Научная статья на тему 'МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ'

МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ»

производительность труда персонала, который постоянно работает с документами.

В то же время, существуют определенные проблемы внедрения системы электронного документооборота:

1) Проблема трансформации существующих бумажных документов в электронную форму. Зачастую в организациях, имеющих бумажный архив документов, практически невозможно найти их электронные копии для создания электронного варианта архива. Поэтому электронный архив существующих документов в этом случае нужно создавать из бумажного путем сканирования. Если же никакого архива нет, необходимо провести сначала достаточно длительную подготовительную работу. Нужно добиться единого порядка хранения документов в каталогах, запретить хранение документов на локальных дисках компьютеров. Необходимо обеспечить и требовать наличие у всех пользователей в организации собственных каталогов в сети, в которых они хранят документы. Это существенно облегчает в дальнейшем перевод документов в систему электронного документооборота.

2) Внедрение системы электронного документооборота тесно связано с возможностью и необходимостью ее интеграции с уже существующей автоматизированной системой управления. Причем желательно, чтобы системы электронного документооборота содержали специальные средства для осуществления такой интеграции.

4) Необходимо обеспечивать выполнение высоких требований к обеспечению безопасности данных и ограничению доступа.

5) Важной проблемой остается и проблема кадров.

6) немаловажной проблемой является необходимость обеспечения юридической силы электронных документов. И сегодня, благодаря тому, что наконец-то принят закон, регулирующий использование электронной цифровой подписи (ЭЦП), стало возможным придание электронным документам юридического статуса.

Разакова Ф.М. бакалавр 4 года обучения профиль «Бухгалтерский учет» Ибрагимова А.Х., к. э. н. научный руководитель, доцент ФГБОУВПО Дагестанский Государственный Университет

Россия, г. Махачкала МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

Калькулирование это совокупность приемов учета затрат на производство и осуществление расчетных процедур исчисления себестоимости продукции. Результатом калькулирования является калькуляция, т.е. расчет затрат предприятия, падающих на объект

калькулирования. Как известно, объектом калькулирования является единица произведенной продукции. Калькулирование необходимо для определения себестоимости продукции установления его уровня безубыточности [1].

В процессе калькулирования необходимо разделение затрат между законченной продукцией и незавершенным производством, разделение затрат между отдельными видами продукции, также определение затрат на забракованную продукцию и исчисление себестоимости единицы готовой продукции [1].

Калькуляции делятся на предварительные - плановые, сметные, проектные, нормативные, и последующие - отчетные, фактические. Предварительные составляются до начала производства продукции, последующие - после ее изготовления и характеризуют расходы на ее изготовление.

Отнесение затрат на отдельные виды продукции является важным элементом управленческого учета. Знание того, во сколько компании обходится производство того или иного товара или предоставление услуги, может влиять на различные решения. В частности:

- установление цены или диапазона допустимых цен;

- изменение объема выпуска, приоритеты выпуска той или иной продукции;

- расчет бонусов сотрудников за объем продаж и маржинальность сделок;

- производство на склад или под заказ;

- отказ или принятие заказа на продукцию.

Для целей калькулирования себестоимости продукции, по способу включения в себестоимость, затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты - расходы, которые могут быть отнесены на конкретную единицу продукции, например прямые материалы использованные при производстве изделия, комиссионное вознаграждение продавцам, услуги по доставке товара покупателю. В традиционном управленческом учете к прямым затратам также относят оплату труда сотрудников, занятых на производстве. Прямые затраты могут быть постоянными и переменными. В любом случае, они относятся на единицы продукции, которые были произведены благодаря этим затратам.

Косвенные затраты - расходы на оплату труда вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и услуги, которые не могут быть отнесены на конкретные единицы продукции прямо. Косвенные затраты также называют накладными. Для отнесения таких затрат на отдельные изделия необходимо использовать релевантную базу разнесения. Например, некоторые косвенные затраты распределяют пропорционально заработной

плате производственных рабочих, или объему продаж в денежном выражении, или машино-часам.

Рассмотрим раздельно принципы разнесения производственных и непроизводственных накладных расходов.

Для распределения производственных накладных расходов на определенные единицы продукции необходимо выделить центры затрат и релевантную базу распределения. Для начала косвенные расходы делятся на основе соответствующей базы между центрами затрат. При этом, если какие-то косвенные расходы целиком ложатся на один из центров затрат, то эти затраты исключаются из базы распределения затрат и относятся полностью на один центр затрат. После распределения всех косвенных производственных затрат по центрам затрат, необходимо распределить затраты в рамках одного центра, по видам и единицам продукции. Менеджеры часто предпочитают использовать заранее заданные ставки распределения накладных расходов, чтобы избежать колебания себестоимости от месяца к месяцу, связанные с изменениями в объеме затрат или уровне деятельности. Заранее заданные ставки также позволяют прогнозировать себестоимость продукции до начала производства.

К непроизводственным накладным расходам относятся административные, коммерческие и иные расходы. Многие организации применяют заранее установленный процент для того, чтобы распределить такие затраты на основе оценочных или бюджетных уровней деятельности на ближайший период.

При применении попередельного метода калькулирования процесс калькулирования заключается в следующем: прямые затраты отражают не по видам продукции, а по переделам, либо стадиям производства. Отдельно учитываются косвенные затраты и распределяются по переделам. Суммарные затраты по переделу определяют себестоимость выпуска передела и единицы полуфабриката (или готовой продукции, если это последний передел) [3].

Попроцессный метод калькулирования и учета затрат заключается в том, что прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции определяют путем деления суммы всех произведенных за месяц затрат (в целом по итогу и по каждой статье) на объем готовой продукции за тот же период. Этот метод применяется на предприятиях, где производство носит массовый характер, выпускается однотипная продукция, ограниченная номенклатурой, которая перемещается от одного технологического участка к другому непрерывным потоком, при этом незавершенное производство отсутствует или незначительно (например, электро- и теплостанции, предприятия добывающих отраслей промышленности и некоторые предприятия химической промышленности и т.д.) [2, с. 300].

Разновидностью этого метода является метод учета затрат не по производству в целом, а по стадиям технологического процесса.

Нормативный метод калькулирования является универсальным и применяется практически во всех отраслях промышленности. Он базируется на следующих принципах:

1) составление нормативной калькуляции на основе технологических норм затрат;

2) учет отклонений от норм с определением величины отклонений, места их возникновения, причин и виновников;

3) учет фактических затрат путем их суммирования по текущим нормам, отклонениям от норм и изменениям самих норм.

Директ-костинг это метод калькулирования себестоимости по прямым (переменным) затратам. Его сущность заключается в калькулировании неполной себестоимости. На себестоимость продукции относятся только переменные расходы, т.е. те затраты, которые зависят от загрузки мощностей и объема продукции. Другие затраты (накладные), которые также составляют часть текущих издержек, в себестоимость продукции не включаются. Они размещаются общей суммой из выручки в том периоде, когда они возникли. Применение данного метода в западных странах показало высокую точность себестоимости единицы продукции.

Метод калькулирования себестоимости АВС-метод, это система учета затрат по функциям. Он проистекает из предположения, что затраты вызваны деятельностью и продукты создают спрос на виды деятельности [4]. Практическая реализация данного метода предполагает осуществление следующих этапов:

1) определение основных видов деятельности, имеющих место на фирме;

2) создание для каждого вида деятельности центра затрат;

3) определение носителей издержек для каждого вида деятельности;

4) отнесение на продукт расходов на вид деятельности в соответствии с необходимостью их осуществления для производства данного продукта.

Данный метод широко используется для обоснования следующих решений: установление долгосрочного порога цен и изменение портфеля заказов.

Использованные источники:

1. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета. - Ростов на/Д: Феникс, 2013;

2. Ибрагимова А.Х. Алибеков Ш.И. Методы распределения косвенных затрат на нефтегазодобывающих предприятиях//Аудит и финансовый анализ. №1. 2013;

3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2010;

4. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. - М.: Проспект, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.