Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК / ПАМЯТКА / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / МИНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давудов А.Д.

Рассматриваются особенности развития памяти учащихся средней школы при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка. Проведенные исследование позволило сделать вывод, что использование специализированных упражнений, а также памяток и минемических приемов, способствует как хорошему усвоению и запоминанию учебного материала, так и развитию памяти в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давудов А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF DEVELOPING THE MEMORY OF SCHOOLCHILDREN IN ENGLISH LESSONS

The features of the memory development of secondary school students when teaching the lexical side of speech in English lessons are considered. The conducted research allowed us to conclude that the use of specialized exercises, as well as memos and minemic techniques, contributes to both good assimilation and memorization of educational material, and the development of memory in general.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Давудов А.Д.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. Рассматриваются особенности развития памяти учащихся средней школы при обучении лексической стороне речи на уроках английского языка. Проведенные исследование позволило сделать вывод, что использование специализированных упражнений, а также памяток и минемических приемов, способствует как хорошему усвоению и запоминанию учебного материала, так и развитию памяти в целом.

Ключевые слова: лексический навык, памятка, словарный запас, минемиче-ские приемы, упражнения.

METHODS AND TECHNIQUES OF DEVELOPING THE MEMORY OF SCHOOLCHILDREN IN ENGLISH LESSONS

Davudov A.D.

PEI HE "Socio-pedagogical institute", Derbent

Annotation. The features of the memory development of secondary school students when teaching the lexical side of speech in English lessons are considered. The conducted research allowed us to conclude that the use of specialized exercises, as well as memos and minemic techniques, contributes to both good assimilation and memorization of educational material, and the development of memory in general.

Key words: lexical skill, memo, vocabulary, minemic techniques, exercises.

На сегодняшний день роль английского языка в мире возрастает с каждым днем. Знание языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, способствует формированию личности ученика и его социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира.

Английский язык расширяет лингвистический кругозор школьников, способствует их общему речевому развитию, что является очень значимым при работе особенно с детьми младшего школьного возраста.

Изучение английского языка реализуются следующие задачи: учёт индивидуальных речевых возможностей детей, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, приобщение детей к новому социальному опыту, воспитание дружелюбного отношения представителям других стран, формирование не только речевых, интеллектуальных, познавательных способностей и умений детей.

Наиболее значимым при изучении английского языка является память, как элемент познавательного процесса.

Актуальность статьи заключается в том, что в человеческом сознании отсутствует ограничение только формами непосредственного отражения. Опыт школьников слагается из аккумуляции, т.е. накопления памятью образов из реального мира, помогающая ему приобретать новые знания, учиться и приобретать профессиональное мастерство.

Человечество всегда интересовало различные методы развития памяти. В Древней Греции считали информацию материальной частицей, попадающее в голову и оставляющее на мозгу отпечаток, как на воске. В настоящее время механизм изучения памяти намного совершеннее. Достаточно много приемов, позволяющая школьникам и взрослым людям с различными типами мышления выбирать для себя эффективные способы.

Изучение английского языка подразумевает овладение большим словарным запасом. Согласно европейской системе уровней владения иностранным языком, 400500 слов - активный словарный запас для базового уровня, 800-1000 слов - активный словарный запас для того, чтобы объясниться, или пассивный словарный запас для чтения на базовом уровне. -2000 слов - активный словарный запас, которого вполне хватит для того, чтобы обеспечить повседневное общение в течение всего дня: или пассивный словарный запас, достаточный для уверенного чтения [15].

Этих результатов можно добиться только при хорошо развитой памяти. Особенно это актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку обучаемость у детей с ОВЗ снижена, главная цель обучения английскому языку - развитие познавательных процессов: мышления, памяти, речи, активизация, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет.

Все выше перечисленные факторы подтверждают актуальность выбранной темы исследования: «Развитие памяти на уроках иностранного языка».

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (И. Павлов, И. Сеченов), физиологические (Л. Выготский).

Процесс развития памяти у учеников на уроках английского языка будет происходить наиболее эффективно если:

- развивать воображение учащихся на уроках английского;

- разработать и внедрить комплекс упражнений по развитию памяти у школьников;

- создать для учащихся педагогические условия, способствующие развитию памяти.

Цель исследования - обосновать эффективность комплекса разработанных упражнений, направленных на развитие памяти у школьников и у детей, имеющих ОВЗ, на уроках английского языка.

Цель исследования обусловили решение следующих задач:

1. Анализировать психолого-педагогическую литературу посвященную проблемным аспектам развития памяти у младших школьников.

2. Изучить условия развития памяти у школьников на уроках английского языка.

3. Выявить оптимальные методы и приёмы развития памяти школьников на уроках английского языка.

4. Выявить особенности и условия развития памяти у детей, имеющих ОВЗ.

6. Определить особенности организации констатирующего эксперимента и исследовать его результаты.

В работе нами были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия, качественная и количественная обработка данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования является СОШ № г. Дербент

Материалы данной статьи могут использоваться в практической учебной работе начальной школы. Также возможно использование результатов исследования для дальнейшего поиска путей и методов, которые помогут усовершенствовать процесс развития памяти у младших школьников с ОВЗ на уроках английского языка.

Таким образом, в ходе исследования проблемных аспектов развития памяти на уроках английского языка нами был решён ряд исследовательских задач, чем и достигали цель исследования.

Исследования привели к следующему ряду теоретических выводов:

1. Запоминание учебного материала учениками является важной педагогической целью на уроках английского языка в школе. Поэтому улучшение памяти у детей школьного возраста на уроках английского языка, в первую очередь связано с усвоением приемов запоминания, в ходе учебной деятельности, которые связаны с организацией и обработкой учебного материала.

2. Ведущие виды памяти у детей школьного возраста - образная и эмоциональная. На уроках английского детям легче запоминать определенные предметы, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Главный принцип развития памяти на уроках английского для детей различного возраста: запоминаемая информация должна быть яркой, образной, эмоционально окрашенной, особенно для детей с ограниченными возможностями.

3. Преподаватели улучшают память детей с помощью следующих методических приемов: распределяйте повторение материала через равные промежутки времени, не пытаясь учить всему сразу; систематически чередовать восприятие учащимися информации, которую необходимо запомнить, с ее активным вспоминанием; использовать различные мнемонические приемы; осуществить смену деятельности; разнообразить учебный материал для запоминания.

4. Задания на развитие памяти присутствует только в двух из пяти проанализированных УМК: «Английский язык. BrilHant», «English Favourite».

В учебниках «Spotlight», «English Favourite» и «Forward» мы нашли наименьшее разнообразие заданий на развитие памяти. Наличие аудиозаписей наблюдается абсолютно во всех УМК.

В целях подтверждения теоретических положений исследования нами был проведен педагогический эксперимент, состоявший из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Педагогический эксперимент проводился на базе СОШ № 21 в г. Дербент, в нём участвовали учащиеся 3 класса. Дети были изначально разделены учителями английского языка данной школы на 2 группы (экспериментальная и контрольная), по 8 человек в каждой, дети с ОВЗ в возрасте 8-9 лет. Данная группа была сформирована на основе закона «Об образовании» (статей 2, 5, 11).

Констатирующий этап педагогического эксперимента, проведённый в октябре 2020 года, имел целью выявление первоначального уровня развития памяти школьников в обеих группах, и проведение анализа полученных результатов. Диагностика в экспериментальной группе показала следующие результаты на первом этапе эксперимента: у 1 школьника (12,5%) - уровень развития памяти выше среднего, у 3 учеников (37,5%) - средний уровень, у 4 школьников (50%) - уровень развития памяти ниже среднего.

В свою очередь диагностика в контрольной группе на первом этапе эксперимента показала следующие результаты: у 2 школьников (25%) - выше среднего уровень опосредованной памяти, у 2 учеников (25%) - средний, у 4 школьников (50%) - уровень развития памяти ниже среднего.

Нами был определён и сравнен средний уровень развития опосредованной памяти экспериментальной и контрольной групп, в результате чего сделан вывод о том, что в обеих группах примерно одинаковый уровень развития опосредованной памяти, а также о том, что данные группы детей нуждаются в дальнейшем развитии памяти. Указанные результаты позволили также подобрать соответствующие задания для формирующего эксперимента.

Формирующий этап педагогического эксперимента длился 6 месяцев: с ноября 2020 по апрель 2021 года. В ходе него дети из двух групп занимались по учебной программе, разработанной в начале 2020-2021 учебного года преподавателем английского языка с использованием УМК.

«Английский в фокусе» («Spotlight»). Так как этот учебник по результатам анализа УМК не имел специальных упражнений на развитие памяти обучающихся, с целью развития памяти у детей, входящих в экспериментальную группу, в педагогическую работу был включен игровой материал.

На основании изученной литературы по проблеме исследования нами были сделаны выводы, что игровая деятельность является наиболее близкой для детей 89 лет, кроме того, специфика работы с детьми, имеющими ОВЗ, ограничило нас в выборе средств, которые можно использовать для развития их памяти. Поэтому, в ходе данного этапа педагогического эксперимента, на каждом втором уроке английского языка в экспериментальной группе использовались игровые задания с целью развития разных видов памяти у детей, кроме того, применяемые задания чередовались.

В ходе проведения контрольного этапа педагогического эксперимента были получены следующие результаты диагностики в контрольной группе: у 2 учеников (25 %) - выше среднего уровень развития опосредованной памяти, это равно ре-

зультату констатирующего эксперимента. У 3 учеников (37,5 %) - средний уровень, данный показатель улучшился на одного обучающегося, у 3 учеников (37,5 %) - уровень развития опосредованной памяти ниже среднего.

Таким образом, в ходе педагогического эксперимента в данной группе мы можем говорить о незначительной динамике изменения уровней развития памяти, что объясняется физиологическим и психологическим развитием детей. При этом, в ходе проведения контрольного этапа педагогического эксперимента в экспериментальной группе были получены более высокие результаты: у 3 учеников (37,5 %) - уровень развития опосредованной памяти выше среднего, этот показатель увеличился у двух школьников, а у 4 учеников (50 %) был выявлен средний уровень опосредованной памяти.

При этом уровень развития опосредованной памяти ниже среднего остался только у одного ученика, но и этот школьник показал результат лучше, чем во время констатирующего эксперимента. Таким образом, в данной группе на последнем этапе эксперимента была выявлена существенная динамика в уровнях развития опосредованной памяти.

В целом, результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе у детей существенно повысился уровень развития памяти. После педагогического эксперимента, который длился шесть месяцев, в экспериментальной группе уровень развития опосредованной памяти зафиксирован на высоком и среднем уровнях, и только один школьник продемонстрировал уровень развития памяти ниже среднего. В свою очередь, у детей из контрольной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента была зафиксирована лишь незначительная динамика развития памяти.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс развития памяти у школьников на уроках английского языка происходит наиболее эффективно, если развивать воображение учащихся на уроках английского языка, использовать игровые упражнения по развитию памяти у школьников, а также создавать для учащихся педагогические условия, способствующие развитию их памяти. Кроме того, использованный в ходе педагогического эксперимента комплекс упражнений, направленных на развитие памяти у школьников, имеющих ОВЗ, на уроках английского языка показал его высокую практическую эффективность.

Литература:

1. Баранова К. М. Английский язык: книга для учителя: 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка: Ч. 1. Москва: Просвещение, 2011. 272 с.

2. Биболетова М.З. Программа курса английского языка к УМК для учащихся 2 - 9 классов общеобразовательного учреждения / М.З. Биболетова, Н.Н. Трубане-ва. Обнинск: Титул, 2016.

3. Коспанова В.М., Семенова Т.И. Современные методы обучения английскому языку. Учебная программа для учителей английского языка общеобразовательных учреждений. М.: МГАДА, 2014. 83 с.

4. Матюгин И. Ю. Как запоминать английские слова. М: РИПОЛ Классик, 2016. 479 с.

5. Штайнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка. Пер. с англ. М.: Аст-рель, 2014. 39 с.

References:

1. Baranova K. M. English: a book for a teacher: 4th grade: a manual for general education institutions and schools with in-depth study of the English language: Part 1. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 272 p.

2. Biboletova M. Z. The program of the English language course for the UMK for students of grades 2-9 of a general education institution / M. Z. Biboletova, N. N. Truba-neva. Obninsk: Titul, 2016.

3. Kospanova V. M., Semenova T. I. Modern methods of teaching English. The curriculum for teachers of English in general education institutions. Moscow: MGADA, 2014. 83 p.

4. Matyugin I. Yu. How to memorize English words. M: RIPOLL Classic, 2016. 479 p.

5. Steinberg J. 110 games in English lessons. Trans. from English. M.: Astrel, 2014. 39 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.