Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО НАВЫКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО НАВЫКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / речевые навыки / развитие речи / английский языки / уроки английского / speech / speech skills / speech development / English / English lessons

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернова Т.В.

Данная статья посвящена проблеме развития речевых навыков учащихся на уроках английского языка. Расстроено понятие и виды речевых навыков. Определены причины недостаточного уровня развития речевых навыков учащихся на практике. Охарактеризованы методы и приемы формирования речевых навыков учащихся на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чернова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES FOR DEVELOPING SPEECH SKILLS IN ENGLISH LESSONS

This article is devoted to the problem of developing students' speech skills in English lessons. The concept and types of speech skills are upset. The reasons for the insufficient level of development of students' speech skills in practice are determined. The methods and techniques of forming students' speech skills in English lessons are described.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО НАВЫКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 37

Чернова Т.В.

Национальный исследовательский университет Московский институт электронной техники (г. Москва, Россия)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО НАВЫКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: данная статья посвящена проблеме развития речевых навыков учащихся на уроках английского языка. Расстроено понятие и виды речевых навыков. Определены причины недостаточного уровня развития речевых навыков учащихся на практике. Охарактеризованы методы и приемы формирования речевых навыков учащихся на уроках английского языка.

Ключевые слова: речь, речевые навыки, развитие речи, английский языки, уроки английского.

Речевые навыки, являясь составной частью коммуникативной компетентности учащихся, занимают особое место на уроках английского языка. Учащийся с недостаточным уровнем развития речевых навыков оказывается неспособным понять изучаемый материал в полной мере и выражать собственные мысли относительно изученного. Речевые навыки необходимы также в повседневной жизни: для эффективного взаимодействия на английском языке при путешествиях, лучшего понимания иностранной речи на слух, для уверенности и преодоления языкового барьера. Высокий уровень развития речевых навыков повышает карьерные возможности. Большинство современных компаний ценят сотрудников с хорошими показателями речевых навыков и умением взаимодействовать на иностранном языке.

Под речевым навыком М.М. Алексеева и В.И. Яшина понимают: «речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить

оптимальным образом ту или иную операцию» [3]. А.А. Леонтьев утверждает, что навыки представляют собой: «складывание речевых механизмов, а умение -использование данных механизмов для различных целей» [1, с. 55].

Речевые навыки делятся на две формы оформления: внешнее (включает в себя произношение, интонацию и членение фраз) и внутреннее (предполагает выбор рода, числа и падежа).

Характерными признаками речевых навыков являются: устойчивость, способность к переносу в новую ситуацию, творческий характер и продуктивность. Так, речевые навыки могут использоваться в новых условиях, приобретая новые сочетания и языковые единицы.

Выделяется четыре вида речевых навыков [3]:

1. говорение (умение говорить, излагать собственные мысли в устной форме),

2. аудирование (восприятие и понимание речи в ее звуковой форме),

3. письмо (умение излагать собственные мысли в письменной форме),

4. чтение (восприятие и понимание речи в ее графическом изображении).

Анализ научно-методической литературы позволил выделить причины

недостаточного уровня развития речевых навыков учащихся на практике [2, 4,

5].

В большинстве случаев учителя фокусируются на понимании иноязычной речи и формировании грамматических навыков учащихся. Вследствие чего отсутствует практика говорения, не создаются условия для выражения мыслей на изучаемом языке.

В представлении учащихся не сформированы речевые модели. Это затрудняет формулирование собственных высказываний на английском языке. Следует предлагать учащимся как можно больше образцов и примеров построения речевых высказываний.

Недостаточный уровень словарного запаса также затрудняет развитие речевых навыков учащихся. В таком случае учащимся сложно подбирать слова для построения речевых высказываний на английском языке.

Еще одной причиной низкого уровня развития речевых навыков является страх и неуверенность учащихся. Из-за того, что учащиеся боятся допустить ошибку, остаться неправильно понятыми, они и вовсе отказываются строить речевые высказывания.

С целью развития речевых навыков учащихся на английском языке и преодоления выше представленных трудностей, следует использовать соответствующие методы и приемы. В целом для этого необходимо создать условия, в которых учащиеся будут практиковаться в говорении, осваивать модели речи, обогащать словарный запас. При этом важно поддерживать благоприятную атмосферу. Учащиеся должны чувствовать себя спокойно и не бояться строить речевые высказывания.

Групповая работа и работа в парах как методы обучения имеют огромный потенциал при развитии речевых навыков. Взаимодействие при достижении общей учебной цели способствует лучшему пониманию учебного материала, формированию умения задавать вопросы, отвечать на вопросы, излагать собственную точку зрения.

Дискуссия также обладает обширными возможностями при развитии речевых навыков учащихся. Речевые навыки учащихся формируются при кратком предварительном обсуждении темы в мини-группах, через ведение дискуссии по заранее подготовленным вопросам, обоснование собственного мнения и коллективное обсуждение.

Использование аутентичных текстов, аудио- и видеоматериалов позволят освоить образцы и модели построения речевых высказываний. Тесты расширяют словарный запас учащихся, формируют умение правильно произносить слова и улучшают понимание текста. Аудио- и видеоматериалы способствуют развитию слухового восприятия, что также улучшает понимание текста и развивает правильное произношение слов, интонацию. В дополнение к этому можно включить работу со словарем.

Разнообразить деятельность учащихся целесообразно посредством использования ролевых игр. Ролевые игры представляют собой моделирование

различных ситуаций, позволяя отбирать языковые средства, использовать и совершенствовать речевые навыки в практической деятельности.

Метод «имитационных повторов» предполагает постепенное развитие речевых навыков посредством многократного повторения языкового минимума. Наиболее продуктивно данный метод использовать на этапе актуализации знаний учащихся в виде небольшого тренинга или фонетической разминки. Источником контроля знаний могут быть аутентичные материалы (текст, аудио или видео) с содержанием краткого пояснения на заданную тему.

Встреча с носителями языка также улучшит речевые навыки учащихся. При взаимодействии с носителями языка улучшается произношение, грамматика, понимание речи.

Такие методы обучения, как эссе, сочинение, перевод текстов, написание небольших статей развивают навыки письменной речи учащихся, развивают грамматические и орфографические навыки, обогащают словарный запас.

Особую популярность в настоящее время приобретают языковые приложения и онлайн-сервисы. В настоящее время разработано множество сайтов и приложений, которые специализируются на развитии речевых навыков. Задача учителя - правильно отобрать и грамотно организовать работы с приложениями и онлайн-сервисами на занятии.

Е.И. Пассов выделяет четыре группы приемов развития речевых навыков учащихся [4].

Первая группа - имитативные (используется речевой материал, который служит для учащегося речевым образцом). Речевое высказывание учащегося создается с опорой на речевую модель (реплику) учителя. Например, подтвердить или опровергнуть реплику.

Вторая группа - подстановочные (учащимся предлагается построить речевое высказывание, подставляя какую-либо языковую единицу). Например, использовать глаголы, антонимы, синонимы и т.д.

Третья группа - трансформационные методы (учащимся предлагается трансформировать высказывание учителя). Например, сказать, что хотят заняться чем-то другим.

Четвертая группа - собственно-продуктивные (учащиеся самостоятельно воспроизводят языковые единицы). Например, предлагается кратко рассказать о теме, о своих впечатлениях и др.

В дополнение к приемам развития речевых навыков, выделенных Е.И. Пассовым, могут использовать следующие приемы:

- как составление цепочки слов одного класса (животные, мебель, времена года и др.),

- подбор прилагательных к существительным,

- замена слов синонимами в предложении,

- восстановление деформированных предложений,

- определение различий в словах,

- составление текста по заданной теме,

- составление связного текста с использованием определенных слов,

- исправление ошибок в тексте.

Таким образом, современная практика языкового образования учащихся указывает на ряд сложностей при развитии речевых навыков. Вследствие чего учителя встают перед поиском эффективных методов и приемов развития речевых навыков учащихся. Рассмотрев различные методы и приемы развития речевых навыков, следует отметить, что они будут эффективны при соблюдении ряда условий: опора на интересы и имеющийся опыт учащихся, мотивация учащихся и грамотное использование методов и приемов (соответствие поставленным целям и задачам). Каждый педагог, используя тот или иной метод обучения, должен идти в ногу со временем, учитывать потребности и интересы современных учащихся, осваивать новые методы и приемы обучения, использовать последние достижения науки и техники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 177 с;

2. Вершинина О.А. Развитие умений письменной речи на уроках английского языка // Научный потенциал. 2023. № 4-2 (43). С. 35-38;

3. Оралхан А.А. Развитие навыков устной речи на уроках английского языка // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки. 2023. С. 264-269;

4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с;

5. Экомаскин В.А. Ролевые игры на уроках английского языка // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 11-4 (36). С. 37-38

Chernova T.V.

Moscow Institute of Electronic Technology (Moscow, Russia)

METHODS AND TECHNIQUES FOR DEVELOPING SPEECH SKILLS IN ENGLISH LESSONS

Abstract: this article is devoted to the problem of developing students' speech skills in English lessons. The concept and types of speech skills are upset. The reasons for the insufficient level of development of students' speech skills in practice are determined. The methods and techniques of forming students' speech skills in English lessons are described.

Keywords: speech, speech skills, speech development, English, English lessons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.