Методы и инструменты Экономические науки стимулирования малого инновационного бизнеса
Гуденко И. К.
Одной из приоритетных задач России в настоящее время является переход экономики на инновационный путь развития, что требует формирования соответствующей инфраструктуры. В рамках создания должной инфраструктуры развиваются такие организации, как технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, ориентированные на создание условий, благоприятных для реализации инновационного бизнеса, на поддержку венчурных фирм и их развитие.
Технопарки содействуют формированию наукоемких технологий и фирм, работают над изучением селекцией и поддержкой лучших проектов, содействует успешной коммерциализации разработок научных исследований, а также научно-технических результатов. Технопарки решают важные проблемы региона: создают новые рабочие должности, содействуют структурной перестройке и переходу устаревших производств к более усовершенствованным технологиям.
В настоящее время выделяют такие виды технопарков как: университетские, отраслевые, сетевые, а также технопарки на базе наукоградов и индустриального типа. Большее распространения получили университетские технопарки. Большим инновационным предприятиям в пределах университетских технопарков являются услуги следующего сектора: аренда помещений, телексное и телефонное обслуживание, доступ к результатам НИОКР, поддержка в подготовке технических проектов, а также подбор и обучение специалистов и др.
В России университетские технопарки выполняют функции технологических бизнес-инкубаторов, так как содействуют коммерческой исполнению завершенных НИОКР.
В структуру технопарка входят: Инновационный бизнес-инкубатор, Региональный центр развития инновационной деятельности, Байкальский центр трансфера технологий и венчурного предпринимательства, Байкальская ассоциация бизнес-ангелов.
Региональные технопарки создаются для бизнес-консультирования и юридического сопровождения проектов, а так же для реализации инновационных процессов в любом секторе экономики.
Индустриальные технопарки — это комплекс объектов физической инфраструктуры для создания новых производств. Условия размещения производственного технопарка и требования к его объектам определяются на основе пожеланий потенциального резидента либо на основе анализа опыта размещения производственных комплексов в соответствующих отраслях промышленности.
Технопарки индустриального типа — это промышленные зоны, в которых сосредоточиваются промышленные производства и разнообразные объекты инфраструктуры, обеспечивающие бизнес-процесс, в том числе гостиницы, офисные центры, логистические центры и т.п., с обязательной охраной и едиными информационными сетями. Организация технопарка подразумевает также обеспечение бизнеса консультантами различного профиля: юристами и специалистами по финансовым вопросам.
Заслуживают внимания сетевые технопарки. Зачастую строительство сетевых технопарков является инициативой местных властей, которые хотят с помощью данного объекта распределить потенциальные экономические и социальные выгоды от создания технопарка по городам региона. Однако существуют и экономические предпосылки для создания сетевых структур технопарков, в том числе: обеспечение широкого охвата исследователей, проживающих и работающих в разных городах, экономия затрат на содержание за счет
включения в состав технопарка ранее созданных, но рассредоточенных по городам исследовательских центров и др.
Идея использования интеллектуального потенциала, коммерциализации научно-технических разработок реализуется путем организации научных и технологических парков в академгородках и наукоградах. В этой связи еще одной разновидностью технопарков являются технопарки на базе наукоградов.
Бизнес-инкубатор — это структура, которая оказывает помощь предприятиям на стадии инкубации, когда осуществляются первые шаги его развития. Этот этап, как правило, связан с материальными вложениями в организацию рабочего пространства, такими как льготная аренда помещения, доступ к офисному оборудованию, консалтинговые услуги. Именно в этом состоит суть бизнес-инкубатора. К тому же это еще и обучение, настоящая школа бизнеса. Здесь на малом пространстве собирается вся необходимая информация. Все это в итоге значительно увеличивает шансы предприятия на выживание и сокращает затраты на его создание и организацию деятельности. Инкубаторы взращивают новые фирмы, помогая им выжить и вырасти в начальный период существования, в то время, когда они наиболее уязвимы. Таким образом, цель бизнес-инкубаторов — выдать в качестве результата фирмы, которые создают рабочие места и благосостояние, укрепляют экономику, вводят в хозяйственный оборот новые технологии и воспроизводят сообщества. Стадии инкубации предшествует этап зарождения, на котором появляется идея предприятия и прорабатываются варианты ее реализации.
Основными действующими лицами на этом этапе выступают предприниматели с их предложениями и идеями. Фирмы, успешно завершившие программу инкубирования, обычно через два-три года достигают финансовой независимости и стабильности. Основной показателем эффективности бизнес-инкубатора, его финансовая устойчивость, а также количество фирм, «выпущенных» за время существования, и число успешных рабочих мест, созданных предприятиями-аренда-торами. При этом то, насколько хорошо у предприятия идут дела, зависит не только от набора и качества услуг, которые они получают в бизнес-инкубаторе, но, прежде всего, от предпринимательской активности самого предприятия.
Значимая коммерческая идея, правильная организация бизнеса, энергичное и компетентное руководство — важное условие его успеха. И только на втором плане благоприятная окружающая обстановка — преимущества, которые малое предприятие получает, будучи арендатором в бизнес-инкубаторе. Как правило, время пребывания малых предприятий в инкубаторе — около трех лет. Этот срок считается определяющим при выяснении степени жизнеспособности того или иного производства, бизнеса сферы услуг[4].
Главная цель бизнес-инкубатора состоит в создании благоприятных условий для возникновения и развития начинающих и молодых новаторских предприятий, независимо от форм собственности, с целью их укрепления, увеличения конкурентоспособности и адаптации к условиям внешней экономической среды.
Результатом участия в бизнес-инкубаторе является выпуск успешных компаний, которые через три года должны самостоятельно существовать и успешно развиваться. Бизнес-инкубаторы признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой. В мире на сегодняшний день действует более 4000 бизнес-инкубаторов[6].
Основные задачи бизнес-инкубатора:
• оздоровление экономической активности региона, развитие внутренних рынков, диверсификация региона;
• рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, а, следовательно, расширение налогооблагаемой базы региона и государства;
• наиболее полное использование ресурсов региона, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.
• повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау;
• создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики;
• рост занятости и уровня жизни населении;
• увеличение выживаемости субъектов малого бизнеса. Технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе новых городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа, обычно они возникают на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон, тем не менее, располагают развитыми инновационными структурами.
Технополис — это свободная зона эпохи высоких технологий, где осуществляется сочетание науки и технологии с мировой и традиционной национальной культурой. В результате создается новая общность творческих и всесторонне развитых людей. Сегодня в Японии реализуется проект технополисов третьего тысячелетия, где предпринята попытка соединить стратегию интеллектуализации всего японского хозяйства с учетом национального (исторического, этнического и культурного) разнообразия. Технополис, включая промышленную, научно-исследовательскую и селитебную зоны, размещается в местности с комфортной средой обитания, культурными и рекреационными возможностями. Технополис должен быть расположен вблизи базового города, который обеспечивал бы его коммунальное обслуживание. Обязательными условиями является наличие аэропорта или станции скоростной железной дороги. Технополис означает создание комфортной среды обитания, способствующей творческой научной работе и мышлению.
Технополисы формируются на основе принципов конкурентной ориентации и организационной экономической эффективности. Создаваемый опытный продукт должен обладать конкурентоспособностью на мировом рынке. При организации технополисов и инновационных центров устраняются традиционные бюрократические формы управления. В Западной Европе большое внимание уделяют принципу субсидиарности в области технологической политики, предусматривающей делегирование более широких полномочий на региональный уровень. В процессе глобализации наибольшее преимущество получили технополисы и инновационные центры, где конкурентоспособность обеспечивается высокой степенью открытости для международного сотрудничества и привлечения талантливых разработчиков новых технологий со всего мира.
Так как малые и средние предприятия являются одним из движителей научно-технического прогресса, в США им
оказывается всесторонняя поддержка. Так, для обеспечения благоприятных условий для успешной деятельности инновационно-активных малых и средних предприятий ещё в 1982 году принят законопроект «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе». Его основными целями являются:
1. Стимулирование технологических инноваций;
2. Использование потенциала малых и средних предприятий для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;
3. Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;
4. Помощь частному сектору в коммерциализации научно-технических достижений, по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;
5. Вовлечение малых предприятий в квалифицированный перечень фирм США работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в социальных исследованиях и разработках.
На основе этого закона в США была создана Администрация по делам малого и среднего бизнеса, которая успешно реализует следующие программы1:
• «Программа Инновационных исследований в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research — SBIR), которая служит для привлечения инновационных идей малого бизнеса для решения научно-технических проблем государственной важности по тематике 10 крупнейших федеральных министерств и национальных агентств, в том числе обороны, образования, энергетики, космонавтике и прочие. Данная программа осуществляет государственное финансирование проектов малого и среднего бизнеса только на стадиях подготовки НИОКР и их осуществления, а фраза внедрения результатов финансирования за счет средств частных инвестиционных фондов, либо за счет создания венчурных предприятий, либо же за счет заключения государственных контрактов на производство продукции;
• «Программа трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program — STTR), призванная содействовать разработке инновационных продуктов и технологий от разработки идей до её коммерциализации для предприятий малого и среднего бизнеса, некоммерческих исследовательских институтов. Финансирование проектов осуществляется в 3 этапа, причем на последнем этапе также как и в программе SBIR, поисками инвестора занимается предприниматель малого и среднего сектора, зачастую привлекая частных инвесторов или другие федеральные агентства.
• «Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company — SBIC), которая служит для обеспечения малого и среднего предпринимательства рисковым и инвестиционным капиталом в период их старта, роста и последующего расширения;
• Программа: «Деловые информационные центры»
(Business Information Center — BIC) направлена на поддержку деятельности около 400 информационных центров, которые содействуют применению новейших высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе на основе использования современной аппаратуры, ком-
1. Поддержка малого предпринимательства в США / Н. Юсупова // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 5. - С.87.
Экономические науки
муникационных систем и программного обеспечения;
• Программа: «Корпус консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives — SCORE) предлагает систему бесплатного консультирования по техническим, организационным и финансовым проблемам начинающих и действующих предпринимателей на различных этапах развития их предприятий. Данная программа позволяет способствовать передаче опыта успешных предпринимателей молодому поколению, увеличивая эффективность реализации инновационных программ и проектов.
В настоящее время в США все более широкое распространение в сфереинновационного высокотехнологичного бизнеса получают нанотехнологии. Их использование в электронике (чипы, полупроводники), энергетике (батареи, аккумуляторы), химии, нефтехимии и нефтепереработке, при использовании лекарств порождено научными исследованиями на основе современного сверхчувствительного и сверхточного оборудования, обеспечивающих высокую достоверность анализов. Специфика экономики в сфере нанотехнологий вытекает из особенностей самого нанотехнологичного продукта — быстрота темпов возникновения, распространения и их смены. За счет этого жизненный цикл рынка товаров сузился до временного интервала в 7-9 лет. Именно поэтому крупные предприятия, обладая обширной и сложной иерархией управления не могут гибко и оперативно принимать управленческие решения, поэтому нанотехнологии становятся прерогативой малого и среднего инновационного бизнеса. В США ежегодно в рамках программ поддержки малого и среднего инновационного бизнеса реализуется свыше 6 тыс. проектов на общую сумму более $2 млрд.2
Развитие малых наукоемких предприятий в современной России, по мнению автора, должно основываться на использовании следующих мероприятий и инструментов:
• разработка единой системы нормативно-правовой базы регулирования деятельности малого предпринимательства;
• создание специализированного государственного органа, занимающегося управлением развития малого инновационного предпринимательства;
• снижение административных барьеров, ограничивающих возможности малых форм хозяйствования и связанных с системой регистрации и лицензирования деятельности МП, сертификации и стандартизации наукоемкой продукции, с организацией процедуры патентования и защиты интеллектуальной собственности;
• обеспечение ресурсной поддержки малого инновационного предпринимательства, которая предусматривает комплекс направлений финансовой, имущественной, информационной помощи;
• расширение инновационной инфраструктуры за счет развития инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологии, венчурных фондов, фондов содействия научно-технической деятельности МИП, выставочных центров, консалтинговых фирм, ассоциаций малых предприятий, кредитных союзов, экспортно-ориентированных особых экономических зон и пр.;
• активная реализация способов коммерциализации тех-
2. «Инновационные исследования в малом бизнесе - Small business innovation research»//URL: http://www.sbir.gov
нологий, направленных на получение прибыли от конкретных инновационных проектов и технологических разработок, осуществляемых МИП, и обеспечивающих их выход на новые рынки, в том числе зарубежные.
• поддержка кооперации между субъектами малого инновационного предпринимательства, крупными производственными предприятиями, организациями науки и образования, органами власти, финансовыми структурами, стимулирование их совместной деятельности по разработке, внедрение и коммерциализации наукоемкой продукции, а также стимулирование формирования кластерных сетей высоких технологий на региональном, межрегиональном и международном уровнях;
• усиление региональной составляющей в системе поддержки МИП;
• создание системы кадрового обеспечения деятельности малых инновационных предприятий путем внедрения новых образовательных технологий, открытия новых направлений подготовки специалистов и магистров в высших учебных заведениях, расширение программ переподготовки и повышения квалификации кадров.
На сегодняшний день в России в значительной степени инновационная активность компаний блокируется низкой конкуренцией в большинстве секторов экономики. Исключение составляют только розничная торговля и сектор мобильной связи. Негативное влияние на развитие инновационного процесса оказывает также слабая финансовая система. Успех инноваций возможен только при условии одновременного совпадения общественных потребностей, спроса и предложения технологических изобретений [7].
Важным шагом на пути к модернизации российской экономики является признание необходимости формирования гуманистической культуры как одного из приоритетов государственной политики. Без этого, какими бы ни были финансовые усилия государства по поддержке инновационной деятельности российских компаний, формирование экономики инновационного типа невозможно.
Список использованных источников
1. Белякова А.А., Стимулирование инновационной деятельности
как фактор экономического роста (опыт США) // Известия 2010. №5 - с. 13-16.
2. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О.Г Голиченко. М.,
2009. - 281 с.
3. Ивасенко А.Г, Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент. - М.: КНОРУС, 2009. - 238 с.
4. Иванченко В. Проблема инновационного воспроизводства // Экономист. 2010. № 2. - 422 с.
5. Куроедова М.А., Хватова Т.Ю Национальные инновационные системы: опыт Германии и возможности для России //
Вестник ТГУ, выпуск 2 (70), 2009. - с. 18-24.
6. Курочкин А.А, Малыгин М.Л., Шевчук Л.В Анализ механизмов стимулирования инновационной деятельности за рубежом // Инновационная деятельность 2010. №2 - с. 41-47.
7. Литовченко С.Е. Инновационный бизнес: основа ускоренного роста экономики Российской Федерации // Инновации 2009 №5 - с. 29-33.
8. Римлянд Е. Ю. Проблемы совершенствования управления инновационной деятельностью. М., 2009. - 458 с.
9. Рудь Н.Ю. Государственное содействие инновациям в зарубежных странах // Российский внешнеэкономический вестник №11 (Ноябрь) 2009. - с. 14-16.
10. Симачев Ю.В. Направления и факторы реформирования промышленных предприятий //Экономический журнал ВШЭ. - 2010. - №3. - с. 31-36.