Научная статья на тему 'Методы исследования и индикаторы измерения интернет-активности политических партий'

Методы исследования и индикаторы измерения интернет-активности политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
926
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / СЕТЕВОЙ ИМИДЖ / КИБЕРМЕТРИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / METHODS OF RESEARCH / INTERNET TECHNOLOGY / POLITICAL PARTY / NETWORK IMAGE / CYBERMETRIC TOOLKIT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна

В статье исследуются проблемы методологии исследования интернет-активности политических партий, анализируются возможности применения киберметрических инструментов, демонстрируется практика использования новых методов и процедур изучения киберпространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF RESEARCH AND INDICATORS MEASURING INTERNET ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES

In the article problems of methodology of research of Internet activity of political parties are investigated, possibilities of application of cybermetric tools are analyzed, practice of use of new methods and procedures of studying of a cyberspace is shown.

Текст научной работы на тему «Методы исследования и индикаторы измерения интернет-активности политических партий»

УДК 329:004.738.5

БРОДОВСКАЯ Е.В. Методы исследования и

индикаторы измерения интернет-активности политических партий

В статье исследуются проблемы методологии исследования интернет-активности политических партий, анализируются возможности применения киберметрических инструментов, демонстрируется практика использования новых методов и процедур изучения киберпространства.

Ключевые слова: методы исследования, интернет-технологии, политическая партия, сетевой имидж, киберметрический инструментарий.

Политическая активность в сети Интернет является важной составляющей политических и избирательных кампаний российских партий. Решение задач и поддержание функциональности политических партий посредством интернет-технологий обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, реализация потребностей партии в расширении электоральной поддержки обеспечивается за счет технологичности доступа, географического охвата, возможности осуществлять контроль за качеством коммуникации с избирателями. Во-вторых, учитывая, что для российской политической культуры свойственны доминирование ситуативной модели голосования и, как следствие, «проблемный» тип имиджа политических акторов, интернет-среда рассматривается партийным менеджментом в качестве пространства, в котором максимально открыто вербализуются настроения относительной де-привации и социальной напряженности. В-третьих, ни один из других форматов рекламной коммуникации не позволяет политической партии так эффективно наладить обратную связь с избирателями, как сетевая активность.

Несмотря на актуализацию Интернет-проблематики в рамках политической науки [1], в России за последние пять лет не защищено ни одной докторской диссертации, тема которой напрямую касалась бы Интернет-коммуникации в политике. Всего десять из огромного массива докторских работ так или иначе затрагивают проблемы Интернет-технологий. В целом можно выделить четыре кластера докторских диссертаций, в которых в той или иной степени анализируется коэволюция реальной и виртуальной политики: первая группа работ посвящена функционированию института СМИ; вторая группа исследований касается технологий формирования позитивного имиджа (государства, региона, политика и т.д.); третья группа акцентирует внимание на международных аспектах проблемы (развитие информационно-политических систем, преодоление информационного неравенства, изучение дипломатических особенностей киберпро-странства и др.); четвертая группа - это исследования, направленные на изучение т.н. «электронных» функций государства (Электронное Правительство, электронное администрирование, социальные информационные технологии и т.д.). При этом,

№ 4 2013 г.

как правило, не рассматриваются собственно методологические проблемы исследования Интернет-пространства, конкретные инструменты и Интернет-технологии, специфика Интернет-аудитории, моделирование ее сознания и поведения и т.д. Методология рассматриваемых исследований базируется на ставшей уже традиционной триаде системного, структурно-функционального и институционального подходов. Довольно часто исследователи указывают на применение коммуникативного подхода, не выделяя конкретных направлений и течений внутри его. Только в одной работе в качестве конкретно-эмпирического метода использовался Интернет-опрос. Таким образом, вне методологии российских исследователей оказались: сетевой, синергетический, неоинституциональный, когнитивный, семиотический подходы, а также методы холл-и хоум-тестирования Интернет-представительств, контент-, интент- и ивент-ана-лиз; не используются инструментарий Yandex.Metrics, Google Analytics, технологический мониторинг социальный сетей, колабортивная фильтрация.

Массив кандидатских диссертаций (за последние пять лет), затрагивающих Интернет-тематику, на порядок выше и исчисляется несколькими десятками работ. Вместе с тем и в данном случае в развитии отечественных политических киберисследова-ний можно выделить ряд особенностей. Во-первых, отсутствие проблемы в формулировке названия исследования. Наиболее типичные варианты тем отражают прежде всего сферу применения Интернет-технологий: например, «Политическая Интернет-коммуникация» или «Интернет-технологии в политической коммуникации». Вместе с тем по сравнению с массивом докторских диссертаций в данном случае наблюдается большая диверсификация тем, связанных с изучением Интернет-проблематики (Интернет-участие, политическая мобилизация, сетевая кооперация, сетевой имидж, информационный лоббизм и т.д.), а также большая инструментальность и локальность тем. Во-вторых, несмотря на доминирование традиционных методологических подходов к исследованию, более активно (по сравнению с докторскими диссертациями)

применяются сетевой, синергетический, когнитивный и др. подходы. Среди эмпирических методов преобладают контент-анализ и традиционный анализ сайтов. Отсутствие описания процедур формализации эмпирических исследований, а также структурной операционализации в системе предмета не позволяет судить о качестве и репрезентативности подобных исследований. Крайне редко исследователи прибегают к методам case stady, семантическому анализу визуальных материалов, психографическим методам, интент-анализу, он-лайн опросам и фокус-группам. Среди аналитических процедур фактически отсутствуют упоминания о факторном и кластерном анализе. Среди эмпирических объектов превалируют: Интернет-представительства и электронные СМИ.

Преодоление обозначенных выше методологических ограничений в исследованиях стратегий сетевого поведения политических акторов возможно благодаря применению инструментария, позволяющего анализировать количественные и качественные параметры Интернет-ресурсов. Если исходить из того, что активность политической партии в сети Интернет трактуется как временно-информационная характеристика, указывающая на количество информационных поводов за единицу времени и общую информационную представленность ключевых понятий о партии, для ее измерения можно использовать такие переменные, как посещаемость официального политического представительства, частота запросов названия /имени лидера политической партии, наличие и количество участников информационных и организационных групп в социальных сетях, комментарий-ная активность по поводу рекламных продуктов и т.д. В данном случае кибермет-рическими инструментами могут выступать следующие: ТИЦ (тематический индекс цитирования); Page Rank; Alexa Traffic Rank; Semrash; Google Trends и др.

В качестве примера приведем сравнительные данные относительно посещаемости сайтов российских политических партий, полученные благодаря применению соответствующих киберметрических инструментов (табл. 1):

Таблица 1 Сравнительный анализ официальных политических представительств партий в сети Интернет (по состоянию на декабрь 2011 г.)

Тип киберметрического инструментария Справедливая Россия (spiavedlvo.ru) Единая Россия (er.ru) КПРФ (kprf.ru) Ii

Яндекс (ТИЦ) 1600 6200 3100 1600

Google (PR) 6/10 6/10 6/10 6/10

Alexa Traffic Rank 8,310 509 1,192 8,162

Процедура исследования сетевой активности политических партий может включать в себя несколько уровней и этапов: во-первых, оценка авторитетности официального Интернет-представительства (ТИЦ, Page Rank, Alexa Traffic Rank, Semrash); во-вторых, измерение уровня интереса к Интернет-ресурсам партии (Google Trends, Google Statistics); в-третьих, определение модальности дискурса участников информационных и организационных групп политических партий в социальных сетях (технологический мониторинг Вконтакте, fаcebook, livejournal, g+, youtube, rutube) [2].

Важной методологической проблемой является обеспечение валидности результатов исследования. Одним из способов решения данной задачи выступает осуществление триангуляции методов. В частности, сопоставление результатов, достигнутых посредством применения инструментария Google Trends, с итогами ивент-анализа новостных сообщений информационных агентств. Так, пики интереса Интернет-аудитории к политической партии коррелируют с информационными поводами, освещаемыми в других типах СМИ [2]. Дополнительно можно использовать методы hall и home тестирования сайтов политических партий. С конца 2000-х гг. процедуры и техники hall-test (холл-тест) активно применяются в маркетинговых исследованиях. Однако, несмотря на новизну и эвристические возможности рассматриваемого метода, в российской практике фактически отсутствуют исследования, направленные на его апробирование применительно к анализу Интернет-представительств политических партий.

Необходимо подчеркнуть, что hall-test позволяет получать от респондента уникальную информацию о восприятии содержательных и технологических компонентов Интернет-страницы, оценке ее наполняемости, информативности и эффективности использования Интернет-ресурсов в предвыборных кампаниях политических партий. Кроме того, отличительной особенностью проведения холл-теста является возможность предъявления и оценки визуально-аудиальных материалов тестируемого объекта.

В ноябре - декабре 2011 г на базе Центра киберполитики и прикладных политических исследований Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова было реализовано холл-тестирование Интернет-представительств парламентских политических партий России [3]. При разработке программы КСИ исследовательская группа столкнулась с рядом трудностей. Прежде всего потребовалась особая модель структурной опера-ционализации в системе предмета исследования. В качестве основных показателей были отобраны следующие:

- дизайн сайта;

- наполняемость сайта;

- символическая составляющая сайта;

- аудиовизуальные характеристики сайта;

- интерактивность.

Кроме того, холл-тестирование обладает особыми процедурно-методическими характеристиками - сочетанием процедур тестирования и фокус-группового интервью. Следует учитывать тот факт, что при холл-тестировании Интернет-представительств политических партий выборочная совокупность ограничена возрастными рамками пользователей глобальной Сети (преимущественно молодежная группа), а также сложившейся дифференциацией между различными поколениями, имеющими разный опыт политической социализации. Еще одним фактором, определяющим требования по ограничению состава респондентов, входящих в выборочную совокупность, является партийная принадлежность. Несмотря на то, что методика применения холл-теста для анализа Интернет-представительств политических

№ 4 2013 г.

партий не лишена определенных ограничений и требует совершенствования, первый опыт реализации представленного метода на практике позволяет уточнить данные, полученные благодаря применению киберметрических инструментов.

Таким образом, в развитии отечественной политической науки наблюдается противоречие между высокой степенью актуализации Интернет-проблематики, потребностями политической системы и гражданского общества в осмыслении эффектов Интернет-пространства и качеством исследований. Обращает на себя внимание дефицит авторских эмпирических исследований, работ построенных на трингуляции методов, исследований с прозрачными формализованными процедурами. Вместе с тем модернизация политической системы, изменение партийной структуры общества, усложнение требований электората к организации и содержанию коммуникации с политическими акторами стимулируют поиск новых методов, процедур и инструментов изучения киберпространства.

Библиографический список

1. См.: Афонина В.М. Интернет и политика в современном мире // Вестник НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия. 2009. Т. 11. № 1. С. 154-159; Каримова Н.И. Интернет как современный инсти-

тут формирования имиджа российских политиков // Казанская наука. 2010. № 8. С. 851853; Крестинина Е.С. Использование Интер-нет-блогов и «социальных сетей» в российской публичной политике // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 3. С. 288-296; Россошанский А.В. Политический потенциал Интернет-пространства современной России // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 2. С. 505-508; Чекулаев Е.П. Роль «прямых линий» и Интернет-блога в информационной политике РФ в 2000-е годы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и Политические Науки. 2010. № 3. С. 147-149.

2. Интернет-активность политических партий в электоральном цикле 2011 г. (ноябрь 2011 - январь 2012 г.): триангуляция методов. Аналитический отчет. Центр киберполитики и прикладных научных исследований МГГУ им. М.А. Шолохова. Научный руководитель: д-р полит. н. В.Д. Нечаев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mggu-sh.ru/ippsr/ tsentr-kiberpolitiki-i-prikladnykh-politicheskikh-issledovanii

3. Оценка эффективности электронных ресурсов парламентских политических партий РФ (январь - февраль 2012 г.).: hall - test. Аналитический отчет. Центр киберполитики и прикладных научных исследований МГГУ им. М.А. Шолохова. Научный руководитель: д-р полит. н. В.Д. Нечаев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mggu-sh.ru/ippsr/tsentr-kiberpolitiki-i-prikladnykh-politicheskikh-issledovanii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.