МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Слота Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.12
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
METHODS AND TECHNIQUES OF MUSICAL AND STAGE EDUCATION OF STUDENTS (LEARNERS)
В статье исследуется проблема музыкально-сценического обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Раскрывается суть методов и приемов музыкально-сценического обучения, которые направлены на формирование и совершенствование межличностного общения участников вокального ансамбля, способности у учащихся к сохранению творческого самочувствия в условиях публичной деятельности, а также умения воплощения музыкальных образов.
Ключевые слова: музыкально-сценическое обучение, учащиеся, художественный тренинг, методы педагогического стимулирования, эмоционально-сценическая концентрация, метод моделирования творческого процесса.
The article discusses the problem of musical and stage education of learners in general education institutions and in institutions of additional education. The essence of methods and techniques of musical and stage training that are aimed at the formation and improvement of interpersonal communication among the participants of the vocal ensemble, the ability of the students to preserve their creative state of health in the conditions of public activity, as well as the ability to transmit musical images are revealed.
Key words: stage music training, learners, art training, methods of pedagogical stimulation, emotional-scenic concentration, a method of modeling the creative process.
Своевременное выявление и развитие у каждого ребенка творческих способностей, формирование у него качеств, необходимых для того, чтобы в дальнейшем обучении, в любом виде будущей деятельности он был бы не только исполнителем, но и творцом, является важной задачей системы образования.
Поставленные задачи в значительной степени решает музыкальное искусство. Среди предметов эстетического цикла именно музыка особенно стимулирует учеников к творческой деятельности, способствует формированию у них способности к познавательному и эмоционально-эстетическому оцениванию искусства, развития творческого мышления, коммуникативности.
Приобретенные на уроках искусства знания, умения и навыки являются ценностью творческого характера, поскольку они могут быть использованы учениками в творческой по своей сути деятельности. И только на основе данной деятельности в рамках занятий искусством происходит формирование эстетических, нравственных, мировоззренческих отношений учащихся, формирование их духовной культуры. Детское творчество играет ведущую роль во многих системах художественного образования и в системах музыкального образования Е. Жак-Далькроза, К. Орфа, С. Кодая, Ш. Судзуки, Д. Кабалевского, Н. Ветлугиной. По мнению педагогов, в частности, А. Климановой, творческое задание направлено на создание учениками нового художественного продукта или фрагмента этого продукта (сочинение или исполнительская интерпретация), а также художественного образа произведения, который воспринимается, является средством педагогического управления художественной деятельностью учащихся, центральным элементом урока искусства.
Музыкально-эстетическое воспитание учащихся осуществляется в различных формах коллективного музыкального творчества. Одной из самых популярных и любимых форм коллективной музыкальной деятельности, учащихся является пение в вокальных ансамблях.
Процесс музыкально-сценического обучения учащихся будет эффективным и интересным при использовании методов и приемов, направленных на формирование умений сценического воплощения музыкальных образов, а именно:
• художественный тренинг - направлен на формирование и совершенствование межличностного общения участников вокального ансамбля, а также способности у учащихся к сохранению творческого самочувствия в условиях публичной деятельности. Художественный тренинг осуществляется путем привлечения учащихся к ролевой игровой деятельности и предусматривает:
• привлечение к деятельности в условиях целенаправленно созданных ситуаций («поощрения», «успеха», «эмоционально-сценической концентрации»);
• побуждение к рефлексии;
• моделирование творческого процесса;
• коррекцию пения и художественно-сценического поведения;
• выполнение музыкально-творческих задач:
- познавательно-поискового характера (выбор песни, определение жанрово-стилевой принадлежности произведения и др.),
- оценочного характера (побуждение к слуховому контролю результатов собственного исполнения и пения других участников ансамбля),
- творческого направления, которые включают в себя инсценировку вокального репертуара, импровизирование;
• выполнение комплекса художественно-технических упражнений:
- на развитие и коррекцию вокальных умений (артикуляционная гимнастика, скороговорки, упражнения на развитие вокальной техники);
- на развитие и коррекцию умений ансамблевого пения;
- на формирование элементов сценической техники (упражнения на развитие вокально-двигательной координации, умение использовать изобразительные средства, упражнения на формирование культуры сценического поведения, эмоциональности в исполнении).
Средство воздействия, направленное на развитие определенных знаний, умений, установок и опыта в области определенной деятельности можно интерпретировать как тренинг.
Методика проведения тренинга поведения строится на принципах воспроизведения сложных для участников группы тренинга ситуаций посредством использования ролевых игр и групповых дискуссий.
Для успешного формирования у учащихся умений воплощения музыкальных образов целесообразным будет использование методов стимулирования активности. К традиционным методам педагогического стимулирования относятся методы положительного усиления, такие, как метод «поощрения» и «метод успеха».
Методы положительного усиления - стимул для осуществления или продолжения определенного поведения ученика. Это может быть положительная мимическая или лаконичная языковая реакция педагога, приветливый взгляд, улыбка, утвердительное кивание педагога головой в знак верного поведения ученика или короткие реплики типа: «Да-да», «Хорошо», «Молодец». Эти, казалось бы, незначительные знаки одобрения являются достаточно действенным педагогическим способом. Они не только показывают, что надо действовать именно таким образом, но и демонстрируют хорошее, теплое отношение педагога к ученикам.
В некоторых случаях поощрение ученика может вызвать недоброжелательное отношение группы к нему. Так, например, все ученики, кроме одного, не выполнили домашнее задание. Этот один, безусловно, заслуживает положительной оценки, но в данный момент педагогу не стоит акцентировать внимание на поощрении этого ученика, обостряя ситуацию. Поощрение можно будет использовать тогда, когда пройдет острота ситуации, и только в контексте, не обидном для группы.
А вот пример еще одной и ошибки этого типа. В коллектив пришла новая ученица. Руководитель из лучших побуждений расхвалила девочку, даже преувеличивая ее достоинства. Она пишет стихи, побеждает в конкурсах, умная, добрая, воспитанная. Девочка действительно была одаренной, дисциплинированной, исполнительной, но ей не хватало коммуникабельности. У группы сложилось недоброжелательное отношение к ней, которое сделало пребывание девочки в коллективе невыносимым и заставило ее прекратить занятия в вокальном ансамбле.
Педагоги действительно симпатизируют способным и воспитанным детям, и более прохладно относятся к ученикам с негативными проявлениями поведения, что является совершенно естественным, но справедливость и тактичность как профессиональные качества не должны позволить педагогу демонстрацию своих симпатий и антипатий. Педагогу желательно не поощрять все время тех же воспитанников, хотя бы это казалось ему вполне справедливым. Необходимо находить поводы для поощрения большего числа учеников.
Особое внимание необходимо уделять применению метода «создание ситуации успеха». Этот метод заключается в том, что педагог помогает воспитаннику достичь определенного успеха в необходимом деле и тем самым подкрепляет мотивацию дальнейшей активности. Метод, конечно, требует от педагога больших усилий, чем поощрения, но он является более результативным.
К. Ушинский отмечал, что успех и неудачи, учащихся в обучении - это внутренний мир ребенка, игнорирование которого может привести к плачевным результатам. Педагог утверждал, что только успех поддерживает интерес ребенка к учебе.
Из собственного опыта работы можно сделать вывод, что применение метода «создание ситуации успеха» является одним из действенных и эффективных в формировании умений сценического воплощения музыкальных образов у участников детского вокального ансамбля. Это позволило определить ситуацию успеха участников вокального ансамбля как создание благоприятных организационно-педагогических условий, где каждый ученик будет чувствовать особое психическое состояние, выражающееся удовольствием от положительного результата музыкально-сценической исполнительской деятельности. Ситуация успеха становится стимулом для дальнейшего успешного развития ребенка.
Одним из приемов ситуации успеха является прием «авансирования». Это также является поощрением, которое используется, авансом, когда ученик еще его не заслужил, или заслужил частично. Если педагог показывает уверенность в возможностях ученика и хорошее отношение к нему, авансирование часто становится плодотворным средством положительного усиления. Прием заключается в том, что педагог заранее предупреждает ученика о трудностях, предоставляя возможность подготовиться к ним.
Достижение успеха в музыкально-сценической деятельности учащихся в процессе вокально-ансамблевого музицирования зависит от применения метода «эмоционально-сценической концентрации».
Участники коллектива в ситуациях публичной деятельности переживают особые чувства. Часто из-за волнения дети не могут достойно исполнить произведение, у некоторых возникает страх перед сценой. Из-за отсутствия умений произвольного преодоления страха, ученики-исполнители часто испытывают трудности в сценической деятельности, не умеют
преодолеть эмоциональные «препятствия», свободно создавать музыкальные образы.
Во время концертного выступления могут возникнуть совсем непредвиденные ситуации: поломка аппаратуры, внезапная растерянность отдельного исполнителя-солиста или группы исполнителей. Кроме того, возможные препятствия на концерте со стороны слушателей: шум, шорох, шепот, хождение по залу. Такие негативные моменты не просто раздражают исполнителей и слушателей, но и сказываются на качестве исполнения. Исполнителям подобные ситуации мешают успешно выступить, нередко наносят разочарование.
Для того чтобы подготовить учеников к выступлению, необходимо найти способы преодоления их волнения, помочь решить проблему внутреннего раскрепощения, снять нервное напряжение.
Творческое волнение в ситуации публичной деятельности следует направить в такое русло, чтобы оно способствовало лучшему раскрытию исполнительских замыслов, а не порождало неуверенность, страх перед слушателями.
Для успешного выступления необходим эмоциональный настрой коллектива, который должен обеспечить общую активность учащихся во время выступления.
Перед выступлением на сцене ученикам стоит самим себе продемонстрировать то, что они будут показывать другим. Для этого рекомендуется применять ситуацию «эмоционально-сценической концентрации». Я даю определение эмоционально-сценической концентрации как умение концентрироваться на будущем концертном выступлении и умение максимально полно донести до слушателя художественный образ исполняемого произведения.
Перед концертом возможно возникновение ситуаций, когда несколько вокальных коллективов вынуждены находиться в одном помещении и за ограниченное время эмоционально настроиться и подготовиться к выступлению. Участники коллектива должны быть готовыми к таким ситуациям. Здесь также поможет эмоционально-сценическая концентрация, которая формирует умение не реагировать и не отвлекаться, а сконцентрироваться на художественно-образном содержании исполняемых произведений.
С целью формирования способности к «эмоционально-сценической концентрации», целесообразно на репетициях выполнять подготовленные номера программы в ситуации специально созданных препятствий: шум, параллельное включение фрагмента инструментальной музыки, звучание радио, мобильных телефонов.
Следующий метод побуждения к рефлексии направлен на формирование самостоятельности, инициативности в процессе деятельности, адекватной взаимооценки, взаимоконтроля. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание изученного материала. Ее цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, но и построить смысловую цепочку, сравнить средства и методы, провести анализ.
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою инициативность в процессе деятельности, полезность выбранных форм работы. Ученики по очереди высказываются, отвечают на вопрос: что нового узнали, чему научились, какие виды деятельности были интересными, какие задачи были легки в исполнении и какие вызвали трудности, что удивило и др.
Для того чтобы закончить занятие на позитивной ноте, можно воспользоваться упражнением «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент исполнительным качествам, комплимент в чувствах), в котором ученики оценивают вклад друг друга в занятия и благодарят друг друга и преподавателя. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Метод моделирования творческого процесса направлен на проявление самостоятельности, учащихся при создании интерпретации. Этот метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений: «Учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики как можно чаще сами отвечали на вопросы, возникающие в течение урока, а не довольствовались получением от преподавателя готовых ответов, которые им остается только запомнить» [3, с. 157].
На занятиях необходимо направить творческий процесс в такое русло, чтобы активная самостоятельная деятельность ученика была ведущей в создании интерпретации. Нужно сделать все возможное, чтобы к творческому решению проблемы ученики подходили самостоятельно.
Целесообразным будет использование игр «Композитор», «Художник», «Музыка обо мне». Цель игры «Композитор» ответить на главные вопросы «О чем с тобой говорит композитор? Что он хочет тебе сказать своей музыкой?». Цель подобного вопроса заключается в том, чтобы помочь ребенку понять смысл своей деятельности. Необходимо смоделировать творческий процесс так, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел себя с позиции другого человека. Только когда ученик самостоятельно пройдет путь создателя, он может понять, как придумывать мелодию, как исполнять музыку, как ее слушать.
С целью активизации творческих проявлений, учащихся в процессе ансамблевого пения целесообразно применение в работе методов коррекции пения и художественно-сценического поведения, которые предусматривают применение импровизации на репетициях и в ситуациях публичного выступления.
Гибкое реагирование на неожиданные ситуации, незаметный выход из сложных ситуаций, быстрое решение проблемы именно во время
выступления, сохранение эмоционально-творческого настроения во время выполнения - все эти задачи с легкостью выполняют ученики, которые умеют импровизировать.
Термин «импровизация» происходит от слова «импровизус», что в переводе с латинского означает - «неожиданный», «внезапный».
Итак, импровизация часто выступает результатом яркого воображения, буйной детской фантазии, средством открывать в себе новое.
В своих элементарных проявлениях импровизация доступна всем детям. Это может быть:
- ритмо-интонационное пластическое воплощение образов окружающего мира (например, шелест листьев, щебет птиц, капли дождя, стук копыт, вой ветра и т.п.);
- импровизация (поиски фантазирования) только одного слова, фразы вокального произведения;
- выбор интонации, настроения, характера к музыкальному тексту в целом (может быть и к короткой фразы) для передачи его эмоционального содержания;
- образное видение и прослушивание произведений различных видов искусства и фиксация этого в слове, рисунке, звуке (музыкальное, литературное, живописное моделирование);
- создание элементарных поговорок, припевок; ритмизация музыкальных песен, стихов; мелодизации прозы, коротких фраз; пластическое воплощение в движении, танце звуковых красок, а также различных литературных сюжетов и тому подобное.
Начальными формами импровизаций может быть создание ритмических сопровождений (хлопки в ладоши, хлопки руками по коленям, щелчки пальцами, притопы; игра на музыкальных ударных инструментах) к декламации или пению самих детей.
Далее можно вводить вокально-творческие упражнения на озвучивание простых текстов, которые предварительно ритмизируются и создание мелодий и ритмов на короткие тексты стихов или скороговорок.
Импровизация на занятиях с учащимися должна происходить в игровой форме, где всегда есть место для фантазии, возможны различные варианты исполнения произведений, перемена ролей. Играя, инсценируя сюжеты песен, необходимо создавать атмосферу общения, где всем комфортно и радостно.
Импровизация может носить коллективный характер. Именно этот тип импровизации присущ ансамблевому пению. Использование импровизации как формы активизации творческих проявлений, учащихся имеет очень большое значение в публичной деятельности.
Целесообразно использование комплекса упражнений на различные формы импровизаций. Каждая группа упражнений направлена на формирование определенных умений и навыков:
1. Первая группа упражнений - это упражнения и задания на развитие воображения, фантазии, которые также распространяют кругозор и
способствуют формированию творческой личности, способности создать собственную интерпретацию художественного произведения, то есть создать художественный образ.
2. Упражнения на развитие двигательной координации: пластичность тела, координация рук, чувство ритма других участников.
3. Упражнения на развитие вокально-двигательной координации. Эти упражнения сочетают пение с движением, их выполнение тренирует ритмичность, точность и вокально-двигательную координацию. При выраженном исполнении пение и движение не должны мешать друг другу, цель этих упражнений - формирование свободы исполнения.
4. Задания на развитие и коррекцию умений ансамблевого пения (упражнения на развитие гармоничного слуха, развитие у учащихся чувства коллективизма).
5. Упражнения на формирование умения использовать изобразительные приемы (глиссандо, филирование, трели) - подражание звукам природы, озвученные текста.
Анализ вышесказанного объясняет важность предложенных методов и приемов музыкально-сценического обучения учащихся, поскольку творческий, коллективный подход на занятиях способствует формированию умений сценического воплощения музыкальных образов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе / О.А. Апраксина. - М.: Музыка, 1975. - Вып.10. - 230 с.
2. Беседы К.С. Станиславского [сост. К. Е. Антарова]. - М.: Сов. Россия, 1990. - 80 с.
3. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: кн. [для учителя] / Д.Б Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
4. Маркуорт Л. Самоучитель по пению / Л. Маркуорт; [пер. с англ.]. - М.: Астрель, 2008. -158 с.
5. Маслов С. И. Эмоции и ценности в начальном образовании / С.И. Маслов. - Megastar. -1999. - №6. - С. 84 - 95.
6. Падалка Г. М. Педагопка мистецтва (Теорiя i методика викладання мистецьких дисциплш) / Г.М. Падалка - К.: Осв^а Украши, 2008. - 274 с.
7. Тютюникова Т.Э. Уроки музыки. Система ообучения К. Орфа / Т.Э. Тютюникова. - М.: Астрель, 2000. - 94 с.
8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология [собр. соч.] / К.Д. Ушинский. - М., 1950. - Т.8. - 679 с.
9. Шипунов С. Харизматичный оратор: руководство к курсу «Словесная импровизация» / С. Шипунов. - М., 2010. - 288 с.
Смирнова Ирина Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкального исполнительства, Уральский государственный педагогический университет (г.Екатеринбург, Россия)
УДК 929: 78
А.Б. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР И ЕГО «ВОСПОМИНАНИЯ» A. B. GOLDENWEISER AND HIS «MEMORIES»
В статье рассказывается о впервые вышедшей книге А.Б.Гольденвейзера, легендарного пианиста-профессора Московской консерватории. Его полувековая творческая жизнь, наполненная встречами с выдающимися музыкантами эпохи первой половины двадцатого века, отраженная в книге, делает его «Воспоминания» поистине бесценными и достойными пристального внимания.
Ключевые слова: исполнительская, педагогическая, композиторская деятельность, выдающиеся музыканты- друзья и современники.
The article describes the first published book of A. B. Goldenweiser, legendary pianistProfessor of Moscow Conservatory. His fifty years of creative life, filled with meetings with outstanding musicians of the era of the first half of the twentieth century, reflected in the book, make it "Memories" is truly priceless and worthy of attention.
Key words: performing, teaching, composing, outstanding musicians - friends and contemporaries.
В издательстве «ДЕКА-ВС», Москва, 2009, впервые в полном объеме вышла книга Александра Борисовича Гольденвейзера «Воспоминания».
Имя А.Б. Гольденвейзера в культурной среде известно прежде всего как имя автора мемуаров «Вблизи Толстого»: ни один исследователь творчества великого писателя не пройдет мимо этой книги. Гольденвейзер не просто знал Толстого, общался с ним, периодически живя в Ясной Поляне, много играл ему, особенно его любимого Шопена. Он входил в ближайший круг писателя, был одним из трех лиц, подписавших знаменитое завещание Толстого, присутствовал при его последних днях в Астапово, и именно ему выпало на долю оповестить родных и корреспондентов, а через них - весь мир о кончине Л.Н. Толстого.
А.Б. Гольденвейзер (1875-1961) - пианист, композитор, педагог, музыкальный редактор, прожил большую, яркую жизнь, был свидетелем великих социальных потрясений, встречался с выдающимися музыкантами своей эпохи, со многими его связывала творческая дружба. Сам он был одним из могикан русской пианистической школы, воспитавший целый ряд пианистов, составляющих ее славу.