Научная статья на тему 'Международные методики анализа финансового состояния организации'

Международные методики анализа финансового состояния организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1590
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ / МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ / FINANCIAL CONDITION OF THE ORGANIZATION / ANALYSIS OF FINANCIAL CONDITION / METHODS OF FINANCIAL ANALYSIS / PROFIT / RETURN ON EQUITY / RETURN ON INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалева Ольга Валерьевна

В статье рассмотрены различные подходы к анализу финансового состояния организаций за рубежом. Представлен перечень показателей, позволяющих оценить степень финансовой устойчивости организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL METHODS OF ANALYSIS OF THE FINANCIAL STATUS OF THE ORGANIZATION

Different approaches to the analysis of the financial state of organizations abroad are considered in the article. The list of indicators allowing to estimate a degree of financial stability of the organization is presented

Текст научной работы на тему «Международные методики анализа финансового состояния организации»

УДК 338.24

Михалева Ольга Валерьевна, магистрант направления Учет, анализ и аудит экономической деятельности, Курский государственный университет

e-mail: kiss2135@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в статье рассмотрены различные подходы к анализу финансового состояния организаций за рубежом. Представлен перечень показателей, позволяющих оценить степень финансовой устойчивости организации.

Ключевые слова: финансовое состояние организации, анализ финансового состояния, методы финансового анализа, прибыль, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций

Mihaleva Olga Valerievna, master's degree student in Accounting, Analysis and Audit of Economic Activity, Kursk State University

e-mail: kiss2135@mail.ru

INTERNATIONAL METHODS OF ANALYSIS OF THE FINANCIAL STATUS OF THE ORGANIZATION

Abstract: Different approaches to the analysis of the financial state of organizations abroad are considered in the article. The list of indicators allowing to estimate a degree of financial stability of the organization is presented.

Keywords: financial condition of the organization, analysis of financial condition, methods of financial analysis, profit, return on equity, return on investment

В деятельности финансовых менеджеров фирм, работающих на

международном рынке, сложно переоценить важность проведения анализа финансовых результатов по зарубежным методикам. Без него невозможно обосновать финансовые управленческие решения и выстроить эффективный бизнес с иностранными партнерами на основании наличия сравнимых данных анализа. Более того, такой анализ требуется отечественным фирмам при составлении отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), без которой сегодня практически невозможно привлечь зарубежный капитал.

Рисунок 1. Подходы зарубежных ученых-экономистов к трактовке понятия «финансовые результаты предприятия» Практика зарубежных фирм изобилует методиками анализа финансовых результатов. Данная тенденция обусловлена, во-первых, отсутствием общепринятого подхода к экономической сущности понятия «финансовые результаты» (рисунок 1); во-вторых, разнообразием поставленных компаниями целей, а также целым рядом факторов, связанных с информацией, временем и технической стороной обеспечения деятельности фирмы.

Обобщая представленные на рисунке 1 подходы, можно заключить, что финансовые результаты в зарубежной практике представляют собой экономический итог финансово-хозяйственной деятельности фирмы, который выражается в стоимостной (денежной) форме. При этом отдельные компании

могут использовать для анализа разные финансовые показатели.

Распространенным среди зарубежных фирм является анализ финансовых результатов посредством расчета и интерпретации показателей прибыли (см. табл.1). Сама же прибыль отнесена к части собственного капитала, отражая его прирост в течение определённого времени.

Таблица 1 - Система показателей прибыли, отраженная в отчетах о прибылях и

убытках отдельных зарубежных стран и финансовой отчетности по МСФО

Наименование документа Перечень показателей фирмы

Отчет о прибылях и убытках Германии валовый показатель деятельности, прочие прибыли от хозяйственной деятельности, прибыль от хозяйственной деятельности, прибыль от финансовой деятельности, прибыль от обычных операций, прибыль от чрезвычайных операций, прибыль за год

Отчет о прибылях и убытках Франции валовая добавленная стоимость; валовая эксплуатационная прибыль; эксплуатационная прибыль; текущая прибыль; чистая прибыль

Отчет о прибылях и убытках Чехии валовая прибыль; прибыль от реализации; прибыль от производственной деятельности; валовая прибыль от экономической деятельности; непредвиденные прибыли; чистая прибыль

Отчет о прибылях и убытках МСФО валовая прибыль, прибыль от операционной деятельности, прибыль до налогообложения, прибыль за год, базовая и разводненная прибыль на акцию

Помимо показателей прибыли, отраженных в бухгалтерской и финансовой отчетности, зарубежные фирмы анализируют также иные ее индикаторы (см. табл.2).

Таблица 2 - Система дополнительных показателей прибыли, анализируемых

зарубежными фирмами

Наименование показателя Характеристика показателя

Номинальная прибыль фактически полученная прибыль

Реальная прибыль номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции

Минимальная прибыль прибыль, обеспечивающая после уплаты налогов минимальный уровень прибыли на вложенный капитал, равный средней депозитной ставке банков, сложившейся за исследуемый период

Нормальная прибыль прибыль, соответствующая средней норме прибыли на вложенный капитал и равная минимальному вознаграждению предпринимателя, которое удерживает его в данной отрасли

Целевая прибыль прибыль, остающаяся после уплаты налогов и соответствующая потребностям фирмы в ее социальном и производственном развитии

Максимальная прибыль, выступающая базовой целевой установкой фирмы, которая

прибыль ориентирована на получение определенного притока денежных средств в отдельные периоды

Недополученная прибыль доходы, которые могли быть получены фирмой при условии более выгодного использования ресурсов, или издержки упущенных возможностей

Поток наличности сумма чистой прибыли, амортизационных отчислений и отчислений в фонд выбытия (выбытию подвергаются запасы (не подлежат амортизации) и активы, попадающие под чрезвычайное обесценивание)

Валовое самофинансирование разность потока наличности и распределенной прибыли

Чистое самофинансирование разность валового самофинансирования и амортизационных отчислений, а также отчислений в резервные фонды

Предпринимательская прибыль сумма потока наличности, налога на корпорации, прочих резервных отчислений (за минусом части, содержащейся в потоке наличности), финансовых издержек по долгосрочным обязательствам (за минусом прочих прибылей и доходов от финансовых операций)

На основе показателей прибыли, зарубежные фирмы рассчитывают разнообразные индикаторы рентабельности. Так, например, рентабельность продаж (ROS), отражающая получаемый компанией процент прибыли с каждого рубля реализации, вычисляется по формуле:

ROS = Пп х 100 % / В, (1)

где Пп - прибыль от продаж; В - выручка от продаж.

Приведенный показатель позволяет зарубежным фирмам обоснованно подходить к принятию решений о выборе пути увеличения прибыли: снижение себестоимость или наращивание объема выпуска.

Отдачу от использования активов фирмы характеризует рентабельность активов, показывающая величину чистой прибыли, приходящуюся на единицу активов:

ROA = Пч х 100 % / А, (2)

где Пч - чистая прибыль; А - активы предприятия.

С помощью коэффициента ROA можно проанализировать способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала [22].

Особое место в анализе финансовых результатов зарубежных фирм

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 занимает рентабельность собственного капитала (ROE), так как отражает отдачу главного вида используемых средств, - собственных. Показатель рассчитывается по следующей формуле:

ROE = Пч х 100 % / Ск, (3)

где Пч - чистая прибыль;

Ск - собственный капитал.

Специфика показателя заключается в том, что он отражает эффективность использования собственных средств, то есть величину чистой прибыли, полученную с 1 руб., вложенного в собственные средства. Помимо этого, данный показатель сигнализирует о степени риска фирмы, состоящего в росте ROE. На основе рентабельности собственных средств можно также спрогнозировать темпы роста прибыли.

Не менее важным представляется рентабельность инвестиций (ROI), рассчитываемая с позиции различных заинтересованных сторон (собственников, инвесторов, фирмы):

ROI = (NI + IE) / (TL - CL), (4)

где NI - чистая прибыль (доступная к распределению среди собственников);

E - проценты к уплате;

TL - совокупный объем источников финансирования (итог баланса-нетто по пассиву);

CL - краткосрочные обязательства.

Рентабельность инвестиций является основным критерием, который учитывается зарубежными компаниями при принятии решения о целесообразности вложения средств.

Анализ финансовых результатов в практике компаний иностранных государств проводится различными методами: горизонтальным, вертикальным, трендовым, сравнительным, факторным и др. Между тем, в последнее время наиболее широкое распространение в развитых странах получила методика маржинального факторного анализа прибыли и рентабельности, которая

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 именуется также методикой анализа безубыточности и методикой содействия доходу. В ее основе лежит деление производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные, а также использование маржинального дохода (МД):

МД = П + Н, (5)

где П - прибыль фирмы;

Н - постоянные затраты фирмы.

Получается, что при условии наличия сведений об объемах маржинального дохода и постоянных затрат, появляется возможность рассчитать величину прибыли фирмы:

П = МД - Н, (6)

Широко представлены в зарубежной практике финансовых расчетов факторные модели рентабельности собственного капитала, называемые факторные модели фирмы «Дюпон». Их назначение состоит в идентификации факторов, определяющих эффективность функционирования фирмы, оценке степени их влияния, а также складывающихся тенденций в их изменении и значимости.

Первоначально модель представляла собой влияние двух факторов на рентабельность активов (ROA) фирмы - рентабельности продаж и оборачиваемости активов:

ROA=№/А=Пч/В x В/А,

(7)

ROA=ROS x Koa

где Коа - коэффициент оборачиваемости активов.

Как видим, посредством двухфакторной модели Дюпона появляется возможность оценить вклад системы продаж и уровня интенсивности использования активов в формирование рентабельности компании.

На сегодняшний день достаточно актуальным в зарубежной практике анализа финансовых результатов является применение показателя добавленной экономической стоимости (EVA). Дело в том, что современной фирме не

достаточно получать прибыль и отличаться высокими значениями традиционных показателей рентабельности, необходимо также обеспечивать определенный уровень рентабельности, который позволит создавать дополнительную стоимость.

Показатель EVA рассчитывается зарубежными компаниями не одним способом, среди них [22]:

где NOPAT - чистая операционная прибыль после вычета налогов;

CoC- стоимость капитала компании;

WACC - средневзвешенная стоимость капитала;

NA - чистые активы компании.

Можно сказать, что индикатор EVA, аналогично показателям рентабельности характеризует прибыльность, однако исключает ряд недостатков, присущих традиционным показателям, а именно: искусственное занижение или завышение прибыли фирмы посредством бухгалтерских данных; отсутствие отражения временной стоимости денег; недостаточный уровень корреляции показателей рентабельности и стоимости акций, что может ввести в заблуждение инвесторов и собственников.

Более того, использование фирмами показателя добавленной экономической стоимости вносит в их аналитическую деятельность больше объективности за счет следующих преимуществ:

- отражает тесную связь со стоимостью акции, устанавливаемой с помощью статистических методов;

- дает возможность использовать максимальный объем данных бухгалтерского учета;

- учитывает стоимость инвестированного капитала.

Таким образом, зарубежные фирмы в своей практике применяют различные подходы к определению экономической сущности финансовых результатов (прирост чистых активов, разница между доходами и расходами,

EVA = NOPAT - CoC, EVA = (ROA - WACC)xNA,

(8) (9)

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 прирост собственного капитала), а также к их анализу. Степень детализации последнего определяется наименованием рассчитываемых показателей (прибыли, рентабельности, добавленной экономической стоимости и др.) и методами его проведения. В частности, помимо индикаторов, отраженных в бухгалтерской и финансовой отчетности, принято вычислять показатели номинальной, реальной, минимальной, нормальной, целевой, максимальной, недополученной прибыли, потока наличности, валового и чистого самофинансирования. Среди методов анализа наиболее информативным является факторный маржинальный анализ прибыли и рентабельности.

Список источников:

1. Репкин А.И. Микроэкономика. Часть I. Основные этапы развития и принципы экономического анализа. — СПб.: ИТМО, 2015. - 95с.

2.Сергеева И.А., Кобизев К.С. Сравнительный анализ трактовки понятия «прибыль» в отечественной и международной практике // Альманах мировой науки. - 2016. - №2-3(5). - С.99-102.

3.Сысоева Е.В. Прибыли и убыток как финансовые результаты и важнейшие категории деятельности организации в рыночных отношениях // Транспортное дело России. - 2016. - №3. - С.24-27.

4.Черутова О.В. Факторы, влияющие на прибыль и уровень рентабельности // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - Т. 1. - С. 137-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.