Научная статья на тему 'Методы и информационная база финансового анализа'

Методы и информационная база финансового анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1241
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шураева В. А.

Роль финансового анализа в рыночной экономике не только возросла, но и качественно изменилась. Это обусловлено тем, что финансовый анализ из рядового звена экономического анализа превратился в условиях рынка в главный метод оценки состояния экономики. Результаты финансового анализа являются основой принятия управленческих решений стратегического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и информационная база финансового анализа»

Учитывая, что в глобальном рынке конкуренции побеждает тот, у кого команда единомышленников, готовая побороться за «местом под солнцем» вопрос о внедрении новых тенденций в сфере мотивации персонала на российских предприятиях встает остро и требует максимального внимания со стороны руководителей всех уровней.

Реализация данного проекта позволяет расширить перечень наших конкурентных преимуществ в рамках корпоративного обслуживания, увеличить количество прямых клиентов и поддерживать лидирующие позиции на рынке тур услуг.

Список литературы:

1. Программа «Хочу в отпуск» [Электронный ресурс] / MICE Самараин-тур. - Режим доступа: http://mice.samaraintour.ru/hochu_v_otpusk.

2. Программа «Сертификатов и ваучеров» [Электронный ресурс] / MICE Самараинтур. - Режим доступа: http://mice.samaraintour.ru/systema_vauche-rov_sertifikatov.

3. Корпоративные мероприятия [Электронный ресурс] / MICE Самараинтур. - Режим доступа: http://mice.samaraintour.ru/4.

МЕТОДЫ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

© Шураева В.А.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Роль финансового анализа в рыночной экономике не только возросла, но и качественно изменилась. Это обусловлено тем, что финансовый анализ из рядового звена экономического анализа превратился в условиях рынка в главный метод оценки состояния экономики. Результаты финансового анализа являются основой принятия управленческих решений стратегического характера.

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам по-

* Магистрант программы «Финансовый менеджмент».

ставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий. Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента особенно в крупных компаниях, где принятие управленческих решений осуществляется с применением методов финансового анализа. Собственники анализируют финансовые отчеты с целью поиска путей повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения предприятия на рынке. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Принимая решение о вложении капитала в то или иное предприятие, каждый инвестор оценивает риски, которые могут при этом возникнуть. Важную роль при этом играет качественная оценка финансового состояния этого предприятия и эффективности его работы.

Таким образом, результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов [3].

Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.

Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов -информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Соответственно, в результате деления стейкхолдеров на группы определяются разные требования к проведению финансового анализа предприятия.

Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей.

При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета.

В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск ре-

шений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений и направлений деятельности предприятия, а также видов продукции [3].

Основной целью финансового анализа является получение определенного числа приоритетных показателей, дающих объективное представление о финансовом состоянии предприятия таких как, изменения в структуре активов и пассивов, динамика расчетов с дебиторами и кредиторами, величина прибыли и убытков, уровень рентабельности активов, собственного капитала и продаж, изменения в оборачиваемости активов и собственного капитала [1].

При этом ведущих менеджеров и аналитиков может интересовать как текущее финансовое положение предприятия, так и его прогноз на ближайшую перспективу. Исходной базой для финансового анализа служат данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает воспроизвести все ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть с необходимой для аналитика степенью агрегирования.

Комплексный анализ финансовой деятельности может проводиться с различной степенью детализации. Глубина и качество финансового анализа зависят от объема и достоверности информации, находящейся в распоряжении аналитика. В соответствии с возможностями доступа к информационным ресурсам выделяют два уровня данных - внешние и внутренние. Внешние данные содержат общедоступную информацию об объекте анализа и представлены пользователям в форме бухгалтерской и статистической отчетности, публикаций в средствах массовой информации; отраслевые обзоры; материалы собрания акционеров; данные информационно-аналитических агентств.

Внутренние данные представляют собой конфиденциальную информацию о деятельности анализируемого предприятия, которая носит служебный характер. К числу внутренних источников информации относятся данные управленческого (производственного) учета, учетные регистры и аналитические расшифровки финансового учета, хозяйственно-правовая, техническая, нормативно-плановая документация [2].

Зачастую имеет место упрощенный подход к пониманию информационной базы финансового анализа, который подразумевает использование в качестве таковой лишь финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Такого рода ограничение информационной базы данных снижает качество финансового анализа и не позволяет получить объективную внешнюю оценку эф-

фективности финансовой деятельности организации. Другими словами, ограничивая информационную базу, аналитик упускает возможность учесть, например, отраслевую принадлежность хозяйствующего субъекта, состояние внешней среды, включая рынок материальных и финансовых ресурсов, тенденции фондового рынка (при анализе предприятий, созданные в форме открытого акционерного общества).

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

- чтение бухгалтерской отчетности;

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- сравнительный (пространственный) анализ;

- факторный анализ;

- метод финансовых коэффициентов.

Чтение бухгалтерской отчетности - общее ознакомление с финансовым положением по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках.

Чтение отчетности - необходимый этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с объектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности важно рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж.

Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

- простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;

- анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т.е. осуществляют прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения, как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.

Факторный анализ - это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном - отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

ЧП ЧП ВР А

ЧРСК =-х-х-х-х100

СК ВР А СК

где ЧРСК - чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП - чистая прибыль за расчетный период;

СК - собственный капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР - выручка (нетто) от реализации продукции; А - активы на последнюю отчетную дату.

Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

- снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;

- менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;

- изменения структуры авансированного капитала (финансового ле-вериджа).

Анализ показателя чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал, используют при решении вопроса, насколько предприятие может повысить свои активы в будущем без прироста внешних источников финансирования (кредитов и займов), т.е.:

- при выборе рациональной структуры капитала;

- при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.

Метод финансовых коэффициентов - расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении аналитической работы следует учитывать следующие факторы:

- эффективность применяемых методов планирования;

- достоверность бухгалтерской отчетности;

- использование различных методов учета (учетной политики);

- уровень диверсификации деятельности других предприятий;

- статичность применяемых коэффициентов.

В практике западных корпораций (США, Канада, Великобритания) наибольшее распространение получили следующие три коэффициента: ROA, ROE, ROIC.

Прибыль, приходящаяся на общую сумму активов:

„„ . Чистая прибыль + Проценты ■ (1 - Ставка налога) , „„„.

ROA =---í—í---- х 100%

Всего активов

Данный показатель выражает, сколько компания заработала на суммарных активах, сформированных за счет собственных и привлеченных источников. Коэффициент ROA высшее руководство компании постоянно использует для оценки деятельности структурных подразделений (дочерних и зависимых обществ).

Прибыль на собственный капитал:

Чистая прибыль

ROE =---х 100%

Акционерный капитал

Этот коэффициент показывает, сколько было заработано на средствах, вложенных владельцами акций (либо прямо, либо при помощи нераспределенной прибыли). Коэффициент ROE представляет интерес для существующих или потенциальных инвесторов, а также для руководства компании, призванного наилучшим образом учитывать интересы акционеров.

Инвестированный капитал, называемый также постоянным капиталом, представляет собой сумму долгосрочных обязательств (кредитов и займов) и акционерного капитала. Поэтому он выражает денежные ресурсы, находящиеся в обороте предприятия длительное время. Предполагается, что краткосрочные обязательства имеют тенденцию к колебаниям, автоматически связанным с изменениями по текущим активам.

Прибыль на инвестированный капитал:

Чистая прибыль + Проценты■ (1 - Ставка налога)

ROIC =----—-----— х 100%

Долгосрочные обязательства + Акционерный капитал

Инвестированный капитал равен также оборотному (работающему) капиталу плюс основной капитал. Данный факт указывает на то, что акционеры и кредиторы должны финансировать имущество и оборудование компании, иные долгосрочные активы и ту часть текущих активов, которая не возмещена за счет краткосрочных обязательств.

Отдельные фирмы часто используют показатель ROIC для оценки деятельности своих филиалов, часто называя его прибылью на задействованный капитал (ROCE) или «чистые активы» (активы минус текущие обязательства).

Прибыль на инвестированный капитал равна чистой прибыли, деленной на инвестиции. Коэффициент ROI можно рассматривать как совокупный результат двух факторов: рентабельности продаж и использования инвестиций.

Чистая прибыль Чистая прибыль Объем продаж

Инвестиции (ROI) Объем продаж Инвестиции

Каждый из двух терминов с правой стороны уравнения имеет свой экономический смысл. Чистая прибыль, деленная на объем продаж, выражает экономическую рентабельность проданных товаров (ROS). Второй показатель - объем продаж, деленный на инвестиции, - характеризует оборачиваемость последних.

Данные отношения показывают два основных пути улучшения данного показателя (ROI). Во-первых, этого можно добиться повышением нормы прибыли. Во-вторых, параметр (ROI) может быть улучшен за счет увеличения оборачиваемости инвестиций. В свою очередь, оборачиваемость последних можно повысить, либо увеличив объем продаж, сохранив неизменной сумму инвестиций, либо снизив объем инвестиций, необходимых для поддержания заданной величины объема продаж [1].

Цель финансового анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Результаты анализа показывают, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дают возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

Список литературы:

1. Бочаров В.В. Финансовый анализ: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2002.

2. Бондарь Н. Комплексный анализ и оценка эффективности финансовой деятельности организации. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Воронов К.Е., Максимов О.А. Финансовый анализ. Некоторые положения и методики. - М.: ИКФ «Альф», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.