Научная статья на тему 'Методы корпоративного бюджетирования научно-производственной деятельности предприятия машиностроения'

Методы корпоративного бюджетирования научно-производственной деятельности предприятия машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОПЕРАЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЙ ЦИКЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трегубова О.И., Сазонова М.В., Орлова О.В.

В рамках реализации финансового и инвестиционного циклов предприятия машиностроения предложена разработана структура сводного бюджета (операционный, инвестиционный, финансовый). Предложена организационная структура процесса бюджетирования предприятия машиностроения, состоящая из следующих этапов: подготовка первичного проекта бюджета продаж, подготовка первичного проекта операционного, инвестиционного и финансового бюджетов, корректировка сводного бюджета при решении проблемы финансового дефицита и окончательного принятие проекта сводного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трегубова О.И., Сазонова М.В., Орлова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы корпоративного бюджетирования научно-производственной деятельности предприятия машиностроения»

2. Basova A.V, Nechaev A.S. Taxation as an instrument of stimulation of innovation-active business entities // World Applied Sciences Journal. - 2013. -Т. 22, № 11. - С. 1544-1549.

3. Andreeva E.S., Nechaev A.S. The mechanism of an innovative development of the industrial enterprise // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Т. 27, № 13 A. - С. 21-23.

4. Нечаев А.С., Басова А.В. Налогообложение как инструмент стимулирования деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 6. - С. 1.

5. Нечаев А.С., Никитюк Л.Г. Создание модели инвестиционно-инновационного механизма управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Налоги и налогообложение. - 2011. - № 12. - С. 26-31.

6. Нечаев А.С. Анализ методик для обновления основных производственных фондов // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2010. - № 2 (42). - С. 85-90.

7. Ованесян С.С., Будаева М.С. Применение корректирующих коэффициентов для расчета условий кредита и лизинга // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Математика, механика, информатика. - 2008. - Т. 8, № 3. - С. 61.

8. Прокопьева А.В. Идентификация и управление рисками инновационной деятельности предприятий: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Иркутский государственный технический университет. -Иркутск, 2014.

МЕТОДЫ КОРПОРАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

© Трегубова О.И.*, Сазонова М.В.*, Орлова О.В.*

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), г. Москва

В рамках реализации финансового и инвестиционного циклов предприятия машиностроения предложена разработана структура сводного бюджета (операционный, инвестиционный, финансовый). Предложена организационная структура процесса бюджетирования предприятия

* Старший преподаватель кафедры «Производственный менеджмент».

* Старший преподаватель кафедры «Производственный менеджмент». " Доцент кафедры «Производственный менеджмент».

машиностроения, состоящая из следующих этапов: подготовка первичного проекта бюджета продаж, подготовка первичного проекта операционного, инвестиционного и финансового бюджетов, корректировка сводного бюджета при решении проблемы финансового дефицита и окончательного принятие проекта сводного бюджета.

Ключевые слова: бюджетирование, операционный бюджет, финансовый цикл, инвестиционный цикл.

По сравнению с другими отраслями экономики, кругооборот оборотного капитала (финансовый цикл) и основного капитала (инвестиционный цикл) в машиностроении имеет свои особенности, которые определяют основы бюджетирования [1]. В отличие от других отраслей, где инвестиционный цикл в достаточной степени обезличен (основные средства относятся к общим условиям поддержания производственного процесса и достаточно стандартны), в машиностроении большая часть инвестиций относится к выпуску отдельных продуктов. Здесь существует тесная связь не просто между прибыльностью в целом и окупаемостью инвестиций, но и между прибыльностью конкретных видов продукции и окупаемостью конкретных инвестиций в производство данной продукции. При этом, если в производственной деятельности любого промышленного предприятия используется позаказ-ный метод учета, то в научно-производственной деятельности предприятий машиностоения могут одновременно присутствовать два и более методов ведения учета (например, попроцессный (простой) способ учета, попере-дельный метод учета и позаказный метод учета).

На основе проведенного анализа теории и практики процесса бюджетирования можно предложить сводный бюджет [2], состоящий из трех бюджетов первого уровня - операционного, инвестиционного и финансового. Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от производственной деятельности за бюджетный период, и его объектом является финансовый цикл. Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия основных средств и долгосрочных финансовых вложений, что составляет основу инвестиционного цикла. Цель финансового бюджета - планирование баланса денежных поступлений и расходов, а также баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия [3].

Операционный бюджет состоит из бюджетов второго уровня [4]: бюджета продаж, производства, запасов готовой продукции, постоянных расходов, закупок. Некоторые бюджеты второго уровня складываются из бюджетов третьего уровня, бюджеты третьего уровня распадаются на бюджеты четвертого уровня и т.д. в зависимости от масштабов и многообразия хозяйственных операций предприятия.

В процессе управленческого планирования на предприятии машиностроения важную роль играет установление сроков бюджетного периода [5].

Выбор временного интервала определяется отраслевой и индивидуальной спецификой предприятия, а также особенностями макроэкономической среды, в которой оно функционирует.

Двумя крайностями, которых необходимо избегать, является, во-первых, ведение плановой (бюджетной) деятельности исключительно для целей текущего управления без разработки стратегических бюджетов развития, а, во-вторых, разработка долгосрочных программ развития при отсутствии жесткого краткосрочного бюджетирования. Наличие лишь одного (краткосрочного либо долгосрочного) бюджета на предприятии машиностроения в большинстве случаев негативно сказывается на эффективности управленческого планирования. Наиболее разумным является применение одновременно двух или даже трех бюджетов, различающихся по своим срокам и целям [6].

Основой составления сводных бюджетов является стратегический план, на основе которого разрабатываются 3 сводных бюджета, различающиеся сроками, функциям, степенью обязательности исполнения и возможностью корректировки [7]:

1. Краткосрочный бюджет. Для предприятий машиностроения наиболее оптимальным сроком является один год. Для краткосрочного бюджета характерны: обязательность исполнения, отсутствие корректировки, глобальный характер контрольно-стимулирующей функции бюджета, высокая степень детализации бюджетных показателей.

2. Бюджет развития (5 лет). Этот бюджет относится к разряду долгосрочных. Для него характерны обязательность исполнения, возможность корректировки, выборочный характер контрольно-стимулирующей функции, меньшая степень детализации бюджетных показателей, наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете (подбюджете 1-го уровня, включаемом в сводный бюджет).

3. Индикативный «скользящий» бюджет (5 лет), который принимается в начале года и аналогичен бюджету развития. В начале периода принимаются два бюджета - бюджет развития на 5 лет и краткосрочный бюджет на 1 год. После истечения года к «скользящему» бюджету добавляется еще один год и т.д., что обеспечивает непрерывное годовое планирование. Корректировка бюджета развития и принятие очередного годового бюджета в течение 5 лет происходят одновременно и на основе разработки очередного «скользящего» пятилетнего бюджета. Индикативный «скользящий» бюджет не только не является обязательным, но и по определению никогда не выполняется и служит для аналитических целей. Контрольно-стимулирующая функция в нем отсутствует. Детализация бюджетных показателей здесь такая же, как и в бюджете развития.

Сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели. Такой подход целе-

сообразно использовать на крупных предприятиях, где дополнительные издержки по ведению планово-аналитической работы оправданы в контексте повышения качества принятия управленческих решений.

Ведение на постоянной основе процесса сквозного планирования или бюджетирования невозможно без наличия адекватной организационной структуры предприятия. Составление операционного, инвестиционного, финансового и сводного бюджетов требует наличия подразделений с соответствующими функциями и полномочиями. В организационной структуре процесса бюджетирования следует различать субъекты планирования (подразделения, участвующие в разработке сводного бюджета) и объекты планирования (подразделения, которыми составляется сводный бюджет и которые ответственны за его выполнение).

Бюджетирование в рамках интегрированной производственной структуры - это процесс коллективной разработки плана на будущий период, в результате которого все мероприятия представляются в формате бюджетов. Под корпоративным бюджетированием подразумевается общеуправленческая технология планирования и исполнения бюджетов, план-фактный анализ, контроль и выработка рекомендаций по совершенствованию указанных процедур. Бюджетирование используется для планирования финансовых результатов, активов и пассивов и других показателей производственной деятельности.

Бюджетирование производственной деятельности целесообразно осуществлять с позиции необходимости ее планирования и анализа за определенный период. Предлагается регламент годового планирования разделить на две части. Первая часть представляет общую схему планирования, которая описывает общую процедуру формирования, рассмотрения, согласования и утверждения бюджетов. Вторая часть связана с подробным описанием процедуры планирования и детально описывает стадии бюджетного процесса.

Предлагаются следующие стадии процесса корпоративного бюджетирования предприятий машиностроения [8]:

1. Определение и формализация стратегии развития предприятия.

2. Согласование бюджетов внутри каждого предприятия, входящего в состав интегрированной производственной структуры.

3. Согласование бюджетов предприятий в управлении корпоративными финансовыми ресурсами.

4. Утверждение операционного, инвестиционного, финансового и сводного бюджетов предприятий.

С процедурой планирования неразрывно связана процедура исполнения бюджетов. Отчеты об исполнении бюджетов позволяют осуществлять план-фактный анализ, который проводится на 2-х уровнях: руководством предприятия и руководством интегрированной производственной структуры. Для эффективного бюджетного планирования важно не только содержание сводного бюджета, но и процедура его составления. Поскольку объектом

бюджетирования является предприятие, представляющее собой сложную экономическую систему, то и процесс бюджетирования, как моделирования (при составлении сводного бюджета) и отражения (при проведении план-факт анализа исполнения сводного бюджета) производственной деятельности, основывается на применении системного подхода.

Алгоритм разработки сводного бюджета предприятия следующий: 1. Оценка целевого объема продаж. 2. Формирование производственной программы и целевого уровня запасов готовой продукции. 3. Определение потребности в основных материалах. 4. Определение прямых затрат труда. 5. Определение потребности во вспомогательных материалах и оценка калькуляции бюджета закупок. 6. Расчет себестоимости списания материальных оборотных средств в производство и оценка калькуляции бюджета основных материалов. 7. Прогнозирование бюджета общепроизводственных расходов. 8. Оценка калькуляции производственных затрат и прогнозирование бюджета прямых коммерческих расходов. 9. Оценка калькуляции бюджета постоянных расходов. 10. Оценка калькуляции себестоимости и определение рентабельности и прибыли производства. 11. Прогнозирование отчета о финансовых результатах. 12. Прогнозирование инвестиционного бюджета. 13. Прогнозирование бюджета движения денежных средств. 14. Оценка баланса на конец бюджетного периода. 15. Прогнозирование отчета об изменении финансового состояния. 16. Корректировка сводного бюджета путем сокращения финансового дефицита.

Отличием алгоритма разработки сводного бюджета от традиционных методов бюджетного планирования заключается в наличии этапа корректировки бюджета путем сокращения финансового дефицита. По результатам рассмотрения величины первичного финансового дефицита можно сформулировать управленческую задачу по его сокращению в соответствии с требованиями поддержания финансовой стабильности. Для достижения задачи анализируются возможности повышения доходной либо сокращения расходной части первичного проекта операционного и инвестиционного бюджетов. Финансовый бюджет может подвергаться корректировке в части дополнительного привлечения кредита в случае недостаточной абсолютной ликвидности и ограничений по трансформации материальных ресурсов в денежные средства в краткосрочном периоде.

После выявления возможности сокращения финансового дефицита первичный сводный бюджет корректируется. Поскольку операционный, инвестиционный и финансовый бюджеты являются взаимосвязанными, то изменение хотя бы одного бюджетного параметра ведет к изменению отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, прогнозного баланса, отчета об изменении финансового состояния. В наибольшей степени первичный сводный бюджет корректируется при увеличении объема реализации, или сокращении переменных издержек.

Список литературы:

1. Сазонов А.А., Сазонова М.В. Новые подходы к управлению предприятием // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - № 6. - С. 21-22.

2. Джамай Е.В., Демин С.С. Совершенствование метода прогнозирования финансовых ресурсов при создании инновационной продукции в рамах федеральных целевых программ // Финансовый менеджмент. - 2010. - № 4. -С. 32-35.

3. Мищенко А.В., Джамай Е.В. Динамическая задача определения оптимальной производственной программы // Менеджмент в России и за рубежом. - М.: Издательская группа «Дело и сервис», 2002. - № 2.

4. Сазонов А.А., Сазонова М.В. Процессно-ориентированный подход к управлению предприятием // Проблемы экономики. - 2011. - № 5. - С. 44.

5. Калачанов В.Д., Джамай Е.В. Формирование и оптимизация ресурсного обеспечения программ авиастроительного производства // Авиакосмическая техника и технология. - 2005. - № 4. - С. 61-69.

6. Сазонов А.А. Совершенствование системы управления на промышленном предприятии // Вопросы экономических наук. - 2012. - № 1. - С. 29-30.

7. Джамай Е.В. Ресурсное обеспечение наукоемкого авиационного производства: финансово-экономический аспект. - М.: Изд-во МАИ, 2006.

8. Путятина Л.М., Путятин А.Е. Экономика машиностроительных предприятий: учебное пособие. - М.: «Экономика и управление». 2008.

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

© Черняк М.В.*

ВТУ, г. Новокузнецк

В статье научно обоснована необходимость перехода к принципиально новой парадигме социально-экономического развития России. Речь идёт о создании существенно отличной от капитализма системы экономических отношений, которую автор называет солидарной экономикой, а построенную на её основе социально-экономическую формацию - солидаризмом, раскрывая его сущность и актуальные проблемы реализации.

Ключевые слова солидаризм, новая общественно-экономическая формация, макроэкономическое регулирование, информационная и технологическая революция, демократизация собственности.

Человеческий капитал - один из факторов роста стоимости компании.

Для того, чтобы правильно выбрать метод оценки человеческого капитала,

* Магистрант 2 курса (направление «Экономика»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.