Научная статья на тему 'Методы изучения и использования географических карт'

Методы изучения и использования географических карт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1468
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА / КОНТУРНАЯ КАРТА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА / POLITICAL MAP / ГРАФ / GRAPH / ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / GEOGRAPHICAL MAP / CONTOUR MAP / ELECTRONIC MAP GEO-INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бичеоол Т.Н.

В данной работе исследуются методы изучения географических карт, которые были разработаны учителями школ и эффективно применяются на уроках географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STUDY AND USE OF MAPS

This paper examines methods for the study of geographical maps, which were developed by teachers of the Republic of Tuve and effectively applied in geography lessons.

Текст научной работы на тему «Методы изучения и использования географических карт»

которые расположены выше точки (0\а). Ответ считываем с чертежа.

Таким образом, благодаря использованию таблиц и схем при изучении школьного курса тригонометрии знания учащихся обобщаются и систематизируются. Это, в свою очередь, способствует формированию такого важного качества знаний, как осознанность.

Литература:

1. Колмогоров А.И., Абрамов A.M. и др. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобра-

зоват.учреждений / А.Н. Колмогоров. A.M. Абрамов и др. - М.: Просвещение. 2009.

2. Давыдов ВВ. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов // Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972.

3. Кара-Сал //.Л/. Использование свойств функций при решении математических задач. Учебно-методическое пособие по практикуму решения математических задач / H.M. Кара-Сал. - Кызыл, ТГИПК и ПКК Правительства PT, 2007.

4. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. 4.1: Учеб.для общеобразоват.учрежденнй / А.Г. Мордкович. - M.: Мнемозина, 2010.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ

Т.Н. Биче-оол

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

METHODS OF STUDY AND USE OF MAPS

T. Biche-ool

Tuvan state university, Kyzyl

В данной работе исследуются методы изучения географических карт, которые были разработаны учителями школ и эффективно применяются на уроках географии.

Ключевые слова: географическая карта, контурная карта, политическая карта мира. граф, электронная карта, геоинформациониые системы.

This paper examines methods for the study of geographical maps, which were developed by teachers of the Republic ofTuve and effectively applied in geography lessons.

Key words: geographical map, contour map, political map, graph, electronic map geo-infonnation

system.

Трудно представить себе область человеческой деятельности, в которой не применялись бы карты и атласы. Инженер и исследователь, летчик и строитель, геолог и агроном, лесовод и мореплаватель, офицер и государственный деятель обращаются к карте и находят в ней ответы на свои вопросы. По картам можно изучать, и отдельный квартал города, и Землю в целом, и перелеты птиц, и транспортные потоки. В них можно увидеть и дно океана, строение толщь земной коры и атмосферы, ледовые покровы прошлого, крестовые походы и размещение хозяйства в будущем. С помощью карт проектируют плотины и дороги, прокладывают маршруты самолетов и кораблей и решают

кроссворды. Многообразие направлений использования карт объясняется тем, что язык карты, будучи механизмом накопления и передачи социального опыта, служит целям коммуникации (передачи информации) и познании (моделирования и умножения знаний) [3].

Существуют профессии, для которых карта — основной и часто единственный источник полной, точной и вполне достоверной информации. Это, например, штурманы, военные, строители,

дорожники. Возьмем проектировщиков шоссейных дорог. Сколько расчетов и прикидок нужно выполнить им только для того, чтобы выбрать лучший вариант прокладки дороги между двумя

Тувинский государственный университет ____

населенными пунктами. В этих расчетах приходится учитывать и рельеф местности (крутизна подъемов и спусков), и тип грунтов, и требуемый объем земляных работ, и растительность на трассе (за порубку леса или отчуждение пашни полагается платить), и многое другое. Информацию для расчетов можно получить, или, как говорят географы, снять с крупномасштабной местности [4]. Так. Николай Николаевич Баранский, отечественный экономико-географ, автор школьного учебника и программ по экономической географии в своих работах большое внимание уделял использованию карт в географических исследованиях и в обучении школьников.

Знание карты включает в себя не только расположение, оно предполагает наличие знаний в области физической и экономической географии, культуры, истории, политического устройства. Пытаясь разобраться с вопросами о причинах плохого знания карты, методисты Центра образования Орехово-Зуевского района Московской области [2] пришли к весьма неожиданному, но важному выводу

- о более сложном характере причинно следственной связи этого явления: незнание карты препятствует, зачастую делает невозможным овладение систематизированным комплексом знаний, не только географических. Следовательно, работа по совершенствованию картографических знаний должна быть самостоятельной и носить опережающий характер. Первый этап упрощение, схематичность. Например, материк Африка

- похож на голову лошади, остров Великобритания - леди с зонтиком и так далее, то есть приводить задачи на узнавание объектов по их очертаниям, методисты считают, что зрительный образ дается через контур.

В зависимости от вида карты меняются учебные задачи. По отношению к политической карте мира автор статьи выделяет три уровня знания карты [2].

Первый уровень - общее знание района расположения большинства стран. Задача этого уровня - умение сравнительно быстро отыскать их на карте пользуясь надписями. Данный уровень, по мнению Ю.В. Винькова, не способен обеспечить выполнение требуемых функций, поскольку не позволяет сформировать устойчивые представления, как отдельных объектов, так и карты в целом.

Главная задача второго уровня, по мнению Ю.В. Винькова - умение быстро найти на карте государства, не прибегая к помощи надписей, а опираясь на конкретно-образные представления

изображения территорий государств, закрепленные в памяти. При этом обязательное условие - практическая работа с контурными картами; постоянное присутствие карты на уроках, так как, по мнению автора, в памяти постепенно накапливаются и закрепляются зрительные образы очертания границ, традиционных цветов государств. Так же автор предлагает с помощью приема «цепочка», имеющего множество разновидностей, в игровой форме совершенствовать знание политической карты мира. Сущность приема - в развитии умений определять государства, укладываемые на карте, не прибегая к помощи надписей (без указки). Условие приема - называется какое-либо исходное государство, затем учитель называет координаты другого, соседнего по отношению к исходному государству, а учащиеся должны определить, что это за государство (на большой карте). Автор статьи предлагает следующий пример: называется исходное государство, например, Марокко. Затем учитель говорит юго-восток, что юго-восточней - Алжир, далее опять юго-восток, ученики должны определить, какое государство юго-восточней Алжира и так далее. Автор предлагает задание написать на доске или продиктовать. Например, ЮВ - ЮВ - В - С - В - Ю - ЮЮЗ - ЮЮЗ и называется исходное государство. Ответ, Марокко -Алжир - Нигер - Чад - Ливия - Египет -

Судан - Демократическая Республика Конго (Заир) - Ангола.

По мнению Ю.В. Винькова, третий уровень - высший. На этом уровне знание карты проявляется в способности зрительно представить, не имея перед собой карты, изображение территории того или иного государства, региона на карте, включая размер, конфигурацию границ, цвет, а так же соседние входящие в регион государства. Автор считает, что это выражается в умении начертить хотя бы схематично, условно карту региона или района расположения отдельного государства, отражая в ней примерное очертание границ, территории соседних государств, а так же соблюдая примерные пропорции размеров территории. По его мнению, начинать нужно с очертания берегов материков и сопровождать лекциями сходности образов северных материков - Северной Америки и Евразии; южных материков - Латинской Америки, Африки и Австралии.

На первом этапе, по мнению автора статьи, целесообразно чередовать выполнение заданий вслепую и с опорой на карту. В качестве примера Ю.В. Виньков предлагает назвать все страны, которые граничат с тем или иным государством. Или выполнить «цепочку», вслепую -опираясь лишь на сохранившиеся в памяти образные представления. Самое важное в этом приеме, считает автор, в том, что он побуждает учащихся обязательно сверить свое произведение с оригиналом, так как самый эффективный способ -припоминание. Аналогичную работу Ю.В. Виньков предлагает проделать с политико-административной картой РФ, последовательно изучив федеральные округа с входящими в их составы субъектами

федерации и, отдельно - национально-территориальные образования.

Следующим методом изучения политической карты мира хотелось бы предложить «граф», который, по-нашему мнению, эффективен.

Граф — математическая модель, используемая для описания соседства стран, и средство для тренировки

географической (пространственной) памяти [И-

Е.М. Бенедиктова, учитель школы № 1 с. Каратузское Красноярского края [1], составила граф по зарубежной Азии с тремя категориями сложности, который использует на уроках дифференцированно. По ее мнению, граф дает пищу для размышлений о выгоде политико-географического положения той или иной страны, о формировании потенциальных региональных узлов зарубежной Азии. Она считает, что граф - прекрасный материал для работы, граф не может заменить карту, но он позволяет глубже проникнуть в нее, лучше рассмотреть и запомнить. Работая самостоятельно, они выясняют для себя не только подробности политической карты, но и получают навыки моделирования. Учащиеся выбирают сами для себя степень сложности, и, по мнению Е.М. Бенедиктовой, ситуация успеха на уроке присутствует всегда. Прежде чем работать над графом, она предлагает учащимся выполнить практическую работу на контурной карте (нанести границы, подписать названия государств и их столицы).

На рисунке 2, 3 предлагается раздаточный материал граф Азии без России и стран СНГ с условием задания соответственно низшей, средней, высокой категории сложности, автором которого является Е.М. Бенедиктова.

Тувинский государственный университет

Рис. 1. Граф Азии (без России и стран СНГ) Раздаточный материал для упражнений и контрольных работ низшей категории сложности

Задание: впишите недостающие названия стран. Линии показывают наличие общих сухопутных границ

Рис. 2. Граф Азии (без России и стран СНГ) Раздаточный материал для упражнений и контрольных работ средней категории сложности

Задание: подписать государства Зарубежной Азии и их столицы. В элементах графа указаны первые буквы названий стран. Линии показывают наличие общих сухопутных границ.

Раздаточный матсриа.1 для упражнении и контрольных работ высокой категории сложности

Задание: подпишите в элементах графа названия стран и их столиц. Линии показывают наличие общих сухопутных границ.

Таким образом, можно разработать граф Европы, граф Азиатско-Тихоокеанского региона, граф Ближнего Востока и другие.

Сегодня в каждой школе стоят персональные компьютеры, мультимедийные средства обучения. А это значит, что вместо карт на бумажном носителе можно использовать электронные карты. Но чтобы внедрить использования электронных карт на уроках существует много проблем - отсутствие программного обеспечения (дороговизна), не достаточные знания в области геоинформационных систем (GIS) учителей и другие. На сегодняшний день ТувГУ в сотрудничестве с естественно-географическим факультетом разрабатывает программы внедрения использования электронных карт на уроках географии. На 2013 год на кафедре экономической географии и ГИС запланированы методические семинары повышения квалификации учителей географии по изучению программ GIS.

Коллектив профессорско-преподавательского состава кафедры экономической географии и ГИС верит в то, что завтрашние выпускники-учителя и учителя-географы республики будут грамотно

владеть GIS не хуже учителей других регионов России.

Основной особенностью GIS, определяющей ее преимущества в сравнении с другими автоматизированными информационными системами, является наличие геоинформационной основы, то есть цифровых карт, дающих необходимую информацию о земной поверхности объекта управления или исследования. Это особенно важно для самого большого по площади государства мира - России [4].

Таким образом, картографический метод всегда был и остается наиболее эффективным инструментом познания географических явлений.

Литература:

1.Бенедиктова ЕМ. Граф Азии. Задания для урока в 10-м классе / Е.М. Бенедиктова // География. - М.: Первое сентября. 2004. - № 32. С. 22-25.

2.Виньков JO. В. Географическая карта -системообразующая основа и интегратор знаний / Ю.В. Виньков // География. - М.: Первое сентября. 2004. - № 35

- С. 3-7.

3. Константинова Т. В. Как используются географические карты / T.B. Константинова // География.

- М.: Первое сентября, 2004. - № 38. - С. 25-27.

А.Рогачев A.B. Цифровая картография. Геоинформатика / A.B. Рогачев // География. - М.: Первое сентября. 1999 - № 4. http://geo.lseptember.ru

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Л.Н. Ооржак

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

PROBLEM OF YOUTH SUICIDE IN THE REPUBLIC OF TYVA

L Oorzak

Tuvan state university, Kyzyl

Автор рассматривает проблемы, связанные с эмоциональной и когнитивно-поведенческой подготовкой психологов, решение которых позволит действовать с достаточной долей уверенности при суицидальной ситуации.

Ключевые слова: суицидологические службы, скрининги, склонность школьника к суициду, анонимное тестирование, неадекватное поведение родителей, Центр психологической поддержки «Лнсайт».

The author considers the problems associated with the emotional and cognitive-behavioral preparation of psychologists, which allow them to acting with a sufficient amount of confidence in suicide situations.

Key words: suicidological sen'ices, screening, student inclination to suicide, anonymous testing, inappropriate parental behavior, psychological support center "Insight. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.