Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / синхронное и асинхронное обучение / Moodle / Microsoft Teams / иностранный язык / английский и китайский языки / сервисы / приложения / distance learning / synchronous and asynchronous learning / Moodle / Microsoft Teams / foreign language / English and Chinese / services / applications.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батуева Елена Викторовна, Дашеева Александра Цыдендамбаевна

в статье анализируется опыт работы преподавателей на учебных платформах Moodle, Microsoft Teams в период дистанционного обучения. Особое внимание авторы уделили дополнительным интерактивным приложениям, необходимые для учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батуева Елена Викторовна, Дашеева Александра Цыдендамбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY (USING THE EXAMPLE ENGLISH AND CHINESE)

the article analyzes the experience of teachers working on educational platforms Moodle, Microsoft Teams during distance learning. The authors paid special attention to additional interactive applications that are necessary for the educational process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ)»

VII Международная научно-практическая конференция

УДК-378.1

Батуева Елена Викторовна Batueva Elena Victorovna

кандидат педагогических наук, доцент PhD in Education Science, Associated Professor Дашеева Александра Цыдендамбаевна Dasheeva Aleksandra Tsydendambaevna

старший преподаватель, заведующая центром дополнительного

образования и тестирования ФГБОУ ВО Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.

Филиппова

Senior Teacher, the Head of the Centre of Complementary Education and Testing Buryat State Agriculture Academy under the name V.R. Philippova

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY (USING THE EXAMPLE ENGLISH

AND CHINESE)

Ключевые слова: дистанционное обучение, синхронное и асинхронное обучение, Moodle, Microsoft Teams, иностранный язык, английский и китайский языки, сервисы, приложения.

Аннотация: в статье анализируется опыт работы преподавателей на учебных платформах Moodle, Microsoft Teams в период дистанционного обучения. Особое внимание авторы уделили дополнительным интерактивным приложениям, необходимые для учебного процесса.

Key words: distance learning, synchronous and asynchronous learning, Moodle, Microsoft Teams, foreign language, English and Chinese, services, applications.

Annotation: the article analyzes the experience of teachers working on educational platforms Moodle, Microsoft Teams during distance learning. The authors paid special attention to additional interactive applications that are necessary for the educational process.

«Вопросы развития современной науки и техники»

В период вынужденной самоизоляции по причине распространения

короновирусной инфекции практически все отрасли человеческой жизнедеятельности подверглись изменениям. Эти перемены так же повлияли на сферу образования. Все общество массово перешло в онлайн режим. Формат дистанционного обучения прочно закрепился в системе образования благодаря возможностям инфокоммуникационным технологиям. Пандемия послужила мощным стимулом активно осваивать обучающие онлайн платформы, сервисы, доступные мультимедиа.

По мнению А. В. Зубова, «Дистанционное обучение — это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [2].

Обратимся к определению А.А. Андреева, который считает, что «дистанционное обучение — это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1].

Соглашаясь с мнениями видных ученых, считаем, что дистанционная форма обучения представляет собой высокотехнологичный процесс удаленного взаимодействия преподавателя и учащихся, признаками которого являются интерактивность, системность и самостоятельность.

В научной литературе все чаще говорят про синхронное и асинхронное дистанционное обучение. Под синхронным обучением, таким образом, можно понимать обучение, при котором взаимодействие между обучающимися и обучаемыми происходит в одно и то же время. В случае традиционного аудиторного обучения мы можем также сказать, что такое обучение происходит

VII Международная научно-практическая конференция в одном и том же месте при одновременном взаимодействии его участников.

Средствами для организации такого обучения выступают видео конференции,

чаты, вебинары, обмен сообщениями в реальном времени [3].

Асинхронное обучение - это обучение несинхронное, неодновременное, при котором взаимодействие между субъектами обучения происходит в разное время. Примером такого обучения является заочное. К главным преимуществам такого обучения относится возможность выбора индивидуальной траектории изучения учебного материала, времени и места выполнения учебной работы. Такое обучение повышает уровень когнитивных умений обучающихся, развивает у них способность к рефлексии. Основной же недостаток асинхронной модели обучения, который определяется как «ощущение изолированности и отсутствия поддержки со стороны», необходимо компенсировать за счет активизации субъектного и межсубъектного взаимодействия обучающегося с элементами среды на основе использования интерактивных методов и технологий [3].

В случае с дистанционным изучением иностранных языков (английского и китайского), то оно имеет свою специфику. Следует учитывать, что при обучении речевым видам деятельности, особенно чтению и говорению, должен действовать принцип «здесь и сейчас», т.е. уместно взаимодействовать синхронно, мгновенно получать обратную связь, тем самым, развивая свою языковую коммуникативную компетенцию.

На сегодняшний день, образовательные платформы нашли свое широкое применение во многих учебных заведениях. Такими системами дистанционного обучения, как Moodle, Microsoft Teams активно пользуются по всему миру, но они имеют свои слабые и сильные стороны.

Система дистанционного обучения Moodle является и центром создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания online курсов преподавателями. Такие e-learning системы часто

«Вопросы развития современной науки и техники» называют системами управления обучения (Learning Management Systems - LMS)

или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments -

VLE).

Слово «Moodle» - это аббревиатура слов «Modular Object - Oriented Dynamic Learning Environment» (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) [4]. Данная платформа идеальна:

для создания полноценного курса, которое включает в себя тематическое наполнение курса по темам, модулям, по количеству участников (групп/подгрупп), а также предоставление или ограничения доступа к заданиям;

для создания, опросов и тестов. Параметры тестирования могут быть заданы с разным уровнем сложности и временем доступа.

для отслеживания участников образовательного процесса, их активности и время работы в онлайн. Встроенная система аналитики генерирует показатели уровня активности всех учащихся и формирует отчеты по каждому студенту.

Однако процесс обучения иностранному языку на данной платформе способствовал развитию самостоятельной работы студента, где проверялись лишь навыки письма и чтения. Катастрофически не хватало возможности выйти в режим живого общения со студентами и получить моментальную обратную связь. Для поддержания навыков говорения студенты вынуждены были прикреплять свои аудиофайлы с записью пересказов и прочих заданий на говорение и чтения. Несомненно, такой формат отчета сложно было объективно оценивать преподавателю, не имея возможности моментально реагировать на речь учащихся. Особенно остро эта проблема сказывалась в чтении и говорении на китайском языке, где, порой, требовалось совместная тренировка чтения тонов преподавателя и студента.

Система дистанционного обучения на платформе Microsoft Teams отлично подходит для интерактивного взаимодействия, говорения и аудирования в режиме онлайн. Возможности этой платформы позволяют всем участникам образовательного процесса поддерживать связь друг с другом, вести дискуссии, обмениваться файлами, встречаться онлайн, вести аудио запись занятия,

VII Международная научно-практическая конференция контролировать и выборочно приглашать участников в «виртуальные комнаты»

для работы в парах или мини-группах. Эта платформа не только упрощает

обучение, но и дает возможность создать пространство для более тесного

сотрудничества и получать мгновенную обратную связь. Возможность

интеграции с такими приложениями, как Kahoot!, Miro, Quizlet, Flipgrid, Prezi

Video способствует развитию лексико-грамматических навыков в изучении

английского языка. В качестве дополнительных средств интерактивного

обучения наибольшую пользу приносят сервисы Google, облачное хранилище,

программы Foxit Reader, Kami, а также установка расширений. Синхронизация и

интеграция этих приложений позволяет выстроить качественный учебный

процесс.

Помимо официальных учебных платформ, в распоряжении преподавателя есть мультимедийные обучающие программы и словари, огромное разнообразие Интернет-ресурсов - учебные и аутентичные материалы на иностранных языках. Например, для изучения английского языка активно применяли интерактивную доску Miro, сервис Quizlet, цифровой ресурс для создания дидактических интерактивных игр Wordwall. Отлично зарекомендовали себя сайты для изучения китайского языка shibushi.ru (ШиБуШи), chineseplus.ru (Chinese+). Сайты созданы для русскоязычных пользователей, на котором представлен разнообразный материал по грамматике, лексике HSK, иероглифике китайского языка, а также аудио и видео тематические презентации с кликабельными субтитрами и подкастами.

Благодаря изобилию информационных ресурсов возможности дистанционного обучения кажутся безграничными. Таким образом, информационные технологии становятся важным инструментов в реализации дистанционного обучения при должном техническом оснащении всех участников образовательного процесса (наличие компьютера, микрофона, наушников, видеокамеры, интернета). Доступ к компьютерным технологиям и телекоммуникациям, а также правильное их использование - это залог успеха обучения в информационном обществе.

«Вопросы развития современной науки и техники» Библиографический список:

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. С. 196

2. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 208.

3. Михайлова Н.В. Особенности организации асинхронного обучения студентов вуза в электронной среде // Вестник Оренбургского государственного университета, 2012, №1 (224).

4. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования, Издательство: Дрофа, 2007г. - 592с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.