по пути, который имитирует деятельность, а не фактические результаты. Поэтому в современной практике оценки деятельности педагога существуют достаточно разнообразные методы, которые учитывают степень соответствия установленным стандартам и разрабатываются каждой образовательной организацией самостоятельно.
Литература:
1. Бордовская Н.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза: Методические рекомендации / Н.В. Бордовская, Е.В. Титова. СПб.; Архангельск, 2018.
2. Гуров, В.Н., Резванова, И.Ю. Оценка деятельности преподавателей в контексте качества работы вуза. // Вестник Ставропольского государственно университета. 2017, № 66. - С. 29-31.
3. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. - С. 55-63.
4. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1987. - С. 40.
5. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. - М.: 1998. - 182 с.
6. Трапицын С. Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000.
Педагогика
УДК 371
кандидат филологических наук, доцент Грозян Нина Федоровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Я.А. КОМЕНСКОГО: ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье раскрывается суть дидактических принципов Я.А. Коменского и их реализация в современной начальной школе. Принципы обучения определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы школы. Я.А. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но и раскрыл их сущность. Доказывается мысль о том, что обоснованные Я.А. Коменским дидактические принципы в современной начальной школе остаются неотъемлемыми в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения, раскрывающиеся через правила, используются с учетом конкретных дидактических условий, в частности возраста ученика, специфики учебного материала, цели изучения материала.
Ключевые слова: принципы обучения, воспитывающий характер обучения, связь обучения с жизнью, учет возрастных и индивидуальных особенностей, принцип наглядности, принцип сознательности и активности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности знаний, умений и навыков, принцип доступности обучения.
Annоtation. This article reveals the of didactic principles of J.A. Comenius and their realization in modern primary school. The principles of education define the content, organizational formsand methods of educational workoftheschool. J.A. Comenius was the first in the history of didactics who not only pointed to the need to be guidedbythe principles of education, but also revealed their essence. The article has proved the idea that reasonable J.A. Comenius didactic principles in modern primary school are integral to the organization and implementation of the educational process. The principles of education, that are revealed through the rules, are used considering the specificdidactic conditions,including the age of the student,the specificity of the educational material, the purpose of studying the material.
Keywords: principles of education, bringing up character of education, the link between education and life, taking into account age and individual characteristics, principle of the illustrativeness, the principle of consciousness and activity, the principle of systematicand consistency, the principle of the strength of knowledge and skills, the principle of availability of education.
Введение. Общественно-политические и экономические процессы, происходящие в обществе, требуют нового педагогического видения проблем образования. Современная школа призвана развивать демократическую культуру, формировать необходимые для проживания в обществе компетентности -владение не только определенным багажом знаний, но и умение критически их осмыслить, продуктивно использовать и самостоятельно пополнять, обогащать. Немаловажная роль в решении поставленных задач отводится начальной школе [3]. Она является первым этапом развития интеллектуальных возможностей, формирования творческих способностей учащихся в обучении, что невозможно без реализации на уроках принципов обучения. Поэтому назрела необходимость конструктивно-критического и творческого осмысления положительного учебно-воспитательного опыта прошлого. Это обогатит современную педагогику новыми фактами и теоретическими положениями и будет содействовать изучению педагогического наследия прошлого [1]. Педагогическое творчество Я.А. Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку.
Фигура выдающегося чешского мыслителя Я.А. Коменского, его жизнь и деятельность были предметом специальных исследований многих поколений ученых. На сегодня осуществлено немало научных исследований, в которых рассматриваются различные аспекты педагогической деятельности и творчества Я.А. Коменского.
Целью статьи является раскрытие сущности принципов обучения, которые составили основу дидактического учения Я.А. Коменского; выделение условий их реализации; утверждение о том, что дидактические принципы Я.А. Коменского остаются неотъемлемыми в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса в современной начальной школе.
Изложение основного материала статьи. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогики состоит в том, что он не только создал педагогику как самостоятельную науку, но и «теоретически обосновал классно-урочную систему обучения, создал первые школьные учебники с учетом возрастных особенностей детей и сформулированных им дидактических принципов» [2, с. 260; 6, с. 73]. Будучи религиозным человеком, Я.А. Коменский «сформулировал и обосновал три типа образования: 1) научное образование, которое предполагало овладение основами всех наук в систематизированном виде; 2) нравственное воспитание, главным результатом которого должно стать управление человека самим собой; 3) религиозное воспитание, благодаря которому человек мог бы «стать радостью своего Творца»» [2, с. 260]. В «Великой дидактике» впервые были разработаны многие положения педагогики [6, с. 73]. Я.А. Коменский сформулировал принципы образования (природосообразность, научность, доступность, наглядность, систематичность, последовательность, прочность), актуальные и в наши дни, а также дал им философское и педагогическое обоснование [4].
Важными сегодня остаются идеи Я.А. Коменского о принципах обучения. Они определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы школы. Учитель должен строить обучение таким образом, чтобы оно было доступным, наглядным, научным, помнить о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся.
Я.А. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но и раскрыл их сущность. Основу его дидактического учения составляют три важнейших принципа: воспитывающий характер обучения; связь обучения с жизнью; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Эти принципы остаются важными в осуществлении процесса обучения в современной школе. Так, принцип связи обучения с жизнью предполагает, что обучение обусловлено потребностями демократического общества во всесторонне и гармонично развитой личности. Он также учитывает закономерную связь процесса обучения с процессами воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. Только всесторонне и гармонично развитая личность, то есть образованная, морально воспитанная, психологически и физически совершенная, может наиболее успешно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве. Реализация принципа связи обучения с жизнью имеет большое мировоззренческое значение, поскольку способствует усвоению знаний о связи науки с практикой. Суть данного принципа заключается в использовании на уроках жизненного опыта учащихся, раскрытии практической значимости знаний, применении их в практической деятельности. Этот принцип предусматривает тесную связь обучения с производительным трудом. Учеников надо знакомить с различными отраслями производства, социально-экономическими и правовыми отношениями в обществе. Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использовать средства массовой информации, просмотры телепередач, прослушивания научно-образовательных радиопередач и т.д. Принцип связи обучения с жизнью опирается на гносеологические, социологические, общепедагогические и психологические закономерности. Я.А. Коменский в труде «Великая дидактика» отмечал, что нужно преподавать только то, что носит существенную пользу как в настоящем, так и в будущей жизни, а также более в будущем [4]. Педагог-реформатор утверждал, что если что-то нужно сообщить юношеству, то все это в настоящей жизни должно приносить существенную пользу [5, с. 247]. В реализации принципа связи обучения с жизнью стоит соблюдать следующие правила:
- акцентировать учеников начальных классов на то, что стать образованным и воспитанным -важнейшая жизненная необходимость человека;
- обязательная связь знаний с жизнью;
- нужно учитывать запас знаний и жизненный опыт учащихся.
Обосновывая принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, Я.А. Коменский отмечал, что детям следует заниматься только тем, что соответствует их возрасту и способностям, а также тем, к чему они сами стремятся [4; 5]. По мнению чешского педагога, успешным процесс обучения будет тогда, когда ученикам давать материал, соответствующий их возрасту. «Над детьми совершают насилие, когда заставляют их к тому, к чему они еще не дошли ни по возрасту, ни по своему умственному развитию», - писал Я.А. Коменский [7, с. 244]. Это условие остается актуальным и сегодня. В своем дидактическом учении Я.А. Коменский обосновал такие общие принципы обучения: сознательности и активности в обучении; систематичности и последовательности; прочности знаний, умений и навыков; доступности обучения; наглядности. Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное, глубокое и основательное усвоение знаний, формирование умений и навыков. По этому поводу Я.А. Коменский писал, что ученикам надо подавать материал и изложить так ясно, чтобы они знали, как свои пять пальцев [7, с. 245]. В современной начальной школе данный принцип предполагает широкое использование в обучении проблемных методов, задействование всех психических процессов учащихся, которые способствуют активизации их познания. Ученики должны выступать активными участниками учебного процесса, получать не только прочные знания, но и убеждения, навыки учебной деятельности. Перед учителями стоит задача -преобразовать ученика из пассивного объекта обучения и воспитания на его активного субъекта, активизировать учащихся в процессе обучения. Важными показателями сознания в учебном процессе являются стремления учеников: отвечать на вопросы, исправлять ошибки товарищей, быстрее и тщательнее выполнять проблемные задания. Для реализации принципа сознательности и активности учителю целесообразно: учить учеников задавать вопросы, а не только отвечать; отыскивать с учениками пути решения поставленных проблем; в процессе обучения предлагать ученикам проанализировать их деятельность. Принцип систематичности и последовательности знаний требует овладения учащимися систематизированными знаниями в определенной логической и методической последовательности: «Все занятия должны распределяться так, чтобы следующее всегда основывалось на предыдущем, а предварительное укреплялось следующим» [4, с. 134]. При реализации принципа систематичности и последовательности, знания, умения и навыки приобретаются и формируются в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент логически связывается с другим, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Систематичность и последовательность позволяют за короткий промежуток времени достичь в обучении высоких результатов. Данный принцип прежде всего реализуется в содержании программ и учебников. Совет Я.А. Коменского по неразрывной последовательности знаний должен стать ключевым на каждом уроке в начальной школе. Принцип прочности знаний, умений и навыков предполагает глубокое, сознательное усвоение знаний, выработки практических умений и навыков: «Все, что излагается,
правильно воспринято разумом, должно быть закреплено также и в памяти ... А основательно углубляется в ум только то, хорошо понятно и тщательно закреплено памятью» [4, с. 134]. Этот принцип, по словам Я. Савченко, имеет для современной начальной школы «исключительное значение, ведь она - фундамент образования человека. Без крепко сформированных умений и навыков по чтению и письму, достаточного развития устной и письменной речи, без навыков быстрых вычислений дальнейшее обучение если и возможно, то связано с большими трудностями и для самих учащихся, и для учителей» [8, с. 89]. Для реализации принципа прочности знаний учителю целесообразно сделать основной задачей работы с учащимися обеспечение их позитивного отношения к предмету; обучать учеников выделять в материале главное; изучать материал с помощью различных видов деятельности; возвращаться к изученному материалу тогда, когда это становится необходимым в контексте изучения нового; организовывать систематический контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) и оценку (самооценку, взаимооценку) результатов обучения. Принцип доступности является основой учительской деятельности, он основан на дидактике Я.А. Коменского, где утверждается, чтобы педагог применял точный язык, движения, жесты, вызывал очарование у детей, преподавал ярко, эмоционально, чтобы ученики понимали учителя. Суть его заключается в том, чтобы ученики воспринимали и понимали пояснительный материал: «Ничего не следует заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно. Ничего не следует предлагать выполнить, кроме того, в достаточной степени объяснено» [5, с. 244]. Я.А. Коменский выделил правила реализации принципа доступности: в учебе двигаться от общего к частному, от легкого к сложному. Некоторые ученые называют принцип доступности принципом «нарастающей сложности» [8, с. 84]. Данный принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учеников, чтобы они не чувствовали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. При чрезмерно осложненном содержании обучения снижается мотивационный настрой, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, ученик быстро утомляется. Вместе с тем, принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, элементарным. При упрощенном смысле снижается интерес к учебе, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. Для реализации учителем принципа доступности обучения необходимо: подбирать достаточное количество фактов, примеров в изложении учебного материала; объем знаний и темп обучения выбирать с учетом реальных возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; осуществлять дифференцированный подход; обеспечивать последовательное усложнение теоретических и практических задач; при изучении материала использовать последовательный переход от простого к сложному, от частного к общему, от неизвестного к известному. В современной начальной школе важную роль играет принцип наглядности. Он предусматривает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями путем их чувственного восприятия. Я.А. Коменский первым предложил использование наглядности как общедидактического принципа. Педагог определял наглядность и ее значение, как желание привить ученикам истинное и твердое знание вещей, учить через личное наблюдение и чувственное доказательство; как обязанность школы принимать во внимание чувства учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, пробовали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д.; как необходимость выставлять для восприятия органами чувств сами вещи или те, которые их заменяют [4; 5]. Вышеуказанные утверждения свидетельствуют о том, что Я.А. Коменский наглядность считал не только принципом обучения, но и средством, облегчающим процесс обучения. Для наглядности, по мнению Я.А. Коменского, необходимо использовать: 1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними; 2) модели, копии предметов; 3) картинки с изображениями предмета или явления. Обосновывая принцип наглядности в работе «Великая дидактика», Я.А. Коменский писал: «... Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, давать для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, то подлежит вкусу - вкусом, доступное осязательные - через прикосновение » [4, с. 136]. В основе учения Я.А. Коменского о наглядности лежит его сенсуалистический характер мировоззрения. В современной начальной школе принцип наглядности остается одним из основных в процессе обучения учащихся. Он обеспечивает чувственную основу восприятия, предотвращает формальное усвоение неизвестных явлений и понятий, является средством передачи значительного объема информации. Принципу наглядности отвечает народная мудрость «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать». Поскольку у детей младшего школьного возраста преобладают конкретно-образное мышление и наглядно-зрительная память, важно на уроках использовать наглядность. За счет продуманного применения средств наглядности можно усилить эмоциональное воздействие на учащихся, повысить уровень доступности изучаемого, активизировать умственную деятельность школьников. На уроках целесообразно использовать различные виды наглядности: натуральную (растения, животные, минералы, орудия труда и др.), символическую (карты, схемы, рисунки и др.), образную (учебные картины, репродукции художественных полотен, макеты, муляжи и др.). Однако, применяя на уроке средства наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий, поскольку это рассеивает внимание учащихся и мешает понять главное. Стоит помнить, что наглядность не цель, а лишь средство ее достижения.
Выводы. Обоснованные Я.А. Коменским дидактические принципы в современной начальной школе остаются неотъемлемыми в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения используются с учетом конкретных дидактических условий, в частности возраста ученика, специфики учебного материала, цели изучения материала. Правил, вытекающих из принципов, достаточно много. Они зависят от конкретных методик преподавания, представления материала, а их использование - от компетентности, эрудиции учителя, уровней умственного и эмоционального развития учащихся, используемых средств обучения.
Литература:
1. Абдуллина О.О. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1989. - 139 с.
2. Борытко Н.М., Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / - 2-е изд., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2009. - 496 с.
3. Вергелес Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2017. - 174 с.
4. Коменський Ян. Велика дидактика / Ян Коменський // Iсторiя зарубiжноï педагопки. Хрестомам: навчальний посiбник / Уклад. i автори вступних статей G.I. Коваленко, Н.1. Бeлкiна [Заг. ред. G.I. Коваленко]. - К.: Центр навчальноï л^ератури, 2006. - 664 с.
5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
6. Кроль В.М. Педагогика: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М. РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
7. Педагопка: Хрестомаия / Уклад. A.I. Кузьмшський, В.Л. Омеляненко. - К.: Знання-Прес, 2003. -С. 237-253.
8. Савченко О.Я. Дидактика початково!' школи. - К.: Генеза, 1999. - 368 с.
Педагогика
УДК 372.878
кандидат искусствоведения, доцент Грузинцева Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук Жукова Анна Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
Аннотация. В статье раскрыты проблемы формирования музыкально-исторических знаний у будущих педагогов-музыкантов. Определены те из них, которые носят общий для всех направлений подготовки в области музыкального искусства характер, а также специфические, относящиеся только к профессиональному становлению учителя музыки. Обозначены причины указанных проблем в контексте осмысления традиций и современного опыта преподавания музыкально-исторических дисциплин.
Ключевые слова: музыкально-исторические дисциплины, музыкально-исторические знания, история музыки, музыкальная литература, методика преподавания музыкальной литературы, музыкально-историческая подготовка будущих педагогов-музыкантов.
Annоtation. The article reveals the problems of the formation of musical-historical knowledge among future teachers-musicians. Those of them have been identified that are intended for all types of training in the field of musical art. The reasons for the problems are revealed in the context of understanding the traditions and modern experience of teaching the disciplines of music and history.
Keywords: musical-historical disciplines, musical-historical knowledge, history of music, musical literature, methods of teaching musical literature, musical-historical training of future teachers-musicians.
Введение. Образовательная программа будущих педагогов-музыкантов на этапах среднего профессионального и высшего образования включает обязательную подготовку в области музыкознания, осуществляемую в рамках музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин. Значимую роль музыкально-исторических знаний в становлении личности исполнителя и преподавателя в сфере музыкального искусства отмечают ведущие музыковеды и педагоги прошлого (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, Г.Г. Нейгауз, А.Н. Серов и др.) и современности (И.А. Гивенталь, Н.М. Провозина, Л.А. Рапацкая и др.). Отметим, что только в отечественной системе музыкального образования уделяется такое пристальное внимание музыкально-исторической подготовке музыканта и педагога. По замечанию А.Н. Серова «без знания истории музыки полный музыкальный художник нашего времени немыслим» [10].
Традиционно к музыкально-историческим дисциплинам в учреждениях СПО относятся музыкальная литература и слушание музыки, а в вузе - история музыки. Благодаря им формируются музыкально-исторические знания, причем большее внимание уделяется изучению самой музыки, накоплению музыкально-слухового опыта студентами.
Несмотря на сложившуюся систему музыкально-исторической подготовки и присущую ей самобытность, целенаправленность и методическую стройность, в практике отечественного музыкального образования наблюдаются и ряд проблем, связанных с формированием музыкально-исторических знаний у будущих педагогов-музыкантов. Одним из путей решения данных проблем является их комплексное осмысление, обобщение и изучение причин их актуализации.
Изложение основного материала статьи. Музыкально-исторические знания, согласно определению Н.М. Провозиной - это система музыкально-образных представлений и историко-теоретических понятий, раскрывающая закономерности развития музыкального искусства. Под музыкально-образными представлениями автор понимает - «обобщенный образ произведения, воспроизводимый в нашем сознании вне непосредственного звучания музыки» [7]. Историко-теоретические понятия исследователь определяет как «общие и существенные признаки исторической эволюции музыкального искусства» [7]. Историко-теоретические понятия формируются в процессе овладения информативными и понятийными знаниями, отражающими содержание музыкально-исторических дисциплин. Информативными знаниями являются -имена, даты, названия, факты, события. Они занимают значительную часть учебной информации, всегда требуют верного истолкования и понимания. Чаще всего они частично сохраняются в долговременной памяти студентов. К понятийным знаниям относятся - ключевые слова, термины, которые отражают существенные признаки явлений художественного творчества и общественно-музыкальной практики вне их индивидуального проявления. Они требуют осмысления и длительного хранения в памяти [7]. Также именно они определяют качество усвоения дисциплиной в целом.
Проблемы, которые возникают в процессе формирования музыкально-исторических знаний у будущих педагогов-музыкантов, можно разделить на общие для всех, кто приступает к изучению музыкально-исторических дисциплин вне зависимости от профиля подготовки и уровня образования и специфические, актуальные для педагогических ссузов и вузов. Остановимся подробнее на каждой из указанных групп.
Проблемы, связанные с формированием музыкально-исторических знаний у студентов исполнительских и музыкально-педагогического профилей подготовки.