Научная статья на тему 'Методы моделирования социально-психологических явлений: информационный подход'

Методы моделирования социально-психологических явлений: информационный подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы моделирования социально-психологических явлений: информационный подход»

А.С. Чернышев, А.В. Корнев, А.Н. Еремина

МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Чернышев Алексей Сергеевич, сотрудник кафедры психологии Курского государственного университета, доктор психологических наук, профессор (г. Курск)

Корнев Анатолий Васильевич, сотрудник кафедры психологии Курского государственного университета, кандидат технических наук, доцент (г. Курск) e-mail: anatolkornev@mail. ru

Еремина Анастасия Николаевна, сотрудник кафедры психологии Курского государственного университета

(г. Курск)

e-mail: anastasija 8585@mail.ru

В структуре методов социальной психологии Е.С. Кузьмин, В.Е. Семенов и др. [4] особую роль отводят методам моделирования, которые являются эффективными при изучении такого фундаментального явления, как совместная деятельность [2].

Определяя специфический подход социальной психологии к изучению совместной деятельности, Б. Ф. Ломов полагает, что как индивидуальную, так и групповую деятельность следует изучать в контексте социального процесса, его динамики и содержания. При этом, важно выяснить, какие общественные отношения реализуются в данном действии индивида или группы. В результате появляются новые характеристики деятельности: ее адекватность социальному процессу, «стоимость» для общества и т. д. Особое место занимает «цена» поступка, индивидуального или группового. Это явление следует описывать в динамике, а не в статике, не как продукт, а как процесс [3].

Основу совместной деятельности, по мнению Е. В. Шороховой, составляют два явления — взаимодействие и взаимоотношения, которые отличаются высокой динамичностью, процессуальностью [9]. Полное и одновременное изучение двух аспектов организационной активности (взаимодействия и отношений) требует специальных социально-психологических методов исследования. Перспективным при изучении явлений такого рода, на наш взгляд, является эксперимент с использованием специально созданной аппаратуры, играющей роль материальных моделей совместной деятельности. В модельных условиях он позволяет выявить межличностные отношения, стоящие за процессами группового взаимодействия [8]. В этой связи психологами разработаны приборы - аппаратурные методики: «гомеостаты»,

«кибернометры», «групповой сенсомоторный интегратор» со «Стрессором», «Арка» и др., применяемые в социально-психологических исследованиях в качестве моделей совместной деятельности, общения и межличностных отношений. Применение технических средств для изучения связей между людьми позволило расширить возможности экспериментального метода, создавая реальную перспективу моделирования сложных явлений групповой деятельности. Развитие данного подхода привело к разработке и использованию гомеостатического принципа в социально-психологическом эксперименте.

В ходе эксперимента группа людей (от двух человек и более в зависимости от конструкции приборов) должна решить одну общую задачу совместной деятельности, причем индивидуальные действия каждого участника должны обязательно влиять на общий ход решения задачи так, что общий результат определяется не столько успешностью действий каждого индивида, сколько степенью согласованности действий всех участников между собою. Объективная взаимосвязь и взаимозависимость действий членов группы, запрограммированные в конструкции прибора, провоцируют индивидов на общение. В нашей стране

гомеостатический эксперимент получил развитие в работах Ф.Д. Горбова, М.А. Новикова, Н.В. Голубевой, М.И. Иванюка, Н.Н. Обозова, В.П. Казмиренко, В.А. Терехина, Л.И.

Уманского, А.С. Чернышева, С.В. Сарычева, А.В.Корнева, Ю.Л. Лунева, Ю.Л. Лобкова, Л.И. Акатова, Е.И. Тимощука, Е.И. Дымова, В.Я. Подороги и др.

Разработка и использование приборов наиболее активно проводились в 1960-е годы в связи с практической потребностью в повышении эффективности совместной деятельности в трех важных сферах деятельности: авиации и космонавтике, промышленности и образовании. В авиации и космонавтике решались задачи комплектования малых групп (летных и космических экипажей) для работы в необычных экстремальных условиях. Ф.Д. Горбов и М.А. Новиков в рамках лабораторного эксперимента (1962-1965-е годы) использовали гомеостатическую методику («гомеостат») для выявления социально-психологических факторов эффективности совместной деятельности экипажей. Ф.Д. Горбов разработал основные требования к приборам как средствам моделирования, согласно которым групповая деятельность на них должна быть проста, не требовать предварительной выработки специфических технических навыков; деятельность должна быть взаимосвязанной, сама деятельность и ее ход должны быть объективированными; оценка результатов деятельности должна проводиться опосредованно, через приборы; модели совместной деятельности должны отвечать специфическим свойствам социально-психологических явлений; экспериментальная модель должна соответствовать групповой деятельности, но не быть копией конкретного случая (т.е. тренажером). [1]. В это же время социальные психологи Ленинградского госуниверситета (Е.С. Кузьмин, Н.В. Голубева,

Н.Н. Обозов, Л.Л. Русалинова, А.Л. Свенцицкий, Э.С. Чугунова и др.) начинают работу на промышленных предприятиях Ленинграда и области для изучения таких факторов эффективности совместной трудовой деятельности, как отношение к груду, межличностные отношения, лидерство в трудовом коллективе и др.

В рамках данного направления Н.Н. Обозов па основе модификации аппарата Р. Ламбера (R. Lambert) создает аппаратурную методику «Кибернометр» для исследования срабатываемости и совместимости людей. «Кибернометр» используется как для группового, так и для индивидуального экспериментов [5].

В образовании (примерно, в эти же годы) в связи с подготовкой молодежных (школьных и студенческих) лидеров первичных учебных, учебно-производственных и других коллективов было установлено, что психологический отбор и подготовка молодежных лидеров может успешно осуществляться только через их непосредственное включение в процесс организации совместной деятельности группы. В связи с этим Л.И. Уманский, Л.С. Чернышев и их сотрудники в условиях формирующего эксперимента по подготовке молодежных лидеров (в 1961 г. ими в Курске была открыта первая в стране психологическая школа молодежных лидеров «Комсорг», которая успешно работает до настоящего времени) разработали и широко использовали приборы «Групповой сенсомоторный интегратор» со «Стрессором», «Арку» и др. В отличие от гомеостатов, данные приборы предоставляют большую степень свободы в выборе стратегий преодоления стресс-фактора, в сочетании эвристик с алгоритмическими способами решения задачи; возможности фиксировать не только результат совместной деятельности, но и ее процесс; вводить межгрупповое общение.

Данные приборы использовались не только как диагностические средства, но и как социально-психологические тренажеры по формированию организованности, психологического настроя на деятельность и лидерства [6; 8]. Разработанные в 60-е годы XX столетия приборы до сих пор используются социальными психологами. В 1980-2000-е годы А.В. Корнев, И.С. Полонский и А.С.Чернышев перевели «Групповой сенсомоторный интегратор» на компьютерную основу. Современный персональный компьютер позволяет обогатить и расширить возможности социально-психологического эксперимента при помощи специальных приборов [10—12, 14, 15]. Соединив компьютер и ГСИ можно получить автоматизированную систему получения и обработки экспериментальных данных. Компьютер дает возможность радикально изменить экспериментальную процедуру, т.к. все необходимые условия эксперимента можно смоделировать на экране дисплея. Достаточно лишь добавить «органы управления», которые подключаются к компьютеру через имеющиеся в нем порты, и

запустить соответствующее приложение. Разработка этого приложения и есть наиболее сложная задача.

Следует заметить, что лабораторные гомеостатические методики на основе компьютера значительно более информативны, вариативны, экономичны, их легко тиражировать; они позволяют включать в эксперимент любое число испытуемых (в отличие от прежней лабораторной группы в 6—7 человек, которая работала на ГСИ-7), легко переводить эксперимент от внутригруппового к межгрупповому взаимодействию. Исследование при помощи компьютера позволяет сразу же после эксперимента отразить на экране дисплея или распечатать его результаты, а также попутно обработать их методами математической статистики.

Первоначально было решено в интересах изучения явных и скрытых возможностей и недостатков машинных психологических моделей прибегнуть к математическому моделированию уже существующих гомеостатов. Так были созданы компьютерные модели ГЭСИ-4 и ГЭСИ-6 (групповой электронный сенсомоторный интегратор), успешно прошедшие испытания и показавшие свои преимущества в сравнении со своим механическим предшественником.

Работа на компьютерном групповом интеграторе начинается с обучающей программы, которая демонстрирует на экране дисплея ход выполнения задания, возможные ошибки и в целом помогает испытуемым освоить свои задачи, понять специфику группового взаимодействия. Испытуемым демонстрируется идеальный вариант выполнения задачи.

Первые образцы ГЭСИ были реализованы на персональном компьютере «Ямаха» на языке Бейсик. Затем, с развитием компьютерной техники, были разработаны программные средства для современных персональных компьютеров и нотбуков с учетом мультимедийных возможностей. [7]. В современных наших моделях к компьютеру подключаются микрофон и две камеры для регистрации хода эксперимента. Также подключаются система из шести индивидуальных пультов, которые в точности соответствуют пультам в ранних моделях. Это дает возможность максимально приблизить новые модели к их предшественникам, чтобы сравнивать результаты предыдущих исследований и современных.

После появления на экране дисплея S-лабиринта начинается процесс обучения испытуемых работе с прибором. Этот процесс можно пропустить, если группа уже имеет навык работы. Перемещения движков на экране комментируются заранее запрограммированными фразами. В моменты касания бортов лабиринта на экране дисплея появляется вспышка, а в колонках имитируется сначала звук взрыва, а затем тревожный сигнал. После изучения инструкции, вращая рукоятки на своих пультах, участники эксперимента находят положение своих движков на экране и пробуют ими управлять.

Когда вся подготовительная часть закончена, нажимается кнопка старта и на экране появляется исходная позиция. Звучит стартовый сигнал, и компьютер начинает вести свой протокол эксперимента. Первое прохождение считается ознакомительным, его результаты не учитываются в общем итоге эксперимента, хотя и регистрируются в протоколе. Весь ход эксперимента подробно фиксируется в памяти компьютера и может переноситься на другой компьютер.

Перевод «Группового сенсомоторного интегратора» на компьютерную основу дает следующие методические преимущества:

• Предъявление задач с помощью обучающей программы снимает зависимость результатов эксперимента от индивидуальных особенностей и позиции экспериментатора.

• Освобождение экспериментатора от рутинных действий — подсчетов, ведение протокола и т. д. — позволяет ему вести углубленные наблюдения за поведением испытуемых.

• Возможность использовать серьезный математический аппарат при обработке данных (факторный, корреляционный анализ и т. д.).

• Ввести психологически обогащенный эксперимент, когда компьютер «реагирует» на индивидуальные действия испытуемых. Например, вводится реакция на пассивную позицию кого-либо из испытуемых. В этом случае на экране дисплея появляется надпись: «Уважаемый .... Вы очень пассивны, включайтесь в работу», или «Вы мешаете всем остальным, отойдите!». Все это фиксируются программой.

в

• Возможность тиражирования автоматизированных методик предполагает быстрое их внедрение в практику учебно-воспитательной и исследовательской работы.

• Работать с динамической графикой, движущимися и статическими

видеоизображениями и высококачественными речью и звуком. Это кардинально расширяет возможности психодиагностики, так как позволяет строить модели, максимально

приближенных к реальной деятельности.

1. Горбов Ф.Д., Новиков М.Л. Вопросы интегративной оценки групповой активности // Тезисы докладов на II съезде психологов СССР. Вып. 3, М: АПН РСФСР, 1963. - С.19-22.

2. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005. - 640 с.

3. Ломов Б. Ф. Совместная (групповая) деятельность, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления // Правовые и социально-психологические аспекты управления. -М., 1972. - С.209-227.

4. Методы социальной психологии / Под ред. К.С. Кузьмина и В.Н. Семенова. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1977. - 176 с.

5. Обозов Н.Н. Лабораторные методы исследования совместной работы // Вопр. Психологии, 1977. № 4. -С. 129-133.

6. Уманский Л.И., Чернышев А.С., Тарасов Б.В. Групповой сенсомоторный интегратор // Вопр. психологии, 1969. № 1. С. 128—130.

7. Чернышев А.С., Корнев А.В., Полонский И.С. Проблемы развития лабораторного эксперимента в социально-психологических исследованиях на базе ЭВМ // Психол. журн., 1988. Т.1. № 2. - С.138-142.

8. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. - М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005. - 190 с.

9. Шорохова Е.В., Мансуров Н.С., Платонов К.К. Проблемы общественной психологии // Вопр. психологии, 1963. № 5. - С.73-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.