*
УДК 37
РС! 10.21661/Г-554517
Басова Е.А., Бондарчук Д.А.
Методы обучения: сравнительный анализ современных концепций и взглядов Я.А. Коменского
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день взгляды чешского педагога Я.А. Коменского, анализируется современная система российского образования с точки зрения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Авторами поднимаются вопросы важности различных словесных, наглядных, практических методов обучения, введенных в учебный процесс в эпоху Возрождения. Подробно описывается практическая составляющая современного образования, опирающаяся на идеи мыслителя другой эпохи. Научно-теоретическая статья основана на результатах аналитического исследования.
I Ключевые слова: метод, педагог, система образования, творческие способности.
Взгляды Я.А. Коменского о личности, педагогическом мастерстве, категориях педагогики и родного языка являются актуальными и на современном этапе образования. Обзор педагогических дисциплин «Педагогика», «Ведение в педагогику художественного образования», «Художественное творчество» начинается с изучения концепции чешского педагога, вклада основателя дидактики, однако сам по себе исторический экскурс не вызывает особого интереса среди студентов, поэтому в практике работы мы используем сравнительный анализ прошлого и настоящего, западного и российского. Данный опыт работы по использованию сравнительного анализа представлен в статье. В педагогике идет тенденция к пересмотру концептуальных основ педагогики Возрождения. В трудах Я.А. Коменского определяются основополагающие для педагогики дефиниции - цели, задачи, предмет, объект и прочие. Данные категории находят воспроизведение на каждом занятии как среднего, так и высшего звена. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи ставятся либо педагогом, либо в совместной деятельности с обучающимися. В учебном пространстве, направленном на мирное сосуществование, также актуальны взгляды в области морали, этики, культурных ценностей педагога. Такие категории, как нравственность, добро, зло, вера, любовь, надежда, милосердие, всепрощение, рассматриваются в программе школьного звена и на предметах гуманитарного цикла в вузе. Идеи Коменского в области гуманистической парадигмы обнаруживают обоснование не только в российской образовательной системы, но и на международном уровне. Гуманистическая технология распространена во многих образовательных учреждениях, в основе которой акцентируется внимание на развитие возможностей и потребностей интересов личности. Коменский обосновал демократическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания. Дан-
ные идеи были пересмотрены российскими учеными (К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым) и на протяжении не одного века остаются неотъемлемым правом каждой личности на свободу в выборе средств, методов, суждений. Большое значение Коменский придавал свободе человека, терпимости, человечности и справедливости. В произведениях автора мы обнаруживаем понимание дисциплины и порядка. Данные категории лежат в основе современного образовательного пространства.
Один из вопросов изучения исторической личности и современных реалий связан с темой «Методы обучения». Остановимся более подробно на данном блоке вопросов. Отметим, что определение метода было дано Коменским, а в современной дидактике нет точной и исчерпывающей классификации метода обучения. Это логично, ведь в настоящее время существует достаточно много разных методов, каждый автор пытается трактовать, классифицировать их особым образом. Происходит по той причине, что в основе трактовки теоретики берут за основу признаки и характеристики. Прогрессивный педагог выступал против абсолютизации их значения, доказывал необходимость дополнения одних методов другими. В практической деятельности также происходит дополнение методов (на одном этапе занятия для высокого результата усвоения темы можно использовать наглядные, словесные, практические, интерактивные, активные методы обучения). Приводим пример данной мысли из практики работы. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Благодаря демонстрации, наглядности педагог может донести до ученика ценную информацию в краткой версии. Закрепляя данную информацию с помощью упражнения или теста усвоение темы значительно повышается. Из сказанного выше следует сделать вывод, что для достижения качественного результата по усво-
ению темы целесообразно использовать разные методы обучения. Данную мысль высказывал Я.А. Комен-ский, в современном процессе данная идея дополняется. Так как в основе общепрофессиональных дисциплин лежит словесный метод изложения материала, мы в практической деятельности, вслед за Каменским, особый взгляд направляем на метод рассказа - устное повествовательное изложение содержания, в котором в зависимости уровня и этапа обучения, меняется характер, объем и продолжительность. Вслед за ученым к рассказу мы предъявляем ряд педагогических требований: включать достаточное количество убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения простым и доступным языком; отражать элементы личной оценки к излагаемым фактам, событиям, последовательно раскрывая причинно-следственные связи, использование сравнения, сопоставления, аналогии. Один из распространенных диалогических методов обучения является беседа: путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводится объяснение и закрепление материала. Так, в качестве примера при введении курс «Художественного образования» темы «Цель, задачи, предмет и объект педагогики художественного образования» мы вводим беседу по вопросам: Что значит в вашем понимании «культурная интеграция»? (Ответ: подразумевалась такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность). Как вы понимаете дефиницию «социализация»? (Отвеет: процесс активного или пассивного усвоения индивидом социальных и культурных ценностей, норм общества и формирование их в осознанную систему социокультурных установок, определяющую позиции и поведение индивида в обществе). Какие критерии характеризуют процесс социализации? (Ответ: особенностями процесса социализации является: стихийность; непроизвольность усвоения социальных норм и ценностей в процессе взаимодействия со своим ближайшим окружением; возрастающая самостоятельность индивида в отношении выбора предпочтений). Как процесс социокультурной трансформации может влиять на молодежь? Приведите примеры. (Ответ: молодежь наиболее подвержена процессу социокультурной трансформации и наиболее уязвима, так как в силу психофизиологических особенностей именно эта возрастная группа предрасположена к быстрому восприятию новых ценностей и их неустойчивости, поиску социальной и культурной идентичности и неуверенности в истинности обретенных смыслов. Результат социализации (личностные качества, социальное поведение, ценности, нормы) достигается при наличии осознанности и системности данного процесса, что гарантируется структурой конкретной культуры). Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности обучающихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные
виды бесед: вводные, беседы-сообщения, синтезирующие. В практике работе мы используем различные виды бесед. Цель вводной беседы - актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности обучающихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. Беседа-сообщение предполагает, что ученик самостоятельно будет задавать вопросы, и самостоятельно искать на них ответы. Данный метод важен тем, что он в полной мере может развить инициативность и научный подход к исследованию, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводится к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Синтезирующая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на мета-предметной и межпредметной основе. Во многом успех метода заключается в правильности задавания вопросов (должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными). Другим способом изложения объемного материала является лекция. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Данный способ монолога применяли в эпоху Возрождения. Обзорные лекции проводятся по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала. Применение лекции как метода обучения в условиях современного образовательного процесса позволяет значительно активизировать познавательную деятельность, вовлекая в самостоятельный поиск дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Достаточно часто мы используем лекцию с элементами беседы, вопросными формами и заданиями. Именно этим объясняется факт возрастания интереса к лекции. Самостоятельная работа с печатными источниками информации имела и имеет удельный вес в учебном процессе. Такие приемы как конспектирование (краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного), составление плана текста, тезирование, цитирование (дословная выдержка из текста), аннотирование (краткое, свернутое изложение содержания, прочитанного без потери существенного смысла), рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном) не потеряла своей сути. В практической деятельности с обучающимися мы применяем также и составление справки (статистические, биографические, терминологические, географические), составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов в формально-логической модели), составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса
базовых понятий по разделу, теме). Таким образом словесные методы обучения не потеряли своей важности спустя века. Словесные методы используются во взаимосвязи с наглядными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью рисунков, репродукций, схем, таблиц. В современном образовательном пространстве широко используются с этой целью экранные технические средства. Метод иллюстраций предполагает показ пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских и 3D моделей, метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов -такое является условным, а новые технические средства расширяет возможности наглядных методов обучения. Вслед за Я.А. Коменским в современном образовании используем некоторые виды упражнений (многократное выполнение умственного или практического действия с целью повышения его качества): на воспроизведение известного с целью закрепления, на применение знаний в новых условиях. Примером могут послужить такие задания по теме «Морфемика, словообразование»: 1. Выпишите слова, которые состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания. Разберите слова по составу: выглядывая, раскачка, прослушавший, подробность, выворачивая, разрушение, прослушавший, подробности. 2. Спишите пары слов. Определите, где формы одного и того же слова, а где однокоренные слова: шагать - шагнуть, мандарин -мандариновый, охота - охотник. 3. Разберите слова по составу. Определите, каким способом образованы данные слова: бесприданница, лесопарк, героизм. 4. Определите, какие слова являются родственными. Выпишите эту группу слов: упрямство, упрямый, упрямиться; водолаз, земноводный, водить; дар, дарить, подарок. 5. Образуйте от слова «море» новые слова разными способами. Укажите эти способы. Составьте из этих слов текст, состоящий из 5-7 предложений. Особой популярностью среди обучающихся пользуется дидактическая игра. В нашем понимании дидактическая игра -учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируются на результат, где основными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности, совместная деятельность участников игры, правила игры, принятие единого коллективного решения в изменяющихся условиях. Трудно недооценить вклад этого известного педагога в основание и развитие теории современной педагогики. Достаточно лишь сказать о том, что его знаменитая классно-урочная система и по сей день используется на всех этапах образования. Идеи Коменского не утратили своей актуальности и сегодня - прежде всего, в вопросах изучения языков, создания стимулов развития творческих способностей человека.
Развитие творческих способностей обучающихся представляет зону интереса творческого вуза. В программах общепрофессиональных дисциплин прописано овладение компетенциями и универсальными действиями, необходимыми для художественного, музыкального творчества, в социально-культурной деятельности, формирование образности, ассоциативности, инициативности, критического мышления, функциональной грамотности в досуговой деятельности. Хотелось бы отметить, что концепция формирования творческих способностей студентов института культуры находит отражение не только в реалиях жизни, но и отражается в распространении опыта работы на научно-практических конференциях различного уровня. Процесс формирования творческих способностей происходит на многих занятиях, в частности, на занятиях режиссуры театрализованных представлений и праздников, режиссуры эстрадных программ и осуществляется в виде своеобразного спектакля. Это совместная деятельность интереснее тем, что основана на креативности, межличностном общении, способствует выстраиванию творческого учебного процесса, где происходит коммуникативный обмен идеями, мыслями, чувствами. Студенты учатся импровизировать, рассуждать, выходить из сложных ситуаций, открывать новые горизонты для замыслов. Процесс обучения совместной творческой деятельности становится еще более актуальным в наше время, когда теряется экспрессия, чувства, эмоции. В настоящее время в практике вуза формирование творческих способностей решается через организацию проектов, фестивалей, выставок, концертов, конкурсов, праздников разного масштаба и уровня. В учебном образовательном пространстве формирование творческих способностей постигается через интеграцию различных дисциплин, которые нацелены на формирование творческого мышления, стремление к оригинальности, нестандартности решения поставленных задач и сверхзадач, умение принимать решение, отстаивать собственную позицию, преобразовывать опыт других, трансформируя под собственные цели, быть коммуникабельным, способным работать в команде. Заметим, что творчество позволяет открыто выражать эмоции, природные впечатления, переживания и постоянно проводить разнообразные занятия.
Исходя из вышеописанного, хотелось бы сказать, что взгляды чешского педагога Я.А. Коменского на сегодняшний день приобретают особо важное значение в современных реалиях жизни. В системе российского образования находят отражение различные вопросы, связанные с обучением, развитием и воспитанием. Один из вопросов изучения исторической личности и современных реалий связан с темой «Методы обучения», которая расписана более подробно. Суть изложения концепций педагога нашла отражение в научно-теоретической статье, основанной на результатах аналитического исследования.