Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ АРХИТЕКТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ АРХИТЕКТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

98
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурное образование / деонтологическая готовность / архитектурное проектирование / проблемное проектирование / системное проектирование / профессионально-проектная деятельность. / architectural education / deontological readiness / architectural design / problem design / system design / professional design activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Александр Николаевич, Горбачева Диана Александровна

в статье, на основе анализа учебного плана по направлению 07.03.01 Архитектура для построения системы формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности, выявлен основной цикл дисциплин. Определены проблемные задачи центральной дисциплины цикла «Архитектурное проектирование». Описаны методы обучения архитектурному проектированию, обеспечивающие формирование деонтологической готовности архитекторов к профессионально-проектной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Александр Николаевич, Горбачева Диана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING THE ACADEMIC DISCIPLINE "ARCHITECTURAL DESIGN" PROVIDING THE FORMATION OF DEONTOLOGICAL READINESS OF ARCHITECTS FOR PROFESSIONAL DESIGN ACTIVITIES

based on the analysis of the curriculum in the direction 07.03.01 Architecture for building a system of formation of deontological readiness of future architects for professional design activities, the main cycle of disciplines is identified. The problem tasks of the central discipline of the cycle "Architectural design"are defined. The methods of teaching architectural design that ensure the formation of deontological readiness of architects for professional design activities are described.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ АРХИТЕКТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

Кузьменко Александр Николаевич Kuzmenko Alexsandr Nikolaevich

доцент docent

Кубанский государственный университет Kuban State University Горбачева Диана Александровна Gorbacheva Diana Alexsandrovna

д.п.н., профессор Ph. D., Professor

Краснодарский государственный институт культуры Krasnodar State Institute of Culture

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ АРХИТЕКТОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

METHODS OF TEACHING THE ACADEMIC DISCIPLINE "ARCHITECTURAL DESIGN" PROVIDING THE FORMATION OF DEONTOLOGICAL READINESS OF ARCHITECTS FOR PROFESSIONAL

DESIGN ACTIVITIES

Аннотация: в статье, на основе анализа учебного плана по направлению 07.03.01 Архитектура для построения системы формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности, выявлен основной цикл дисциплин. Определены проблемные задачи центральной дисциплины цикла «Архитектурное проектирование». Описаны методы обучения архитектурному проектированию, обеспечивающие формирование деонтологической готовности архитекторов к профессионально-проектной деятельности.

Annotation: based on the analysis of the curriculum in the direction 07.03.01 Architecture for building a system of formation of deontological readiness of future architects for professional design activities, the main cycle of disciplines is identified. The problem tasks of the central discipline of the cycle "Architectural design"are defined. The methods of teaching architectural design that ensure the formation of deontological readiness of architects for professional design activities are described.

VII Международная научно-практическая конференция

Ключевые слова: архитектурное образование, деонтологическая готовность, архитектурное проектирование, проблемное проектирование, системное проектирование, профессионально-проектная деятельность.

Key words: architectural education, deontological readiness, architectural design, problem design, system design, professional design activities.

Состояние современной архитектурной практики требует от ее участников нового проектного мышления, совмещающего в себе как способность мысленно контролировать все характеристики проектируемого объекта, так и предвидеть его влияние на психическое и физическое благополучие общества в целом [1, с. 1]. В связи с этим проблема деонтологической подготовки будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности становится особо значима и актуальна в настоящее время.

Для построения системы формирования деонтологической готовности будущих архитекторов были проанализированы учебный план, а также рабочие программы учебных дисциплин, в которые органично вписывается деонтологический компонент профессиональной подготовки.

Был выявлен основной цикл дисциплин учебного плана «Проект» - блок специальных дисциплин таких, как «Композиционное моделирование», «Формальное моделирование и композиция в архитектуре», «Типология зданий и сооружений» и его центральной дисциплины «Архитектурное проектирование». Практическое обучение длится с первого по восьмой семестр, и завершается выполнением выпускной квалификационной работы.

В процессе преподавания учебной дисциплины «Архитектурное проектирование» студентам предлагаются следующие проблемные задачи:

1. Задачи, связанные с социальными проблемами населения.

2. Задачи, отражающие проблемы экологии.

3. Задачи, отражающие проблемы взаимодействия пространственной среды и культурно-исторического этапа развития архитектуры.

Одним из эффективных методов обучения архитектурному проектированию, обеспечивающим формирование деонтологической

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» готовности архитекторов к профессионально-проектной деятельности, является

метод проблемного проектирования [2, с. 128]. Сущность данного метода

заключается в том, что студенты, используя некоторые приемы включаются в

активную мыслительную деятельность и творческий поиск решения

определенной учебной задачи. Формулирование такой задачи основывается на

самостоятельном выявлении студентами недостающих им знаний или

ошибочности имеющихся у них суждений. Метод системного проектирования

формирует у студента самостоятельность мышления, актуализирует этические

знания, расширяет диапазон должного поведения архитектора в проблемных

ситуациях морально-этического выбора. Проблемное проектирование

рассматривает не только технические и эстетические проблемы архитектуры, но

и вопросы соответствия архитектурного решения морально-этическим и

нравственным требованиям окружающей среды и общества.

Еще одним методом, обеспечивающим эффективность процесса формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности, является метод системного проектирования. Согласно данному методу, архитектурный проект рассматривается, анализируется и проектируется как целостная система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Анализ взаимосвязи архитектурного проекта и окружающей его среды - природного ландшафта, климата, экономических условий, потребностей человека, эстетических начал, практических функций, технических составляющих - способствует активизации мыслительной деятельности будущих архитекторов, развитию у них рационального компонента их деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности.

Метод системного проектирования был разработан Б.Г. Бархиным [2, с. 133], который выделил три уровня структуры архитектурного объекта:

- взаимосвязь объекта и среды предполагает принятие архитектурного решения, исходя из экологических характеристик;

VII Международная научно-практическая конференция

- выявление взаимосвязи объекта и процесса его сооружения, что предполагает анализ и поиск студентами функционально-технологических решений, определяющих процессы сооружения архитектурного проекта;

- архитектурно-морфологическая структура проекта, включающая в себя объемно-пространственные, конструктивно-технические, экономические и эстетические решения.

Метод системного проектирования предполагает структурный анализ архитектурного объекта, в процессе которого студент раскрывает противоречивость требований, предъявляемых к проекту всеми структурными его компонентами. На основе синтеза анализируемых явлений он оказывается в ситуации выбора способов подчинения всех структурных элементов одной основополагающей идее [3, с.185]. Обнаружение противоречий, их осознание и вербальная формулировка являются обязательным условием включения деонтологического компонента в обучение студентов архитектурному проектированию.

Таким образом, применение методов проблемного проектирования и системного проектирования с включением деонтологического компонента преподавания в дисциплину «Архитектурное проектирование», поможет в развитии готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности, не только как специалистов в решении функциональных, планировочных, конструктивных и композиционных задач, но и как людей с развитой морально-этической ответственностью за результаты своего труда, со сформированными социоцентрическими мотивами профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Кузьменко А.Н. Технологии формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально проектной деятельности// Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3.; URL:

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28949 (дата обращения: 28.12.2020)

2. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования [Текст] / Б..Бархин. - М.: Стройиздат, 1982. - 225 с.

3. Горбачева Д.А. Развитие творческого потенциала молодежи в социально-культурном образовании: аксиологический подход: монография / Д.А.Горбачева. - Москва, Краснодар: Издат. дом МГИК, 2016.- 280с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.