МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА
Т.С. Лукошкина, магистрант
Ю.Н. Галицкая, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет
(Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11482
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению методов комплексной оценки бизнеса. В статье, помимо традиционных и наиболее популярных методик оценки бизнеса на основе вертикального и горизонтального анализа, так же рассмотрены методы проведение комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе четырех групп показателей: показателей платежеспособности и финансовой устойчивости, показателей эффективности использования оборотного капитала и рентабельности и другие. В конце статьи сделаны выводы о проблематики оценки эффективности малого бизнеса и сравнения её с показателями конкурентов.
Ключевые слова: показатели эффективности, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ финансового состояния, комплексная оценка бизнеса.
В условиях современной экономики комплексная оценка эффективности бизнеса является направлением, которое активно развивается. Финансово-хозяйственной деятельностью каждого субъекта интересуется большой круг участников финансового рынка, поэтому весомой частью для принятия управленческих решений и так же обоснования их целесообразности являются показатели комплексной оценки эффективности.
Комплексный подход к оценке результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации позволяет банкам, биржам, страховым компаниям, инвестиционным фондам и другим участникам рынка с наибольшей достоверностью определять степень надежности партнера по бизнесу [1].
Традиционный анализ хозяйственной деятельности предприятий, для нашей страны, был ориентирован, в основном, на обоснование решений по поддержанию устойчивого функционирования этих предприятий как производственных систем, созданных для выполнения плановых заданий. Аналитическое обеспечение управления изменениями не входило в основные задачи анализа хозяйственной деятельности предприятий. Однако переход на рыночные отношения показал, что успешно развивается только тот бизнес, который изменяется вместе с экономикой, и
в основе современного предпринимательства должна лежать семантическая инновационная деятельность [2].
Бизнес-анализ - это сравнительно новое направление аналитической работы для отечественных экономистов, которое в процессе понимания сложности становления рыночных отношений в нашей стране, с каждым годом приобретает все большую актуальность. В настоящее время не существует единой методики проведения комплексной оценки эффективности деятельности предприятия. Как показывает практика, все сводится к применению различных групп показателей коэффициентов и критериев. Это объясняется различными интересами групп пользователей информации о деятельности предприятия [3].
Традиционно авторы методик в качестве первого и второго этапа комплексной оценки предлагают использовать методы вертикального и горизонтального анализа. На заключительном этапе экономического анализа одной из важнейших задач является получение комплексной оценки эффективности деятельности коммерческой организации. Результаты анализа показателей разной степени значимости, как правило, не позволяют сделать вывод об их изменении однонаправленно, и не представляется возможным проследить тенденцию экономического развития, чем и обусловлена необходимость комплексной
оценки. Любая методика или набор инструментов проведения анализа основаны на соотношении результатов и затрат, понесенных для осуществления поставленных целей.
Обычно, под оценкой эффективности бизнеса подразумевается обширный перечень разнообразных индикаторов. Все показатели, по своему экономическому содержанию, представляют собой отношение результата к затратам или ресурсам. В зависимости от эффекта функционирования предприятия можно условно разделить на показатели производственной и финансовой эффективности.
Показатели производственной эффективности, такие как фондоотдача основных средств, материалоотдача, производительность труда др. характеризуют не эффективность, а интенсивность использования ресурсов. Конечной целью каждого предприятия является получение прибыли, которая является основным источником наращивания капитала, поэтому в качестве результата для оценки функционирования предприятия рационально использовать именно этот показатель. При этом следует отметить, что прибыль - это абсолютный финансовый эффект и сам по себе он не может охарактеризовать уровень эффективности работы предприятия без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами [4].
Анализируя методику исчисления затратных показателей современных авторов, можно сказать, что существуют две основные проблемы. Первая проблема заключается в методе определения показателя по произведенной или по реализованной продукции. Большинство авторов имеют однозначное мнение относительно этой ситуации. Пока предприятие не реализовало продукцию, невозможно узнать, положительным или отрицательным будет финансовый результат.
Вторая проблема заключается в том, какую прибыль принимать в расчет.
Бердникова Т.Б., Бланк И.А., Крылов Э.И., Марьян Э.А. в данной ситуации предпочитают использовать для расчета чистую прибыль, после уплаты налогов. Другие ученые Ефимов О.В., Кова-
лев В.В., Прыкина В.В., Шеремет А.Д. полагают, что рассчитывать рентабельность затрат необходимо по одновременно по нескольким показателям, а именно по чистой прибыли, по прибыли после уплаты процентов до налогообложения, по прибыли от реализации продукции до налогообложения.
Для оценки эффективности работы коммерческого предприятия недостаточно использования анализа абсолютных значений прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Независимо от целей оценки, показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия являются критериальным аспектом эффективности компании. Так, Шадрина Г.В. предлагает проведение комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе четырех групп показателей [5]:
- общие показатели: среднемесячная выручка, доля денежных средств в выручке, среднесписочная численность работников;
- показатели платежеспособности и финансовой устойчивости: общая степень платежеспособности, коэффициент задолженности по кредитам банков и займам, степень платежеспособности по текущим обязательствам, коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами, собственный капитал в обороте, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент автономии;
- показатели эффективности использования оборотного капитала и рентабельности: коэффициент обеспеченности оборотными активами, коэффициент оборотных средств в производстве, рентабельность продаж, среднемесячная выработка одного работника;
- показатели интенсификации процесса производства и инвестиционной активности организации: среднемесячная выработка на одного работника, фондоотдача, коэффициент инвестиционной активности.
Е.В. Негашев и А.Д. Шеремет для комплексной оценки предлагают использовать метод экономических и финансовых коэффициентов [6].
Таблица 1. Совокупность аналитических показателей
Направления анализа финансового состояния Аналитические показатели
1. Анализ имущественного положения 1.Годность; 2. Обновление; 3. Износ основных средств 4. Выбытие основных средств; 5. Доля оборотных и внеоборотных активов в имуществе 6. Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах
2.Анализ финансовой устойчивости 1.Коэффициент финансовой независимости 2. Коэффициент финансовой зависимости 3. Коэффициент обеспеченности собственными средствами 4. Коэффициент мобильности собственного капитала 5. Коэффициент финансового левериджа
3. Анализ платежеспособности и ликвидности 1. Коэффициент инвестирования 2. Общая платежеспособность; 3. Платежеспособность за период; 4. Платежеспособность по текущим обязательствам; 5. Долгосрочная платежеспособность. 6. Коэффициент абсолютной ликвидности 7. Коэффициент быстрой ликвидности 8. Коэффициент текущей ликвидности
4. Анализ деловой активности 1. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 2. Коэффициент оборачиваемости активов 3. Рентабельность продаж 4. Рентабельность активов 5. Рентабельность собственного капитала
Преимуществом данной методики явля- различных коэффициентов, не рассматри-ется возможность сравнить финансовые вается внутригрупповая оценка экономи-показатели предприятия с наилучшими ческого состояния предприятия [7]. показателями у конкурентов или эталон- Представленные показатели, безуслов-
ными. В рамках данной методики произ- но, помогут оценить эффективность маловодится анализ необходимого прироста го бизнеса и сравнить её с показателями собственного капитала, что имеет значи- конкурентов. Но зачастую, трудно полутельный вес при разработке менеджерами чить доступ к внутренней информации конкретных мероприятий для дальнейшей фирм конкурентов. Для сравнения показа-деятельности предприятия. Значительном телей эффективности можно использовать минусом является то, что в данной мето- косвенные данные - средние по стране, дике, не смотря на верную группировку региону, отрасли и так далее.
Библиографический список
1. Мартынова Т.А., Галицкая Ю.Н. Экономический анализ: практикум: учеб. пособие. -Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. - 163 с.
2. Бариленко В.И. Основы бизнес-анализа: учебное пособие / коллектив авторов под ред. В.И. Бариленко. - 2-е изд., испр. - М.: КНОРУС, 2018. - 270 с. - (магистратура)
3. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 608 с.
4. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты: монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017.
- 291 с.
5. Шадрина Г.В. Экономический анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 431 с.
6. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016.
- 208 с.
7. Тюрина В.Ю., Альмухаметова Э.Р. Сравнение отечественных методик проведения финансового анализа организации // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 477-481.
METHODS FOR COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF BUSINESS EFFICIENCY
T.S. Lukoshkina, Graduate Student
Yu.N. Galitskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the consideration of integrated business assessment methods. In addition to the traditional and most popular business valuation techniques based on vertical and horizontal analysis, the article also discusses methods for conducting a comprehensive analysis of financial and economic activities on the basis of four groups of indicators: solvency and financial stability indicators, working capital efficiency and profitability indicators, and others. At the end of the article, conclusions are drawn about the problem of assessing the effectiveness of small businesses and comparing it with the performance of competitors.
Keywords: performance indicators, horizontal analysis, vertical analysis, analysis of financial condition, a comprehensive assessment of the business.