Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ЛИНГВИСТОВ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ЛИНГВИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ-ЛИНГВИСТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Ирина Анатольевна, Михеева Людмила Дмитриевна, Очача Маргарита Владимировна

Дистанционное обучение преподавателей-лингвистов в современном вузе способствует реализации современной образовательной парадигмы, компонентами которой являются личностно-ориентированное обучение, индивидуализация и дифференциация учебной деятельности, возможность автономного обучения, самообразования, что обуславливает актуальность темы исследования в статье. Цель исследования заключается в изучении и обозначении приоритетных методов и приемов использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов. В исследовании использованы теоретические, эмпирические и статистические методы научного познания. В итоге был сделан вывод о том, что в организации дистанционного обучения преподавателей-лингвистов наиболее эффективными являются интерактивные методы и приемы использования образовательных платформ. Было отмечено, что результатом использования интерактивных методов и приемов в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов должно стать формирование и развитие их информационно-коммуникативной компетентности. Полученные результаты могут быть использованы в педагогических исследованиях по проблемам дистанционного обучения преподавателей по различным предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киреева Ирина Анатольевна, Михеева Людмила Дмитриевна, Очача Маргарита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES FOR USING EDUCATIONAL PLATFORMS IN DISTANCE LEARNING FOR TEACHERS-LINGUISTS

Distance learning of teachers - linguists in a modern university contributes to the implementation of the modern educational paradigm, the components of which are student-centered learning, individualization and differentiation of educational activities, the possibility of autonomous learning, self-education, which determines the relevance of the research topic in the article. The purpose of the study is to study and designate priority methods and techniques for using educational platforms in distance learning for linguists. The study used theoretical, empirical and statistical methods of scientific knowledge. As a result, it was concluded that in organizing distance learning for linguists, interactive methods and techniques for using educational platforms are the most effective. It was noted that the result of using interactive methods and techniques in distance learning for linguists should be the formation and development of their information and communication competence. The results obtained can be used in pedagogical research on the problems of distance learning for teachers in various subjects.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ЛИНГВИСТОВ»

Методы и приемы использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов

Киреева Ирина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации АНО ВО «Московский международный университет» E-mail: arina_68@bk.ru

Михеева Людмила Дмитриевна,

старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации АНО ВО «Московский международный университет» E-mail: l.mikheeva@mmu.ru

Очача Маргарита Владимировна,

старший преподаватель кафедры английского языка отделения языковой подготовки ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» E-mail: margaritadaisy15@yandex.ru

Дистанционное обучение преподавателей-лингвистов в современном вузе способствует реализации современной образовательной парадигмы, компонентами которой являются личностно-ориентированное обучение, индивидуализация и дифференциация учебной деятельности, возможность автономного обучения, самообразования, что обуславливает актуальность темы исследования в статье. Цель исследования заключается в изучении и обозначении приоритетных методов и приемов использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов. В исследовании использованы теоретические, эмпирические и статистические методы научного познания. В итоге был сделан вывод о том, что в организации дистанционного обучения преподавателей-лингвистов наиболее эффективными являются интерактивные методы и приемы использования образовательных платформ. Было отмечено, что результатом использования интерактивных методов и приемов в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов должно стать формирование и развитие их информационно-коммуникативной компетентности. Полученные результаты могут быть использованы в педагогических исследованиях по проблемам дистанционного обучения преподавателей по различным предметам.

Ключевые слова: методы, приемы, образовательные платформы, дистанционное обучение, преподаватели-лингвисты, информационно-коммуникативная компетентность.

Введение

Дистанционное обучение является одним из важных направлений реализации образовательных программ высшего образования не только в нашей стране, но и во всем мире. В этом направлении актуальным представляется вопрос о методах и приемах использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов. Дистанционное обучение это определенный вид учебного процесса, который дает возможность педагогам и обучаемым осуществлять учебный процесс на расстоянии на основе применения различных образовательных платформ в рамках двустороннего обмена информацией. В основе образовательного процесса в процессе организации дистанционного обучения преподавателей-лингвистов лежит целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающихся, которые могут получать знания в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения. Использование образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов предполагало: организацию интерактивного диалога между обучающимися и преподавателем; использование аутентичного учебного материала в качестве деятельностной основы языкового образования; осуществление эффективного управления учебным процессом; возможность организации совместной работы с коллегами и образовательными организациями из других стран; предоставление возможности выбора себе любого педагога и образовательного учреждения, в какой бы стране или городе они не находились, что требует использования соответствующих образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов. В этой связи, поиск и обозначение целесообразных методов и приемов использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов являются ключевым результатом исследования.

сз о со -а

Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования

В исследовании методов и приемов использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов в рамках статьи, мы использовали научные и учебно-методические работы отечественных ученых. Например, в работе А.Н. Бехтерева и А.В. Логиновой исследован «процесс использования системы дистанционного

Ш А

—I О

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

обучения Moodle при обучении профессиональному иностранному языку» [1, с. 91-97]. Л.П. Владимировой проанализированы «структура и содержание дистанционного обучения иностранным языкам, где сделан акцент на применение образовательных платформ» [2, с. 78]. А.Л. Назаренко рассмотрены «информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике в рамках дистанционного обучения» [3, с. 272]. Особо значимой для нашего исследования стала работа А.Я. Найн и З.М. Уметбаева «о методике организации педагогического эксперимента» [4, с. 127] А.Н. Некрасова и Н.М. Семчук описывают «классификацию мультимедийных образовательных средств и их возможностей» [5, с. 98-102]. В практическом пособии Н.В. Никуличевой рассматривается «процесс внедрения дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации и педагогическая практика его организации» [6, с. 72]. В базовом курсе лекций Е.Н. Со-лововой обозначены «теоретические и практические положения методики обучения иностранным языкам» [7, с. 184]. В монографии М.С. Усмонова интерпретируются «теория и практика создания интерактивных электронных учебных курсов на основе мультимедийных технологий, а также раскрыты особенности информационных систем и технологий» [8, с. 90]. В статье И.В. Щербины проводится «анализ мультимедийных технологий в преподавании иностранных языков» [9, с. 164-166]. Теория и практика обучения иностранным языкам представлена в учебном пособии для преподавателей и студентов А.Н. Щукина [10]. Изучение вышеуказанных литературных источников позволило выявить и установить ведущие теоретические и практические положения исследования в статье.

Материалы и методы

Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что приоритетными методами и приемами использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов являются те, что обладают значительным дидактическим потенциалом, способствующим улучшению результатов обучения - интерактивные методы и приемы:

- «мозговой штурм» - обсуждение электронных учебников и образовательных онлайн платформ по иностранным языкам для разных уровней образования;

- проведение пробного урока по иностранному языку с использованием интерактивной доски;

- дискуссия по проблематике имеющихся электронных энциклопедий и справочников по культуре стран изучаемых языков;

- «круглый стол» по проблематике применения тренажеров и программ тестирования по иностранным языкам;

- дидактическая игра «образовательные ресурсы интернета»;

- тренинг по использованию аудиовизуальных мультимедийных образовательных ресур-

сов по иностранным языкам в педагогическом практике;

- «деловая игра» по использованию интерактивных карт и атласов стран изучаемых языков в педагогической практике;

- интерактивные конференции и конкурсы по методике преподавания иностранных языков;

- дидактические игры по применению материалов для дистанционного обучения иностранным языкам;

- научно исследовательские работы и проекты;

- использование метода «большой круг» для обсуждения проблем и путей их решения в лингводидактике;

- метод модерации в группах.

Заметим, что образовательная платформа в исследовании представляет собой ограниченный, личностно ориентированный интернет- ресурс или ограниченную интерактивную сеть, которые полностью посвящены вопросам языкового образования, содержат аутентичные учебные материалы и предоставляют их пользователям на определенных условиях.

В целом, весь лингводидактический потенциал различных образовательных платформ, созданных для повышения квалификации, а также обучения преподавателей-лингвистов в основном имеет под собой определенную базу с техническими и дидактическими особенностями, в частности:

- аутентичность (это может значительно обогатить весь учебный процесс, а также усовершенствовать методики изучения различных иностранных языков);

- актуальность (использование образовательной платформы дает возможность каждый день получать свежий материал с актуальной информацией);

- публичность (учебные материалы доступны всем студентам и преподавателям, что дает возможность свободного доступа к ним и их спользования в учебном процессе);

- автономность (возможность использования в соответствии с потребностями в учебе, с темпами обучения и уровнем обученности, создает все возможности для самостоятельной работы);

- многофункциональность (способствует развитию нескольких видов речевой деятельности);

- продуктивность (возможность не только использовать готовый материал, но также разрабатывать и распространять свои материалы);

- усиление личной мотивации в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов. Сделаем краткий обзор образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов, которые были использованы соавторами в собственной педагогической практике: Moodle, Zoom, Quizlet, WordWall, Learning apps, Ted-Ed, EdX, Coursera, FutureLearn, Udemy, Khan-academy, Openlearning, Alison, Stanford Online и др. В результате анализа педагогического опыта работы в отечественных вузах (АНОВО «Москов-

ский международный университет», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и др.) был сделан вывод о том, что методы и приемы использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов должны способствовать, прежде всего, формированию и развитию их информационно-коммуникативной компетентности.

Выводы

Целью данной научной статьи стало изучение методов и приемов использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов. В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам: дистанционное обучение представляет собой такую форму учебного процесса, которая позволяет обучающимся и преподавателю взаимодействовать на расстоянии с помощью разнообразных инновационных коммуникаций; методы и приемы использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов обладают значительными дидактическими возможностями, среди которых: представление учебной аутентичной информации, доступность обучающего материала, многофункциональный контроль усвоения материала, формирование педагогических навыков и умений будущих преподавателей-лингвистов, использование различных форм учебной деятельности, совместная деятельность обучающихся и преподавателя, формирование навыка автономной работы обучающихся, формирование положительного отношения к предмету изучения, стимуляция активности, развитие творческих способностей, расширение возможностей получения образования за счет использования интернет-ресурсов зарубежных стран. В результате анализа и обобщения научной литературы по вопросам использования образовательных платформ в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов были выделены интерактивные методы и приемы. Основными особенностями образовательных платформ являются следующие: аутентичность; актуальность; публичность; автономность; многоканальное восприятие; мобильность; многофункциональность; продуктивность; повышение мотивации, что наиболее важно в дистанционном обучении преподавателей-лингвистов и для применения интерактивных методов и приемов.

Литература

1. Бехтерев, А. Н., Логинова, А.В. Использование системы дистанционного обучения «Moodle» при обучении профессиональному иностранному языку / А.Н. Бехтерев, А.В. Логинова // Открытое образование. - 2013. - № 4 (99). -С. 91-97.

2. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам /Л.П. Владимирова/. -Германия: Издательство «LAP Lambert Academic Publishing», 2017. - 78 c.

3. Назаренко, А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводи-дактике. Дистанционное обучение: учебник / А.Л. Назаренко. - Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. - 272 с.

4. Найн, А.Я., Уметбаев, З.М. Педагогический эксперимент: методика и его организация: учебное пособие / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. -Магнитогорск: Издательство МаГУ, 2002. -127 с.

5. Некрасова, А. Н., Семчук, Н.М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей / А.Н. Некрасова, Н.М. Семчук // Ярославский педагогический вестник. -2012. - № 2. - С. 98-102.

6. Никуличева, Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие / Н.В. Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 72 с.

7. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранного языка: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей, 4-е издание / Е.Н. Соловова. - Москва: Издательство «Просвещение», 2006. -184 с.

8. Усмонов, М.С. Теория и практика создания интерактивных электронных учебных курсов на основе мультимедийных технологий. Информационные системы и технологии: монография/ М.С. Усмонов. - М.: Издательство «Перо», 2013. - 90 с.

9. Щербина, И.В. Мультимедийные технологии в преподавании иностранных языков / И.В. Щербина // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы IV Международной конференции, посвященной 89-летию образования Белорусского государственного университета (Минск, 29 октября 2010 г.). - Минск: БГУ, 2010. - С. 164-166.

10. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. - М.: Издательство «Филоматис», 2004. - 416с.

METHODS AND TECHNIQUES FOR USING EDUCATIONAL PLATFORMS IN DISTANCE LEARNING FOR TEACHERS-LINGUISTS

Kireeva I.A., Mikheeva L.D., Ochacha M.V.

Moscow International University, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Distance learning of teachers - linguists in a modern university contributes to the implementation of the modern educational paradigm, the components of which are student-centered learning, individualization and differentiation of educational activities, the possibility of autonomous learning, self-education, which determines the relevance of the research topic in the article. The purpose of the

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

study is to study and designate priority methods and techniques for using educational platforms in distance learning for linguists. The study used theoretical, empirical and statistical methods of scientific knowledge. As a result, it was concluded that in organizing distance learning for linguists, interactive methods and techniques for using educational platforms are the most effective. It was noted that the result of using interactive methods and techniques in distance learning for linguists should be the formation and development of their information and communication competence. The results obtained can be used in pedagogical research on the problems of distance learning for teachers in various subjects.

Keywords: methods, techniques, educational platforms, distance learning, teachers - linguists, information and communication competence.

References

1. Bekhterev, A. N., Loginova, A.V. The use of the Moodle distance learning system in teaching a professional foreign language / A.N. Bekhterev, A.V. Loginova // Open education. -2013. - № 4 (99). - Pp.91-97.

2. Vladimirova L.P. Distance learning of foreign languages /L.P. Vladimirova/. - Germany: Publishing house "LAP Lambert Academic Publishing", 2017. - 78 p.

3. Nazarenko, A.L. Information and communication technologies in linguodidactics. Distance learning: textbook / A.L. Nazarenko. - Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2013. -272 p.

4. Nain, A. Ya., Umetbayev, Z.M. Pedagogical experiment: methodology and its organization: textbook / A. Ya. Nain, Z.M. Umetbayev. - Magnitogorsk: MaGU Publishing House, 2002. - 127 p.

5. Nekrasova, A. N., Semchuk, N.M. Classification of multimedia educational tools and their capabilities / A.N. Nekrasova, N.M. Semchuk // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. -2012. - No. 2. - pp. 98-102.

6. Nikulicheva, N.V. Introduction of distance learning into the educational process of an educational organization: a practical guide / N.V. Nikulicheva. - M.: Federal Institute for Education Development, 2016. - 72 p.

7. Solovova, E.N. Methods of teaching a foreign language: a basic course of lectures: a manual for students of pedagogical universities and teachers, 4th edition / E.N. Solovova. - Moscow: Publishing house "Enlightenment", 2006. -184 p.

8. Usmonov, M.S. Theory and practice of creating interactive e-learning courses based on multimedia technologies. Information systems and technologies: monograph/ M.S. Usmonov. -M.: Publishing House "Pero", 2013. - 90 p.

9. Shcherbina, I.V. Multimedia technologies in teaching foreign languages / I.V. Shcherbina // Intercultural communication and professionally oriented teaching of foreign languages: materials of the IV International Conference dedicated to the 89th anniversary of the Belarusian State University (Minsk, October 29, 2010). - Minsk: BSU, 2010. - pp. 164-166.

10. Shchukin A.N. Teaching foreign languages: theory and practice: a textbook for teachers and students / A.N. Shchukin. - M.: Publishing house "Philomatis", 2004. - 416s.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.