Научная статья на тему 'МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ'

МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое стимулирование / экономический рост / инвестиции / экономическое развитие / субсидии / налоговая политика / tax incentives / economic growth / investments / economic development / subsidies / tax policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.O. Асланова, А.А. Деунежева

Статья рассматривает методы налогового стимулирования экономического роста и их эффективность. Авторы анализируют различные подходы к налогообложению, такие как снижение налоговых ставок, введение налоговых льгот и субсидий, а также использование налоговых инструментов для стимулирования инвестиций и инноваций. В статье приводятся данные о том, какие методы наиболее эффективны, а также обсуждаются проблемы и ограничения, связанные с использованием налоговых стимулов. Отмечено, что эффективное использование налоговых стимулов может способствовать, повышению производительности труда и росту экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TAX STIMULATION OF ECONOMIC GROWTH AND THEIR EFFECTIVENESS

The article examines the methods of tax stimulation of economic growth and their effectiveness. The authors analyze various approaches to taxation, such as the reduction of tax rates, the introduction of tax incentives and subsidies, as well as the use of tax instruments to stimulate investment and innovation. The article provides data on which methods are most effective, as well as discusses possible problems and limitations associated with the use of tax incentives. It is noted that the effective use of tax incentives can contribute to an increase in labor productivity and the growth of the economy as a whole.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И

ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Л.О. Асланова, канд. экон. наук, доцент А.А. Деунежева, магистрант

Кабардино-Балкарский государственный университет (Россия, г. Нальчик)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-1-20-24

Аннотация. Статья рассматривает методы налогового стимулирования экономического роста и их эффективность. Авторы анализируют различные подходы к налогообложению, такие как снижение налоговых ставок, введение налоговых льгот и субсидий, а также использование налоговых инструментов для стимулирования инвестиций и инноваций. В статье приводятся данные о том, какие методы наиболее эффективны, а также обсуждаются проблемы и ограничения, связанные с использованием налоговых стимулов. Отмечено, что эффективное использование налоговых стимулов может способствовать, повышению производительности труда и росту экономики в целом.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, экономический рост, инвестиции, экономическое развитие, субсидии, налоговая политика.

Развитие экономики современности в условиях волатильной макроэкономической среды обеспечивается посредством комплексного вовлечения в производственный процесс факторов интенсивного, экстенсивного и инновационного порядка. В условиях постиндустриальной экономики, несомненно, преобладают качественные факторы, обеспечивающие расширенное воспроизводство [1].

Экономический рост и экономическое развитие являются основополагающими понятиями экономической теории и отнюдь не синонимичными. Впервые понятия «экономический рост» и «экономическое развитие» были отделены друг от друга в 1911 году в трудах Й. Шумпетера. Он утверждал: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете, железной дороги у вас при этом не получится» [3].

Идеи Й. Шумпетера основываются на констатации перманентных «изменений исторических условий, неповторимости хозяйственного кругооборота и появлении каждого последующего исторического события из предыдущего» [7].

Говоря об экономическом развитии, мы детерминируем его как качественное совершенствование экономической системы, обеспечивающем структурные сдвиги в

экономике, улучшение качества товаров и услуг, трансформацию институциональных условий функционирования экономических субъектов, благоприятную среду жизнеобитания.

Существует ряд концепций, объясняющих экономическое развитие:

- концепция экономического либерализма А. Смита;

- социологическая доктрина К. Маркса и ф. Энгельса;

- немецкая историческая школа;

- теория экономического развития Й. Шумпетера;

- институциональная и неоинституциональная концепция экономического роста и системных преобразований;

- концепция устойчивого и самоподдерживающего развития Г.Х. Брундтланд.

Факторы, детерминирующие развитие, отличаются в краткосрочном и долгосрочном периодах и сложно поддаются оценке, особенно, в период выхода из трансформационной рецессии.

Экономический рост - лишь одна из сторон экономического развития. Он проявляется в абсолютном или относительном увеличении основных макроэкономических агрегатов (ВВП, национальный доход) за определенный промежуток времени, темпы которых превышают темпы ро-

ста населения. Динамика экономического роста является результатом действия различных сил и механизмов [6].

Основные концепции роста:

- теория «порочного круга нищеты» (Г. Зингер и Р. Пребиш);

- теория квазистабильного равновесия (Х. Лейбенстайн);

- «порочный круг нехватки капитала» (Р. Нуркс);

- «круг отсталости» (Б. Кналл);

- концепция перехода к самоподдерживающемуся росту (У. Ростоу);

- теория стадий экономического роста (У. Ростоу);

- теория «большого толчка» (П. Розенштейн-Родан);

- экзогенная (Е. Домар) и эндогенная (Р. Харрод) модели экономического роста;

- концепция несбалансированного роста (А. Хиршман);

- модель экономического роста с двумя дефицитами (Х. Ченери, М. Бруно, А. Страут, П. Экстейн, Н. Картер.).

Для стимулирования экономического роста важное значение имеет эффективность действующей системы налогообложения и реализуемой правительством налоговой политики. Налоговое стимулирование экономического роста может быть достигнуто различными методами и инструментами. Обобщим наиболее распространённые из них [5].

1. Снижение налоговых ставок, что может привести к увеличению инвестиций и потребительских расходов, что будет способствовать усилению эффекта мультипликатора.

2. Уменьшение налоговых обязательств для компаний.

3. Предоставление налоговых льгот и субсидий.

Налоговые льготы определяются как налоговые правила, противоречащие общепринятым принципам налоговой нейтральности и справедливости, которые направлены на стимулирование как иностранных, так и местных инвестиций, поскольку они способствуют повышению инвестиционной конкурентоспособности стран, максимизации отдачи от инвести-

ций и снижению издержек и неэффективности на инвестиционном рынке [8].

Субсидии, с другой стороны, описываются как любая государственная помощь частным промышленным производителям или потребителям, будь то финансовая или в натуральной форме, которая не требует соразмерное возмещение правительству в обмен, но с обязательным условием получения выгоды от определенного поведения принимающей фирмы или отрасли.

Как правило, в большинстве случае субсидии оказывают положительное и значительное влияние на инвестиционную активность экономических субъектов, что, в конечном итоге, способствует и экономическому росту [9].

Льготы по налогам на производство, продажи и трансферты, а также налогам на прибыль и прирост капитала оказывают так же положительное влияние на инвестиции [2].

Налоговые льготы могут трактоваться как часть инструментария налоговой политики, предполагающего более выгодный налоговый режим для конкретного вида деятельности или сектора экономики по сравнению с тем, что предлагается отрасли в целом. Существование налоговых льгот вызвано необходимостью исправить различия, вызванные внешними факторами и переложить субсидируемые производственные издержки на компании во время спада в секторах экономики [10].

Налоговые льготы, которые могут быть представлены в виде налоговых каникул, инвестиционных льгот, налоговых вычетов, административного разделения, кредитов на создание рабочих мест и отсрочки налоговых обязательств [4].

В последние годы используются налоговые льготы для поощрения частных инвестиций, как местных, так и иностранных. Однако эффективность налоговых льгот в достижении этих целей остается предметом дискуссий.

Налоговые льготы чаще всего используются государством для стимулирования экономического роста. Однако, в соответствии с законом Госсена существует только определенный уровень, при достижении которого экономические стимулы, такие

как налоговые льготы и субсидии, могут привести к улучшению экономики, выше этого уровня на экономику будет оказано негативное влияние.

4. Введение налоговых каникул.

5. Использование целевых программ финансирования. В частности, государство может создавать специальные программы финансирования для определенных секторов экономики, таких как инновации или экологически чистые технологии.

6. Реформирование налоговой системы.

7. Развитие инфраструктуры.

Артур Лаффер, представитель «экономики предложения» в 1974 году предложил теорию, в соответствии с которой существует связь между ставкой налогообложения и налоговыми поступлениями, и что снижение этих ставок увеличило бы генерируемые налоговые поступления.

В соответствии с вышеобозначенной теорией более низкая налоговая ставка может стимулировать дополнительный выпуск продукции и увеличить налоговые поступления. Низкие налоговые ставки увеличивают налоговую базу экономики, что способствует росту бизнеса. В результате налоговые льготы положительно влияют на экономический рост. Однако, эффективность налоговых стимулов отличается в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Теоретики-неоклассики утверждают, что налоговое законодательство должно разрабатываться с учетом следующих презумпций - налоги должны быть настолько низкими, насколько это возможно, и фирмам должны быть предоставлены значительные налоговые льготы. В противном случае большое налоговое бремя сдерживает экономический рост и ограничивает корпоративные инвестиционные стратегии, что приводит к снижению генерирования производственного капитала и спаду в экономике.

Напротив, Дж. М. Кейнс считал, что быстрый экономический рост требует как расширения рынка, так и увеличения потребления среди сектора домашних хозяйств. Так на уровне платежеспособного спроса вмешательство государства является успешным. Корреляция между эконо-

мическим ростом и финансовыми сбережениями существует только при наличии полной занятости, согласно одному из центральных принципов теории Кейн-са [4].

Напротив, крупная величина частных сбережений препятствуют экономическому росту, поскольку они являются пассивной формой дохода и не используются для финансирования выпуска продукции. Поэтому кейнсианцы выступали за налогообложение чрезмерных сбережений (прогрессивное налогообложение).

Согласно модели роста Р. Солоу, инвестиции и сбережения являются основными факторами, опосредующими экономический рост. Эти факторы увеличивают запасы капитала, что способствует полной занятости, а также росту национального дохода и объема производства. Повышение налогов оказывает отрицательное влияние на объем производства, поскольку оно снижает эффективную предельную норму прибыли на капитал и стимул экономических агентов к сбережениям. Снижение стимула к сбережениям приведет к уменьшению основного капитала и снижению объема производства.

Следовательно, модель Р. Солоу констатирует, что в краткосрочной перспективе накопление капитала и экономический рост имеют тенденцию к снижению, когда снижается предельная доходность капитала.

В 2022 году налоговая политика способствовала достижению национальных целей развития РФ посредством обеспечения стабильности национальной экономики в условиях санкционного прессинга. Были внесены изменения в законодательство РФ о налогах и сборах, направленные на предоставление мер поддержки гражданам и субъектам малого и среднего предпринимательства, а также на расширение проактивного администрирования.

В 2023-2025 годах налоговая политика будет направлена на инициирование условий для роста экономики с минимальными потерями для потенциала развития РФ. Сохранится акцент на повышении эффективности стимулирующей функции системы налогообложения и улучшении каче-

ства администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

С этой целью ФНС РФ упрощает налоговые процедуры, внедряет клиентоориен-тированный подход, расширяет бесконтактное взаимодействие с налогоплательщиками и создает комфортные условия для уплаты налогов.

Так, запущен пилотный специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», направленный на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и предусматривающий упрощение или отмену отчетности, автоматический расчет налогов. С 1 января 2023 года введен институт единого налогового счета, позволяющий формировать сальдо расчетов налогоплательщика с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

ФНС России так же проводит активную работу по внедрению инновационных инструментов на основе цифровых технологий. Успешно реализуются такие электронные сервисы и формы налогового контроля, как автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), национальная система прослеживаемости товаров,

ная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), личный кабинет налогоплательщика, мобильное приложение «Мой налог», цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).

В целях развития предпринимательской среды упрощена процедура регистрации с помощью сервиса «Государственная он-лайн-регистрация бизнеса». Функционирует система оценки эффективности налоговых льгот, разработанная совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Большой опыт в создании крупных информационных систем позволяет ФНС России выступать оператором информационных ресурсов, напрямую не связанных с налоговым администрированием, но важных для решения государственных задач, в частности Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации.

За счет улучшения качества налогового администрирования ФНС России удалось обеспечить в 2022 году поступления дополнительных доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере 439 млрд рублей.

налоговый мониторинг, автоматизирован-

Библиографический список

1. Асланова, Л.О. Новые подходы к конкурентоспособности предприятия в условиях цифровизации экономики / Л.О. Асланова // Экономика и предпринимательство. - 2020. -№ 7(120). - С. 1061-1065. - Б01: 10.34925/Е1Р.2020.120.7.219.

2. Вякина, И.В. Налоговые инвестиционные стимулы: мировой опыт и российская практика // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2018. - №4 (36).

3. Дадашова, Т.А. Диалектика понятий «Экономический рост» и «Экономическое развитие» // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2017. - №2.

4. Кармова, Б.З. Особенности безработицы в России на современном этапе / Б.З. Кармова, Л.О. Асланова // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 12. - С. 88-92. - Б01: 10.17513/й\42914.

5. Бечелова, Л.Р. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2016-2020 годы / Л.Р. Бечелова, Л.А. Карацукова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. -№ 4-1(74). - С. 70-74.

6. Полиньски, Р. Главные теоретические концепции экономического развития // Наука и инновации. - 2006. - № 6 (40).

7. Сухарев, О. С., Сухарев, С. О., Руденко Д. В. Теория экономического развития Й. Шумпетера и факты современной жизни (эволюционная Экономика) // Журнал экономической теории. - 2010. - №2.

8. Effects of Tax Incentives and Subsidies on Economic Growth in Developing Economies August 2023 International Journal of Research and Innovation in Social Science Volume VII (Issue VII/July 2023):567-581.

9. Toye, J. Taxation and Economic Development (1st ed.). Routledge. 1978. https://doi.org/10.4324/9781003417071.

10. The impact of fiscal policy on economic growth: empirical evidenc from panel estimation. October 2014. Conference: The 2014 WEI International Academic Conference. At: New Orleans, USA.

METHODS OF TAX STIMULATION OF ECONOMIC GROWTH AND THEIR EFFECTIVENESS

L.O. Aslanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Deunezheva, Graduate Student Kabardino-Balkarian State University (Russia, Nalchik)

Abstract. The article examines the methods of tax stimulation of economic growth and their effectiveness. The authors analyze various approaches to taxation, such as the reduction of tax rates, the introduction of tax incentives and subsidies, as well as the use of tax instruments to stimulate investment and innovation. The article provides data on which methods are most effective, as well as discusses possible problems and limitations associated with the use of tax incentives. It is noted that the effective use of tax incentives can contribute to an increase in labor productivity and the growth of the economy as a whole.

Keywords: tax incentives, economic growth, investments, economic development, subsidies, tax policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.