9438-832X

Bulgakova Е.А. MGRU, Moscow, Russia ORCID: https://orcid. org/0000-0003-0844- 7336

Grebennikov Y.L.

MGRU, Moscow State University of Psychology & Education,

Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3868-6979

Orlova Е.А. RANEPA, MGRU, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4517-3955 DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.1.65.390

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются прикладные аспекты актуальной и недостаточно разработанной проблемы оптимизации профессионального взаимодействия участников уголовного процесса, решение которой состоит в разработке технологии психологического сопровождения профессионального взаимодействия с целью повышения эффективности совместной деятельности членов различных профессиональных групп, участвующих в расследовании преступлений. Профессиональное взаимодействие участников преступного процесса понимается авторами как сложная психологическая конструкция, включающая амбивалентные ценности и функциональные аспекты профессиональных межгрупповых отношений, межгрупповой конфликт, межгрупповую адаптацию членов профессиональных групп с их собственными профессиональными навыками и проявляющимися психологическими механизмами межгруппового взаимодействия. На основе выявленных проблемных зон при проведении психологического анализ опыта сотрудников ОВД обоснована и разработана программа целенаправленной психологической поддержки и оптимизации профессионального взаимодействия участников уголовного процесса в реальных условиях с учетом имеющихся ресурсов и современных подходов в области психологии.

ABSTARCT

The article deals with the applied aspects of the actual and insufficiently developed problem of optimizing the professional interaction of participants in criminal proceedings, the solution of which is to develop a technology of psychological support of professional interaction in order to increase the effectiveness of joint activities of members of various professional groups involved in the investigation of crimes. Professional interaction of participants in criminal proceedings is understood by the authors as a complex psychological structure that includes ambivalent values and philosophical and functional aspects of professional inter-group relations, inter-group conflict, inter-group adaptation of members of professional groups with their own professional skills and manifested by psychological mechanisms of inter-group interaction. Based on the identified problem areas during the psychological analysis of the experience of police officers, a program of targeted psychological support and optimization of professional interaction of participants in criminal proceedings in real conditions was justified and developed, taking into account the available resources and modern approaches in the field of psychology.

Ключевые слова: уголовный процесс, профессиональная группа, профессиональное взаимодействие, психологическое сопровождение, оптимизация.

Keywords: criminal proceedings, professional group, professional interaction, psychological support, optimization.

Введение

В данной работе рассматриваются прикладные аспекты актуальной и недостаточно разработанной проблемы оптимизации профессионального взаимодействия участников уголовного процесса, решение которой состоит в разработке технологии психологического сопровождения

профессионального взаимодействия с целью повышения эффективности совместной деятельности членов различных

профессиональных групп, участвующих в расследовании преступлений.

Несмотря на предпринимаемые мероприятия, криминальная ситуация в нашей стране улучшается недостаточно быстрыми темпами. Это вполне объяснимо и связано с воздействием целого ряда факторов - экономических, политических, культурных, нравственно-психологических и др., а также с существующими в обществе противоречиями, приводящими к тяжёлым противоправным последствиям. Для того, чтобы избежать уголовной ответственности,

криминальные элементы используют такие способы и методы воздействия, как устрашение и давление всеми возможными способами на потерпевших и свидетелей, подкуп должностных лиц, работников правоохранительных органов и судебной системы и многое другое.

На сложившуюся в обществе криминогенную ситуацию, по нашему мнению, негативно влияет также и недостаточно эффективное профессиональное взаимодействие различных категорий участников уголовного процесса, осуществляющих функции предупреждения, выявления, регистрации, раскрытия и расследования преступлений.

Несомненно, подготовка к такому профессиональному взаимодействию необходима, но система ОВД сталкивается с рядом нерешенных вопросов, в том числе - с некоторым дефицитом высококвалифицированных сотрудников, а также с трудностями в процессе профессионального развития будущих и молодых специалистов, которые часто не имеют достаточного опыта и допускают ошибки в своей профессиональной деятельности [7].

Одной из основных причин неудач, срывов в профессиональном взаимодействии является сопротивление сотрудников инновациям, поэтому для социальной психологии труда крайне важно выявить психологические аспекты и механизмы данного процесса. Теоретический анализ проблемы с предшествующим эмпирическим исследованием [3] позволили дать определение

профессионального взаимодействия участников уголовного процесса как сложной психологической конструкции, включающей амбивалентные ценности и функциональные аспекты профессиональных межгрупповых отношений, межгрупповой конфликт, межгрупповую адаптацию членов профессиональных групп с их собственными профессиональными навыками и проявляющуюся психологическими механизмами межгруппового взаимодействия (потребность в психологическом взаимодействии) [1; 2; 3; 8; 9].

Выявлен ряд особенностей структуры психологических механизмов межгруппового взаимодействия среди основных участников уголовного процесса.

Так, у следователей выявлены: доминирование психологического механизма "совместная деятельность", низкий уровень психологического механизма "межгрупповая неадаптивность", увеличение вклада психологического механизма "организационная идентификация" в зависимости от сложности вида преступления, доминирование психологического механизма "организационная идентификация" при взаимодействии с потерпевшими. Установлено, что поведение следователей в ходе допроса и в других ситуациях взаимодействия с потерпевшими более деструктивно, чем с обвиняемым, а характер взаимодействия с криминалистами в большей степени определяется их личностными особенностями. Криминалисты часто недовольны отношением к ним следователей, и в качестве причин такого недовольства называют их агрессивность по отношению к ним, а также отталкивающие черты характера последних.

У судебно-медицинских экспертов также определена специфичная структура

психологических механизмов межгруппового

взаимодействия. Она отличается положительной динамикой всего комплекса психологических механизмов от механизма "межгрупповой неадаптивности" до психологического механизма "совместной деятельности", причем данная тенденция сопровождает всю профессиональную жизнь специалиста.

Комплекс психологических механизмов у потерпевших структурно может быть определен как достаточно сбалансированный, однако, имеющий тенденцию к доминированию психологического механизма «совместной деятельности».

Наконец, для подозреваемых характерно доминирование в структуре психологического механизма "межгрупповой неадаптивности", имеющего нелинейную динамику в зависимости от возраста подозреваемого и тяжести преступления.

На основе выявленных проблемных зон в структуре психологических механизмов межгруппового взаимодействия при проведении психологического анализа опыта сотрудников ОВД в уголовном процессе обоснована и разработана программа целенаправленной психологической поддержки и оптимизации их профессионального взаимодействия в реальных условиях с учетом имеющихся ресурсов и современных подходов в области психологии.

Данная программа учитывала следующие базовые положения.

Психологическая поддержка - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех предметов работы и жизни, входящих в сферу деятельности конкретной психологической службы или конкретного психолога [5]. Психологическая поддержка реализуется через разработку и внедрение комплекса технологий по оптимизации жизнедеятельности сотрудников и всей организации в целом. Каждая из технологий определяет часть общей стратегии, тактику и отдельные приемы обеспечения оптимального морально-психического состояния сотрудников в реальных условиях правоохранительной деятельности, что требует применения адекватных психодиагностических средств, методов и приемов.

Сегодня существует тенденция в российской управленческой практике, включая и систему правоохранительных органов, уделять внимание организационному развитию. Здесь наблюдается явная тенденция постепенного перехода к реализации психологического знания на деле, к гораздо более психологически насыщенным методам управления профессиональной деятельностью сотрудников. Эта тенденция направлена на то, чтобы помочь сотрудникам работать более продуктивно [6]. Она реализуется в психосоциальном подходе к управлению, цель которого состоит в поддержании равновесия между психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнь, эффективность и продуктивность [4]. Здесь реализуется оптимистический взгляд на оценку

потенциала индивида, на его способность расти и развиваться в ситуации, когда имеются соответствующие условия и ресурсы. Человеческие возможности оцениваются в данном подходе достаточно высоко.

Проведение в жизнь психосоциального подхода предполагает: 1) оптимизацию уровня профессионального стресса; 2) снижение конфликтности, рациональное разрешение внутриличностных, межличностных,

межгрупповых конфликтов; 3) выстраивание через решение проблемной ситуации долгосрочных отношений в организации, имеющих эффект поддержки, воспитания и развития. Интегративный психосоциальный подход признает разнородность сотрудников по различным критериям. Так даже сотрудники, имеющие очень высокие показатели эффективности, могут находиться в состоянии социальной дезадаптации, иметь проявления социально-психологической девиации, обладать симптомокомплексами с показателями

психологического дискомфорта, последствиями психотравмы и т.д.

Очень важно, что данный подход, как и другие современные концепции показывает, что эффективность работы повышается в первую очередь через убеждения сотрудников. В качестве «инструмента» такой работы может быть рекомендована предложенная Голдраттом [11] так называемая «грозовая туча» (диаграмма разрешения конфликта). Данная технология позволяет разрешать различные виды организационных проблем, наиболее

распространенными при этом являются проблема личного выбора, конфликт сторон и конфликт с существующими правилами («туча тушения пожара»). По сути, речь здесь идет о «локальных» конфликтах (внутри отдельного человека, между двумя людьми, между двумя подразделениями, между группами людей, между уровнями управления и т.д.).

Подход Голдратта состоит в том, что если в организации существует гармония в отношении ее целей и убеждений, то никаких конфликтов быть, как правило, не должно, если же конфликты имеют место, необходимо построить т.н. «тучу», что позволяет выявить все убеждения, ведущие к конфликту, и найти среди них ошибочные.

Технологически сам процесс

психосоциального воздействия предполагает следующее.

Во-первых, комплексную и многостороннюю оценку и диагностику текущей ситуации.

Во-вторых, такая работа требует от психолога комплексного профессионального знания, навыков, отрефлексированного опыта.

В-третьих, нельзя забывать и о необходимости проработки собственных личностных проблем «от профессиональных до сексуальных» (Э. Берн).

Без перечисленных выше моментов профессиональное понимание особенностей личности, ценностных ориентаций и прошлого опыта весьма затруднительно, так как именно они

определяют истинное содержание просьбы о помощи, а не ее публичную манифестацию.

Для психосоциального воздействия характерны техники и процедуры поддержки и модификации.

Поддержка содержательно включает в себя разбивку, разъяснение, реалистическое успокоение, логическое обсуждение. Здесь важно вызвать принятие в отношениях между психологом и клиентом. Используются приемы демонстрационного поведения, предоставления информации, консультирования, конструктивного использования влияние окружающей, в том числе и профессиональной, среды.

Модификация, логично продолжая процедуру поддержки, нацелена на снижение внешнего давления и поиск путей решения проблемы сотрудником. Модификация через продуманное общение способствует увидеть и отрефлексировать свой жизненный опыт, в результате чего вначале разрабатываются, а далее апробируются в реальной жизни собственные методы противостояния и методы прояснения [10].

Таким образом, групповое психосоциальное консультирование в широком смысле применяется в ситуации, когда неудовлетворенность потребностями и желаниями сотрудников порождает такие проблемы, большинство из которых может решить или хотя бы снизить степень их проявления в соответствующих условиях сам человек, поэтому речь идет в данном случае об оказании сотрудникам помощи, основывающейся на том, чтобы были задействованы как их собственные личностные ресурсы, так и социальные ресурсы организации.

В результате участники программы проходят через формулирование и построение диаграммы разрешения конфликта, при этом участвуют в обсуждении убеждений других участников и ставят под сомнения свои и чужие убеждения, результатом чего является переосмысление своей точки зрения и собственной парадигмы убеждений. При этом речь не идет о некоем «теоретизировании», а о конкретной практической работе над решением актуально существующих проблем. Кроме того, речь идет о работе в группе, следовательно, участники, принимающие на себя то или иное решение, публично принимают на себя обязательства выдерживать определенную линию своего поведения, если же они будут отклоняться от нее, то неизбежно столкнутся с риском замечания или даже санкций в своей адрес от других членов группы.

Учитывая методы целенаправленной психологической поддержки участников уголовного процесса, необходимо также назвать одним из наиболее продуктивных акмеологический подход, при котором основной задачей объявляется необходимость оптимизации подготовки работников к профессиональной деятельности.

Акмеологический подход включает традиционную схему диагностики, анализ ее результатов, прогноз дальнейшего развития

социально-психологических процессов, уточнение представлений о возможном морально-психологическом состоянии участников; моделирование и разработку алгоритмов и технологий эффективного осуществления профессиональной деятельности и

профессионального общения личности; координацию целей и задач работы организации с интересами, мотивами и потребностями сотрудников ОВД; организацию психологической помощи в единстве психодиагностики и психокоррекции личностных особенностей сотрудников в контексте формирования оптимального стиля профессиональной деятельности и овладения высокой культурой общения с людьми; планирование и разработку программы профессионального

совершенствования сотрудников в практическом решении возникающих социально-

психологических проблем.

Вышеупомянутые подходы к разработке технологии психологической поддержки оптимального профессионального взаимодействия участников уголовного процесса необходимо, на наш взгляд, конгруэнтно дополнить идеями концепции амбивалентных подходов к изучению межгрупповой адаптации (МГА), разработанной А. В. Булгаковым [1; 2; 3; 8; 9]. Автор представляет концепцию как платформу знаний, к которой можно подключиться и использовать ряд разработанных и апробированных

профессиологических и социально-

психологических моделей, переработав их применительно к реальных условиях жизнедеятельности изучаемой организации. Эмпирически доказано, что применение платформы МГА позволяет организовать целенаправленное воздействие на сотрудников и руководителей, составляющих различные профессиональные группы, по выявленным мишеням (проблемам, рискам, барьерам и т.д.), оптимизировать систему управления организацией.

Важно отметить, что необходимо организовать психологическую поддержку в рамках уголовного процесса, как психологическую помощь психолога или заместителя начальника отдела внутренних дел по воспитательной работе, так и организационно-управленческие меры со стороны администрации. Психологическая помощь - комплекс профилактических мероприятий, направленных на минимизацию негативных последствий воздействия деструктивных факторов

профессионального взаимодействия посредством социальной регуляции психических групповых состояний и непосредственного преодоления группой сложных ситуаций профессионального взаимодействия посредством целенаправленного использования знаний о психологических механизмах.

Все рассмотренные выше подходы отражены в исследовании И. А. Шашковой [3] на примере участников уголовного процесса. Автор одним из решений задач своей научной работы обосновывает

и проверяет на практике в реальных условиях ОВД программу психологической поддержки профессионального взаимодействия при раскрытии и расследовании таких видов преступлений, как воровство, хулиганство и дорожно-транспортные происшествия.

Психологическая поддержка была направлена на достижение ряда целей:

1) выявление существующих профессиональных межгрупповых стереотипов,

2) обучение методам профессионального взаимодействия,

3) профилактика и преодоление дезадаптации, возникающей в процессе профессионального взаимодействия.

Система психологической поддержки включает комплекс методов оказания психологической помощи (ПП) членам группы, а также традиционные методы управления и

организации мероприятий (УММ), проводимых в ОВД.

Программа оптимизации профессионального взаимодействия включала целый комплекс мероприятий: диагностика характера

профессионального взаимодействия участников уголовного процесса; планирование и разработка программы деятельности по развитию профессионального взаимодействия;

целенаправленное психологическое

консультирование; комплекс мероприятий по повышению адаптационного потенциала сотрудников ОВД; система мотивации; система индивидуального развития сотрудников ОВД: индивидуальные карьерные планы (личное и профессиональное продвижение).

Показатели динамики эффективности профессионального взаимодействия дознавателей после проведения формирующего эксперимента представлены на рис. 1.

—5

I

5 3 ■ 4

1 22 2 1 2

2

2 2 2

3

■ кража ■ хулиганство ■ ДТП

Рисунок 1. Изменение показателей профессионального взаимодействия дознавателей (разнице экспертных оценок (п=42) между 1 и 3 возрастными группами): кража (применялся комплекс ПС=ПП+ОУМ), хулиганство (оказывалась ПП), ДТП (контрольная группа), И. Шашкова (2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: ПС - психологическое сопровождение, ПП - психологическая помощь, ОУМ-организационно-управленческие мероприятия по совершенствованию среды профессионального взаимодействия; 1) компетентность в общении; 2) эмоциональных отношения с представителями других групп; 3) развитие индивидуальности (уровень сознания, собственная активность);

4) состояние психического здоровья

Результаты показали, что комплексное (организационная работа и работа психологов ОВД) улучшение среды профессионального взаимодействия на основе знаний о психологических механизмах профессионального взаимодействия, целенаправленное

психосоциальное консультирование приводит к повышению эффективности уголовного процесса.

Итак, главным содержанием оптимизации профессионального взаимодействия участников уголовного процесса является технология психологической поддержки профессионального взаимодействия в интересах повышения эффективности совместной жизни членов профессиональных групп, привлеченных к конкретному расследованию преступления. Внедрение в практику правоохранительных органов предложенных научно обоснованных знаний будет способствовать укреплению

гуманистической основы системы управления ОВД, а программа может использоваться как деятельность психологов ОВД, так и в педагогическом процессе образовательных учреждений МВД Российской Федерации при подготовке специалистов юридического профиля.

Литература

1. Булгаков А.В. Социально-когнитивный анализ психологических механизмов

межгрупповой адаптации сотрудников с различным статусом// XX Международный ежегодный симпозиум «Пути России», секция «Организационные трансформации». Московская высшая школа социальных и экономических наук. Москва, 22-23 марта 2013 года. http://www.msses.ru/about/news/1014/?sphrase_id=88 15 Дата публикации 13.05.2013

8

7

6

4

2

1

0

1

4

2. Булгаков А.В. Структура психологических механизмов межгрупповой адаптации как индикатор и инструмент управления развитием организации: социально-когнитивный анализ// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2012. - №3. - 13-21с. (1 п.л.). http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2841

3. Кокурин А.В., Екимова В.И., Булгаков А.В., Орлова Е.А., Шашкова И.А. Особенности и психологические механизмы профессионального взаимодействия участников уголовного процесса// Психология и право. 2019(9). №2. С. 156-167. doi: 10.17759/ psilaw. 2019090211.

4. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е.Б. Моргунова. М., 2001. 87 с.

5. Рабочая книга практического психолога: технологии эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М., 1996. С. 77-78.

6. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста М.,1997. С. 13-14.

7. Шашкова И.А., К проблеме диагностики профессионально важных качеств сотрудников службы дознания// Мир науки, культуры, образования № 3(64), 2017- С. 267-269.

8. Aleksandr Bulgakov, Darya Belinskaya, Vasilii Fedorovich and Ivanna Abrosimova. The Influence of Psychological Mechanisms on Intergroup Adaptation as a Resource for Corporate Management and Organizational Changes (Влияние психологических механизмов межгрупповой адаптации как ресурс корпоративного управления и организационных изменений)// SPbW0SCE-2016. MATEC Web of Conferences 106, 08069 (2017). DOI: 10.1051/matecconf/20171060

9. Bulgakov A.V. The relationship between group structure of the psychological mechanisms of intergroup adaptation and platform management situations in organizations (Взаимосвязь структуры психологических механизмов межгрупповой адаптации с типом управленческих ситуаций платформы в организациях)// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2013. - №3. -С. 46-60 &

10. Coulshed V. Social Work Practice. An Introduction. 2nd ed. London: BASW. 1994, 115-117р.

11. Dettmer William H. Goldratt's Theory of Constraints: A Systems A... (Hardcover). 1997. 448 р.

References

1. Bulgakov A.V. Socialno-kognitivni analiz psihologicheskih mehanizmov meszgruppovoi adaptazii sotrudnikov s razlichnim statusom// XX Meszdunarodni eszegodni simpozium «Puti Rossii», sekzia «Organizatsionnie transformazii». Moskovskaia vishaia shkola socialnih i ekonomicheskih nauk. Мoskva, 22-23 marta 2013 goda. http://www.msses.ru/about/news/1014/?sphrase_id=88 15 Data пublikazii 13.05.2013

2. Bulgakov A.V. Struktura psihologicheskih mehanizmov meszgruppovoi adaptazii kak indikator i instrument upravlenia razvitiem organizacii: socialno-

kognitivni analiz// Vestnik MGOU. Seria «Psihologicheskie nauki». - 2012. - №3. - 13-21с. (1 п.л.). http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2841

3. Kokurin A.V., Ekimova V.I., Bulgakov A.V., Orlova E.A., Shashkova I.A. Osobennosti i psihologicheskie mehanizmi professionalnogo vzaimodeistvia uchasynikov ugolovnogo prozessa// Psihologia i pravo. 2019(9). №2. С. 156-167. doi: 10.17759/ psilaw. 2019090211.

4. Мodeli i меtodi upravlenia personalom: Rossiisko-britanskoe uchebnoe posobie /Pod red. E.B. Моrgunova. М., 2001. 87 с.

5. Rabochaia ^ga prakticheskogo psihologa: tehnologii effektivnoi professionalnoi deiatelnosti (posobie dlia specialistov, rabotaiuchih s personalom). М., 1996. С. 77-78.

6. Tobias L. Psihologicheskoe konsultirovanie i menedszhment: Vzgliad klinicista/ L. Tobias. М.,1997. С. 13-14.

7. Shashkova I.A., K probleme diagnostiki professionalno vasznih кachestv sotrudnikov sluszbi doznania// Мir nauki, кulturi, оbrazovania. - № 3(64), 2017- С. 267-269.

8. Aleksandr Bulgacov, Darya Belinskaya, Vasilii Fedorovich and Ivanna Abrosimova. The Influence of Psychological Mechanisms on Intergroup Adaptation as a Resource for Corporate Management and Organizational Changes (SPbWOSCE-2016. MATEC Web of Conferences 106, 08069 (2017). DOI: 10.1051/matecconf/20171060

9. Bulgakov A.V. The relationship between group structure of the psychological mechanisms of intergroup adaptation and platform management situations in organizations// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2013. - №3. -С. 46-60 &

10. Coulshed V. Social Work Practice. An Introduction. 2nd ed. London: BASW. 1994, 115-117р.

11. Dettmer William H. Goldratt's Theory of Constraints: A Systems A. (Hardcover). 1997. 448 р.

Информация об авторах

Булгаков Александр Владимирович, доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (ФГКОУ ВО МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя), профессор кафедры социальной психологии, Российский государственный гуманитарный университет (ФГБОУ ВО РГГУ), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9438-832X

Булгакова Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник научно -практической лаборатории проблем социализации, Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), г. Мытищи, Российская Федерация, ORCID:

https://orcid.org/0000-0003-0844-7336

Гребенников Юлия Леонидовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития личности, Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), г. Мытищи, Российская Федерация, магистрантка факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический

университет, г. Москва, Российская Федерация, ОЯСГО: https://orcid.org/0000-0003-3868-6979

Орлова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХИГС), г. Москва, Российская Федерация, профессор кафедры психологии развития личности, Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), г. Мытищи, Российская Федерация, ORCID:https://orcid.org/0000-0002-4517-3955

Information about the authors

Alexander V. Bulgakov, Doctor of Psychology, Professor of the Department of Legal Psychology, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (V.Ya. Kikotya Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Ministry of Internal Affairs of Russia), Professor of the Department of Social Psychology, Russian State University for the Humanities (FSBEI HE RGGU), Moscow, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002 -9438-832X

Ekaterina A. Bulgakova, PhD in Psychology, Researcher, Scientific and Practical Laboratory of Socialization Problems, Moscow State Regional University (GBOU VO MGOU), Mytishchi, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0844-7336

Yulia L. Grebennikov, PhD in Psychology, Senior Lecturer, Department of Personality Development Psychology, Moskow State Region University (MGOU), Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3868-6979

Elena A. Orlova, Doctor in Psychology, Professor, Department of General Psychology, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Russia,

ORCID:https://orcid.org/0000-0002-4517-3955

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ конфликтов на когнитивно-стилевые особенности

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ

РО!: 10.31618^.2413-5291.2021.1.65.386

Родермель Т.А.

к.филос.н., доцент, зав.каф. Психологии Сургутский государственный университет

Введение

Семьи или семейные пары, находящиеся в постоянных конфликтных ситуациях и проблемных отношениях.

В нашем проекте участвовали пары, у которых наблюдалось множество проблемных ситуаций в отношении к супругу(е). Характер конфликтных ситуаций заключается в инфантильной позиции одной из сторон, а также пренебрежительном отношении к проблеме в семье. Можно увидеть взаимосвязь структуры личности и стратегии поведения в проблемных ситуациях брачных партнёров. Также в возникновении и развитии супружеских конфликтов большую роль играют личностные особенности супругов и распределение внутрисемейных ролей. Выяснено, что у конфликтных супружеских пар, в отличие от бесконфликтных, имеются расхождения во взглядах и в понимании общечеловеческих и внутрисемейных проблем. Негативные

особенности личности, такие как низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, тревожность и другие ведут к конфликтному взаимодействию брачных партнёров. В основном проблемы заключаются в неумении или нежеланием супругов выполнять свои ролевые функции, а также неадекватность восприятия,

незрелое отношение взаимозависимости -отношения, служащие удовлетворению и поддержанию невротических потребностей в соперничестве, доминантности, защите и опеке. Существование любых проблем отрицается, и испытывается недостаток интимности, семейные роли являются ригидными, индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной идентичности. Атмосфера семьи характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью.

Пары характеризуются основными причинами конфликтных ситуаций у семей являлись: неудовлетворенная потребность в

самоутверждении, стремление одного или обоих супругов реализовывать в браке прежде всего личные потребности, то есть проявление эгоизма, неумение супругов общаться друг с другом, нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства, различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, непонимание как результат нежелания вести диалог, вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия. Специфика семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между друг другом, освоения ими социальных ролей, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.