ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 329:004.738.5
ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
А.Н. Балашов
Предпринята попытка анализа интернет-активности российских политических партий по четырем критериям: значимость официальных сайтов партий, наличие и количество участников сообществ партий в социальных медиа, наличие и количество участников сообществ партийных лидеров в социальных медиа, а также частота упоминания политических партий в электронных СМИ. На основании данных критериев рассчитан интегральный показатель интернет-активности российских партий и построен их рейтинг. Автор делает вывод о значительной интернет-активности парламентских партий и малой интернет-активности большинства новых партий.
Ключевые слова: интернет-активность, политические партии, сайты, социальные медиа, показатель интернет-активности, рейтинг российских партий.
В период последних десятилетий наблюдается стремительное развитие Интернет-технологий, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества. В силу значительных преимуществ Интернета по сравнению с традиционными средствами передачи информации использование новых информационных технологий становится важнейшим фактором эффективности политических акторов.
В результате либерализации российского законодательства о политических партиях в 2012 году российская партийная система изменилась. Появились партии, способные успешно бороться за голоса избирателей. Следует отметить, что, как правило, такие партии ограничены в использовании традиционных СМИ, поэтому Интернет-технологии становятся для них основным инструментом создания имиджа партии, привлечения сторонников и увеличения партийной структуры.
Развитие Интернета и расширение доступа к нему способствуют увеличению аудитории и территориальному охвату данного канала информации. Так, по данным фонда «Общественное мнение» доля активной российской аудитории Интернета в настоящее время составляет 48 % (56,3 млн человек). Годовой прирост Интернет-пользователей, выходящих в
Сеть хотя бы раз за месяц, составил 7 %, а для суточной аудитории -12 % [1] .
Наряду с увеличением численности пользователей Интернета, растет уровень доверия к Интернету как источнику информации. По данным опроса общественного мнения ВЦИОМ Интернет является вторым по востребованности источником новостей для россиян после телевидения. По уровню доверия в качестве источника информации Интернет также занимает второе место (22 %) после телевидения (60 %). Меньшим доверием пользуется пресса (7 %). Радио доверяют 4 % [2].
Другим значимым аспектом является процесс сближения традиционных СМИ с Интернет-средой. С одной стороны, традиционные печатные и эфирные СМИ имеют свои Интернет-страницы. С другой стороны, события, происходящие в Сети, становятся источником информации для традиционных СМИ. Так, пики интереса Интернет-аудитории к той или иной политической партии коррелируют с информационными поводами, освещаемыми в других типах СМИ.
Примечательно то, что основную часть Интернет-аудитории составляют преимущественно молодые люди (средний возраст пользователя Интернет составляет около 30 лет). При этом по данным ВЦИОМ 50 % молодежи (в возрасте от 18 до 24 лет) используют Интернет как главный источник новостей. [2] Следовательно, Интернет, в отличие от телевидения, имеет более молодую аудиторию, а значит, и активную часть населения. С политической точки зрения это делает Интернет более привлекательной площадкой для политической коммуникации, это, в свою очередь, влияет на становление сети Интернет в качестве базового источника политической информации.
Данный тезис подтверждается аналитической информацией Фонда развития гражданского общества. В частности, в докладе «Рунет сегодня: исследование российского Интернета» говорится: «...можно утверждать, что выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2016 году и, тем более, выборы Президента России в 2018 году пройдут в новой информационной реальности, где главная роль будет принадлежать всемирной Сети» [3]. Таким образом, очевидно, что возрастающий потенциал Интернет-технологий должен быть использован партиями для ведения эффективных избирательных кампании и направлен на привлечение сторонников, формирование общественного мнения, реализацию политической программы, завоевание позиций в органах государственной власти и местного самоуправления, обеспечение взаимодействия и соблюдения интересов в системе «государство - политические партии - человек».
В этом контексте важнейшей для политической науки становится задача исследования Интернет-активности российских политических партий, а также выявления механизмов влияния Интернета на реальный политический процесс. Попытки решения данной задачи представлены в трудах
И.С. Кислицыной, Д. С. Мартьянова, Е.В. Бродовской. В частности, в работе Е.В. Бродовской [4] рассматривается методология исследования Интернет-активности политических партий. Она делает акцент на возможности применения киберметрических инструментов изучения киберпро-странства. Мы также считаем такие инструменты наиболее перспективными для исследования Интернет-активности политических акторов, в частности политических партий.
В мае-июне 2014 года нами было проведено исследование активности российских политических партий в информационном пространстве сети Интернет. Исследование проводилось по четырем критериям:
1) значимость официальных сайтов политических партий;
2) наличие и количество участников официальных сообществ политических партий в наиболее популярных социальных медиа (социальные сети и блогосфера);
3) наличие и количество участников официальных сообществ партийных лидеров в социальных медиа;
4) частота упоминаний о партиях в Интернет-СМИ, рассчитанная с помощью агрегатора news.yandex.ru (Яндекс.Новости).
Мы предположили, что Интернет-активность парламентских и новых партий будет различной. В связи с этим, на основании даты регистрации мы условно разделили все партии на две группы:
1. Парламентские партии (представленные в Парламенте РФ). Также в эту группу включены непарламентские партии с датой регистрации до 2012 года.
2. Новые политические партии, зарегистрированные Министерством юстиции РФ после либерализации законодательства о партиях (с датой регистрации 2012-2014 гг.).
Следует отметить, что из 77 российских политических партий 4 партии не представлены в сети Интернет. В связи с этим они были исключены из исследуемой совокупности. Это партии «Политическая партия социальной защиты», «Партия защиты бизнеса и предпринимательства», «Партия Человека Труда» и «Интернациональная партия России».
Для оценки значимости официальных сайтов политических партий мы использовали индексы значимости Интернет-ресурсов: ТИЦ, Google PageRank (PR) и Alexa Rank.
Тематический индекс цитирования (ТИЦ) - технология поисковой системы «Яндекс», заключающаяся в определении авторитетности Интернет-ресурсов с учётом качественной характеристики - ссылок на них с других сайтов. ТИЦ рассчитывается по специально разработанному алгоритму, в котором особое значение придаётся тематической близости ресурса и ссылающихся на него сайтов.
Google Page Rank (или PR) - это индекс, свидетельствующий о значении страницы с точки зрения поисковой системы «Google». Google PR -
это интегральная величина, характеризующая количество ссылок на анализируемую страницу. При вычислении Google Page Rank учитывается не только количество ссылок, но и их «качество», вес, который, в свою очередь, выражается рангом страниц, на которых установлена ссылка. Таким образом, Page Rank использует входящие ссылки как индикатор важности страницы.
Alexa Rank - рейтинговая система оценки сайтов, основанная на подсчете общего количества просмотра страниц и частоты посещений конкретного ресурса. Число Alexa Rank - это соотношение посещаемости одного ресурса и посещаемости прочих Интернет-порталов. Следовательно, чем ниже число Alexa Rank, тем популярнее ресурс.
На основании указанных индексов был рассчитан итоговый показатель значимости сайта партии. Учитывая то, что ТИЦ и PR являются схожими индексами, учитывающими количество и качество ссылок на исследуемый Интернет-ресурс, для расчета итогового показателя мы брали их усредненное значение. Для расчета итогового показателя значения индексов были преобразованы таким образом, чтобы они попадали в сопоставимые по величине интервалы.
В группе парламентских и старых партий по итоговому показателю значимости официального сайта лидирует сайт партии «Единая Россия» (1,92), который имеет лучший индекс ТИЦ и одни из лучших показателей PR и Alexa Rank. Также следует отметить сайты партий «КПРФ» (1,77), партии «Яблоко» (1,56), партии «Справедливая Россия» (1,56), а также партии «ЛДПР» (1,49). Наихудший показатель значимости имеет официальный сайт партии «Правое дело» (0,82).
Значимость официальных сайтов в группе новых политических партий сильно различается. Среди сайтов новых партий с наиболее высоким показателем значимости можно выделить сайты партии «Родина» (1,34), партии «Воля» (1,3), партии «Гражданская платформа» (1,27) и других партий. Наряду с этим, 18 сайтов новых политических партий (что составляет одну треть от всех новых партий) имеют итоговый показатель значимости менее 0,1. Это свидетельствует об очень низкой значимости сайтов данных партий, которая состоит в небольшом количестве ссылок на них с других Интернет-ресурсов, а также низкой посещаемости. Среди таких сайтов можно выделить сайты партий «Народная партия России», «Коммунистическая партия социальной справедливости», «Монархическая партия», «Партия Духовного Преображения России», партия «Развитие России», «Объединенная аграрно-промышленная партия России» и др.
Следует отметить, что официальные сайты есть не у всех новых политических партий. Из 65 исследуемых партий у 5 не было найдено функционирующих официальных сайтов (партии «Народный альянс», «Партия Против всех», «Партия Национальной безопасности России», Спортивная партия России «Здоровые силы» и «Партия Социальной Солидарности»).
В настоящее время нормой для всех политических партий стало присутствие в социальных медиа, которые становятся важнейшим инструментом политической коммуникации с электоратом, создания имиджа и партийного строительства. По данным TNS 80 % аудитории Интернета в России ежедневно пользуется социальными сетями [5]. При этом посещаемость социальных медиа постоянно увеличивается.
В русскоязычном Интернете наибольшей популярностью пользуются следующие платформы социальных медиа:
1) Социальные сети - ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Мой Мир, Google+;
2) Блогосфера - Twitter, Живой Журнал, Я.ру;
3) Видео- и фото-блоги - YouTube, Яндекс.Видео, Instagram и др.
По итогам первого квартала 2014 года самая популярная социальная сеть - «ВКонтакте», её посещаемость в декабре 2013 составила более 51,2 млн человек, а в январе 2014 сама социальная сеть заявила о 60 млн человек в сутки. На втором месте по посещаемости - «YouTube» (43,8 млн человек). Далее следуют «Одноклассники» (41,5 млн ежемесячных посетителей), «Мой Мир» (30,3 млн пользователей), «Facebook» (25,4 млн пользователей), «LiveJournal» (19,4 млн пользователей) и «Twitter» (9,4 млн пользователей) [6]. Указанные социальные медиа и были выбраны для анализа.
В социальных сетях зарегистрировано несколько видов партийных сообществ: официальные сообщества политических партий, неофициальные сообщества, которые могут являться проектами партии, а также оппозиционные к политической партии сообщества. Объектом анализа Интернет-активности российских политических партий были выбраны только официальные сообщества в социальных сетях и блогосфере. Фиксировалось наличие и количество участников сообществ в социальных медиа. Для подсчета итогового показателя представленности партии в социальных медиа количество участников каждого сообщества было взвешено пропорционально посещаемости сайтов социальных медиа.
Исследование показало, что наибольший итоговый показатель представленности партии в социальных медиа имеет партия «ЛДПР». Примечательно то, что «ЛДПР» имеет в 2 раза более высокий итоговый показатель, чем партия «КПРФ», которая находится на втором месте рейтинга. Высокий показатель партии «ЛДПР» можно объяснить большими сообществами в социальной сети «ВКонтакте» (57973 участников) и видеохостинге «YouTube» (7808 подписчиков). Напомним, что эти социальные медиа являются самыми популярными по посещаемости в России и поэтому имеют больший вес при вычислении итогового показателя.
Наряду с этим в 10 наиболее представленных в социальных медиа партий входят 3 новых партии: «Великое Отечество», «Партия Воля», а также «Альянс зелёных — Народная партия».
Не представлены в социальных медиа 8 партий: «Демократическая партия России», «Партия пенсионеров России», партия «Народный Альянс», партия «ЧЕСТНО», «Партия Национальной безопасности России», Спортивная партия России «Здоровые силы», партия «СОЦГОРОД», а также «Партия Социальных Реформ». Они имеют нулевой итоговый показатель.
В ходе анализа официальных сообществ политических партий в наиболее популярных социальных медиа выявлено, что у подавляющего большинства (63 из 64) новых политических партий есть официальные сообщества в социальной сети «ВКонтакте». Второе место по популярности среди партий делят социальные сети «Facebook» и «Одноклассники» (42 партии имеют сообщества в этих социальных сетях). На сервисе микробло-гов «Twitter» представлены 34 партии. Есть свои каналы на сервисе видеохостинга «YouTube» у 28 партий. Как правило, на этом видеохостинге размещаются агитационные видеоролики, обращения лидеров партии и другие видеоматериалы. Блог-платформу «LiveJournal» используют 25 партий. Социальную сеть «Мой Мир» используют только 12 партий.
Во всех перечисленных социальных медиа присутствуют только несколько партий (4 партии): «Патриоты России», «Гражданская платформа», «Партия дела» и «Партия Родина». Некоторые партии наряду с основными сообществами имеют и сообщества региональных отделений.
Для примера приведем данные о количестве участников сообществ партий в наиболее популярной социальной сети «ВКонтакте». В зависимости от количества участников сообществ все рассматриваемые партии целесообразно разделить на четыре группы:
1. Первая группа (более 10000 участников) - 8 партий, среди которых: «ЛДПР» (57973), «КПРФ» (28854), «Великое Отечество» (26633), «Партия Воля» (22246), «Единая Россия» (18598), «Альянс зелёных — Народная партия» (11549), «Правое дело» (11188), «РПР-ПАРНАС» (10232).
2. Вторая группа (от 1000 до 10000 участников) - 17 партий, среди которых: «Национальный курс» (9467), «Молодая Россия» (7346), «Яблоко» (6586), Российская экологическая партия «Зелёные» (3982) и другие.
3. Третья группа (от 100 до 1000 участников) - 17 партий, среди которых: «Демократический выбор» (904), «Западный Выбор» (886), «Российский общенародный союз» (850), «Гражданская инициатива» (685), «Партия Возрождения России» (617) и др.
4. Четвертая группа (менее 100 участников либо их вообще нет) -21 партия, среди которых: «Партия за справедливость» (98), «Аграрная партия России» (91), «Объединенная аграрно-промышленная партия России» (83), «Автомобильная Россия» (68), «Гражданская сила» (66) и др.
Важным для политических партий является представительство в Сети партийных лидеров и отдельных известных членов партий. В ходе
анализа социальных медиа были исследованы страницы партийных лидеров. Методика расчета итогового показателя представленности лидеров политических партий в социальных медиа аналогична расчету итогового показателя для партии в целом.
Наибольшие сообщества в социальных медиа имеет лидер партии «Единая Россия» Д.А. Медведев. Его сообщество в социальной сети «ВКонтакте» составляет 1,8 млн участников, а количество читателей мик-роблога «Twitter» составляет 2,4 млн пользователей.
К другим наиболее популярным сообществам можно отнести Twitter В.В. Жириновского (885 тыс. чел.), Twitter А.А. Навального («Партия Прогресса») - 665,5 тыс. читателей, сообщество «ВКонтакте» Н.В. Старикова (135 тыс. чел.) и его канал на видеохостинге «YouTube» (46,6 тыс. подписчиков) и др.
Следует признать, что посещаемость и популярность личных страниц партийных лидеров вовсе не означает, что все эти подписчики поддерживают организованную ими партию. Особенно это наблюдается в том случае, когда партия организована после того, как стало популярным сообщество партийного лидера (это актуально для новых партий). Относительно партий, где представленность лидеров в социальных медиа высокая на фоне очень низкой представленности самой партии, можно заключить, что они созданы вокруг лидера. К таким партиям можно отнести «Партию прогресса», «Демократическую партию России», партию «Великое Отечество», партию «Воля» и некоторые другие.
Отметим, что лидеры 36 партий не представлены в социальных медиа. Их итоговый показатель равен 0. К таким партиям относятся: «Патриоты России» (Г.Ю. Семигин), «Российская экологическая партия Зеленые» (А.А. Панфилов), «Партия пенсионеров России» (Н.В. Чеботарев), партия «Гражданская позиция» (Д. Чиров) и другие партии.
В ходе анализа электронных СМИ подсчитывалось количество упоминаний названий партий в Интернет-изданиях с помощью агрегатора Яндекс.Новости за месяц. Наиболее упоминаемыми в электронных СМИ являются парламентские партии: «Единая Россия» (18273), «КПРФ» (7078), «ЛДПР» (5512), «Справедливая Россия» (4794). За ними следует партия «Гражданская платформа» (2218), которая относится к группе новых партий. В десять наиболее упоминаемых также входят партии «Патриоты России» (753), «Яблоко» (747), «Родина» (696), «РПР-ПАРНАС» (423), «Альянс зеленых - Народная партия» (366).
Наименее упоминаемыми в электронных СМИ (с частотой упоминания менее 10 раз в месяц) являются 37 партий, все из которых являются новыми. Это составляет более половины всех новых российских партий. Причем ни разу за месяц не упоминались в электронных СМИ 9 новых партий: «Народная партия России», «Социал-демократическая партия России», партия «Развитие России», «Партия Социальной Солидарности»,
партия «Достоинство», «Гражданская Позиция», «Здоровые силы», партия «Здоровая Россия» и «Человека Труда».
Интегральный показатель Интернет-активности российских политических партий был рассчитан на основе четырех итоговых показателей, представленных выше. Мы полагали, что все четыре итоговых показателя имеют одинаковый вес. Итоговый рейтинг 10 лучших российских политических партий по интегральному показателю Интернет-активности представлен в таблице.
Список партий, ранжированный по интегральному показателю
Интернет-активности
№ Название партии Значимость сайта Сообщества партии Сообщества лидеров Упоминание в эл. СМИ Интегральный показатель
1 Единая Россия 1 0,459 1 1 3,459
2 ЛДПР — Либерально-демократическая партия Россия 0,777 1 0,580 0,302 2,659
3 Коммунистическая партия Российской Федерации 0,918 0,480 0,052 0,387 1,836
4 Справедливая Россия 0,809 0,240 0,032 0,262 1,344
5 Великое Отечество 0,631 0,423 0,070 0,006 1,130
6 Республиканская партия России — Партия народной свободы 0,602 0,462 0,003 0,023 1,091
7 Партия «Воля» 0,673 0,362 0,003 0,001 1,039
8 Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» 0,810 0,162 0,011 0,041 1,023
9 Правое дело 0,426 0,474 1,402 0,005 0,905
10 Альянс зелёных — Народная партия 0,639 0,213 0,001 0,020 0,873
Таким образом, наибольшее значение показателя Интернет-активности имеют парламентские партии: «Единая Россия» (3,459), ЛДПР (2,659), КПРФ (1,836) и «Справедливая Россия» (1,344). Следует отметить, что в 10 лучших по значению интегрального показателя партий вошли 3 новые партии: партия «Великое Отечество» (1,130), «Воля» (1,039) и «Альянс зеленых - Народная партия» (0,873). Вместе с тем, подавляющее большинство партий (64 партии) имеют низкое значение интегрального показателя (интегральный показатель меньше 0,1). На фоне расширения Интернета это свидетельствует о низкой Интернет-активности этих партий по сравнению с парламентскими. Принимая во внимание то, что Интернет-активность в современных условиях является важнейшим фактором эффективности политических партий, можно предположить, что новые партии с низким интегральным показателем недостаточно эффективно выполняют свои функции, так как ориентируются только на традиционные информационные технологии либо не проявляют информационную активность. Это негативно сказывается на расширении политического плюрализма и представительстве интересов социальных групп, что, в свою очередь, является одной из особенностей современной партийной системы Российской Федерации.
Следует отметить, что в интегральном показателе не учтены иные критерии Интернет-активности (рассылки электронных писем, контекстная Интернет-реклама и др.) в связи с невозможностью их адекватно оценить. Решение этой проблемы, а также совершенствование методологии исследования Интернет-активности политических партий является направлением дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2013-2014 гг.// ФОМ: Фонд Общественное Мнение, 2014. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11417, (дата обращения: 01.07.2014)
2. «Онлайн и офлайн: откуда получают информацию россияне» 13.08.2013 // ВЦИОМ URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114345 (дата обращения: 01.07.2014)
3. Доклад «Рунет сегодня. Исследование современного российского интернета» // ФоРГО: Фонд развития гражданского общества. 2012. URL: http://civilfund.ru/mat/view/1 (дата обращения: 01.07.2014)
4. Бродовская Е.В. Методы исследования и индикаторы измерения интернет-активности политических партий // Среднерусский вестник общественных наук. Орел: Изд-во Орловского филиала РАНХиГС. №4. 2013. С. 96-99.
5. TNS Web Мех, февраль 2013 // URL: http://www.tns-global.ru/ (дата обращения: 01.07.2014).
6.TNS Web Index, декабрь 2013 // URL: http://www.tns-global.ru/ (дата обращения: 01.07.2014).
Балашов Андрей Николаевич, аспирант, [email protected], Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
INTERNET ACTIVITY OF RUSSIAN POLITICAL PARTIES: POLITOLOGICAL ANALYSIS
A.N. Balashov
The author makes an attempt to analyze the Internet activity of Russian political parties based on four criteria: the significance of the official websites of the parties, the existence and the amount of members of parties' communities in social media, the existence and the amount of members of party leaders' communities in social media, and the frequency of mention of political parties in the electronic media. On the basis of these criteria the author calculates the integral index of Internet activity of Russian parties and rates them. The author concludes that large parliamentary parties have significant Internet activity, and the majority of new parties have a small Internet activity.
Key words: Internet activity, political parties, websites, social media, index of Internet activity, rating of Russian parties.
Balashov Andrey Nikolaevich, post-graduate student, Department of Political Sciences, Public and Municipal Administration, [email protected], Russia, Oryol, Russian Academy of National Economy and Public Administration of the President of the Russian Federation (RANEPA).
УДК 323.2
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАН: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И.А. Батанина, А.А. Лаврикова
Представлены теоретико-методологические аспекты исследования институ-ционализации самоорганизации граждан в рамках определения взаимосвязи социального и политического порядков, что позволяет, с одной стороны, рассмотреть как формальные, так и неформальные практики гражданского участия и выявить механизмы их влияния на политический процесс, с другой, - выделить возможности политического воздействия на институционализацию самоорганизации граждан для оптимизации взаимодействия в системе «власть - общество». Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-03-00786.
Ключевые слова: политический порядок, социальный порядок, гражданское участие, институционализация самоорганизации граждан
В условиях современного российского общества вопросы функционирования различных форм самоорганизации граждан в рамках обустройства жизненного пространства относятся к одним из наиболее актуальных.