Научная статья на тему 'Методы информационно-аналитического обеспечения управления и снижению налоговой нагрузки организации в условиях цифровизации'

Методы информационно-аналитического обеспечения управления и снижению налоговой нагрузки организации в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION TECHNOLOGY / ACCOUNTING POLICY / TAXATION / DIGITALIZATION / OPTIMIZATION / MEDIUM BUSINESS / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пудеян Любовь Овагемовна, Аломских Ирина Николаевна, Дубинина Людмила Александровна

Целью статьи является выявление методов информационно-аналитического обеспечения управления и снижению налоговой нагрузки организации в условиях цифровизации. Задачи исследования: определить подходы к эффективному ведению бизнес-процессов и осуществлению процедур по корпоративному управлению в налоговой сфере; выявить проблемы использования информационно-аналитического обеспечения управления и снижению налоговой нагрузки организации в условиях цифровизации и предложить пути их решения. Автороми в статье предложена система аналитических регистров налогового учета для среднего бизнеса. Автор приходит к выводу, что использование решений для обеспечения соблюдения нормативных-правовых требований это не просто инструмент для формирования готовой налоговой декларации, что, по сути, является финальным шагом процесса. Установлено, что эффективный процесс извлечения данных предполагает работу с несколькими ERP-системами. если компания имеет дело с транснациональными корпорациями, процесс извлечения данных должен быть совместим практически с любой ERP-системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF INFORMATION-ANALYTICAL SUPPORT MANAGEMENT AND REDUCE THE TAX BURDEN OF THE ORGANIZATION IN TERMS OF DIGITALIZATION

The purpose of the article is to identify methods of information and analytical support for management and reduce the tax burden of the organization in the context of digitalization. Research objectives: to identify approaches to the effective conduct of business processes and the implementation of corporate governance procedures in the tax sphere; identify the problems of using information and analytical support for management and reduce the tax burden of the organization in the context of digitalization and suggest ways to solve them. The author of the article proposes a system of analytical tax accounting registers for medium-sized businesses. The author concludes that the use of solutions to ensure compliance with legal requirements is not just a tool for the preparation of a ready tax return, which, in fact, is the final step of the process. It has been established that an effective data extraction process involves working with several ERP systems. if the company is dealing with transnational corporations, the data extraction process should be compatible with almost any ERP system.

Текст научной работы на тему «Методы информационно-аналитического обеспечения управления и снижению налоговой нагрузки организации в условиях цифровизации»

/^ж к

ЕЯ

МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И СНИЖЕНИЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

METHODS OF INFORMATION-ANALYTICAL SUPPORT MANAGEMENT AND REDUCE THE TAX BURDEN OF THE ORGANIZATION

IN TERMS OF DIGITALIZATION

УДК 657.1.012.1 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10273

Пудеян Любовь Овагемовна

Старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» 344002, РФ, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 Аломских Ирина Николаевна

Магистрант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» 344002, РФ,

Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

Дубинина Людмила Александровна

Магистрант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» 344002, РФ,

Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

Podean Love Avagimova pudeyan.liuba@yandex.ru

Alaska Irina ira.13.06.94@mail.ru

Lyudmila Dubinina dubinina-lyuda@mail.ru

Аннотация

Целью статьи является выявление методов информационно -аналитического обеспечения управления и снижению налоговой нагрузки организации в условиях цифровизации. Задачи исследования: определить подходы к эффективному ведению бизнес-процессов и осуществлению процедур по корпоративному управлению в налоговой сфере; выявить проблемы использования информационно-аналитического обеспечения управления и снижению налоговой нагрузки организации в условиях цифровизации и предложить пути их решения. Автороми в статье предложена система аналитических регистров налогового учета для среднего бизнеса. Автор приходит к выводу, что использование решений для обеспечения соблюдения нормативных-правовых требований - это не просто инструмент для формирования готовой налоговой декларации, что, по сути, является финальным шагом процесса. Установлено, что эффективный процесс извлечения данных предполагает работу с несколькими ERP-системами. если компания имеет дело с транснациональными корпорациями, процесс извлечения данных должен быть совместим практически с любой ERP-системой.

Annotation

The purpose of the article is to identify methods of information and analytical support for management and reduce the tax burden of the organization in the context of digitalization. Research objectives: to identify approaches to the effective conduct of business processes and the implementation of corporate governance procedures in the tax sphere; identify the problems of using information and analytical support for management and reduce the tax burden of the organization in the context of digitalization and suggest ways to solve them. The author of the article proposes a system of analytical tax accounting registers for medium-sized businesses. The author concludes that the use of solutions to ensure compliance with legal requirements is not just a tool for the preparation of a ready tax return, which, in fact, is the final step of the process. It has been established that an effective data extraction process involves

working with several ERP systems. if the company is dealing with transnational corporations, the data extraction process should be compatible with almost any ERP system.

Ключевые слова: информационные технологии, учетная политика, налогообложение, цифровизация, оптимизация, средний бизнес, налоговая политика.

Keywords: information technology, accounting policy, taxation, digitalization, optimization, medium business, tax policy.

В современной России важно учитывать, насколько величина налогового бремени оказывает влияние на принимаемые инвестиционные решения в экономике в целом, в регионе, в отдельной отрасли, в конкретной организации. Российские ученые и практики сходятся во мнении, что поиск оптимального для экономического роста и доходов бюджета государства, а также для оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия уровня налогового бремени является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем в современной практике налогообложения [1]. В целях повышения эффективности деятельности организаций обосновывается значимость информационно-аналитического обеспечения управления и снижению налоговой нагрузки организации в условиях цифровизации.

Важно признать, что технологии - всего лишь один из неотъемлемых компонентов трансформации налоговой функции. Операционная модель налоговой функции состоит из шести ключевых компонентов, а седьмой компонент «Управление эффективностью» представляет собой инструмент оценки показателей деятельности для определения конечной ценности в рамках всей организации [2]. Сегодня все большее значение приобретают решения для получения информации на основе технологий сбора, обработки и преобразования данных. И, тем не менее, для работы с технологиями

действительно требуется участие опытных специалистов, наличие сформированной организационной модели и отлаженных механизмов, способствующих выстраиванию эффективных бизнес-процессов и осуществлению процедур по корпоративному управлению и контролю за рисками. Иными словами, технологии могут быть ядром любой стратегии трансформационных изменений, но для достижения максимальной эффективности они должны применяться в комплексе с другими компонентами.

Большинство технологических решений в налоговой сфере, представленных на современном рынке, можно условно разделить на четыре категории, приведенные на рис.1.

\

Вспомогательные средства, компоненты и инфраструктура, необходимые для внедрения или эффективной работы

технологий из категорий 1, 2 или 3

Рисунок 1 - Категории технологических решений в налоговой сфере [3]

Решения для обеспечения соблюдения нормативных-правовых требований призваны повысить эффективность работы и обеспечить точный ввод данных при подготовке и/или подаче налоговых деклараций, а также увеличить степень автоматизации процессов, сопряженных с выполнением этих операций. Кроме того, они могут автоматизировать часть задач при выставлении счетов [4]. Данные решения можно применять как для учета отдельных видов налогов, так и при формировании полного комплекта налоговой отчетности - от документооборота по части НДС (включая выставление счетов на оплату) до налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций. Большинство специалистов по вопросам налогообложения готовы признать, что их основная

Соблюдение налогового законодател ьства

Аналитика и углубленны й анализ

Управление процессами

задача должна заключаться именно в эффективной координации мероприятий по обеспечению соблюдения налогового законодательства. Таким образом, упомянутые выше решения относятся к числу наиболее распространенных технологических средств, используемых в налоговых подразделениях.

Решения для проведения глубокого анализа данных относятся к широким категориям технологических решений, которые дают возможность получить более подробную информацию о точности, полноте или достоверности ваших налоговых данных, тем самым позволяя заранее определять круг потенциальных налоговых рисков и/или выявлять ошибки и несоответствия в налоговых декларациях.

Решения по управлению процессами помогают оптимизировать механизмы управления как в отношении конкретного процесса, так и в рамках полного цикла процессов благодаря процедурам, которые обеспечивают своевременное представление надлежащей информации соответствующим адресатам [5]. В частности, они позволяют повысить эффективность управления рабочими процессами на уровне вашего налогового подразделения или, возможно, даже в рамках всей организации. Такие решения по большей части ориентированы на совершенствование процесса, а не на изменение его конечных результатов. Иными словами, их функционал не охватывает анализ налоговых данных вашей компании или подготовку налоговых деклараций. Правильнее сказать, что они помогают координировать эти процессы, тем самым повышая эффективность работы всей вашей организации. В качестве примеров можно привести решения по управлению рабочими процессами, которые позволяют контролировать процессы подготовки и утверждения налоговых деклараций, а также решения для организации централизованного хранения налоговых документов, что делает их более доступными для вашей команды специалистов по вопросам налогообложения.

Когда речь заходит о вспомогательных средствах, компонентах и инфраструктуре, мы имеем в виду те аппаратные или программные решения, которые [6]:

- встраиваются в ИТ-ландшафт,

- значительно упрощают или повышают эффективность автоматизации процессов нормативно-правового соответствия, либо обеспечивают возможность внедрения решений для проведения глубокого анализа.

В качестве примеров можно привести решения по управлению процессами извлечения данных, визуализации данных или хранения данных, такие как облачные вычисления или хранилища данных. Стратегия внедрения налоговых технологий - это комплекс всех этих элементов. Инвестирование средств в один компонент и отказ от другого могут стать причиной неудач на пути к достижению намеченных целей.

Перед государством в условиях сложившихся обстоятельств и вызовов стоят задачи по выработке мер по поддержке бизнеса, одними из которых становятся мероприятия по «донастройке» налоговых правил [1].

20 марта 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил о расширении программы рефинансирования для малого и среднего бизнеса, рекомендации проводить реструктуризацию кредитов физических лиц, а также о новых мерах по поддержанию доступности ипотеки и снижению регуляторной и надзорной нагрузки на финансовые организации [1]. Дается право налогоплательщикам, уплачивающим в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, право перейти до окончания налогового периода 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли (начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года), при этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Одновременно определяются пределы такой возможности в рамках норм, установленных правительством РФ, оно будет определять перечень таких средств, систем и оборудования [7].

В рамках действующих правил максимальная пониженная ставка страховых взносов в размере 15% применяется в отношении сумм вознаграждений сотрудника, превышающих в годовом исчислении 1 292 000 руб. (ставка уменьшается «ступенчато» - вначале снижается тариф взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования (далее - ФСС) (с суммы вознаграждения, превышающей 912 000 руб.), а при достижении суммы вознаграждения размера 1 292 000 руб., снижается и тариф взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд РФ [1].

Согласно ст. 313 НК РФ, налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета [1]. Система налогового учета организуется самостоятельно исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом руководителя. Налоговые и другие органы не могут устанавливать обязательные формы документов налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета, согласно ст. 313 НК РФ, являются первичные учетные документы (включая бухгалтерскую справку), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Средний бизнес не ведет специальных налоговых регистров и до сих пор формирует налоговую базу путем корректировки бухгалтерской прибыли или отдельных статей расходов и доходов, полученных в бухгалтерском учете. Как правило, применяя такой способ, можно лишь приблизительно определить налоговую базу, поскольку бухгалтерский и налоговый учет имеют существенные различия [8]. В связи с этим предлагается система аналитических регистров налогового учета. При формировании регистров мы будем исходить

из того, что формы регистров налогового учета не утверждены, но должны содержать наименование регистра, период (дату) составления, измерители операции в натуральном и денежном выражении, наименование хозяйственных операций, подпись лица, ответственного за составление указанных регистров (рис.

•Регистр-расчет формирования стоимости объекта учета;

•Регистр информации стоимости списанных) материалов, учитываемых по методу ФИФО;

•Регистр информации о списанных товарах, учитываемых по методу ФИФО;

•Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

•Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода;

2).

с-\

Регистры промежуточных расчетов

С-ч

Регистры учета - Регистр информации об объекте основных средств; состояния единицы налогового учета

•Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности; •Регистр движения резерва по сомнительным долгам;

• Регистр учета расчетов с бюджетом_

- -^^

Регистры формирования отчетных данных

Г Л

Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных)

• Регистр учета прочих расходов текущего периода;

• Регистр учета доходов текущего периода;

• Регистр-расчет финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

Рисунок 2 - Система аналитических регистров налогового учета для среднего бизнеса Ведение регистра должно обеспечить возможность группировки информации о суммах не перенесенных убытков, обслуживающих организацию отдельно по каждому году в течение установленного законодательством срока переноса убытков на будущее в размере 10 лет, а также возможность формирования суммы убытка, уменьшающего прибыль от реализованных товаров отчетного (налогового) периода. ERP-системы поддерживают эти процессы и позволяют производить автоматический расчет сумм налогов (косвенных), а также представлять данные о доходах для исчисления налога на

прибыль юридических лиц по методу начисления в зависимости от характера и особенностей сделки [9].

Например, для совершенной автоматизации налогового регистра качество данных в ERP-системе организации должно быть безупречным, а процедуры сбора и хранения таких данных должны быть адаптированы под специфику работы налоговой функции. Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить полноту данных без осуществления ручных корректировок или операций по сверке [10]. На сегодняшний день для большинства организаций это не представляется возможным, особенно в транснациональных корпорациях, ведущих свою деятельность в разных юрисдикциях.

На практики при использовании информационно-аналитического обеспечения управления и снижению налоговой нагрузки организации в условиях цифровизации может возникнуть ряд проблем:

- многие организации ведут базы данных в нескольких системах. Обычно это требует выполнения операций по согласованию и сверке данных, поскольку все эти системы не всегда интегрированы между собой;

- данные в ERP-системах часто содержат ошибки, отклонения или искажения, либо являются неполными из-за того, что большие массивы данных все еще вводятся в ручном режиме. По мере развития технологии оптического распознавания символов (OCR) ситуация может измениться в лучшую сторону, однако для большинства организаций это станет возможным лишь через несколько лет;

- большинство ERP-систем не приспособлены для работы с налоговой функцией, поэтому не стоит надеяться на то, что представляемые отчетные данные будут полностью удовлетворять запросам налоговой функции;

- соблюдение налогового законодательства одновременно в нескольких юрисдикциях требует внесения определенных корректировок, которые не входят в периметр операций, отражаемых в ERP-системе. Отличным примером являются операции купли-продажи, по которым исходящий НДС

может начисляться по товарам и услугам, реализованным на безвозмездной основе. Аналогично организация может совершать продажи необлагаемой НДС продукции или нести представительские расходы, не учитываемые в целях налогообложения. Корректировки по таким операциям могут проводиться в ручном режиме.

Обращаясь к зарубежному опыту в качестве примера рассмотрим проект по анализу данных в ERP-системе клиента, который недавно реализовали специалисты налоговой практики КПМГ в Китае. Основная задача клиента заключалась в поиске и согласовании данных о получении специальных счетов-фактур по НДС, зарегистрированных в китайской системе Golden Tax System. В эту систему налогоплательщики заносят данные по всем налогооблагаемым операциям с суммами входящего НДС, который потенциально может быть предъявлен к вычету, отраженным в ERP-системе. Рабочая группа имела все необходимые средства и ресурсы, чтобы с достаточной степенью надежности выполнить сверку данных учета НДС. Однако во время сверки обнаружилось, что одно небольшое изменение в процедуре ввода данных клиента в ERP-систему позволит производить сверку в режиме реального времени. Основным результатом стало элементарное изменение конфигурации процесса, которое в будущем позволит более рационально координировать потребности клиента и значительно повысит эффективность функционирования системы.

Как показывает российский опыт, бизнес делает ставку на инвестиции в налоговые технологии в основном исходя из очевидных преимуществ для своих предприятий, однако инвестиционные решения принимаются гораздо быстрее после распространения информации о том, что налоговые органы принимают или намерены принимать аналогичные меры.

Эффективный процесс извлечения данных предполагает работу с несколькими ERP-системами. Для транснациональных корпораций это может осложняться тем, что современный рынок ERP-систем достаточно разнообразен, поэтому в разных юрисдикциях могут применяться разные типы таких систем.

Например, во многих странах Европы и США транснациональные корпорации обычно используют самые распространенные ERP-системы, такие как SAP, Oracle, JD Edwards и т.д. Зачастую процесс извлечения данных из таких систем выполняется по предварительно заданной конфигурации, которая позволяет преобразовывать поля данных из ERP-систем в поддерживаемый решением формат. Это означает, что, если компания имеет дело с транснациональными корпорациями, процесс извлечения данных должен быть совместим практически с любой ERP-системой. Примером эффективного решения для глубокого анализа налоговых данных является решение Tax Intelligence Solution (TIS), разработанное специалистами КПМГ. Специалисты КПМГ уже разработали специальные модули TIS для целей НДС, таможенного контроля и трансфертного ценообразования. В скором времени планируется запуск планируется модуля для работы в области прямого налогообложения. TIS - это глобальное решение в области бизнес-аналитики, применяемое для целей налогообложения.

Литература

1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru/ (Дата обращения: 21.04.2020).

2. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В., Адвокатова А. С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://cyberlenmka.m/article/v/aktualnye-problemy-nalogovoy-sistemy-v-usloviyahtsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 19.07.2019).

3. Крутякова, Т. Л. Учетная политика 2019: бухгалтерская и налоговая [Текст] / Т. Л. Крутякова. - Москва : АйСи Групп, 2019. - 275 с.

4. Егиазарян, Г.А. Совершенствование налогового контроля на современном этапе развития экономики / Г.А. Егиазарян, Е.Г. Молчанов //

Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на Дону, 2019. - С. 13-18.

5. Accounting for small businesses: a textbook for academic undergraduate / N.A. Prodanova, E.I. Zatsarinnaya, E.A. Krotova, V.V. Lizyaeva; edited by N.A. Prodanova. - 2nd ed., Revised. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. -229 p.

6. Dataset for determining rational taxation value with incompatible criteria of economic efficiency and equity / Akhmetshin E.M., Plaskova N.S., Iusupova I.I., Prodanova N.A., Leontyev A.N., Vasilev V.L. / Data in Brief. Volume 26, October 2019, 104532.

7. Никонова, И.. Формирование учетной политики в отечественной и международной практике [Текст] / И. Ю. Никонова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Читинский институт (филиал) ФГБОУ ВО "Байкальский государственный университет". - Иркутск : Изд-во БГУ, 2018. - 139 с

8. Dataset for determining rational taxation value with incompatible criteria of economic efficiency and equity / Akhmetshin E.M., Plaskova N.S., Iusupova I.I., Prodanova N.A., Leontyev A.N., Vasilev V.L. / Data in Brief.Volume 26, October 2019, 104532.

9. Петров, А.М. Формирование учетно-статистической модели отражения расчетов и налогового планирования в корпоративных системах сферы услуг [Текст] : монография / А. М. Петров ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - Москва : Спутник+, 2019. - 258 с.

10. «How to ensure Australia thrives when the robots come» Peter Hartcher, Sydney Morning Herald, 30 September 2017, smh.com.au/comment/how-to-ensureaustraliathrives-when-the-robots-come-20170929-gyrgr9.html

Literature

1. Official website of the Federal tax service [Electronic resource]. - URL: https://www.nalog.ru/ (accessed: 21.04.2020).

2. Goncharenko L. I., Malkova Yu. V., Advocatova A. S. Actual problems of the tax system in the digital economy // Economy. Taxes. Pravo. - 2018. - №2. [Electronic resource]. - Access mode-url: https://cyberleninka.ru/article/v/aktualnye-problemy-nalogovoy-sistemy-v-usloviyahtsifrovoy-ekonomiki (accessed: 19.07.2019).

3. Krutyakova, T. L. Accounting policy 2019: accounting and tax [Text] / T. L. Krutyakova. - Moscow: ICI Group, 2019. - 275 p.

4. Yeghiazaryan, G. A. Improving tax control at the current stage of economic development / G. A. Yeghiazaryan, E. G. Molchanov // Materials of the all-Russian scientific and practical conference. Rostov-on-don, 2019. - P. 13-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Accounting for small businesses: textbook for academic undergraduate / N. A. Prodanova, E. I. Zatsarinnaya, E. A. Krotova, V. V. Lizyaeva; ed. Sold. - 2nd ed., Corrected. and add. - Moscow: yurayt Publishing house, 2019. - 229 P.

6. a Set of data for determining the rational tax value with incompatible criteria of economic efficiency and fairness / Akhmetshin E. M., Plaskova N. S., Yusupova I. I., Prodanova N. A., Leontiev A. N., Vasiliev V. L. / data in brief. Volume 26, October 2019, 104532.

7. Nikonova, I .. Formation of accounting policy in domestic and international practice [Text] / I. Yu. Nikonova; Ministry of education and science of the Russian Federation, Chita Institute (branch) Of the "Baikal state University". -Irkutsk: BSU Publishing house, 2018. - 139 p

8. a Set of data for determining the rational tax value with incompatible criteria of economic efficiency and fairness / Akhmetshin E. M., Plaskova N. S., Yusupova I. I., Prodanova N. A., Leontiev A. N., Vasiliev V. L. / data in brief.Volume 26, October 2019, 104532.

9. Petrov, a.m. Formation of an accounting and statistical model for reflecting calculations and tax planning in corporate systems of the service sector

[Text]: monograph / a.m. Petrov; Financial University under the Government of the Russian Federation. - Moscow: Sputnik+, 2019. - 258 p.

10. "how to ensure Australia's prosperity when robots come" Peter Hartcher, Sydney Morning Herald, September 30, 2017, smh.com.au/comment/how-to-ensureaustraliathrives-when-the-robots-come-20170929-gyrgr9.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.